- 1.
К Teбе, Господи, воздвигох (вознес) душу мою.
К тебе, говорит, Господи, вознес я душу мою, отделив ее от всего того, от чего нет на земле, никакой пользы и спасения.
Боже мой! на Тя уповах; да не постыжуся во век.
Как, говорит, я всецело надеялся на Тебя, Боже мой, то посему не оставь меня в стыде, не только в настоящем веке, но и в будущем, или никогда. А я буду постыжен, когда останусь без помощи со стороны Твоей.
Слова Евсевия: Отвратившийся от земного подобен висящему на воздухе и ставшему близ Бога. А это, говорит, случи лось со мною по причине упования на Тебя. Почему и исполнившись упования, он как бы своим стяжанием называет Бога, говоря: Боже мой; и: вознесть к Тебе душу зависело от моего произволения, а избавиться—от Твоей помощи (в Катенах).
Ниже да посмеютмися врази мои.
Пусть, говорит, не смеются надо мною, Господи, враги мои, чувственные и умственные. А они будут смеяться, когда победят меня.
- 2.
Ибо ecu терпящие Тя не постыдятся.
Все, говорит, которые терпят, т. е. ожидают Твоей помощи, Господи, не будут посрамлены. В весьма многих местах псалмов терплю—такое имеет значение, т.е. ожидаю и чаю, как перевел и Акила. Ибо кто ожидает Бога на помощь себе, тот не будет постыжден, поелику получит желаемую от Бога помощь.
- 3.
Да постыдятся беззаноннующие вотще.
Иные грешат по некоторой нужде и нечаянно, как говорит Феодорит. Но те, которые грешат не по сим причинам, грешат напрасно, или не имея никакой благовидно-извинительной причины, или виною сего одна великая порочность и злонамеренность их. Таковы были и те, которые вели брань с Давидом, как видимые враги люди, так и невидимые демоны. Поелику напрасно и без всякой причины воевали против него, тогда как он ничем их не обидел.
Григорий Богослов это изъясняет так: Беззаконно поступают те, которые сверх порочности обвиняются и в безумии,—которые даже и не знают того, что производимое ими с усилием есть неправда. Замечаем, что вместо преступающие закон, один сказал—отступающее, а другой—неверующие.
- 4.
Пути Твоя, Господи, скажи ми, и стезям Твоим научи мя.
Давид выражает здесь одну и ту же вещь путями и стезями и действиями—укажи и научи, как это обыкновенно делает он и во многих других выражениях псалмов. Он повторяет одни и те же слова для показания сим великого и сердечного желания своего. Итак пути и стези означают все богоугодное. Ибо кто проходит и производит богоугодные дела, тот идет к Богу безошибочно. Давид молится, чтобы Бог научил его делам Ему угодным, по причине требуемой ими точности; и достойные изучаются тому, что должно делать непосредственно от Бога. Некоторые впрочем стезями и путями называют такое распределение вещей, по которому промысл Божий управляет всем. Итак пророк желает точнее узнать, по каким распоряжениям управляется все; чтобы при деятельном любомудрии иметь и созерцательное. Притом путями называют распоряжения более общие, а стезями частнейшиие. Еще иные путями и стезями именуют заповеди, которым изучившись из книги Божественного закона, Давид желает изучиться и делами, дабы, как обязанный исполнять оные, он знал их самым опытом и делом, после того как он знал их доселе только умом и простым разумением.
Кирилл Александр. путями называет Евангельское учение, а стезями—стези богоприличного жития: тем и другим желает научиться народ из язычников,— тот, который некогда ходил по путям и желаниям диавола.
- 5.
Настави мя на истину Твою.
Укажи мне, говорит, Господи, путь к истине Твоей, чтобы мне не блуждать в человеческих и обманчивых помыслах и не предпочитать посему одно другому, ложное истинному и злое доброму.
Другой толков. Каждый делатель добродетели желает научиться тому и другому,—путям деятельной добродетели (как сказал Давид выше), чтобы по ним всегда ходить и созерцании истины, чтобы с похвальным житием соединять и правые догматы.
И научи мя, яко (что) Ты Бог, Спас мой.
Почему так говорит Давид, когда он знал, что Бог есть Спаситель? Ответствуем: подлинно он знал по разуму; но он желал знать это и самим делом, а это он мог узнать по получении спасения, или избавления от врагов. Ибо тогда могло быть доказательство истинное и неоспоримое, что Бог есть Спаситель его, когда, надеясь только на Бога, он мог быть избавлен чудно без пособия со стороны какого либо человека.
И Тебе терпех (ожидал) весь день.
Самим делом, говорит, научи меня, Господи, что Ты Бог, спасающий меня, и что я истинно ожидал Тебя на помощь себе и надежды мои не оказались ложными. А слова: «весь день» Давид обыкновенно употребляет во многих местах, вместо всегда. Евреи же целым днем называют всю жизнь свою, потому что, когда спят, они не думают, что живут, почитая сон как бы временною смертью. Можно означенные слова, по другому изъяснению, возводить и ко Христу. Пророк Давид пророческими своими очами предвидел воплощение Его; и потому в молитве изъявляет желание чище познать, какие пути и распоряжения сделает Христос, когда воплотится. Истина Христова, о изучении которой молится Давид, есть учение Его, как и Господь сказал в Евангелии: «Я истина», также: «но Я истину говорю вам» ((Иоан 14:6); 16,7). Итак пророк говорит: научи меня, Господи, истине сей—вышесказанной. За сим надобно сделать знак остановки. Далее начиная от точки читать следующие слова: Ибо Ты Бог, Спаситель мой, то есть, Иисус, ибо Иисус, значит, Спаситель. И действительно Иисус спас Давида, когда снисшел во ад и избавил его от оного. Посему Тебя, говорит, Господи, я всегда ожидаю, что Ты придешь, и никогда не отчаиваюсь в пришествии Твоем.
- 6.
Помяни щедроты Твоя, Господи, и милости Твоя, яко от века суть.
Вспомни, говорит, Господи, что Ты щедр и милостив от века, или всегда и по естеству. Сказал: вспомни, не потому, что Бог забыл, но потому что забывающим Он представляется нам, когда медлит поданием нам помощи.
- 7.
Грех юности моем и неведения моего не помяни.
Смотри, возлюбленный, здесь, что Давид и тогда, когда был совершенный муж, просит Бога о прощении ему грехов, произведенных им в юности и когда находился в незнании; а мы теперь вовсе не рассуждаем о таковых грехах юности и неведения нашего. Почему ж он не просит и о грехах, произведенных им в полном разумении? Потому что произведенные в юности и не в полном знании прощаются и за одну молитву, а производимые при полном разумении для получения прощения требуют покаяния на самом деле и удручения тела.
Почему и Бож. Иоанн сказал: Во всю настоящую жизнь должно подвизаться, начиная тотчас с самого первого возраста и сделавшись десятилетним. Ибо с сего возраста непременно потребуется ответ во грехах. Истину сего показывает пожрание медведицами отроков за ругательства их над Елиссеем. И Бож. Кирилл, изъясняя грех неведения, сказал: «всякий грех от безрассудности, хотя бы оным согрешил старец, самое то, что он грешит делает его юнейшим и безрассуднейшим; посему он и называется юным, как упоминаемый в Евангелии расточитель. Ибо и он назван юнейшим. И Ориген: грех юности—непостоянства нрава, когда кто согрешает по незнанию.
По милости твоей помяни мя Ты.
Как милость Твоя, говорит, велика и богата; то вспомни меня, Господи, по богатой милости, иначе вспомни и помилуй, а не накажи.
Слова Феодорита: Кротко, говорит, и человеколюбиво Ты управляешь людьми. Об оказании сей то благости, умоляю теперь, чтобы Ты вспомнил свое человеколюбие, а не мой грех, а вспоминая о мне Ты поступил со мною по щедролюбию, а не по правосудию. О сем то он молился словами: по милости Твоей вспомни меня Ты не о грехе моем, но о мне вспомни человеколюбиво. У другого: Бог, как милостивый и благий, по естеству, имеет в самом естестве своем благость, по которой милостиво вспоминает о кающемся (в изд. Катен.).
Ради благости Твоея, Господи!
Вспомни, говорит, и помилуй меня, Господи! Ибо Ты по природе благ и милостив, хотя и не естеством своим Ты побуждаешься к наказание нас за грехи наши.
- 8.
Благ и прав Господь.
Благ Господь, ибо Он милует нас, прав, ибо праведно наказывает за грехи, так как правым называется, по Феодориту, тот, кто прав и праведен в судах и решениях своих.
Сего ради законоположит согрешающым на пути.
См. Толкование на (Пс 24:9)
- 9.
Наставит кроткия на суд.
Как, говорит, Бог милостив и прав в судах своих, то без сомнения положит закон, т. е. грешникам укажет закон и накажет на пути еще в настоящей жизни, которую он называет здесь путем, или дорогою, так как все люди совершают путь в этой жизни. Кротким притом он укажет путь, чтобы не блуждали по незнанию; укажет в суде, т.е. с праведным судом, как достойным сего указания. Впрочем, это—«законом положит» можно понимать и так, что Он возложит законы на согрешающих, как думает Феодорит. Дело, говорит, правейшего и правейшего полагать закон не для наказания согрешающего, а для исправления. Почему сии слова должны быть отнесены ко Христу, который в закон положил согрешающим такой путь и такую жизнь, которые Он сам проходил, чтобы ходящие по ним более не грешили. Христос указал путь кротким, когда называл их блаженными и блаженством поощрял их к добродетели: блаженны, говорит, кроткие, ибо они наследуют землю ((Матф 5:5)).
Научит кроткия путем своим.
Слова сии явно сказаны Давидом о Христе и учениках Его. Ибо они по своей кротости не противоречили Христу; и говорил им: научитесь от Меня; ибо Я кроток и смирен сердцем ((Матф 11:29)). Господь научил учеников своих путем своей жизни, потому что они видели Его и шли по следам жизни Его.
- 10.
Вси путие Господни милость и истина, взыскающым завета Его, и свидения Его.
Путями здесь называет Давид заповеди древнего закона, которые суть милость и истина для испытывающих Божественный закон. Ибо им открывается, что Бог, по милосердию к людям поставил оные в закон, и что он во всем сказываемом ими истинны, так как повелевши хранить их есть Бог —законодатель истинный. Тот же закон он назвал и заветом и свидетельствами;—заветом, ибо завещал его Бог сынам Израиля, — свидетельствами, ибо засвидетельствовал в законе, как это изъяснено после 22 ст. 17-го псалма. Касательно Христа мысль в оных словах явна. Ибо все пути жизни Христовой на земли были милость и истина для усердных искателей нового завета и Евангелия Его, или верующих учению Его и свидетельствам пророков о Нем. Ибо во всей жизни своей Господь миловал людей, благодетельствуя им, и когда учил их, говорил истину.
Некто (быть может Кирилл) говорит: Ты будешь милостив не ради нас; ибо у нас ничего нет заслуживающего священный похвалы, и мы никогда и не были такими, чтобы надлежало нас помиловать, но для имени Твоего, то есть для славы Твоей. Ибо имя здесь означает славу, равно как и в следующих словах: лучше хорошее имя, нежели великое богатство. Иные называют грех великим (многим), поскольку он почти беспределен, не сам по себе, но поскольку противополагается беспредельному Богу.
- 11.
Ради имене Твоего, Господи, и очисти грех мой, мног бо есть.
Здесь излишен союз— и —поставленный по свойству еврейского языка, в котором он употребляется излишне. Итак (по опущении союза) слова Давида выражают следующее: поелику Ты, Господи, именуешься милостивым и благим; то посему будь милостив ко греху моему—греху, учиненному мною прежде, но от которого я уже удалился. Грех мой, по сравнению с чистотою, которую я обязан хранить, многочислен. Слова сии прилично могут относиться и ко Христу, также называющемуся агнцем, принимающим, то есть очищающим грехи мира.
Слова Божеств. Кирилла: Итак, призванные чрез веру из язычников, как умудренные осиянием Духа и знавшие Евангельские законы, говорят, что все пути Господа милость и истина, не жестокость и не тень, как Моисеев закон, по которому не было пощады преступникам Моисеевых заповедей, которые умирали без милости при двух, или трех свидетелях. Притом законное не было истина, во весь закон был только тень и образ.
- 12.
Кто есть человек бояйся Господа?
Не многие, говорит, найдутся такие, которые боялись бы Господа. Если же и найдутся; то послушай, какие воздаяния обещаются им.
Законоположит ему на пути, его же изволи (который он избрал).
Различны пути спасающихся, или, по Феодориту, роды жизни: например, иной род жизни общежительной, иной отшельников и молчальников, иной трудящихся и иной созерцателей, а других еще другой. Но все сии роды жизни ведут человека к Богу. Итак, какой род жизни не изберет боящийся Бога, в том будет Бог и наставником ему учащим, что должен он делать, как мы изъяснили это выражение — «законоположит» — выше. А под страхом Божиим ты должен понимать не просто сим именем выражаемый, но сердечный и всю душу наполняющей.
К сему можно присовокупить слова Феодорита: Так Божественный Иоанн Креститель, когда вопрошали его мытари, что должно делать, советовал—ничего не брать сверх приказанного; воинам же никому не докучать, но быть довольными своим хлебом, то есть, определенным им пайком. Так и Божественный Апостол дал соответственные законы и рабам и господам, и детям и отцам, и женам и мужьям.
- 13.
Душа его во благих водворится.
Душа, говорит, боящегося Господа, по выходе ее во время смерти из тела, очутится среди тех благ, которых не видело око человека и не слышало ухо, как говорит Павел.
И семя его наследит землю.
У Евреев вожделенным предметом было деторождение. Посему здесь Давид поощряет людей к страху Божию обещанием деторождения, как бы говоря так: боящиеся Бога будут иметь много детей, которые будут наследниками земли и вообще всего имущества, принадлежащего их родителям. Можно разуметь здесь и умственное семя—учение и учащихся оному учеников. В сем отношении Давид говорит, что спасется не тот, который просто боится Господа, но дети по духу и ученики Его наследуют землю кротких.
- 14.
Держава Господь боящихся Его.
Господь, говорит, бывает крепостью для боящихся Бога людей, то есть, силою и (как бы) крепостными стенами.
И завет Его явит им.
Закон, говорит, Божий откроет боящимся Господа—что? То, что Бог есть крепость для боящихся Его. Ибо это обещает закон Божий. Или под заветом можешь разуметь непосредственно Богом открываемый совет являющий боящимся Его, что они должны делать, и не только это, но и уясняющий им разумение Божественных таинств, что делает и закон, как открывающий сокровенные тайны с чистым намерением читающим его и хранящим повеления его.
Симмах и Феодотион перевели так: Тайна Господня боящимся Его, и завет свой откроет им. Можно послушаться Самого Господа, говорит Феодорит, чрез пр. Исаию говорящего: тайны мои мне и моим ((Ис 24:16)).
- 15.
Очи мои выну ко Господу, яко Той исторгнет от сети нози мои.
Умственные, говорит, очи души моей всегда устремлены к Богу, поелику я знаю, что один Бог извлекает ноги мои из сетей видимых и невидимых врагов моих, когда случится оным быть захваченными ими.
Некто говорит: смотри, не говорят (верующие из язычников), что Он не попустит ногам моим ходить среди сетей, но извлечет из сети, ибо должно, как говорит, прийти соблазнам; но когда имеем очи всегда ко Господу, то ноги, при помощи Его, будут всегда исторгнуты из сетей, так что мы с радостью будем говорить: душа наша, как птица избавилась от сети ловцов; сеть сокрушилась и мы избавились.
- 16.
Призри на мя, и помилуй мя.
Как Бог призирает, это мы изъяснили в других псалмах. Смотри в 12 псалме, слова 3-го стиха: Призри и услыши меня.
Яко единород и нищ есмь азь.
Почему Давид называет себя единородным, когда имел и других братьев? Ответствуем, что единородным он называет себя как одинокого и удаленного от сожительства, как и в другом месте он сказал: и от руки пса единородную мою ((Пс 21:21)); а нищим себя назвал потому, что был лишен всякой человеческой помощи.
- 17.
Скорби сердца моего умножишася.
Скорби, говорит, сердца моего весьма многочисленны. Заметь, что скорби называет сердечными; это потому, что всякая скорбь, приключающаяся человеку или чрез злых людей, или чрез злые помыслы, устремляется к сердцу, которое страдает от скорбей, как самое чувствительное, более всех других частей тела.
От нужд моих изведи мя.
Освободи меня, говорит, Господи, от тесных обстоятельств и угнетающих меня несчастных случаев.
- 18.
Виждь смирение мое и труд мой.
Смирением Давид называет здесь чувственно немощь тела, по сравнению с великою силою врагов его, а умственно— сокрушение души. Подобным образом и трудом именует, в отношении к чувственности телесный труд, который он испытывал, когда бегал по горам и мучился, а в умственном—душевный, который он переносил, когда воздерживался, стоял на молитве, спал на земли, и другие бедствия претерпевал.
Бог, говорит некто из толковников, удостаивает труды святых своего призрения, за то, что они в трудах своих смиряются. Посему когда кто, заботясь о добрых делах, смиряет себя в трудах, тот может тогда с дерзновением говорить: воззри на смирение и труд мой. Еще некто: из сего мы заключаем, что смирение и злострадание освобождают человека от всякого греха: первое посекает страсти в душе, а второе в теле. По истине велико смиренномудрие и каждый из святых совершал путь по нему, и трудом ускорял свое шествие… Может и одно смирение привести (в Царство Божие), но не столь скоро. Оно и естественно в душе возрождается при исполнении заповедей и чем более плодов производит душа, тем более оно подобно деревьям, наклоняется к земли; а путь оного труды телесные с разумением, ибо труд смиряет тело, а вместе с телом смиряется и душа.
И остави вся грехи моя.
За смирение души моей, говорит, и за телесный мой труд прости, Господи, совершенно все в прежнее время учиненные мною грехи, от которых по исповедании я удержался. Заметь, что для совершенного прощения грехов человек не только должен отстать от греха, но и сверх того иметь в сердце своем смирение, а тело подвергнуть труду и злостраданию.
- 19.
Виждь враги моя, яко умножишася.
Воззри, говорит, Господи, сколь много у меня врагов, как чувственных, так и умственных.
И ненавидением нераведным возненавидеша мя.
Я, говорит, ничем не обидел ни чувственных и видимых врагов моих, ибо ни в чем я не оскорбил их, ни умственных и невидимых—демонов, но себя самого. Посему ненависть, которую они питают ко мне, не имеет никакого благовидного повода, но происходит от одной зависти и злости их.
- 20.
Сохрани душу мою.
Сохрани, говорит, Господи, душу мою, чтоб не пала в руки неправедных врагов моих; а под душою разумей, читатель, и тело, которое живет и управляется душею.
И избави мя.
Избавь меня, говорит, Господи, чтобы я не подпал под врагов моих. Или можно понимать и иначе: сохрани душу мою от невидимых врагов—демонов, и избавь тело мое от видимых врагов, старающихся овладеть оным.
Да не постыжуся, яко уповах на Тя.
Знаю, говорит, что все ожидающие от Тебя помощи не посрамляются, но получают желаемое, как сказал в начале сего псалма (в стихе 3-м), и я не постыжусь, потому что я уповаю на Тебя, и следовательно ожидаю Твоей помощи.
- 21.
Незлобивии и правии прилепляхуся мне, яко потерпех (надеялся) Тя, Господи.
Здесь воспоминает Давид о прошедшем событии. И прежде, говорит, я надеялся, то есть, ожидал твоей помощи, Господи, и не постыдился, но получил желаемое, чем привлек и многих других к подобной ревности, так что они убедились моим примером в том, что Ты один истинный и надежный помощник. Сии-то и прилепились ко мне, то есть, соединились со мною и сделались столько возлюбленными друзьями, что полагались во всем на любовь мою, так как я поступал право и, надеясь на Тебя, ожидал Твоей помощи. Кто ж это такие? Это чуждые злобы, т. е. добрые и прямые люди, каковы праведники. Посему и за то, что я привлек их к упованию на Тебя, услышь меня, Господи!
Слова Феодорита: И это черта добродетели, что она ненавидит сообщества злых и имеет знакомство и дружество с теми, которые уважают простоту, употребляют правоту и чуждаются порока. Это и пророк делал, как он сам говорит о себе; поелику он думал таким образом угодить Господу.
- 22.
Избави, Боже, Израиля от всех скорбей его.
Помолившись довольно Богу о себе, Давид умоляет Его теперь и о целом сострадавшем ему народе израильском: ибо народ страдал с царем своим Давидом не только тогда, когда против него воевали враги и иноплеменники за воцарение его (если предположить, что этот псалом уже написан был тогда); но еще многие терпели вместе с ним и во время Саула и от восстания Авессалома скорбели за Давида, которых он назвал израилем потому, что они происходили от Израиля, иначе Иакова. Не неприлично также думать, что Давид называет израилем и самого себя, как происходившего также от Израиля . А если угодно, можешь отнести эту молитву и ко Христу, Который поэтому молится Богу, как человек, о избавлении страждущих по любви к нему христиан от врагов веры, гонителей и еллинов. Ибо мы сказали прежде, что правильно могут быть названы израилем видящие верою Христа христиане, так как Израиль значит ум, видящий Бога.
Феодорит говорит: Прилична царю сия принесенная Богу молитва. Ибо поставленный начальствовать должен иметь все попечение о своих подданных. Потому то, без сомнения, и блаженный Давид приносил молитву не только о себе, но и о вверенном ему народе.
- 3.
Головна > Бібліотека > Бібліїстика > Біблійні коментарі та тлумачення > БКТ > Евфимий Зигабен > Псалтирь > Глава 24