Глава 21

< предыдущая глава   следующая глава >
Глава 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51
  • 1.

    В конец, на заступление утреннее

    Этот псалом, по Феодориту и Григорию Богослову, очевидно относится ко Христу. Он пророчествует о вочеловечении и спасительном страдании Его, что и сбылось наконец. Далее в надписи стоит «на заступление», потому что содержит прошение от лица Христа к Отцу о том, чтобы пришел к нему на заступление и на укрепляющую Его к страданию помощь. К сему присовокуплено: «утреннем» иначе Христовом. Потому что Христос называется утро, или начало дня; так как по истине Христос воссиял в нас, находившихся во тьме заблуждения, как солнце правды и свет познания. Христос молился к Отцу, как человек, научая тем и нас молиться во время смерти нашей, так как во время смерти естественно страшится и более праведный. Некоторые, принимая один предлог вместо другого, вместо—на—о, (ибо и этот образ речи обыкновенен у древних) говорят, что этот псалом о страданиях Христовых, поелику они суть утреннее заступление; ибо тогда уже воссияло в нас умственное утро Христос, победивши вместе с смертью и имевшего власть смерти, то есть, диавола.

    Кирилл Александрийский и Феодорит под заступлением утренним разумеют воскресение Господа, которое последовало в глубокое утро, до зари воскресного дня. Итак заступление есть воскресение, потому что оно прогнало от тел тление и смерть. Григорий Нисский о надписи сей говорит: эта надпись «на утреннее заступление» должна быть полезна и для нас. Писания обыкновенно называют утром то, когда установляется утро. Оно есть средний предел между ночью и днем; время, в которое первая проходит, а второй начинается. Поелику во многих местах тьмою называется зло, то, когда по заступлению Божию, восход добродетельной жизни бывает в нас, тогда мы достигаем конца, то есть победы,—мы тогда отлагаем дела тьмы и ходим благочинно, как во дни.

  • 2.

    Боже, Боже мой! вонми ми, вскую оставил мя ecи?

    Это слово, свойственное человеческой боязливости, удостоверяет в истине Христова вочеловечения, т.е. уверяет, что Он был совершенный человек, а потому и подлежал человеческому страху. Вонми ми, сказал Отцу. Ибо те, которые предают кого либо мучителям на смерть, отвращают глаза свои и уже более не видят имеющего быть казненным. Вскую оставил мя ecи? Сии слова говорит Господь не потому, чтобы Отец когда либо отделился от Него после личного соединения Сына и Бога с человечеством; но Он говорит это по причине страха смерти. Ибо если Ты, Отец, говорит, не устранишь от Меня Твоей помощи, то Я не устрашусь смерти. О сем страхе Господа повествует и евангелист, что Он, молясь в саду, просил о том, чтобы миновала Его чаша смерти: Отче, говорил Он, если возможно, да минует Меня чаша сия! ((Матф 26:39)). Начало сего псалма произнес Господь громким голосом на кресте еврейским наречием: «Или, или, лима савахфани», то есть, Боже мой, Боже мой, почто Ты Меня оставил ((Матф 27:46)), то есть, что Ты Меня оставил, чтоб овладел Мною страх в то время, в которое, как Тебе известно, дух усерден, а плоть немощна? Или для чего Ты попустил Мне быть умерщвленным, когда Ты знаешь, что Я не сделал ничего достойного смерти.

    Слова Григория Б. «Он не оставлен ни Отцем, ни своим Божеством, как угодно некоторым толковать, что Оно боялось страдания и потому сокрылось от страдавшего. Ибо кто мог принудить Его или родиться в начале на земли, или взойти на крест? Но, как я сказал, Он в лице своем изображал нас. Мы были прежде оставлены и презренны, а ныне вновь приняты и спасены страданиями бесстрастного. Подобно сему Он усвояет Себе и наше неразумие и нашу греховность в продолжении псалма, потому что 21-й псалом явно относится к Христу (Слово 30-е, о Богословии 4-е, о Боге Сыне 2-е)». Почти тоже говорит и Бож. Кирилл и Оригeн. Еще: Некто: под заступлением можешь разуметь и попущение (у Никиты), Феодорит: Заступлением называет не отделение соединенного Божества, как некоторые думали, но допущение страдания. Евсевий: слова: внемли мне, как ненаходящиеся в еврейском, Спасителем опущены.

    Далече от спасения моего словеса (вины) грехопадений моих.

    Наказания, говорит, за грехи мои находятся далеко от спасения моего, т.е. не препятствуют спасению моему, потому что сии наказания и грехи вовсе не мои: «греха, говорит, Он не сотворил» ((Ис 53:9)). Ибо смерть (моя) есть наказание за согрешивших, а не за грехи (мои). Или можно понимать так, что Христос здесь представляет лице всего человеческого естества, как сродный с ним и как бы от лица оного говорит: почто Ты, Боже мой, оставил меня всецелого человека, чтобы умереть? Потом присовокупляет и причину оставления, то есть, что осуждение за грехи мои далеко от спасения и что следовательно Я удален от сего спасения; потому что если б Я был близок ко спасению, то, без сомнения, был бы избавлен от смерти.

    Или: если Ты, Отец, потребуешь от человечества отчетов и оправданий в согрешениях его; то оно не спасется, но далеко будет от спасения. Итак пусть спасется по благодати. И Феодорит: Никто из других переводчиков не сказал: грехопадений, но Акила: вины вопля моего: Симмах: слез моих; Феодотион: помощи моей; одни 70 сказали: грехопадений: не смотри, говорит, Отец, на греховность природы, но дай спасение за мои страдания.

  • 3.

    Боже мой! воззову во дни и не услышиши, и в нощи и не в безумие мне.

    Сии слова исполнились в тот день, в который Господь вкушал тайную вечерю с учениками своими. Ибо то, что Господь ночью в великий четверток молился в саду Гефсиманском, показали Евангелисты; а что до ночи, еще днем того ж великого четвертка Он молился, это показывают сии слова псалма. Не удивляйся при сем, читатель, тому, что пророк поставил сии слова после, тогда как это случилось прежде вышеозначенного. Ибо таковы слова пророков; а причина сего заключается в том намерении Божием, чтобы пророки не казались говорящими от себя, но говорящими только то, что слышали от внушавшего им Св. Духа. Днем, говорит, Я буду просить, чтобы прошло время смерти мимо Меня, а Ты не услышишь; равным образом буду просить о том и ночью и то, что Ты Меня не слушаешь, не в безумие Мне; поелику Я понял, что Ты Меня не слушаешь и не освобождаешь Меня от смерти для спасения людей, для чего Я и воплотился. Некоторые же под днем и ночью разумеют время страдания, потому что от шестого часа до девятого была тьма и следовательно этот день был нощеденствием. Когда Господь просил Отца, чтобы простил распинателей Его, то не был услышан потому, что все они преданы общему истреблению. Причина, говорит, неуслышания сего та, что Он знал хорошо, что они имели оклеветать воскресение Его и преследовать Апостолов Его и всеми таковыми действиями еще более увеличить грех свой.

    Может быть здесь разумеется тот день, в который сказал Отцу: ныне душа Моя возмутилась: и что Мне сказать? Отец, спаси Меня от часа сего, но для сего то Я пришел на час сей ((Иоан 12:27)).

  • 4.

    Ты же во святем живеши, хвало Израилева.

    Святым называет соединенного с Отцем, по существу, Бога—Слово, который опять был соединен лично с восприятым Им человечеством. И сам Он в Евангелии говорил: Я в Отце и Отец во Мне ((Иоан 14:10)). Хвала для Израиля есть Отец, потому что иудеи тогда хвалились, что они одни имели Богопознание, не смотря на то, что суждение их было неправое и неверное и что они не имели добродетели. Оказав, что Ты обитаешь в Сыне, сим Он показал, что и Сын желает спасения людей и не убегает смерти человечества, имея одну волю с волею Отца.

    В Катенах Никиты замечено, что слова сии должно читать вопросительно так: Боже мой! Я воззову днем, и Ты неужели не услышишь? и ночью, и не в безумие ли Мне? то есть не может ли кто поставить Мне в безумие, если Я буду думать, что буду взывать днем и ночью к Тебе и Ты не услышишь? Ибо кто может сомневаться в том, что Ты преклоняешься охотно к ищущему у Тебя помощи? разумея, что Ты живешь во святых? Если же Ты исполняешь прошение святых, обитая и почивая в них, то не тем более ли твоего Сына?

  • 5.

    Ст. 5-6 На Тебе уповаша отцы наши; уповаша, и избавил ecu я. К Тебе воззваша и спасошася, на Тебе уповаша, и не постыдешася.

    Сими словами Господь поставляет Себя в соединение с скорбящими и искушаемыми и говорит, что отцы наши по плоти, патриархи и пророки, до Моего пришествия просиявшие жизнью уповали на Тебя, Отец мой, и, взывая во время бедствий, спасались от них. Сим то подражаю и Я, будучи подобен им по человечеству; и подобно им и Я молюсь Тебе. Что касается до двойных и тройных названий одного и того же предмета, то Давид имеет обыкновение употреблять оные для лучшего выражения усилия и желания своего сердца. А избавление от опасности сведущие в Божественных писаниях употребляют не только в отношении к телу, но и к душе: когда душа, мужественно переносящая болезни и скорби, не делает ничего из робости, что не соответствовало бы ее свободе. Так мученики, не смотря на то, что их убивали, назывались побеждавшими; потому что они остались непобежденными по душе.

  • 6.

    К Тебе воззваша и спасошася, на Тебе уповаша, и не постыдешася.

    См. Толкование на (Пс 21:5)

  • 7.

    Аз же есмь червь, а не человек.

    По словам Феодорита, сии слова произнес Господь смиряющий и уничижающий Себя. Ибо и Давид, хотя был пророк и царь, называет себя (во второй Царств) псом мертвым. А если и безгрешный Иисус столько уничижает Себя, то что можем уже сказать мы грешные и достойные всякого уничижения? Некоторые касательно сего говорят (Божеств. Дионисий Ареопагит и изъяснитель его Богоносный Максим) , что Господь назвал Себя червем по причине безсеменного своего рождения: ибо как червь рождается в земле без семени после дождя; так и Христос родился безсеменно после наития на Деву Святаго Духа. Итак Христос называется червем по сей причине. Опять: «не человек», по причине сверхъестественного и несвойственного человеческому рождению своего зачатия. Или Христос называется червем, потому что носил плоть как приманку для демонов, под которою скрывалась уда Божества. Как для рыб приманка червь, так и Христово человечество было приманкою для уловления великого и умственного кита—диавола, плавающего в море настоящей жизни. Ибо, проглотив сию приманку, иначе умертвив и пожрав Христово человечество, он уловлен удою Божества Его, скрывавшегося под человечеством; и таким образом все пожирающий растерзан и умерщвлен. Или как червь по виду кажется ничтожным, но он проточивает и истребляет вещество, в котором находится: так и Христос, по-видимому, был ничтожен, но по существу своему, постигаемому только умом, Он был разрушителен для враждебной силы демонов.

    Слова Максима: Быть может именем червя указывает на рождение от девы. Ибо как червь рождается не чрез соитие, но в дереве, в земле, в навози, без сообщения: так и Спаситель родился от Св. Девы без семени (у Никиты). А некоторые учители говорят, что Господь потому назвал себя червем, что как тело червя мягко, нежно и чувствительно; так и тело Господа было самое нежное и тонкое и следовательно весьма чувствительно по причине естественного благородства, которое оно имело.

    Поношение человеков, и уничижение людей.

    Сии слова содержат ясное предсказание о тех родах бесчестия и осмеяния, которые сделали Господу иудеи во время страдания Его, ругаясь и издеваясь над Ним. Могут впрочем слова: поношение человеков, и уничижение людей, означать одно и тоже; и можно их понимать и так, что поношением сделался Господь для человеков, т. е. римских воинов, а уничижением для людей, т.е. для иудеев.

    Слова Максима: Поношение человеков неверовавших истине, уничижение людей—исполненных грехов (у Никиты).

  • 8.

    Ст. 8-9 Вси видящии мя поругашамися, глаголаша устнами, покиваша главою. Упова на Господа да избавит его, да спасет его, яко хощешь его (потому что благоволит к нему).

    Сии слова ты можешь найти в Евангелии Матфея, где говорит: проходящие же злословили Его, помахивая своими головами, и говоря: разрушающий храм, и в три дня созидающий, спаси Себя… Уповал на Бога; пусть теперь избавит Его, если благоволит к Нему (если любит Его) ((Матф 27:39)), и в Евангелии от Луки, написавшего cие: стоял и народ и смотрел; насмехались также и начальники с ними сими словами: других спасал, пусть спасет и Себя, если он Христос-избранный Божий ((Лук 23:35)).

    Удивительно чрезмерное неразумие иудеев, как они, читая слова сии, произносимые против них от лица Христова, не поняли, видя Его распятого на кресте, и этого пророчества, столь согласно с событиями представляющего их дерзости (у Никиты).

  • 9.

    Упова на Господа да избавит его, да спасет его, яко хощешь его (потому что благоволит к нему).

    См. Толкование на (Пс 21:8)

  • 10.

    Яко Ты, ecu исторгий мя из чрева.

    Чрез сообщение с мужем разрушаются ключи девства жены; ибо семя вброшенное мужем, естественно разверзает утробу; которая, затворившись содержит семя в себе, доколе младенец не сделается совершенным; а когда он совершится, сия утроба, стесняясь бременем и великостью младенца, разверзается опять и таким образом дает младенцу свободу выйти вон, или родиться. А в отношении к рождению Христа Спасителя надобно сказать, что как зачатие Его было без семени мужеского, так и рождение младенца было сверхъестественное и преславное. Поелику сила Божия извлекла младенца на свет неизреченным образом, не отверзши и не повредивши ключей девства Богородицы.

    Упование мое от сосцу матере моея!

    Ты, Боже, говорит, надежда моя от сосцев матери моей, ибо с сего самого времени Я познал надежду мою, был вразумлен соединившимся со Мною в одно лице Божеством, как и Евангелист Лука сказал: Младенец же возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудростию; и благодать Божия была на Нем ((Лук 2:40)).

    Посему некто сказал: И это особенность в Еммануиле, что тотчас от сосцев матерних стал надеяться на Бога и Отца. По словам Исаии: прежде нежели Он узнал, что добро, или зло, избрал добро. Итак единородное слово Отца, вочеловечившееся по воле Его, говорит к Нему, как человек: Ты меня извел из чрева девического, и от сосцев сих и утробы Я пользовался милостью твоею. Ибо Ты повелел бежать в Египет от неистовства Ирода, и, будучи Отцем моим по природе, и истинно прежде вочеловечения, когда Я сделался сыном жены по плоти и вышел из чрева, тогда Ты стал и Богом моим (у Никиты). Еще некто: хотя Ты и всегда Отец мой, но Ты начал быть и Богом моим от чрева матери моей (в Катенах).

  • 11.

    К Тебе привержен есмь от ложесн.

    Твоему, Отец мой, покрову Я предан, потому что на земли Я не имел отца.

    От чрева матере моея Бог мой ecu Ты.

    Тотчас, говорит, со времени зачатая моего Я познал Тебя Бога моего, будучи научаем, как мы уже сказали, соединенным со Мною Божеством. А слово от чрева означает: когда Я находился еще во чреве, или со времени выхода из чрева, или рождения!

  • 12.

    Да не отступиши от мене, яко скорбь близ, яко несть помогаяй ми.

    И об этом говорят божественные Евангелисты Матфей и Марк, что Иисус начал скорбеть и тосковать, и опять: тогда все ученики, оставя Его, разбежались ((Матф 26:37); 56; (Марк 14:33)).

  • 13.

    Обыдоша мя тельцы мнози, юнцы тучнии одержаша (обступили) мя.

    Тельцами Господь называет здесь простой иудейский народ, как младший и не устроенный, юнцами архиереев, книжников и старейшин народа, как старших по возрасту, начальствующих и верховных; их же он называет и тучными, как получивших многие дары и блага от Бога. О них предсказал и Моисей: и ел Иаков и насытился и отвергнулся возлюбленный; утучнел, утолстел, разширился; и оставил Бога—Творца своего ((Втор 32:15)). Здесь смотри и Осии (4,17; гл. 10, 11), где он уподобляет племя Ефрема телице разсвирепевшей и возлюбившей прение.

    Или называет их тучными потому, что они услаждались почестями от всех и сопровождениями народа. А у бл. Иеронима эти слова читаются так: сильные васанские опозорили меня; а означают они возложивших на Него вместо диадимы венец из терния воинов (в Катенах). Тоже говорит и Евсевий с присовокуплением, что так переводит оные слова и Акила.

  • 14.

    Отверзоша на мя уста своя, яко лев восхищали и рыкаяй.

    Иудеи, говорит, разинули на меня пасть и говорили Пилату: возьми, возьми, распни Его ((Иоан 19:15)).

    По другому: Говорят, что лев, когда возбуждает его на ловлю голод, рыкает сильным и невыносимым голосом. Сим рыканием он предварительно устрашает свою добычу, потом, схватив ее, терзает. Так и Евреи почти рыкали против Христа (у Никиты).

  • 15.

    Яко вода, излияхся (у Зигабена: пролилась) и разсыпашася вся кости моя.

    Костями называет Господь, по Феодориту, своих Апостолов, поколику они скрепляют и утверждают умственное тело Церкви Его, подобно тому как кости скрепляют чувственное тело. Итак, по словам текста, они рассыпались во время страдания. Ибо все, оставя Его, разбежались, сказал Евангелист ((Матф 26:56)). О сем предсказал и Захария: «поражу пастыря и рассеются овцы стада» ((Зах 13:7)), а пролитием Апостолов называет движение их и отлучениe от Христа.

    Бысть сердце мое яко воск таяй посреде чрева моего.

    Сердце мое, говорит, растаяло от скорби, подобно тому как воск тает от огня и совершенно изнемогло. А чревом называет не чрево само по себе, но всю пустоту, или вместилище в теле.

  • 16.

    Изсше яко скудел (черепок) крепосте моя.

    Сила, говорит, тела моего иссохла от огня печали и скорби; потому что испарилась вся влага его.

    И язык мой прильне гортани моему.

    Это слово исполнилось, когда лжесвидетели говорили против Иисуса, а Он ничего не отвечал, но стоял молча; или исполнилось тогда, когда возжаждал на кресте и никто не нашелся, кто бы утолил жажду водою.

    Некто говорит: жажда рождается от большой сухости; это видно из естества телесного, которое любит влагу и желает утоления жажды питием воды. Эту сухость и жажду могут произвести и скорби; ибо, приводя в действие желчь, они горячи и сильны. Почему и Господь, возжаждав на крести, потребовал пития, сказав: «Жажду» Итак кажется, что у Господа была естественная жажда (у Никиты).

    И в персть смерти свел мя ecu.

    Прах смертный есть гроб, потому что в нем превращаются в прах тела умерших; итак в сей то гроб Ты низвел Меня, желавшего сего для спасения людей.

  • 17.

    Яко обыдоша мя пси мнози.

    Выше иудеев назвал волами, потому что они, по Феодориту, находились под игом закона, как волы, или быки, хотя они и нарушали закон. Собаками здесь называют воинов из язычников римских, как нечистых по закону и бесстыдных, как собаки. Так и Христос называл Хананеанку как язычницу: не хорошо отнять хлеб у детей и бросить псам ((Матф 15:26)).

    Прибавление Феодоритово: Однако после страдания прежние псы чрез веру возведены в достоинство сынов: а пользовавшиеся некогда попечительностью, как сыны, получили название псов, потому что они на подобие псов злились против Господа.

    Сонм лукавых одержаша (обступил) мя.

    Толпа завистливых иудеев схватила Меня.

    Ископаша (пронзили) руце мои, и нозе мои.

    Гвоздями пробили руки и ноги мои.

  • 18.

    Исчетоша вся кости моя.

    Пересчитали, говорит, почти все кости мои. Ибо повесили Меня на кресте нагим и натянули столь крепко все члены тела моего, что видны были и самые составы и связи костей моих; а посему кто хотел мог пересчитать их, изъясняет Феодорит.

    Tии же смотриша.

    Они, говорит, вникали, когда Я висел на кресте и хотели увидеть, Сын ли Я Божий; ибо говорили: если Ты Сын Божий, сойди с Креста ((Матф 27:40)).

    И презреша мя (взирали на мя).

    Когда, говорит, иудеи наблюдали и надзирали за Мною, тогда узнали, что Я Сын Божии, видя, что вся тварь сострадала мне, хотя они остались, по прежнему, жестокосердыми и неверными, как говорит Евангелиста Матфей: «сотник же и с ним сторожившие Иисуса, увидев землетрясение и все бывшее, убоялись весьма, и говорили: во истину Он Божий Сын был» ((Матф 27:54)). Можно понимать еще и так: они наблюдали, не снимут ли Меня с креста ученики мои, и потому присматривали за Мною, иначе стерегли Меня посредством военной стражи.

    Феодорит говорит: Что взирали на меня, значит насмехались и хохотали.

  • 19.

    Разделиша ризы моя себе и о одежди моей меташа жребий.

    Сии слова ясно истолковал Евангелист Иоанн; он сказал: итак воины, когда распяли Иисуса, взяли одежды Его и разделили на четыре части, каждому воину по части и нижнюю одежду, одежда же cия не была сшита, а тканая вся сверху до низу. Итак сказали друг другу: не станем раздирать ее, а кинем жребий, кому она достанется. Так, говорит, сбылось сказанное в Писании ((Иоан 19:23)), т. е. сии слова Давида, которые и прибавляет там же. Итак под ризами Давид разумеет сшитые, которые разделили воины между собою, а под одеждою разумеет несшитый хитон, но весь тканый сверху до низу, о котором и бросили воины жребий.

    Надобно удивляться несчастным иудеям, что, хотя сии слова Давида никогда не сбылись исторически в отношении к кому либо, кроме Христа, они, не смотря на сие исполнение пророчества над Христом, остаются доселе в неверии. Что такое истканная сверху (одежда), это изъясняет Исидор Пилусиотский: «что нужный, тонкие, и светло-цветные одежды не сохраняют Божественного правила подвижничества, спроси о том Иоанна Богослова, который, описывая хитон Господа, изъясняет тебе: Хитон Его был не сшитый, но весь тканый сверху до низу. А кто не знает малоценности той одежды, которую употребляли бедные Галилеяне? а у них преимущественно была в обыкновении таковая одежда по особому искусству на подобие грудных одежд чрез подбивание к верху тканая» (письмо 74 к монаху Катону). А Евфимий Зигабен во 2-м томе толкования на Матфея говорит с недоумением о том, сколько было у Господа одежд. Некоторые, говорит, полагают, что было пять, четыре разделенные 4-м воинам и пятая несшитый хитон; но это мнение он почитает невероятным, потому что Господь был умерен и не любил излишества, ибо и другие не носят столь много одежд. По догадке он говорит, что он имел три одежды: одну срачицу, иди хитон по телу, т. е. этот несшитый; вторую одежду поверх срачицы и третью поверх сей. Итак воины разделили между собою, разодрав на 4 части сии последние— вторую и третью, не потому, чтобы они были драгоценны, но в поругание: а о несшитом хитоне, то есть рубашке, бросили жребий. Почему ж Христос дал заповедь Апостолам не иметь двух одежд ((Матф 10:10)), когда сам имел? На сие отвечает, что и Господь имел только один хитон по телу, или срачицу, так как хитон собственно есть самая нижняя, а прочие не были хитоны, но одежды. Богоносный Максим, изъясняя одежды Господа в переносном смысле, говорит: сверху несшитый хитон означает непрерывное плетение добродетелей и союз благодатию Божиею истканный и внутри покрывающий наше разумение, которого, часто лишая нас чрез нерадение и леность, убийцы демоны не имеют однако ж позвoлeния разделить его так, чтобы мы уже не понимали, что такое добродетель. Таким образом, мы всегда разумеем ее, хотя покровом ее и не пользуемся. А разделенные (одежды) означают внешнее облачение, состоящее из чувственного богатства, разделяющееся на четыре мирские составы, к которым иметь пристрастие убеждают нас сии человекоубийственные ругатели. Можно также по другому исчислению под хитоном сверху тканым разуметь душу каждого, вдохновенную свыше. Она не сшита, поелику проста и несложена, не раздирается, поелику бессмертна, а разделяемая одежды означают тело, потому что оно чрез тление разрешается на четыре стихии.

  • 20.

    Ты же, Господи, не удали помощь твою от мене, на заступление мое вонми.

    Поелику все сии бедствия приключились Мне; то посему Ты, Господи, не удали от Меня помощи твоей, но поспеши послать Мне защиту твою, чтобы т. е. Я воскрес в третий день.

  • 21.

    Избави от оружия душу мою и из руки песии единородную мою. Спаси мя от уст львовых и от рог единорожь смирениe мое.

    Господь называет оружием римских воинов, поелику они, как вооруженные, носили мечи; тех же воинов называет и псами, поелику они были нечисты, как язычники, как мы сказали выше; а львами называет иудеев, по причине жестокости и немилосердия, потому что они жаждали смерти Его, и делали против Господа заседание и подсматривание, подобно тому, как и лев подстерегает животных, которых ловит и съедает. Так он назвал их и прежде в 13-м стихе. Тех же иудеев он называет и единорогами. А единорог есть животное дикое и называется так потому, что имеет на лбу один рог ; назвал их псом и львом в единственном числе, потому что разумел один род римлян и один иудеев, под которым мы разумеем порознь римлян и иудеев, так как те и другие в единственном числе называются римлянином, или иудеем (собирательно). Единородною Господь называет свою душу, как единственную: ибо одна душа Христа из всех других человеческих душ была безгрешная и она одна была в личном соединении с Сыном Божиим. О смирении же Христовом Он Сам сказал в Евангелии: научитесь от Меня; ибо Я кроток и смирен сердцем ((Матф 11:29)). А по какой причине Господь молился и какого избавления Он просил, о том мы сказали выше.

    Василий Великий: Под рогами единорогов мы понимаем гордость. Ибо говорит, что единорог, имея острый рог, гордо выступает против всякого животного: таковы были и фарисеи, нападавшие на смирение Христово. Итак, Господь, укоряя сих противоборствующих Ему людей и во время страдания восставших на Него, называет их единорогами. Феодорит: Львом и псом и единорогом называет, по словам Апостола, имевшего власть смерти диавола, который во время страдания Его напал на Него, на подобие зверя, желая умертвить Его.

    Другой говорит: Господь называет душу единородною, вместо: честною и возлюбленною. Ибо единородные у отцев весьма любимы; а рукою пса—власть сатаны.

  • 22.

    Спаси мя от уст львовых и от рог единорожь смирениe мое.

    См. Толкование на (Пс 21:21)

  • 23.

    Повем имя твое братии моей.

    Заметь, читатель, что Дух Святый, предвидевший сие, об ином говорит, как о бывшем, а о другом, как о будущем, по закону и свойству пророков. Под именем, которое Господь имеет возвестить, Он разумеет имя Отца; потому что евреи признавали Его за Бога, а не разумели Его как Отца, имеющего Сына, как и Сам Он сказал в Евангелии Иоанна: Я возвестил имя Твое человекам ((Иоан 17:6)); а братьями называет Апостолов, как Он же по воскресении сказал Мироносицам: подите, возвестите братиям Моим ((Матф 28:10)).

    Некто изъясняет так: именем здесь называет славу, ибо Он в начали восставил славу Отца. Феодорит: братьями называет уверовавших в Него, они братья Его по человечеству. Ибо по Божеству Он Владыка и Господь, а по человечеству называется братом.

    Посреди церкве воспою Тя.

    Не только, говорит, Господь учил апостолов, но смело возвещал о величиях Бога и Отца и в сонмищах иудейских, о которых и говорится в сих словах. Тоже учение продолжает Господь со времени воскресения доныне посредством своего Евангелия, которое смело читается в каждой церкви Христианской.

    Оба сии предложения приводит А. Павел в послании к Евреям, как сказанные от лица Христова. Ибо и освящающий и освящаемые все из одного. По какой причине не стыдится называть их братиями, говоря: возвещу имя твое братиям моим; среди церкви воспою Тебя ((Евр 2:12)).

  • 24.

    Боящиеся Господа! восхвалите Его.

    Поелику Господь услышан Отцем и воскрес из мертвых; то посему теперь побуждает верующих благодарить Его, и во-первых побуждает уверовавших из язычников, к которым первым Господь, по воскресении, послал Апостолов, сказав им: идите, научите все языческие народы ((Матф 28:19)). Ибо сих язычников, по Феодориту, называет (Давид) боящимися Господа, именуя их так от добродетели, которую они показали. Так и Павел назвал их в Деяниях, говоря: Израильтяне и боящиеся Бога послушайте ((Деян 13:16)); и Петр сказал Корнилию: во всяком народе (языческом) боящийся Бога и поступающий по правде приятен Ему ((Деян 10:35)). Но поелику христианская Церковь составилась не из одних язычников, но и из иудеев, то посему Господь призывает и их к славословию и благодарению Бога в следующих словах псалма:

    Все семя Иаковле прославите Его.

    Все, говорит, верующие из иудеев, прославьте Бога; так как Иаков был праотец двенадцати племен иудейских .

    Ибо иудеи научались у Христа не совершать более кровавых жертв, но хвалить и прославлять Бога и приносить чистую и бескровную службу; притом прославлять просто не одним голосом, но и доброю жизнью, совершаемою со страхом Божиим.

    Да убоится же от Него все семя Израилево.

    Здесь Он совокупляет оба народы иудейский и языческий, ибо и тот принадлежит к духовному Израилю, кто познал Христа и уверовал в Него, так как Израиль означает ум, видящий Бога. Итак Христос повелевает обоим народам хвалить и всегда бояться Бога, как всесильного. Или Он дает заповедь и другим иудеям бояться Бога; иначе Бог может послать на них погибель и истребление за то неистовство, которое они показали и показывают против Сына Его.

    Называется и Христос Иаковом, то есть, запинателем, как положившей препону диаволу и победивши его; также Израилем, как ум видящий Бога. Ибо никто не знает Отца кроме Сына. А семя Христа сего Иакова и Израиля суть христиане, рожденные от Него по духу.

  • 25.

    Яко не уничижи, ниже негодова (не отверг) молитвы нищаго.

    Не презрел, говорит, Отец и не счел тягостною для Себя молитву мою о том, чтобы Я, как человек, победил диавола и даровал и вам сию победу. Нищим здесь Господь назвал Самого Себя, как по бренности тела, так и по действительной бедности в человеческом богатстве.

    Ниже отврати лице свое от Мене.

    Бог и Отец, говорит, не отвратил лица Своего от Меня, подобно тем, которые отвращаются от кого либо. Для сего посмотри изъяснение на слова: доколи отвращать будешь лице твое от меня? ((Псал 12:1)).

    И егда воззвах к нему, услыша мя.

    Тотчас, говорит, как только Я воззвал к Отцу, Он услышал голос молитвы Моей.

  • 26.

    От Тебе похвала моя (мне).

    Тогда была похвала Сыну от Отца, когда пришел голос с неба: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в коем Мое благоволение ((Матф 3:17)). И когда тот же Отец возгласил с Неба: И прославил и еще прославлю ((Иоан 12:18)).

    Феодорит: как Я Тебя делаю известным людям, так и Ты научаешь везде людей приносить Мне ту же честь. Так Он открыл познание о Нем Петру и Павлу, а чрез них и всем людям.

    В церкви велицей исповемся Тебе.

    Поведанием здесь Господь называет хвалу и прославление, а великою церковью, Церковь христианскую, как распространявшуюся до пределов земли, или как составившуюся из великих и святых мужей. Среди сей-то Церкви, Господь всегда прославляет Отца посредством Евангелия. Притом выше Он сказал просто о церкви, разумея синагогу иудейскую, или и Церковь из верующих, находящуюся по частям в каждой стране; а теперь называет великою всю вселенскую христианскую Церковь.

    Молитвы моя воздам (Господу) пред боящимися Его.

    Молитвами Господь здесь называет обеты поведать о имени Отца своего и прославлять Его.

  • 27.

    Ядят убозии и насытятся.

    Будут есть, говорит, бывшие прежде нищими в благочестии и добродетели, по Феодориту, язычники, или нищие в человеческом богатстве, ибо истинные христиане не стяжательны и бедны. Они едят духовную пищу Евангельского учения, как питающую и растящую душу.

    И восхвалят Господа взыскающие Его.

    Будут, говорит, прославлять Бога усердно ищущие Его за то, что Он не пощадил Единородного Сына своего, но предал Его на смерть для спасения людей. А ищет так Бога тот, кто поступает по заповедям Его, которые ведут его к Нему. Или можно понимать и иначе так, что верующие едят тело Христово, с которым вместе принимается и кровь; и что они исполнятся Духа Святаго и будут прославлять Бога вокруг Святой трапезы. Почему слова сии суть пророчество не только о Евангельском учении, но и о таинственной трапезе животворящего хлеба и вина, как говорит Феодорит.

    Жива будут сердца их во век века.

    Господь в Евангелии говорит: Я хлеб жизни; и еще: ядущий хлеб сей будет жить во век ((Иоан 6:48); 51), то есть тот, кто сохранит притом и заповедь. Итак Господь говорит, что ядущие тело Его будут жить сердцем; а чрез сердце, как часть, выразил все животное. Далее: «во век века». Ибо хотя причащающиеся достойно и умрут по природе, но они опять воскреснут в жизнь вечную.

  • 28.

    Помянутся и обратятся ко Господу вcи концы земли.

    Памятью называется воспоминание чего либо сделавшегося известным прежде. Итак из сих слов открывается, что познание Бога насаждено в людях. Но у язычников тьма заблуждения покрыла сие познание; а когда, пришел Господь—умное солнце правды, тьма заблуждения сего исчезла и язычники вспомнили о Боге, Творце своем, и таким образом с верою обратились к Нему. Или сказал: вспомнятся вместо того, чтобы сказать: удостоятся памяти или воспоминания у Бога те язычники, которые доселе были забыты. При сем заметь, читатель, что Давид употребил сии слова по порядку: во-первых сказал вспомнятся, потом обратятся; и наконец—поклонятся.

    Посему Иоанн Дамаскин сказал: Познание бытия Бога насаждено Им в естество всех. Кн. 1, гл. 1, о вере.

    Как в другом месте сказал: Изыскивающий крови от них вспомнил ((Псал 9:12)).

    И поклонятся пред Ним вся отечествия язык.

    Почему говорит об этом, когда еще не все концы земли и не все отечества язычников уверовали? На cие отвечаем, что поелику Евангельская проповедь распространилась во все пределы земли и у всех народов вселенной; и поелику из каждого народа уверовали некоторые; то посему частью он изобразил целое. Иначе еще—отечествами называет родства, а известно, что из каждого народа родственники уверовали во Христа и чрез Христа поклонились Отцу.

  • 29.

    Яко Господне есть царствие и той обладает языки.

    Христос, говорит, есть Царь и Господь над народами по сказанному к Нему: дам Тебе народы в наследие Твое концы земли ((Псал 2:8)). Посему и поклонятся Ему, освободившись чрез Него от жестокого владычества диавола.

    Посему Феодорит сказал: Ибо Бог не есть Бог только иудеев, как они думают, но Творец всего человеческого вещества. Так и Апостол сказал: или Бог принадлежит только иудеям, а не и язычникам? По истине и язычникам, поелику один Бог, оправдывающей и обрезанных верою и необрезанных чрез веру ((Римл 3:27)).

  • 30.

    Ядоша и поклонишася вcu тучнии земли.

    Тучными называет богатых, обогатившихся благочестием и добродетелью, которые прежде были этим бедны, как мы сказали прежде: ели, говорит, они и утучнились духовными благами.

    Пред Ним припадут вcu нисходящии в землю.

    Падут, говорит, и поклонятся Христу люди умершие и обращающееся в землю; поелику после всеобщего воскресения, по словам Апостола, всякое колено поклонится Отцу ((Римл 14:11)), и одни из них покорятся добровольно и с любовью, а другие невольно и по страху, как то, по Феодориту, неверные и демоны.

    И душа моя тому живет.

    Бог, говорит, оживотворил душу мою и не попустил ей умереть во грехе. Это можно разуметь в отношении к Отцу и Сыну. Иначе, душа моя, говорит, живет Богу, поелику делает угодное Ему, как напротив умерла для демона, поколику сделалась непреклонною к демонским внушениям.

    Некто толкует: Жизнь Христова, которую Он провел с плотию на земле, была святая и неукоризненная, так что она священна Богу и Отцу, ибо Он один не сотворил греха… Это сказал по смотрению, чтоб и мы, последуя стопам Его и ведя жизнь беспорочную, могли с дерзновением в молитвах говорить: душа моя живет Ему по сказанному: уже не я живу, но живет во мне Христос (у Никиты).

  • 31.

    И семя мое поработает Ему.

    Семя Христово или дети суть все те, которые родились у Него чрез Евангелие, или христиане, которых Он покорил Отцу.

    У Феодорита: Душа Его живет Ему, но не работает, а семя, говорит, работает, ибо воспринятое естество соединено с восприявшим Божеством и участвует в одной славе и чести.

    Возвестит Господеви род грядущий (Известно будет Господу о роде идущем).

    Церковь верующих из язычников сделается, говорит, известною Богу, то есть та, которая придет во дни человеческие Сына.

  • 32.

    И возвестят правду Его людем родитися имущим.

    Возрожденные, говорит, Духом чрез веру всегда будут возвещать другим, имеющим после возродиться. Что ж они возвестят? правду Его; то есть, что Господь праведно низложил делавшего неправду людям диавола.

    Яже сотвори Господь.

    Или — народу, который составил для Себя Господь: он и прежде был народом, но изгнанным и отверженным. Или народу, который Он сотворил. А слова: «известно будет Господу», некоторые принимают за пророчество об Еллинах, желавших в Иерусалиме видеть Иисуса, как говорит Евангелист Иоанн. Ибо они подошли к Филиппу, который был из Вифсаиды Галилейской, и спросили его, говоря: господин, мы хочем видеть Иисуса. Филипп идет и сказывает о том Андрею, потом Андрей и Филипп сказывают Иисусу; а Иисус сказал им в ответ: Пришел час прославиться Сыну человеческому ((Иоан 12:21)). Итак вот известно сделалось Христу чрез Апостолов о роде идущем, или о пришедших к Нему Еллинах, которые были начатком всех язычников, пришедших ко Христу.