• 1.

    На реках вавилонских, тамо седохом и плакахом, внегда помянути нам Сиона.

    Евреи, как пленные, сидели и пребывали вне городов, т. е. на местах пустых; почему часто ходя на берега рек, там сидели уединенно и оплакивали плен и бедствие свое в молении. Как во время обладания благами и свободою они гордились и презирали их своими грехами; то посему и лишены были сих благ, чтоб опять пожелали их. Бог всегда так поступает с презрителями благ Его; и тех людей, которые не чувствуют и не знают своего благосостояния, лишает оных, чтобы, по словам Златоуста, привести их в чувство и в воспоминание об оных.

    Он так говорит: когда наслаждаясь благами Его, мы того не чувствуем, тогда Он поселяет в пустыню, где нет благ, чтобы вразумившись чрез лишение их, мы стали опять желать наслаждения ими. Феодорит: Находящиеся в печали обыкновенно занимают более уединенные места, и там оплакивают свое бедствие. Так и они, сидя на берегах рек (а под реками должно разуметь потоки Евфрата) и рассуждая об опустении своего главного града, проливали много слез, уподоблявшихся струям рек. А, по словам Никиты, Вавилоном названо то место, где слилась речь тех, которые говорили: подите, построим себе город и столп. Там то Бог снизшедши смешал языки; почему и место сие названо смешением (слияние) языков, и Вавилон есть место смешения не разговора только, но и правил и мыслей и самого ума, которому казалось, что он видел их.

  • 2.

    На вербиих посреде его обесихом органы, нашя.

    Музыкальные, говорит, орудия, на которых мы пели и прославляли Бога, находясь в Иерусалиме, когда были взяты в Вавилон, мы повесили на вербах, росших на берегах рек, текущих в Вавилоне, как бывшие тогда у нас без употребления и безнужными. Певцы еврейские взяли их с собою только для напоминания им Иepycaлимского богослужения и жительства, как говорит Златоуст. Или в высшем значении остановили (повысили) органы свои на бездействии; так что бесплодными деревьями вербами выразили бездействие и неупотребление псалмов и органов.

    Органы тогда, по словам Феодорита, были без употребления: потому что закон повелевал только в одном месте—Иepyсалиме совершать богослужение и пение. Евсевий говорит, что другие пленники из иyдеев роскошествовали и не чувствовали постигшего их бедствия: но священники и левиты и певцы, убегая из города Вавилона и от сообращения со врагами своими—вавилонянами, сидели на берегах рек и при течении рек рассуждали о скоротечности дел человеческой жизни; и свои органы скрывали на берегах, чтоб их не видели враги, а сами, сидя насупротив органов, производили вместо псалмов рыдание, оплакивая свое лишение псалмопения на органах и богослужения. В сем отношении слова сии могут быть прилагаемы к тем христианам, которые отрекаются от Христа во время гонения и увлекаются смешением от гонения. Ибо Вавилон, как мы сказали, есть смешение. Итак, когда кто из христиан подвергнется смешению гонений и вместо Христовой Церкви будет жить среди врагов и нечестивых, то такой пусть никогда не забывает о Церкви Христовой, в которой духовно возродился чрез крещение, и пусть не дается в обман Вавилону, но, сидя на реках, т. е. рассуждая о текучести и непостоянстве дел жизни сей, пусть плачет и рыдает о падении своем.

    Слова Мефодия Патарского: Быть может девственные чистые души в песнях Богу говорят, что на вербах среди Вавилона мы повысили органы наши, означая сим то, что орудия (органы), т. е. жилища и тела свои они повысили на высоте чистоты, чтобы не затоплены были реками зла, устремляющимися на нас и не были увлечены в средину (глубину) их; почему мы и просим с плачем, чтобы сии органы не лишились чистоты и не пали в волны сластолюбия. А верба часто изображает девство; так как и испитие истертого цвета ее погашает побуждение к совершению похоти, а иногда и совершенно лишает стремления к детопроизведению, как и Гомер сказал, назвав по сей причине вербы губительными для плодов. Ибо как древо сие обыкновенно растет и цветет при водах: так и девство может цвести и усовершаться только тогда, когда будет питаться писаниями, чтобы мог кто либо орудие свое поставить в зависимости от него. Ибо если вавилонские реки, т. е. приводящие в смешение сладострастные течения смущают душу, то целомудрие, которым связываем свирепство детородных членов, чтобы не были увлечены потоками невоздержания и не стремились необузданно, на подобие червей к гнили и навозу, без сомнения, имеет свойство верб.

    Слова сего псалма можно понимать и иначе. Именно: Сион и Иерусалим есть рай—первое отечество наше, а Вавилон есть настоящий мир, реки мира сего суть непостоянные дела жизни сей. Итак, сделавшиеся чрез преступление пленниками бесов, мы изгнаны из рая и дошли до смешения с миром сим. Посему мы всегда должны помнить блаженную райскую прежнюю жизнь и просить Бога о возвращении нас опять в рай—прежнее наше отечество, и освобождении нас из сей страны изгнанничества. Потому то псалом сей обыкновенно поют в сырную неделю, когда воспоминается изгнаниe Адама, чтобы выражалась сия мысль.

  • 3.

    Яко тамо вопросиша ны пленшии нас о словесех песней, и ведшии нас—о пении.

    Пленившие нас вавилоняне спрашивали, продолжает, нас, чтобы мы сказали им несколько слов из божественных песней и хвалений, которые мы пели Богу в Иерусалиме, т. е. приказывали нам петь, желая просто слушать для удовольствия, или и для смеха над нашими святыми и божественными предметами, по словам Феодорита.

    Воспойте нам от песней Сионских.

    Это слова вавилонян, сказавших нам: пропойте нам, Иудеи, какую либо песнь из песней, которые вы пели, находясь на Сиoне, в Иерусалиме.

  • 4.

    Како воспоем песнь Господню на земли чуждей?

    А мы, говорит, Иудеи отвечали вопрошавшим нас вавилонянам: как нам петь божественную песнь в чужом месте вне Иерусалима, тогда как закон запрещает нам это? Заметь, читатель, сколько сей плен был полезен и исправил Иудеев: потому что те, которые прежде преступали закон Божий среди отечества своего, ныне, по словам Златоуста, хранят его в чужой земле. Под чужою же землею можно разуметь и каждое сердце, устранившееся от почтения и добродетели, каковому сердцу не должно преподавать божественных и небесных таинств, согласно с сказанным: не давайте святыни псам и не бросайте жемчужин ваших пред свиньями (Матф 7:8)

    По двум причинам, не пели Иудеи, как говорит один истолкователь, пред вавилонянами; во первых потому, что не было позволено вне Иерусалима даже совершать пасху, или другие праздники; а во вторых, что если бы они пели и излагали чудеса, произведенные Богом для освобождения нас от египтян и других народов; то вавилоняне не поверили бы им, не допуская и того рабства, которому подвергались евреи. Впрочем и тe, которые проповедуют Евангелие безумным, по словам другого изъяснителя, поют песнь Господню на земле чужой, поколику она не возделывается Христом. И тем, которые отпали от Церкви, также не должно петь песней, но только производить плач и речи, соответственные постигшему их несчаcтью. Сие может сказать и тот, кто помнит слова: грешнику же сказал Бог: для чего ты сказываешь оправдания мои? Ибо кто отпал от Церкви, тот должен взять сии слова во внимание. И Григорий Богослов вместе с Златоустом говорит: Когда мы увлечены в Вавилон и в злое греховное смешение, то находясь в сем месте не можем петь божественной песни, как на земле чужой. Ибо доколе мы порабощены грехy, тягостнейшему всех иноплеменников, дотоле нам не позволено говорить о чем либо божественном, хотя бы мы имели орудия слова, как они тогда—псалтири и гусли. А когда мы возвратимся к добродетели, как в Иерусалим, тогда, составив из себя или у себя новую песнь и жизнь, мы будем петь новую песнь (у Никиты). Из Феодорита: Это служит к обличению беззаконных Иудеев, старающихся исполнять закон и совершающих предписания его вне определенных законом мест.

  • 5.

    Аще забуду тебе, Иерусалиме, забвена буди десница моя

    Если я, народ Иудейский, забуду, говорит, тебя, город Иерусалим, то да будет забыта, по словам Златоуста, сила моя и действие мое, т. е. я сам да буду увечен и расслаблен, или пусть иссохнет рука моя, чтобы более не чувствовать ее.

    Слова Златословесного: И из сего можешь видеть великую перемену: ибо те, которые слышали ежедневно, что потеряют град и не заботились о сем, ныне предают себя проклятию, если забудут оный, Феодорита: Пусть я, говорит, не получу помощи свыше, каковую называет десницею. А некоторые толковники говорят, что евреи, когда потеряли возлюбленный свой Иерусалим и были отведены в Вавилон, столько скорбели в сердце своем о нем, что для всегдашнего воспоминания о нем вырезали его на камнях перстней своих и при всяком воззрении на перстень, находившийся на правой руке их, имели случай воспоминать о вожделенном своем отечестве. Посему и изрек сии слова в виде проклятия: если забуду тебя, Иepycaлим, то да будет забвена десная моя рука… Почему и Златоуст: Да слышим сие и вразумимся. Ибо как они, когда потеряли вышний Иерусалим, тогда стали искать его, так и многие из нас поверят в то время, когда потеряют горний Иерусалим; но первые имели надежду на возвращение, а нам, когда лишимся оного вожделенного града, не возможно будет возвратиться снова: потому что червь их там не умирает, говорит писаниe. Посему должно так устроять настоящую жизнь, чтобы не быть изгнанниками из вышнего града.

  • 6.

    Прильпни язык мой гортани моему, аще не помяну тебе

    Пусть, продолжает, отнимется у меня голос мой, чтобы я не мог более говорить, т. е. пусть лишусь сил действовать ни делом, ни словом, где дело выражается десницею, о которой сказал выше, а прилеплением языка означается произносимое слово. Впрочем и мы христиане из любви к вышнему Иерусалиму, вечному отечеству нашему, обязаны произносить те же слова и проклятия. Или десницею называет добродетельное действие, а языком—созерцание и знание; так как язык есть знак и служебное орудие слова, а слово есть выражение созерцания и познания. Гортанью же означает страсть горла, т. е. удовольствие. Итак, да будет, говорит, забыто делопроизводство чрез праздность и действие созерцания, да прилепится к сластным яствам и да будет без движения в отношении к удовольствию, производимому божественными познаниями, каковые проклятия весьма тяжки.

    Аще не предложу Иерусалима, яко в начале веселия моего

    Да подвергнусь, говорит, выше означенным проклятиям, если прежде всего другого не буду приводить себе на память Иерусалима; потому что он находится в начале всякого веселия моего, то есть, он составляет начало и главу радости моей, как первое удовольствие мое.

    Златоуста: Глагол: предпоставлю тебя, (προαναταξομαι) значит то же, что: προανακρωσυμαι (предначну с тебя)— выражениe тех, которые имеют любовь, или лучше, вожделение, пламенное стремление к нему (Иерусалиму). Феодорита: Главою, говорит, веселия моего почитаю видение тебя и твое новодействие и бывающие в тебе торжества. Ибо чрез них я приобретаю истинное удовольствие.

  • 7.

    Помяни, Господи, сыны едомския, в день Иерусалимль, глаголющыя: истощайте, истощайте до оснований его.

    Сынами Едома называет аравитян и идумеян, которые, по словам Феодорита, происходили от Исава и которые помогали вавилонянам в войне с Иерусалимом. И когда вавилоняне разрушили Иерусалим, тогда и аравитяне поощряли их с великим старанием к разрушению самых оснований Иерусалима. Итак, помяни, говорит, Господи, воздавая упомянутым аравитянам и идумеянам праведным наказанием за то, что они не смотря на сродство свое с нами — евреями, по одному происхождении от предка нашего Иакова чрез сына его Исава (ибо Исав назывался и Едомом, от которого и идумеяне), сделались для нас несноснейшими самых врагов и неприятелей наших по зависти к нам. А сказал: сыны едомския, приложил и день Иерусалима, т. е. помяни, говорит, Господи и сынов Едома и день несчастия Иерусалима, изменив только словосочинения и употребив безразлично вдруг за родительным винительный падеж. Или говорит: вспомни сынов Едома, во время бедствия Иерусалима помогавших вавилонянам.

  • 8.

    Дщи вавилоня, окаянная.

    Как есть обыкновение у евреев называть человека сыном человека; так и дщерью Вавилона называют тот же Вавилон. Дщерь, говорит, Вавилона, неправедная! Вавилон несчастный, по причине имеющих, как говорит Златоуст, постигнуть тебя бедствий! А такими словами Давид пророчествует об истреблении, которому имел подвергнуться от царя Кира.

    Дщерью Вавилона называется столица Вавилона по сравнению со всею страною вавилонскою, которая представляется в виде матери, а город ее в виде дщери, как мы сказали и в 44-м псалме, изъясняя слова: дщерь Тира с дарами, и в 72-м псалме при изъяснении слов: во вратах дщери Сионовой.

    Блажен, иже воздаст тебе воздаяние твое, еже воздала ecи нам!

    Сии слова произносит весь еврейский народ, сильно желая истребления города врагов его. А воздаянием, которое (по выражению) ты воздала нам, называют причинение зла т. е. опустошение и притеснение, которое ты, Вавилон, причинил нам—евреям; где предлог: воз (αντι) излишен, как мы заметили и в 7-м псалме, изъясняя слова: если я воздал (злом) воздающим мне зло.

    Феодорита: Господь почитается блаженным, как наказавший их и освободивший их не за то, что он был питомец истинного благочестия, но что удостоил благочестивый народ свободы, и повелел построить божественный храм. Далее Бог принимает и малые плоды и вознаграждает великими воздаяниями. Так Он прославил вдовицу за две лепты. Златоуста: Это выражения страсти пленников! Ибо если хочешь знать расположенность Давида, то послушай, что он говорит: если я воздал (т. е. я не воздал) воздающим мне зло, и как он становится выше позволяемой законом соразмерности. А когда передает страсти других, то изображает ярость и печаль, что и теперь сделал, выставив сильное желание Иудеев. Но не таков новый завет; в нем повелевается нам поить и кормить врагов и молиться за творящих нам напасть.

  • 9.

    Блажен, иже имет, и разбиет младенцы твоя о камень!

    Иудеи распространяют гнев свой и на незрелый возраст отроков и ублажают того, кто сокрушил малых детей и отроков вавилонских жестоко и бесчеловечно. Но повеления евангельские и нравы у нас христиан, как учеников кроткого и человеколюбивого Иисуса Христа, не таковы—не жестоки и не бесчеловечны. Совсем не таковы, ибо Владыка наш—Христос повелел любить даже врагов наших и хранить их. Но надлежит понимать и в высшем значении то, что в сем псалме может быть легко принято в оном. Итак, под сынами Едома мы должны разуметь бесов, которые повелевают друг другу истощать богатства души нашей до основания. Ибо под Иерусалимом мы должны представлять душу. А несчастный Вавилон есть нечестиe и грех, который опустошил и покорил себе благочестие и добродетель. Кто же истребил сие нечестие и грех, тот блажен. Младенцы сего нечестия суть новорожденные страстные помыслы, как младенческие и безмысленные. Кто сии помыслы побеждает и сокрушает о камень веры (каковой камень, по словам Павла, есть Христос) и таким образом их истребляет, тот блажен.

    Слова Феодорита: Как и они (вавилоняне) поступили жестоко с младенцами их (Иудеев), то пророк предсказывает им равное наказание. Василия: В псалме сем ублажается не тот, кто как-нибудь убивает вавилонских детей, но во-первых хочет, чтоб истребляемы были недавно рожденные младенцы, которым не позволено придти в возраст, дабы не произвели весьма много зла; во-вторых, чтобы были уничтожаемы не каким бы то ни было способом, но были разбиваемы о камень. Ибо называет того счастливым, кто владеет своею мудростью, произведением чад смешанного ума, называемого вавилонским; и переможет их, а потом повелевает разбивать их о камень, каковой (камень) есть Христос. И кто поражает негодные учения словом истины, тот разбивает вавилонских младенцев о камень. Итак, если чада вавилонян суть учения неправославных, как приводящие в смешение душу принимающего оные добровольно, то прилично желает, чтобы вавилонскиe младенцы (которые исключительно называются в Писании и семенем халдейским), были взяты и разбиты о камень. Кирилла: Вавилонскою дщерью может быть назван и грех, если истинно Вавилон, как изъясняют, есть смешение, а делом—преступление ума, не спокойного и утвержденного, но, лучше сказать, пришедшего в смешение, слияние и как бы упоенного многократным поползновением ко злу. Ибо душа прежде приходит в замешательство, и тогда уже совершает грех делом. Слова святого Дорофея: Грех называется несчастным, как не существенный и не имеющий подлинного бытия и только получающий существование от нашего поведения, и опять чрез добродетель обращающийся в ничто. Сему мы предали свою волю и в воздаяние получили грех, который и должен быть возвращен ему, т. е. не должен быть далее производим. Младенцами вавилонскими, о камень ударяемыми и сокрушаемыми, непогрешительно можешь назвать семена зла и начала производящих замешательства грехов и страстные новопоявляющиеся помыслы, которые должно истреблять спасительным словом (ибо камень есть Христос), чтобы не возрастали и не приходили в действие, но были уничтожаемы доколе не сделались совершенными. Итак, должно выходить как бы из северной земли— из хладного и мертвого расположения ума в Сион, т. е. в истину, чтобы иметь понятие о Церкви Христовой, в которой пребывая увидим, что угодно Богу и не дадим ни начала, ни места злу в нас, где бы оно могло возрасти и прийти в действие; но будем блаженны, господствуя над младенческими и безумными помыслами, разбивая и таким образом погубляя их о камень веры (у Никиты).