• 1.

    Исповемся (исповедание принесу) Тебе, Господи, всем сердцем моим.

    Сими словами начинает Давид и 9й псалом.

    И пред Ангелы воспою Тебе.

    Пред ангелами, дает обещание, буду петь Тебе, Господи, т. е. вместе с горними и небесными силами буду петь Тебе и я, дольний и земный; ибо хвалить Тебя непрестанно есть дело ангельское. Или ангелами называет священников, ибо Писание обыкновенно называет богами и ангелами священников; то говоря чрез Малахию: уста священника сохранят суд и закона взыщут (прилежно) из уст его; ибо он ангел Господа Вседержителя (Мал 2:7), то чрез Моисея: богов не злословь; и начальствующему в народе не скажи зла (Исх 22:28). А другой изъяснитель перевел так: пред богами воспою Тебе

    Слова Златоуста: Пред ангелами, т. е, с ангелами буду воссылать песнь, стараясь соревновать им и ликовствуя с горними силами. Ибо хотя по природе те и другие различаются, но усердием я постараюсь стоять вместе с ними. Или я буду петь благоговейно, воображая себе находящихся здесь и смотрящих ангелов.

    Яко услышал ecи вся глаголы уст моих.

    Воспою Тебе, прибавляет, Господи, за то, что Ты выслушал все прошение мое, исполнив оное в чем следовало.

    Златословесного: Видишь ли великую благодарность? Не так как другие вялые и слабые, которые до получения сильны, а по получении небрежны, но он и до получения прилежен и по получении остается навсегда благодарным.

  • 2.

    Поклонюся ко храму святому Твоему, и исповемся (буду признателен) имени Твоему о милости Твоей и истине Твоей.

    Принесу, говорит, Тебе, Господи, долг моего благодарения посредством поклонения святому Твоему храму, как за Твое помилование меня, так и за помилование истинное. Ибо такова мысль в речениях: в милости Твоей и истине Твоей, т. е. в истинной милости Твоей, по свойству еврейского языка, употребляющего прилагательные имена в виде существительных, как мы уже заметили и в другом месте. Или: буду признателен к Тебе за истинность Твою в обещании Твоем.

    Того же: Не малая и это добродетель —когда кто может ходить ко храму и пришедши покланяться с чистою совестью. Ибо не преклонения колен, не вхождения, не этого только требуется, но чтобы находиться в нем с пламенною душою и напряженною мыслю, быть не только телом, но и умом. Также не мало достоинства в должном поклонении Богу Всевышнему. Ибо если это составляет достоинство в отношении к царям, то гораздо большее в отношении к Всевышнему Богу. А речения: в милости Твоей и истине Твоей, другой толковник перевел так: буду благодарить Тебе за освобождение меня от плена и удостоения истины, за то что я избавился от образов и телесного богослужения и научился покланяться Богу духом и истиною. Феодорита: Посвященный имени Твоему храм будет для меня вместо неба, в нем я буду поклоняться Тебе и приносить благодарственное славословие, видя человеколюбие Твое ко мне и правду в отношении к врагам; ибо как они делали мне зло, то Ты по своей истине решил погубить их, а меня по своей милости спас.

    Яко возвеличил ecи над всем имя Твое святое.

    Буду благодарить Тебе, Господи, продолжает, и за то, что Ты явил имя Твое во всяком деле великим и чудным; так как все сотворенное Тобою проповедует величие имени Твоего. Другой толковник перевел: ибо Ты возвеличил над всем.

    Златоуста: Т. е. я буду благодарить Тебя не только за благодеяния, но и за самую неизреченную славу и бесконечное величие и неизъяснимое естество; ибо нет ни одной части творения, ни горнего, ни дольнего, которая не издавала бы голоса, громче трубы возвещая о величии имени Твоего, Феодорита: Во всем, говорит, драгоценно имя Твое и всеми, видевшими Твою силу, воспевается оно.

  • 3.

    В онь же аще день призову Тя, скоро услыша мя.

    То же самое сказал в 101м псалме.

    Умножиши мя (возвысишь меня) в душе моей силою Твоею.

    Ты, говорит, Господи, удостоишь меня касательно души великого попечения; так как Ты и силен к произведению сего. Или силою Твоею Ты вознесешь душу мою много (весьма), иначе возвысишь душу мою и поставишь ее, по Златоусту, выше скорбей. Тот же Давид сказал и в 11м псалме: по высоте Твоей умножил попечение о сынах человеческих.

    По другому изъяснителю, глагол; умножишь попечение, поставлено вместо; сохранишь (меня) на долгое время, и силою Твоею из тления приведешь в нетление. Феодорита: Т. е. силою Твоею возвысишь душу мою и исполнишь ее бодростью и смелостью.

  • 4.

    Да исповедятся Тебе, Господи, вcи царие земстии, яко услышаша вся глаголы уст Твоих.

    Все, продолжает, цари земли, т. е. благочестивые и уверовавшиe, будут благодарить Тебя, Господи; за что? За то, отвечает, что услышали слова уст Твоих, т. е. слова закона, пророков, евангельские и апостольские. Ибо и сами цари обязаны благодарить не столько за другие Его благодеяния, сколько за то, что услышали и узнали слова Твоих писаний, так как из сих слов Твоих происходит благочестие и добродетельная жизнь, а это истинное и великое благодеяние для души.

    Феодорита; И тогда все, узнав о величайшей оной победе (т. е. над соседственными народами) удивлялись силе Бога всяческих. Но преимущественно по вочеловечении Бога и Спасителя нашего, и цари и начальствующие прославляют Творца всех. И в отношении к первой победе не слышали слов, но видели славное дело: а ныне и слова слышат и пользуются евангельскими речами. Златословесного: Ибо и царство не может доставить им такой пользы, какую доставляет слышание слов Твоих: это безопасность их, это сила, это благолепие, это украшение и крепость начальства. А у Златоуста и Феодорита пишется так: Да воспоют в путях Господних, т. е. в законах, в повелениях Господних. У Аполлинария же в героических стихах пишется в песнях так: Богодухновенными песнями воспоют Богу. Также в некоем замечании написано: Написал песни Богу, которыми повелевает петь всем из язычников.

  • 5.

    И да воспоют в путех (песнях) Господних, яко велии слава Господня.

    Все, говорит, благочестивые цари будут петь Тебе, Господи, посредством песней, сочиненных для Тебя: ибо песни Господни суть песни, составленные Моисеем и Давидом. Впрочем могут быть песнями и просто славословия Бога. Почему же они будут петь песни сии? Потому что слава Твоя, Господи, т. е. понятие и мнение о Тебе велико; так как все люди представляют Тебя великим, т. е. те, которые чувствуют благодеяния Твои. Или велика слава Господня, т. е. по словам Златоуста, явна для всех, потому что небо и земля исполнены славы Его; поелику все вообще и ангелы и человеки прославляют Его.

    Златоуста: Если (читать): в путях Господних, то значение сих слов таково: пусть читают в законах Твоих; а если в песнях Твоих, то такое: да поют, говорит, да проповедуют о великих делах Твоих; ибо это значит: да воспоют. Феодорита: Все, говорит, будут удивляться промыслу и домостроительству Божию; ибо путями называет распоряжения.

  • 6.

    Яко высок Господь, и смиренные призирает.

    Сии слова имеют сходство с следующими: на высоких живущий и на смиренные (творения) призирающий (что написано в 112 псалме). Или: Бог хотя по природе высок, но призирает, или смотрит и на смиренное; поколику Он промышляет и о земле, простирая свое попечение даже и на самые малые и ничтожные творения. Или: призирает, т. е. хранит смиренномыслящих.

    И высокая издалеча весть.

    Смиренных, говорит, т. е. земных и суетных действий, как недостойных высоты Божией, и вблизи Бог не терпит и не видит; как и Сам говорит: не знаю вас (Матф 25:12). А высокие действия, т. е. небесные, как достойные взора Божия, Бог и издалека знает, как сказано: знает Господь путь праведных (Псал 1:6). Знание же Божие и издалека означает то, что Он весьма доволен. Или здесь слово, по Златоусту, о предведении, т. е. что Бог издалека и прежде существования чего либо знает все, как изрекла и целомудренная Сусанна: знающий все прежде бытия всего (Дан 13:42).

    Другой говорит: Или быть может так: и если кто в людях и высокосердечен, то и таковой не утаится от Него (Бога); почему и у Акилы сказано: И высокого издалека знает. Феодорита: Знает все прежде бытия и, видя из далека сильных, каждому дает соответственные врачевства. Другиe же полагают, что Бог призирает на смиренных, т. е. промышляет и всеми способами печется и помогает, будучи доволен смирением их, а высокоумных и гордых знает только издалека, не помогая им и не заступаясь за них, потому что ненавидит гордость их.

  • 7.

    Аще пойду посреди, скорби, живиши мя, на гнев враг моих простерл ecи руку Твою, и спасе мя десница Твоя.

    Когда я, продолжает, подвергнусь скорбям и искушениям, тогда Ты спасешь меня; и когда буду находиться в опасности смерти, тогда Ты оживотворишь меня. Сверх того Ты распростер и руку Твою, т. е. силу Твою или действие наказания на свирепство и неистовство, какое показали против меня враги мои и уничтожил оное, и таким образом избавила меня (от них) десная рука Твоя, т. е. благодетельное Твое действие и вспомоществование.

    Слова Феодорита: Из сего видно, что рукою называет действие наказания, а десною рукою—действие благотворения; ибо с наказанием врагов соединил руку, а с благотворением Ему—десную руку; почему и в других местах написано: Ты простер руку твою, как читал Феодорит, Евфимий и Никита в Своде.

  • 8.

    Господь воздаст за мя.

    Бог воздаст, заключаете, врагам моим; ибо Мне отмщениe, Я воздам (Рим. 12, 19).

    Феодорита: Я говорит, будучи человек, оскверняемый грехами, воздать за благодеяния не могу; но Господь—податель оных, вочеловечившись и приняв на Себя мое естество, сам уплатить долг мой. С сим согласны и слова божественного Апостола, говорящего, что Владыка Христос истребил рукописание постановлений против нас. Согласно с сим пишет и Златоуст.

    Господи! милость Твоя во век.

    Подобное сказано и в сих словах: ибо во век милость Его (135 псалом).

    Дел руку Твоею не презри.

    Господи! прибавляет, Ты милостив и создатель всего. Итак, и по тому и по другому свойству воззри на нас, как на творения свои взором милосердым и попечительным, и не презри нас беспомощных, изнуряемых страстями и диаволом. Или не презри нас молящихся и призывающих Тебя к помилованию нас.

    Златословесного: Прося спасения потому, что Он Бог милостивый и создатель наш, мы должны сделать что нибудь достойное помилования и от себя: ибо кого помиловать, говорит, милую (Рим 9:16): потому что милость не просто приходит, но и она делает некоторое различие. Если бы она подавалась просто, то никто не был бы наказан. Посему станем производить достойные дела не только за то, что получаем милость, но и за то, что произведены от Бога; ибо тому, кто создан Богом и имеет такового Творца и Царя, должно и жизнь вести достойную попечения Его.