- 1.
Хвалите Господа с небес, хвалите Его в вышних (селениях).
О первого сотворенного в начале неба Давид призывает Ангелов , а с другого, т. е. с тверди призывает светила и звезды; а ниже от земли приглашает змий (драконов) и прочих зверей и животных, оканчивая приглашение сие людьми. А выражения: с небес, и: в вышних, суть одно и то же. За сим следует поименное призывание с неба и с высоких мест.
Слова Евсевия: К словам: хвалите Господа с небес, надобно присовокуплять и слова: хвалите Его солнце и луна, звезды и свет, находящиеся на тверди. А. к словам: хвалите в вышних, находящихся выше тверди, прилично относить слова: хвалите Его все Ангелы Его. Ибо светилам, как чувственным телам, явления коих мы видим, прилично повелевается хвалить Творца их с чувственных небес. А Ангелам, как невидимым и незримым нами, повелевается воссылать хвалу Богу с невидимых для нас горних мест. Ибо как, по словам Феодорита, божественный Моисей не сказал нам ничего о творении умных естеств, то посему пророк счел за нужное упомянуть здесь и о них, прибавив: Он сказал, и созданы; ибо измыслил ангельские и небесные силы, и мысль стала делом, которое исполнено Словом и совершено Духом, как сказал Григорий Богослов. Посему и заповедует приносить хвалу Творцу, ибо это долг твари в отношении к Нему; и все сотворенное и одаренное разумом должно всегда платить сей долг. Если же прославляет то, что имеет созданное естество, а Сын и Всесвятой Дух не поставляются в чине поющих, то явно, что они не принадлежат к числу созданных существ. Посему Он и Всесвятой Дух суть похваляемые, ибо нет ничего среднего между хвалящими и хвалимыми, но хвалит тварь, а похваляется Творец.
- 2.
Хвалите Его вcи Ангели Его, хвалите Его вся силы Его.
Давид во-первых, взывает к низшему чину Ангелов, а потом и к прочим чинам их, которые называет силами. Или и все чины называет силами и ангелами; ангелами (вестниками), поколику возвещают, т. е. объявляют слова Божии, а силами, поколику они сильны к исполнению новелений Божиих: ибо сильные, говорит, крепостью, творящие слово Его (Псал 102:20).
Слова Дионисия Ареопагита: Умные естества исключительно пред всеми удостоены наименования Ангелов, по той причине, что им первым дано божественное озарение, и чрез них уже сообщаются откровения непостижимых для нас вещей. Так, по учению священного Писания (богословия), чрез Ангелов преподан нам закон. Так Ангелы руководствовали к Богу прославившихся прежде закона и после закона отцев наших, или внушая им то, что должно делать, или объясняя видения премирных таин, или открывая некоторые Божественные предсказания. Ибо чрез первые (чины) возводятся к Богу вторые. Итак, богословы называют святейшие чины высочайших существ и Ангелами: потому что и они изъясняют первоначальный божественный свет. Напротив того последний чин небесных умов нет причины называть началами, или престолами, или серафимами, потому что он не имеет того, что принадлежит сим высшим силам.
Другой говорит: Хвалите Его все воинства Его. И ангелолюбивый Дионисий: Небесными силами называются все божественные умы; но ни как не могут называться Серафимами, Престолами, или Господствами: ибо низшие силы не имеют всех тех свойств, каковые имеют высшие. И поелику во всех божественных умах, сообразно их природе различаются три принадлежности —сущность, сила и действие; то посему когда мы без различия называем все, или некоторые из них небесными существами, или небесными силами, то называем их так не собственно, заимствуя сие наименование от принадлежащей им сущности и силы. Григория Богослова: Мы не можем видеть умное естество нетелесным образом, хотя оно и не телесно. И оно называется духом или огнем, первым, как мысленное естество, а вторым, как, очистительное. И нам некуда поступить далее, как разве простремся в той мере, в какой знаем, что есть какие-то ангелы и архангелы, престолы и господства, начала, власти, светлости природы чистые и беспримесные, сильные как по естественной своей, так и по приобретенной ими крепости, песнословящие Божие величие, которые Давид называет силами, как свободные от телесных страстей и могущие исполнять повеления Его.
- 3.
Хвалите Его солнце и луна, хвалите Его вся звезды и свет.
Сии небесные тела находятся на втором небе, т. е. на тверди. И под солнцем, луною и звездами должно понимать сосуды, в которых вмещается свет, а под светом, по словам Феодорита, то вещество, которое разлито в сии сосуды, или в солнечные, и лунные и звездные вместилища. Или таковыми называет те светила, которые созданы в четвертый день, а светом тот, который создан в первый день. Как же они без голоса, языка, разума и души, могут хвалить Бога? на сиe ответствуем, что, по словам божественного Златоуста, есть три способа прославления, первый производимый голосом, о котором и Моисей сказал вместе с сестрою своею Мариамою хваля Бога и говоря: будем петь Господу; ибо Он прославился (Исх 15:1). Второй способ славословия есть, когда оно производится чрез зрение или видение очами, в каком значении сказано: небеса проповедуют славу Божию (Псал 18:1). О сем способе мы и говорили при изъяснении 18го псалма. Третий способ славословия состоит в том, когда оно совершается посредством добродетельной жизни и добрых дел: дабы видели, говорит, ваши добрые дела и прославили Отца вашего, сущего на небесах (Матф 5:16). Итак, хвалите, призывает, Бога и вы бессловесные и бездушные (светила) вашими свойствами, которые побуждают зрителей ваших удивляться и приносить за вас Творцу вашему похвалу и обращать язык вашим величием, вашею красотою, вашим местоположением и тем употреблением, которое доставляете, вашим служением, постоянством, твердостью и другими подобными естественными вашими свойствами—к хвалению Бога; так как все, по словам Григория Богослова, хвалит и прославляет Бога неизреченными голосами; и от всего возносится благодарение Богу чрез меня; и таким образом от кого я получаю повод к пению, хваление того делается нашим (Слово на неделю новую).
Слова Дамаскина: С светилами Творец совокупил первосозданный свет, не потому что Он не мог будто создать другого света, но чтобы тот свет не остался в праздности. Ибо светило не есть самый свет, но вместилище света. Луна же заимствует свой свет от солнца, дабы и между тварями было управление и подчиненность и одно начальствовало, а другое находилось под начальством, и мы имели в том урок общительности деления друг с другом и подчиненности, во-первых, Творцу, а потом и поставленным от Него властям. А своим затмением солнце и луна обличают безумие поклонявшихся твари и вразумляют, что они подлежат превратности и изменению, а что изменяется—не есть Бог. Божеств. Дионисия: сия вышесущественная сила сохраняет неизменными небесные и относящиеся к светилам и звездам сущности и устройства.
- 4.
Ст. 4-5 Хвалите Его небеса небес, и вода, яже превыше небес. Да восхвалят имя Господне.
Мы замечали в различных местах, что на еврейском языке обыкновенно единственные числа выражаются множественным. Так и здесь небо называет небесами небес, разумея первое, созданное в начале: ибо в начале, говорит, сотворил Бог небо и землю (Быт 1:1) так как и в другом месте говорит о сем: небо небеси Господу (Псал 113:5), и слова: хвалите, и: да хвалят, хотя выражены в множественном числе, но употреблены вместо единственных. Далее вода, которая превыше неба, есть вода, находящаяся выше тверди. Как же хвалит Бога первое небо, тогда как оно невидимо? Мы заметили в 18м псалме, что хотя оно и невидимое, но мы от видимого неба, то есть тверди, заключаем к бытию и его и следовательно, чрез умозаключение славим Творца его—Бога. А если и невидимое небо хвалит Бога чрез нас, так как мы хвалим Его, то явно, что гораздо более хвалит Его видимое, то есть твердь посредством вида и красоты своей.
Слова Великого Василия: Итак, еллины любомудрствовавшие о небе предполагают, что небо одно и что нет естества, из которого могло бы произойти второе, третье и так далее небо; потому что вся сущность небесного тела, как они думают, издержана на составление одного неба. А мы столько далеки от мысли не верить второму небу, что взыскуем и третьего неба, видеть которое удостоен был блаженный Павел (Бес. 3 на шест.) Иоанн Дамаскин говорит: мы в мироздание включаем и творение неба, которое внешние мудрецы называют кругом беззвездным. Еще же Бог назвал и твердь небом, которому повелел произойти среди вод, и естество оного божественный Василий называет тонким на подобие дыма, узнав о сем из божественного Писания. Другие же назвали его водяным, как происшедшее среди вод. Иные производили его из четырех стихий, еще иные называли его пятым телесным естеством, отличным от четырех стихий… Итак, первое небо есть небо небеси, и находится выше тверди. Вот два неба. Ибо и твердь Бог назвал небом. В священном же Писании обыкновенно и воздух называется небом по, своей видимости на высоте: благословите, говорит, (Бога) все птицы небесные, то есть живущие в воздухе; так как путь у пернатых есть в воздухе, а не в небе. Вот и три неба, о которых сказал и божественный Апостол. А если тебе угодно будет и семь поясов принять за семь небес; то и это не повредит слову истины (Богосл. гл. 6 о небе).
Яко Той рече, и быша.
Выражением: рече, Давид указывает на два предмета, не только, что Бог из небытия привел в бытие выше означенные твари, т. е. Ангелов и небесные тела, но и то, что произвел их с великою легкостью. Ибо как легко человеку сказать, так легко Богу сотворить то, что не существовало, или, лучше сказать, гораздо легче для Бога сие, нежели для человека слово: потому что невозможно и представить, по словам Златоуста, чрезвычайной легкости, с какою Бог сотворил все.
Той повеле, и создашася.
Снова повторяет то же самое, как это он часто обыкновенно делает. Ибо написано и в Книге Бытия: да будет свет, и бысть, и прочее тому подобное.
- 5.
Да восхвалят имя Господне. Яко Той рече, и быша. Той повеле, и создашася.
См. Толкование на (Пс 148:4)
- 6.
Постави я в век, и в век века.
Утвердил их, именно в их порядке, действии и приносимой ими пользе, чтобы они оставались в век неизменными и не преступали пределов природы.
Повеление положи, и не мимо идет.
И эти слова также показывают легкость, с какою Бог привел творение к бытию, и с какою потом оно сохраняется. Ибо положил, говорит, в постановление им предел, которого они не преступят, подобно тому, как рабы не дерзают преступить повеления господина.
- 7.
Хвалите Господа от земли змиеве, и вся бездны.
Под змеями (драконами) разумеет здесь больших морских животных, как и в другом месте говорит: змий сей, его же создал ecи (Пс. 103, 26). Под безднами же разумеет самое море. Когда ты видишь, говорит, громадность кита, состав частей его тела, которое в Книге Иова Писание изображает подробнее, можешь ли ты не удивляться и не восхвалят Творца таких животных? Он дал им в жилище недоступные ни для кого области моря, и не позволил им переходить указанные пределы, так что они не переходят ни к берегу, ни к тем местам, где плавают судна, чтобы не повредить кораблям и не истребить роды других рыб. Но не это только достойно удивления, а и самое море. Как оно, имея такое множество вод, вздымаясь силою ветров, страшно ярясь и пенясь, не преступает однако своих пределов и не дерзает залить смежную сушу, а сохраняет повеления Господа! Будучи нетвердо и неустойчиво по природе, оно однако сохраняет свой порядок. Размышляя о сем ты не можешь не удивляться премудрости, силе и домостроительству Божию и не воспеть Ему от лица всей твари хвалебной песни.
- 8.
Огнь, град, снег, голоть, дух бурен, творящая, слово Его.
Все это исполняет повелиние Господне на пользу людям; и они служат не случайно и не по собственному произволу. Под огнем он разумеет молнию.
- 9.
Ст. 9-10 Горы и вcи холми, древа плодоносна и вcи кедри. Звери и вcи скоти, гади и птицы пернаты
Так как боле радостные, красивые, употребительнейшие и полезнейшие творения Божии явно удивительны и похвальны; то посему Давид, оставя их, счел за нужное коснуться довольно в слове и таких, которые представляются людям более неприятными, каковы: огонь, молния, град, лед и проч., о которых сказал выше, а равно и тех, которые кажутся менее употребительными, каковы горы и холмы, плодоносные деревья и бесплодные кедры , сверх того и представляющихся губительными, каковы звери и пресмыкающиеся, и все сие призывает к прославленно Бога, дабы тем сильнее и из сего показать всеобщий промысл Божий и научить людей, что все сие удивительно, достохвально и нужно, и имеет причину и цель, для которой создано, удивительную, хотя сия причина и цель, быть может, для нас, по словам Златоуста, непонятна, или неудобовразумительна. Молния служит знаком дождя, или часто и ветра; град и снег способствуют совершенству земледелия; дух бурный, т. е. бурный ветер иногда переносит облака с одного места на другое, а иногда собирает их, между тем как то и другое делается для пользы, хотя нам и не представляется полезным, по незнанию нашему. Горы и кедры (а под кедрами, как величайшими деревьями, разумеются и все другие бесплодные деревья) способствуют к построению домов и кораблей. Словом: нет ни одного творения излишнего и просто и случайно происшедшего. Львы и барсы, слоны, единороги, носороги и другие подобные звери; из пресмыкающихся драконы, змеи, скорпионы и другие ядовитые животные, также вообще способствуют жизни человека тем, что причиняют нам страх, делают нас скромными, благоразумными и осторожными. Они же напоминают нам и учиненный в раю Адамом грех и преступление; так как за сие все животные, бывшие прежде у него в подчиненности и получившие от него наименования, после свергли с себя рабство и подчиненность ему . Оставляю рассуждение о других выгодах и пользах, доставляемых зверьми и змеями к приготовлению лекарств. Итак, если и причиняющие нам огорчение творения и представляющиеся безнужными и вредными, столько полезны, что чрез них воссылается хваление и славословие Богу, то что можно сказать о прочих тварях не таковых, но приятных, нужных и полезных.
Григория Богослова: Скажи, отчего земля стоит твердо и отчего то поднята на вершины гор, то осаждена в равнины, притом так разнообразно, часто и постоянно меняет свои положения, и тем богаче удовлетворяет нашим нуждам и услаждает нас своим разнообразием? И отделена ли она для жилищ человеческих, или не обитаема, поколику перерезывается хребтами гор, или чем иным, отсекается и отходит для иного употребления, везде служит самым ясным доказательством величия и всемогущества Божия. Рассмотри разнообразие и богатство самых плодов. Рассмотри силы корней, соков, цветов, запахов не только самых приятных, но и здоровых, привлекательность и качества красок. Природа, как на общем пиршестве, предложила тебе все, и что нужно для тебя, и что служит к твоему наслаждению, чтобы ты сверх прочего из самых благодеяний познал Бога, из своих потребностей приобрел больше сведений о себе самом (Слово о богосл. второе).
Слова Евсевия: Как от гор и холмов обратился к лучшим предметам, каковы земные растения: так опять от сих переходит к естеству животных, как имеющих в себе больше силы, нежели растения; ибо те имеют только питательное и растительное свойство, а сии кроме сего получили и способность переходить, и душу, и естественное побуждение (инстинкт), и воображение и различные чувства. За сим разделяет и их—род бессловесных животных на род диких, называемых зверьми, и кротких, именуемых скотами, и советует как за те, так и за другие прославлять Творца; так как ничего нет лишнего ничего ненужного, хотя иное не подлежать нашему знанию.
Златословесного: Я не обвиняю сих вещей, но везде виню твою нравственность: ибо когда ты о ней не брежешь, тогда и от самого себя получаешь вред, и от своего тела; а если заботишься о ней, то не потерпишь никакого вреда и ничего неприятного ни от бесов, ни от зверей?
Евсевий вместе с Феодоритом говорят: Упомянув о скотах и зверях показывает и третье отделение пресмыкающихся; упоминает также и о роде птиц, чтобы ничего не было пропущено, что входит в состав мира. Поелику же между всеми сими видами ничего не сказано о рыбах, то должно думать, что и они причислены к пернатым, а под именем пресмыкающихся заключается и род плавающих. Феодорита одного: ибо они (рыбы) пресмыкаются в водах. Так и Бог назвал их, когда сказал: да произведут воды пресмыкающихся, души живые.
- 10.
Звери и вcи скоти, гади и птицы пернаты.
См. Толкование на (Пс 148:9)
- 11.
Царие земстии и вcи люди, князи и вcи судии земстии.
Здесь снова Давид приводит другой вид промысла Божия, т. е. начальствующих и подчиненных. Ибо дело премудрости Божией и то, что все сие разделено, по словам Златоуста, на начальствующих и подчиненных. Упоминает же о царях, начальствующих и судьях; поколику они начальствуют над другими и производят над ними суд. Хвалите, говорит, и благодарите Господа, властелины, как избранные для попечения и заботы о других, и вы, состоящие под властью, как удостоенные промышления и попечения властелинов; и все вместе хвалите Господа; потому что из вас как тех, так и других Бог составил благоустройство между людьми. Итак, просто начальствование и властвование чье-либо есть дело Божие; а злоупотребление со стороны начальства и власти есть дело злонамеренности начальников. А что избираются на начальствование злые, это зависит от злонравия избирателей их. Наконец, сказав: все люди, Давид разумеет под сим не только мужей, но и жен и вообще всякое племя и всякий возраст.
Златословесного: Не порицай Творца, видя рабство, но бегай грехa, за который род человеческий разделен на рабов и господ; так что из одной и той же персти происшедшие, одни властвуют, а другие состоят под властью, и притом те, которые, по словам Григория Богослова, носят один и тот же образ и одно и то же достоинство.
- 12.
Ст. 12-13 Юноши и девы, старцы с юнотами, Да восхвалят имя Господне; яко вознесеся имя Того единаго.
Да восхвалят, продолжает, имя Господа юноши и девы, приучаясь с молодых лет славословить Бога; а старцы пусть прославляют Бога и благодарят Его за то, что достигли такого старческого возраста . Далее юнейшими называет тех же юношей, чтоб отделить их от старцев. Все они, говорит, да прославляют Господа: потому что имя Его одного возвеличилось чрез величие дел Его.
Великого Василия: Юноша, по душе, в высшем смысле, есть тот, кто во всех видах добродетели достиг совершенства, кто духом пламенен, кто ревностно стремится к делам благочестия и изобилует цветущими силами и способностями к добрым делам. Такого Евангелие называет усильным искателем, и способным достать царство Божие. Его-то Дух Святой и в песнях разумеет как способного: и в книге Иоиля юношам обещается зрение видений. А старец по душе есть тот, кто усовершился в благоразумии, каков был Данил, в молодом теле показавший досточтимое ведение, которое всякой седины достойнее уважения. Ибо так и Соломон определяет старость, когда говорит: седина же есть мудрость человеков.
Златословесного: Мы доказали из всего видимого попечение, славу и величие Его. Но должно хвалить Его не только за все, но и кроме сего. Ибо и прежде сего и без сего Он имеет высоту и славу и благословение от всего. Хорошо сказал: (имя) Его единого; ибо это нужно для различения Его от тех богов, которые не суть боги. И, по словам Феодорита, погасла память лжеименных богов, и только истинного Бога славное имя почитается. Евсевий: Сей псалом, призвав к хвалению Бога все горнее и дольнее, теперь показывает, что необходимость обязанности прославлять Господа, лежит на всех существах, как небесных, так и земных: как могущество Его, говорит, чудотворно и показывает божественное действие свое на земле и на небе, и как сила имени Его исполняет все; то необходимо должно выдти на хваление все, чтобы как на многострунных гуслях, состоящих из различных, как высоких, так и низких, как тонких, так и средних, и по правилам музыкального искусства одна к другой приспособленных струн, вся тварь и все части ее поставленные в различных званиях и ликах, воссылали Царю и Богу всяческих одну песнь, стройную хвалу исповедания и богословия.
Исповедание Его на земли и на небеси.
См. Толкование на (Пс 148:14)
- 13.
Да восхвалят имя Господне; яко вознесеся имя Того единаго. Исповедание Его на земли и на небеси.
См. Толкование на (Пс 148:12)
- 14.
И вознесет рог людей своих.
Благодарение, говорит, и славословие Господу приносится как на земле от людей, так и на небе от Ангелов; и Господь возрастит и увеличит рог, т. е. силу людей своих.
Слова Феодорита: Ибо уже не небесные только существа поют, но и вся земля исполнилась ведением Бога; так как рогом назвал крепость, взяв в подобие рогатые животные, которые величаются оными, как своею крепостью.
Песнь всем преподобным Его.
Пениe, прибавляет, и славословие Господу приличествует преимущественно людям святым, т. е. посвятившимся Господу. Им-то особенно прилично хвалить Бога: потому что они более других знают величие и благодеяния Божии. Так и в 32м псалме сказано: правым подобает хваление, где и можешь найти изъяснение сего.
Сыновом Израилевым, людем приближающимся Ему.
Песнь, заключает, и славословие Богу приличны сынам Израилевым, т. е. людям близким и приближающимся к Богу не местом, но союзом веры, расположенностью любви, угождением и уподоблением Ему в добродетелях. Или исповедует, что слово и похвала последует за святыми рабами Божиими; поелику и они будут прославлены, как преподобные и посвятившие себя Богу, и как люди близкие и приближающееся к Богу по добродетели; почему все должны стараться быть святыми, т. е. уподобляться и быть преданными Богу, чего особенно достигают чрез уединенную жизнь. Ибо сделавшись такими они удостоятся славы от Бога и от людей.
Златословесного: Сказал: песнь всем, т. е. похвала, не сказал просто: людям, но: преподобным Его; также, сказав: сынам Израилевым, прибавил: людям, приближающимся к Нему, чтобы чрез сию похвалу, чрез название людьми Его более не ослабить их, и чтобы, надеясь на сие только, они не вознерадели в душе о добродетели. Посему он говорит как бы так: когда вы приближаетесь к Нему, т. е. посредством дел, то вы достигнете великой славы: ибо кто старается приблизиться к Нему, тот может быть истинным Израилем, и ему будет песнь и слава, как прославляемому самим Богом и взаимно прославляющему Его. Ибо псалом сей, по словам Феодорита, предсказывает о подвигах, совершенных Маккавеями.
- 4.
Головна > Бібліотека > Бібліїстика > Біблійні коментарі та тлумачення > БКТ > Евфимий Зигабен > Псалтирь > Глава 148