Глава 21

< предыдущая глава   следующая глава >
Глава 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29
  • 1. Во (2Цар 24:1) внушение исчислить Израиля приписывается самому Богу; здесь сатане. Как зависящая от Бога сипа, он действует по Его попущению и отмечается автором кн. Паралипоменон в качестве главного виновника сопровождавшегося вредными для Израиля последствиями дела. По кн. Царств народная перепись является одним из событий конца правления Давида; по кн. же Паралипоменон она следовала за победоносными войнами Давида, увеличившими славу его царствования и способствовавшими возникновению непростительного для царя теократии чувства гордости и самопревозношения. Автор следует не хронологическому распределению событий, но идейному.
  • 3. Ответ Иоава представляет в кн. Паралипоменон некоторые особенности по сравнению с кн. Царств. Именно, полководец Давида приводит два, неотмеченные в последней, соображения против переписи. Она излишня, во-первых, потому, что все подданные верны царю. Для чего же знать число их? Во-вторых, исчисление народа, как плод гордости, может навлечь беду на Израиля.
  • 4. В книге Паралипоменон опущено описание порядка производства переписи. По указанию 2 кн. Царств (2Цар 24:5-7), она началась на восточно-иорданской стороне, продолжалась в области северных колен и закончилась на юге.
  • 5. Число иудеев показано приблизительно то же, что и в 2 кн. Царств (500 000 - (2Цар 24:19), но израильтян гораздо больше: 1 100 000 вместо 800 000. Чем объясняется подобное различие, сказать трудно.
  • 6. Как видно из порядка производства переписи (2Цар 24:5-7), колено Вениаминов должно было быть исчислено последним. Но сознание преступности деяния было настолько сильно у Иоава ("ему было противно царское слово"), что он не мог докончить переписи (Ср. (1Пар 27:24). Левиты, жившие в уделах всех колен, могли быть исчислены вместе с жителями этих последних. И если Иоав не делает этого, то в исполнение предписания закона Моисеева, освобождающего их от переписи характера политического (Чис 1:47-49).
  • 12. Прибавление против кн. Царств: "меч Господень" и "Ангел Господень", внесено в тексте сообразно с дальнейшим повествованием (14-16).
  • 16. Отмеченная в данном стихе потребность не встречается во 2 кн. Царств. Покаянные чувства Давида и его старейшин вполне понятны ввиду ранее проявленного их раскаяния (ст. 8).
  • 20. Вторая книга Царств не говорит ни об испуге Орны и его сыновей, ни о том, что они скрылись в гумне. Но этот факт, отмеченный кн. Паралипоменон, предполагается и книгою Царств, именно ее замечанием: "Орна вышел" (2Цар 24:20), т.е. из гумна.
  • 22. Подробности разговора Давида с Орной (2Цар 24:20-21) не изменяют существа дела.
  • 25. По указанию (2Цар 24:24), гумно было куплено за 50 сиклей, что на наши деньги равняется приблизительно 25 руб. Но более вероятным представляется чтение книги Паралипоменон: 600 сиклей. Из истории Авраама видно, что в древности одна пещера ценилась в 400 сиклей.
  • 26. Ниспослание огня на жертву Давида - признак ее угодности Богу (3Цар 18:37-38).
  • 28. Если первая жертва служила выражением чувства раскаяния, то вторая - благодарности за прекращение бедствия.
  • 29-30. - По закону Моисееву (Втор 12:5) жертвоприношение должно совершаться только на том месте, которое укажет сам Господь. Жертвоприношение не в Гаваоне, где находилась скиния Моисеева и жертвенник, а на гумне Орны нарушало это постановление. Но оправданием для Давида служило в данном случае то обстоятельство, что он был "устрашен мечем Ангела", т.е. явление Ангела вызвало в нем чувство благоговейного страха перед святостью места, и потому оно было сочтено вполне удобным для жертвоприношения.