- 1. Свободный от части дел правления, благодаря воцарению Соломона, которое не нашло еще, однако, публичного характера (1Пар 29:22), и не тревожимый врагами (1Пар 22:18), Давид посвящает последние дни своей жизни внутреннему благоустроению государства. Первым его делом в данном отношении является упорядочение богослужения путем разделения на чреды священников и левитов, с указанием им соответствующих обязанностей.
- 3. Разделению левитов на так называемые чреды предшествовало исчисление тех из них, которые имели по тридцати лет, т.е. предельный возраст для поступления на службу по закону Моисееву (Чис 4:3,23,30,39). Но так как к исполнению обязанностей привлекались лица и 25 лет (Чис 8:23-26), то Давид впоследствии принял во внимание и это постановление (ст. 24 и д).
- 4. К кругу "дел в доме Господнем" не относились дела специально священнические (1Пар 24:1-19), судебные (1Пар 26:29-32), обязанности привратников (ст. 5; (1Пар 26:1-19) и певцов и музыкантов (1Пар 25:5).
- 6. Судя по тому, что нижеперечисленные имена не встречаются среди имен 24 классов певцов (1Пар 25:1), привратников (1Пар 26:1-19), судей (1Пар 26:29-32), можно думать, что в настоящем и дальнейших стихах идет речь о разделении на чреды только 24 000 левитов, предназначенных на "дела дома Господня". В основу их разделения было положено деление самого колена Левинна на три главные линии - Гирсона, Каафа, и Мерары (Ср. (1Пар 6:16).
- 7-11. - Главы гирсонитян. Поколение Гирсона распадалось при Давиде на две главные ветви: Лаедана, потомка сына Гирсона Ливни (1Пар 6:17); (Исх 6:17); (Чис 3:18) и Шимея. Первая насчитывала шесть представителей: трех сынов Лаедана (ст. 8) и трех - Шимея, потомка Ливни (ст. 9); вторая (ветвь Шимея, брата Лаедана) - только трех, так как два сына Шимея - Иеуш и Берия по причине малочисленности своего потомства составляли одну семью (ст. 11). Таким образом, из гирсонитян времени Давида было избрано на дела "дома Господня" девять родов.
- 12-20. - Главы каафитов. К племени Каафа принадлежал род Амрама, представляемый его сыновьями Ааароном и Моисеем. Но поколение Аарона, которому принадлежали права священства, не принимается во внимание при разделении левитов, назначаемых на дела "дома Господня" (ст. 13), и наоборот, такого исключения не делается для поколения Моисея, причисленного к простым левитам (ст. 14). Сообразно с этим в линии Каафа исчисляются левитские роды Моисея, Ицгара, Хеврона и Озиила - трех сыновей Каафа (1Пар 6:18); (Исх 6:18); (Чис 3:23). Первый дал двух представителей (ст. 15-17), второй - одного (ст. 18),третий - четверых (ст. 19) и четвертый - двух (ст. 20), следовательно, весь род Каафа - девять.
- 21-23. - Главы поколения Мерари от его сыновей Махли и Муши (1Пар 6:19); (Исх 6:19); (Чис 3:33). Линия Махли от его сына Елеазара ввиду бездетности последнего (отсутствия сыновей) при Давиде не существовало; представители поколения Киса, другого сына Махли, не названы (ст. 22). Для дела "дома Господня" назначаются три левитские рода Мерари от его сына Муши (ст. 23). Вместе с девятью родами Гирсона и девятью радами Каафа они составят двадцать один род. Но так как, по свидетельству Иосифа Флавия (), левиты, назначенные на "дела дома Господня", разделялись на 24 класса, или чреды, в соответствии 24 классам священников и певцов, то для достижения этого числа к 21 роду Гирсона, Каафа и Мерари присоединяют еще три поколения, происшедшие от названного в (1Пар 24:26) и будто бы пропущенного в (Исх 23:1) третьего сына Мерари - Иоазии, именно поколения Шогама, Заккура и Иври (1Пар 24:27). Но переводы LXX, Пешито и Вульгата исчисляют и в данном месте только двух сыновей Мерари; Пятикнижие и весь вообще Ветхий Завет ничего не знают о третьем его сыне и потомках последнего, и, наконец, текст (1Пар 24:26-27) носит след несомненного повреждения (см. ниже). Все это вместе взятое и не позволяет настаивать на пропуске Иоазии в (1Пар 23:21) и д. Кроме того, с присоединением трех его потомков к родам Каафа, Гирсона и Мерари мы получим не 24 класса левитов, а 25, так как нет никаких оснований исключать род Киса (1Пар 23:22), хотя его представители и не поименованы автором Паралипоменон. Ввиду этого следует признать, что из поколения Мерари было назначено на "дела дома Господня" четыре рода; следовательно, всех левитских классов, черед было установлено 22.
- 24-26. - Кроме левитов тридцатилетнего возраста, предельного для поступления на службу, Давидом были назначены еще левиты двадцатилетние на основании того соображения, что служба при Иерусалимском храме более легкая, чем в пустыне, могла быть отправляема и не совсем окрепшими в физическом отношении людьми. И так как левитов тридцатилетнего возраста было при Давиде 33 000, то очевидно, что левиты двадцатилетнего не включались в это число. Причина этого будто бы в том, что они назначались на низшие должности, были помощниками своих старших братьев.
- 28-32. - Исчисление обязанностей левитов, назначенных на "дела дома Господня". К обязанностям вышеперечисленных левитсхих классов принадлежали наблюдение за двором храма и пристройками - их чистотой; приготовление хлебов предложения (1Пар 9:32), но не положение их, последнее принадлежало священникам (Лев 24.8 и д.), наблюдение за приготовлением хлебных жертв, за количеством меда, елея и вина, присоединяемых к жертвам (Исх 29:40); (Исх 30:24); Лев 19.35-36), за числом жертвенных животных, их возрастом, свойствами и т.п. (ст. 31).
Головна > Бібліотека > Бібліїстика > Біблійні коментарі та тлумачення > Толковая Библия или комментарий на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Заветов > Первая книга Паралипоменон > Глава 23