- 1-4. - Сн. (3Цар 12:21-24) Толков. Библия II.
- 5-12. - Города, обращенные Ровоамом в крепости или вообще укрепленные им, в большинстве издавна существовали и только были обстроены. Таков - Вифлеем (Быт 35:16,19); (Быт 48:7); (Руф 1:1); о положении его см.Толков. Библию II, с. 336-337 и 383. Ефам (LXX Αιταν, Vulg. Etam) лежал, как и Вифлеем, в колене Иудином (Нав 15:59), верстах в 12-ти от Иерусалима; по причине прекрасного местоположения, садов и обилия водою был, по свидетельству Иосифа Флавия (), любимой летней резиденцией Соломона (развалины водопроводов, бывших здесь, существуют и доныне); теперь - Айн - Аттан, мееду Вифлиемом и Уртасом (Onomast. 487). Фекоя - в Иудинон колене (Нав 15:59), к северу от Хеврона, теперь Хирбет-Текуа (Onomast. 417); ср. Толков. Библия, т. II, с. 336-337 и 430. Бефцур (LXX βαιθσουρα) - в Иудином колене, в горах Иудииых (Нав 15:58); (Неем 3:16); особенно известен стал во времена Маккавеев, как сильная крепость, бывшая тогда местом нескольких сильных сражений (1Мак 4:29,61); (1Мак 6:7,26); по И. Флавию (), был наиболее укрепленным оплотом в земле Иудейской; теперь Бат-Сур по дороге из Иерусалима в Хеврон, на расстоянии верст 20-ти от первого (ср. Onomast. 234, лежит на земле, у подошвы которого протекает обильный источник Айн-ед-Дирье, где, по преданию, Ап. Филипп крестил евнуха Кандакии. Сохо(LXX Σοχωθ) - имя двух городов в Иудином колене (Нав 15:35,48); (1Цар 4:1); (3Цар 4:10) и др. Onomast. 881), к юго-западу от Иерусалима, см. Толков, Библию II, с. 335 и 336. Одоллам (ввр. адуллам) упоминается уже в (Быт 37:1,12,20); взятый Иисусом Навином (Нав 12:15) достался в жребий Иудин, ср. (2Мак 12:38), в 5-ти верстах к сев.-вост. от Сохо (Onomast. 24. Ср.Толков. Библия I, с. 326). Геф (евр. гат) - к западу от Сохо, верстах в 5-ти; до царствования Давида был одним из пяти главнейших филистимских городов (1Цар 6:17); (1Цар 17:4), Давид покорил его (2Пар 8:1) Ср. Толков. Библия II, с. 396 и 426. Сн. Onomast. 301). Мареша (LXX слав. Марисан) у юго верст 5 от Гефа (Нав 15:44); Толков. Библия II) родина пророка Михея (Мих 1:1), место сражения Асы с Зараем Ефиоплянином (2Пар 14:9); во времена Маккавеев и последующие нередко переходил из рук в руки (И. Флавий. ; ; ; ), пока окончательно был разрушен парфянами при Ироде (; ). Ср. Onomast. 673. Зиф (Нав 15:55) - в 1 3/4 часа пути к югу от Хеврона (Onomast. 464); в пустынных окрестностях Зифа скрывался Давид от преследований Саула (1Цар 23:14) сл. (1Цар 26:2) Толков. Библия II, с. 336 и 411. Адораим к востоку от Зифа (1Мак 13:20) Onomast. 165), теперь Дер'ат. О положении Лахиса (4Цар 14:19) см. Толков. Библию II, с. 512. О положении Азека (Нав 10:10); (Нав 15:35) Onomast. 34) см. также, с. 62-63. О положении Цоры (LXX Σαραα, сл. Салаа, (Нав 15:33); (Нав 19:41) Onomast. 830) - там же, с. 96; это самый северо-западный город из числа укрепленных Равоамом. Об Аиалоне (Нав 10:12); (Нав 10:36) см. Толков. Библию II, с. 320 и 344. Как и Цора, Аиалон первоначально принадлежал к уделу Данова колена, но позже оба города могли перейти к Иудину колену; этот переход мог стоять в связи с переселением священников и левитов из Израильского царства в Иудейское (ст. 13-14 рассматриваемой главы; см. у проф. Гуляева, Исторические книги, с. 519). Хеврон, ранее Кириаф-Арба (Быт 13:18); (Быт 23:2) (Чис 13:23); (Нав 12:10); (Нав 14:13); (Нав 15:13); (Нав 14:13); Суд 1.10 и др.), - один из древнейших городов мира (по (Чис 13:23), построен 7-го года прежде Цоана Египетского); при разделении Ханаана достался Халеву (Нав 14:13), после около 7 лет был столицей Давида (2Цар 2:1) сл. 2Цар 565). В евангельское время, по преданию, был местом жительства св. Захарии и Елисаветы. О положении Хеврона (Onomast. 113) см. Толков. Библию т. I, с. 334 и 519, т. II, с. 88. Кроме крепостей, во всех этих городах Ровоамом заведены были общественные магазины съестных припасов (ст. 11-12).
- 13-17. - Краткое сообщение (3Цар 12:31) о том, что Иеровоам ставил священников из народа, а не из колена Левиина, здесь (ст. 13-15) распространено теми чертами, что Иеровоам отставил от священства тех членов Левиина колена, которые не признали законным введенного им культа, и эти, верные прежнему, истинному культу Иеговы, священники и левиты переселились - частью добровольно, частью по принуждению в пределы царства Иудейского. Нет никакого основания видеть (как делают Калмет и многие новые толкователи) этих священников и левитов в обличаемых пророком Иезекиилем и лишаемых им права священнодействия левитах, изменивших Иегове (Иез 44:10-14), - нельзя потому, что в рассматриваемом месте 2Пар говорится напротив о священниках и левитах, верных Иегове, именно из верности Ему и по нежеланию служить богопротивному культу удалившихся в Иудею. Культ тельцов здесь (ст. 15) назван, кроме собственного имени, еще именем сеирим, LXX ματαια, Vulg. daemonia. Русск. Синод. перевод передает еврейское название буквально: козлы, но о служении козлам в культе Иеровоама ничего не известно; и гораздо естественнее понимать сеирим в смысле идолов или же злых духов (ср. (Ис 13:21); (Ис 34:14). См. у проф. Ф.Г. Елеонского. История израильского народа в Египте от поселения в земле Гесем до Египетских казней. Спб. 1884, с. 136-140; у А. Глаголева Ветхозаветное библейское учение об ангелах, Киев 1900, с. 591 -595. О том, что и простые благочестивые израильтяне, по разделении царств, продолжали посещать Иерусалим и храм Соломонов (ст. 16-17), говорится и в (3Цар 12:27-28), причем, по последнему месту, это обстоятельство и послужило поводом для Иеровоама учредить особый культ в Вефиле и Дане. "Три года" (ст. 17) продолжалась верность Ровоама и народа его Иегове, а затем (ср. (3Цар 14:22-24) и в Иудее началось идопослужение (ср. (2Пар 12:1). Сн. Толков. Библия т. II, с. 476.
- 18-23. - Восполняется сравнительно с 3Цар царская родословная Ровоама (ср. Толков. Библия II, 476). О неодинаковом написании имени третьей жены Ровоама, матери Авии, и ее отца, в ст. 20; (3Цар 15:2) и (2Пар 13:2) см. Толков. Библию II, с. 477. Из 28 сыновей своих (ст. 21) Ровоам удержал при себе лишь предназначенного к престолонаследию Авию, прочих, же, во избежание братоубийственной распри, разослал по разным городам, обеспечив каждого содержанием и поручив государственную службу.
Головна > Бібліотека > Бібліїстика > Біблійні коментарі та тлумачення > Толковая Библия или комментарий на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Заветов > Вторая книга Паралипоменон > Глава 11