Глава 16

< предыдущая глава   следующая глава >
Глава 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36
  • 1-6. - Ср. (3Цар 15:16-22) О хронологических датах войны Асы с Ваасой см. Толков. Библию, т. II, стр. 477-476; сн. у проф. Гуляева, цит. соч., стр. 531. О положении взятых сирийским царем израильских городов см. примеч. к (3Цар 15:20) Толков. Библия, II, с. 478.
  • 7-10. - Прозорливец Анания жил и действовал и при сыне и преемнике Асы, Иссафате (2Пар 19:2) сл.). Причина и суть обличений его Асе - в недостатке веры последнего в защиту промыслительного действия Божьего и в суеверной надежде на помощь и силу языческого царя (ср. подобные пророческие обличения израильскому царю Ахаву, (3Цар 20:35-43); пророка Исайи - иудейскому царю Езекии (4Цар 20:15-19). Аса тем более был виновен в малодушном неверии Промыслу Божьему, что в войне с Зараем имел поразительно-очевидный пример чудесной помощи Божией (ст. 8; ср. гл. XIV), о чем нарочито еще поучал его пророк Азария (2Пар 15:1-7). В словах прозорливца Анании (ст. 9) дано ясное выражение библейского учения о промыслительной деятельности Божьей, особенно в отношении к людям благочестивым. То, что Аса на пророческое обличение отвечал насилием над личностью пророка, равно как и другие притеснения, чинимые им некоторым из народа (ст. 10), показывает, что при всем благочестии своем Аса не был типичным истинно теократическим царем; потому-то И. Сирах не называет его в числе лучших царей теократических (Сир 49:5,6).
  • 11-14. - В описании болезни Асы (ст. 12) отмечается отчасти особенная ее острота (болезнь - ревматизм ног или подагра, см. Толков. Библию II, 478), главным же образом уже известный (ср. ст. 7) его грех - грех человеконадеяния: предпочтение врачебной человеческой помощи пред всеисцеляющей силой Божьею. В речи о погребении Асы (ст. 14) упомянуто, во-первых, о нарочитой гробнице Асы, им самим приготовленной, а во-вторых, дано замечательное в библейско-археологическом описание обрядов погребения еврейских царей ср. ниже (2Пар 21:19) сн. (Иер 34:5) Некоторые последователи (между ними и проф. Гуляев, с. 533-534) на основании упомянутого здесь и в цитированных местах сожжения благовоний в честь царя - полагали, что здесь имело место сожжение тела царя, и что вообще цари и знатные евреи вообще погребались через трупосожжение. Но единственное ясное свидетельство о том способе погребения - в рассказе (1Цар 31:12) о погребении павших в битве Саула и сыновей его жителями Иависа: случай сожжения трупов здесь был совершенно исключительный, вызванный благоговейным желанием предохранить трупы от поругания со стороны филистимлян. Царствованию сына Асы,Иосафата, о котором 3 Царств дает чрезвычайно краткий рассказ в несколько стихов (3Цар 22:41-51), 2Паралипоменон посвящает четыре главы, XVII-XX, восполняя сведения 3Цар как внешними событиями царствования Иософата, так особенно изображением внутренней - правительственной и религиозно-теократической деятельности этого благочестивого царя.