- 1-4. - Сн. (4Цар 16:2-4) Толков. Библия II. В данном разделе между 4Цар и 2Пар существует почти дословное сходство, за немногими, не меняющими существа дела, разностями. Так, в принятом тексте LXX 2Пар ст. 1 лета Ахаза при вступлении на престол определены в 25 лет: εικοσι και πεντε ετων (в код. II, 19, 52, 60, 64, 93, 108, 119, 158, 236, 243 у Гольмеса стоит: εικοσι ετων). И в код. 539 Росси евр. масор. - текста имеется: 25. Ввиду того, что эта последняя цифра устраняет - хронологическую несообразность при принятии даты 20 лет в соотношении с возрастом Езекии при воцарении его (4Цар 18:2); (2Пар 29:1) См. Толков. Библию II), она и должна считаться первоначальной. Под именем Ваалов (а. 2) здесь, вероятно, разумеются языческие божества вообще, частнее же, судя по литым изваяниям, разумеется, может быть, служение Астарте (проф. Гуляев, с. 562. Сн. Толков. Библия I, с. 468 и 476). О долине сыновей Еннома и о совершавшемся здесь огненном культе Молоха см. замеч. к (4Цар 16:3) и к (4Цар 23:10) -Толков. Библия Т. II.
- 5-15. - Здесь имеется то различие от (4Цар 16:5-6), что, тогда как по 4Цар, равно как по (Ис 7:1) сл. союзники: Реиин Сирийсий и Факей Израильский обложили войсками Иерусалим, которого взять они не могли, после чего сирийский царь двинулся в Идумею и захватил Елаф, - по 2Пар Ахаз встретил союзников не в Иерусалиме, а где-то вне его, еще до осады Иерусалима: там он потерпел поражение от каждого из союзников, там произошло пленение израильтянами 200 000 иудейских женщин и детей, после отпущенных по настоянию пророка Одеда. Но понятно само собой, что 2Пар здесь нимало не противоречит 4Цар, а лишь восполняет рассказ 4Цaр (Ис 7:1) внесением предшествовавшего осаде Иерусалима момента: вполне естественно, что Ахаз, не дожидаясь прибытия союзников к Иерусалиму, попытался дать отпор сирийскому войску и израильскому где-нибудь на границе Иудеи, но, потерпев поражение от каждого войска, отступил затем в Иерусалим и заперся в нем. Громадные цифры убитых (120 000) и пленных (200 000) иудеев (ст. 6 и 8), без сомнения, могут вызывать недоумение и наводить на мысль о порче переписчиками цифровых показаний библейского текста. Еврейский масоретский текст, правда, не имеет вариантов в ст. 6 и 8, но греческий LXX имеет их несколько, так в ст. 6 кодд. 74, 106, 120, 134, 236, 19, 60 у Гольмеса имеют: εικοσι χιλιαδες - только 20 000, что предъявляется более естественным, чем указанная в принятом тексте цифра. Что касается передаваемого только 2Пар факта великодушной пощады пленных иудейских женщин и детей со стороны израильтян по побуждению и увещаниям пророка Одеда (ст. 9-15), то факт этот не представляет ничего невероятного: борьба между двумя еврейскими царствами, начавшаяся вскоре после распадения единого прежде Еврейского царства, имела гораздо большие династотеские или правительственные мотивы: стремление царей иудейских (напр., Авии, Амасии, (4Цар 14:1); (2Пар 13:1) и (2Пар 25:1), ср. Толков. Библия II) подчинить себе отпавшее северное еврейское царство, - чем племенную неприязнь двух царств: последняя мало вероятна в сипу природного родства колен Израильского и Иудейского царства; посему братские чувства, особенно под действием пророческих увещаний, легко могли пробудиться в сердцах победителей-израильтян к пленникам иудейским. И уже то, что священный писатель кн. Паралипоменон, обычно опускающий все, касающееся Израильского царства, здесь нарочито приводит факт, имевший место в пределах последнего, говорит за историческую достоверность факта. Пленных израильтяне с величайшей заботливостью и предупредительностью доставили даже в отдаленные пункты их родины, напр. в Иерихон (ст. 15. О положении Иерихона см. замеч. к (3Цар 16:34); Толков. Библия II).
- 16-21. - О набегах на Иудею идумеян и филистимлян при Ахазе также определенно говорит лишь 2Пaр. Но известие об идумеях и их угрожающих Иудее действиях находит себе подтверждение в сообщении (4Цар 16:6): об отнятии идумейского Елафа у Иудеи при Ахазе царем сирийским; указание же на враждебное и вызывающее поведение филистимлян при Ахазе заключается у пророка Исайи (Ис 14:28-29). Упоминаемые в ст. 18 города, занятые филистимлянами, расположены были все в колене Иудином, в юго-западной его части, на границе с землей Филистимской. Из них впервые здесь и всего однажды в Библии упоминается Гимзо, LXX Γαμζω, (также Γαμεζαι, Γαμζαι), Vulg. Gamzo, слов. Гамзон - город восточнее Лидды теперь Gimzu (Robinson. Palastin, III, 271). Вефсамис... о положении этого священнического города см. примеч. к (Нав 15:10); (1Цар 6:9); (3Цар 4:9) в Толков. Библии т. II. О положении левитского города Аиалона (в колене Дановом) см. замен, к (Нав 10:12); (Нав 19:42) - Толков. Библия II). Гедероф или Гедера - ныне деревня Катра или Гадра, ср. (1Мак 15:39); (1Мак 16:9) и примеч. к (Нав 15:36) - Толков. Библия II. Сн. Guenin, Iudee II, 35 ff. Сохо... было два города этого имени, оба в колене Иудином: один в равнине, (Нав 15:35); ср. (3Цар 4:10); (2Пар 11:7), другой в горах Иудиных, (Нав 15:48), см. Толков. Библию II, с. 335 и 336. О положении Финны или Фамны (Onomast. 292) в гористой части Иудина колена см. замеч. к (Быт 38:12-14) - Толков. Библия I; это теперешняя Тибне в 4-х часах пути к западу от Вифлеема. Другая Финна (Нав 15:10) по первоначальному разделению находилась в колене Дановом (Нав 19:43), но большей частью находилась в руках филистимлян (Суд 14.2,5. См. замеч. о ней в Толков. Библии II, с. 334 и 373); это Фимна или Фамна, вероятно, имеется в виду в рассматриваемом месте 2 Пaр. Кроме того, известно сходное название Фомнаф-Сараи (Нав 19:50) Onomast. 500), где был погребен Иисус Навин (Нав 24:30) - город на горе Ефремовой. Обстоятельнейшее исследование о положении этого последнего города дано у проф. А.А. Олесницкого, Святая Земля, т. II, с. 307-371 - Сн. Толков. Библия II, с. 345-346. О малодушном посольстве Ахаза к царю ассирийскому (в принятом евр. тексте ст. 16 стоит "к царям", ал малхе, но код. 188 у Кенник. У LXX, Vulg., слав. рус. имеется единств, число: "к царю Аэсирийскому"), т.е. Тиглат-Пилезеру за помощью против израильского царя и о богатых дарах, какими купил Ахаз эту помощь у ассирийского царя 2Пар - ст. 16 и 21, говорит совершенно согласное с (4Цар 16:7-8) См. Толков. Библию II. Вместе с тем 2Пар - ст. 20 - добавляет, что помощь ассирийского царя скорее была в тягость Ахазу - как предупреждал об этом царя иудейского пророк Исайя (Ис 7:17); (Ис 8:8), и как это фактически подтверждает (4Цар 15:29), - свидетельством о вторжении Тиглат-Пилезера в пределы Израильского царства и отнятых нескольких городах, причем он не делал различия между городами того и другого еврейского царства. Ср. Толков. Библия II, 515-516.
- 22-25. - Xарактеристика здесь нечестия Axaзa и eгo идолопоклонства и гонения на религию Иеговы - более сжатая, чем в (4Цар 16:10-18) См. Толков. Библию т. II. Закрытый Аазом храм (ст. 24) оставался в таком положении до смерти Ахаза, и только Еекия при вступлении на царство открыл двери храма (2Пар 29:3).
- 26-27. - Сн. (4Цар 16:19-20) О "книге царей иудейских и израильских" см. замечание к (2Пар 27:7) Истории следующего, 13-го царя иудейского Езекии посвящены во 2Пар четыре главы XXIX-XXXII включительно, соответствующие 4Цар XVIII-XX гл. Лишь в немногих местах эти параллельные повествования дословно сходны; большей же частью 2Пар совсем кратко касается того, о чем подробно рассказывает 4Цар, и весьма подробно излагает то, на что в 4Цар имеется лишь простое указание или краткое упоминание. В целом, 2Пар XXIX-XXXII в отличие от 4Цар XVIII-XX гл. и Ис XXXVI-XXXIX (также относящихся к истории царствования Езекии), рассматривает и излагает царствование Езекии не столько с точки зрения государственно-теократической и религиозно-прагматической, как 4Цар и книга пророка Исайи, - сколько со стороны церковно-богослужебной деятельности и богослужебных реформ царя Езекии. Ср. Толков. Библия II, с. 521-522.
Головна > Бібліотека > Бібліїстика > Біблійні коментарі та тлумачення > Толковая Библия или комментарий на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Заветов > Вторая книга Паралипоменон > Глава 28