Глава 19

< предыдущая глава   следующая глава >
Глава 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36
  • 2. О пророке Ииуе, сыне Анании (вероятно, Анания этот тожествен с пророком этого имени, обличавшим Асу, (2Пар 16:7-10), упоминает (3Цар 16:1), как современнике израильского царя Ваасы. См. Толков. Библия II, с. 479.
  • 4-7. - Вместо обычного обозначения пределов всей Палестины с севера на юг: "от Дана до Вирсавии" (2Цар 17:11), здесь (ст. 4) для территории одного южного, Иудейского царства употреблено другое выражение "от Вирсавии (на юге) до горы Ефремовой" (на севере). По закону Второзакония (Втор 16:18) См. Толков. Библия I), поставление судей в првинциальных городах относилось к области местного самоуправления: судьи избирались самим местным населением. Иосафат, по-видимому, заменял выборное начало системой назначения судей властью царя (ср. проф. Гуляева, с. 539). При этом увещания царя к новопоставленным им судьям составлены в выражениях, заимствованных из той же книги Второзакония (ср. ст. 6-7 с (Втор 1:17); (Втор 10:17). Благочестивый царь в основу предпринятой реформы кладет начало закона Божьего. Бюрократическая система управления страной введена была уже Давидом (2Цар 8:10-18); Толков. Библия I) и при Соломоне получила весьма сложное развитие (3Цар 4:2) - Толков. Библия II). Реформа Иосафата была вызвана, вероятно, частью теми крупными изменениями в укладе древнееврейской жизни, которые связаны были с совершившимся при прадеде Иосафата Ровоаме фактом разделения единого дотоле еврейского царства на два: Иудейское и Израильское, - частью же могли обусловливаться ходом внутреннего развития народа и страны; законы Моисеевы относительно гражданского устройства еврейского народа отнюдь не имели в виду сразу и навсегда определить весь уклад народной жизни, напротив, законодатель предоставил полную и широкую возможность самой жизни вырабатывать, по мере надобности, новые формы. Поэтому нет ничего естественнее религиозно-правовой реформы царя Иосафата, и совершенно беспочвенными являются сомнения некоторых западных библеистов (Graf, Wellhausen, Stade, см. у последнего в его Geschichte des Volkes Israel, Bd. I, s.s 18.81-83, сн. W. Nowack, Lehrbuch der bibl. Archaologie Bd. I, s. 323) в исторической достоверности этого рассказа (2Пар 17:1) и (2Пар 19:1) гл., как и других сообщений Паралипоменон, которые не подтверждаются параллельными известиями книг Царств.
  • 8-11. - В духе тех же начал Иосафат устроил народное судилище в Иерусалиме, может быть, подчинив этому судилищу провинциальные как низшие инстанции. Раввины в иерусалимском судилище (сн. (Втор 17:8-13) видели прототип позднейшего великого иерусалимского Синедриона, а в судах провинциальных (сн. (Втор 16:18) - первообраз так называемых малых Синедрионов последнего времени см. проф. Гуляева, с. 539-540), Ср. Толков. Библия, т. 1,с. 275. Ст. 8-й в конце иначе читается в русской Библии "и возвратились в Иерусалим", иначе в славянской: "да судят живущих в Иерусалиме". Последнее - точный перевод LXX κρινειν τους οικουντας εν Ιερουσαλημ, с LXX согласен и перев. Вульг.: judicerent habitatoribus ejus. Очевидно, LXX читали вм. евр. гл. schuw (возвращаться), гл. jaschaw, жить, пребывать. Удобоприемлемо и последнее чтение, но евр.-русск. ближе подтверждается контекстом (в ст. 4 сказано: Иосафат обходил народ, следовательно, вышел из Иерусалима, а по ст. 8 возвратился в него). В пользу евр.-русск. чтения говорит и И. Флавий. .