- 1. And he made him houses in the city of David, and prepared a place for the ark of God, and spread a tent for it.
- 2. Then David said, None ought to carry the ark of God but the Levites, for them has Jehovah chosen to carry the ark of God, and to serve him for ever.
- 3. And David assembled all Israel to Jerusalem, to bring up the ark of Jehovah to its place that he had prepared for it.
- 4. And David gathered the sons of Aaron and the Levites:
- 5. of the sons of Kohath, Uriel the chief, and his brethren a hundred and twenty;
- 6. of the sons of Merari, Asaiah the chief, and his brethren two hundred and twenty;
- 7. of the sons of Gershom, Joel the chief, and his brethren a hundred and thirty;
- 8. of the sons of Elizaphan, Shemaiah the chief, and his brethren two hundred;
- 9. of the sons of Hebron, Eliel the chief, and his brethren eighty;
- 10. of the sons of Uzziel, Amminadab the chief, and his brethren a hundred and twelve.
- 11. And David called for Zadok and Abiathar the priests, and for the Levites, for Uriel, Asaiah, and Joel, Shemaiah, and Eliel, and Amminadab;
- 12. and he said to them, Ye are the chief fathers of the Levites; hallow yourselves, ye and your brethren, that ye may bring up the ark of Jehovah the God of Israel to [the place that] I have prepared for it.
- 13. For because ye did [it] not at the first, Jehovah our God made a breach upon us, for that we sought him not after the due order.
- 14. So the priests and the Levites hallowed themselves to bring up the ark of Jehovah the God of Israel.
- 15. And the children of the Levites bore the ark of God upon their shoulders with the staves upon them, as Moses had commanded according to the word of Jehovah.
- 16. And David spoke to the chief of the Levites to appoint their brethren, the singers, with instruments of music, lutes, and harps, and cymbals, that they should sound aloud, lifting up the voice with joy.
- 17. And the Levites appointed Heman the son of Joel; and of his brethren, Asaph the son of Berechiah; and of the sons of Merari their brethren, Ethan the son of Kushaiah;
- 18. and with them their brethren of the second [rank], Zechariah, Ben, and Jaaziel, and Shemiramoth, and Jehiel, and Unni, Eliab, and Benaiah, and Maaseiah, and Mattithiah, and Elipheleh, and Mikneiah, and Obed-Edom, and Jeiel, the doorkeepers;
- 19. and the singers, Heman, Asaph, and Ethan, to sound aloud with cymbals of brass;
- 20. and Zechariah, and Aziel, and Shemiramoth, and Jehiel, and Unni, and Eliab, and Maaseiah, and Benaiah, with lutes on Alamoth;
- 21. and Mattithiah, and Elipheleh, and Mikneiah, and Obed-Edom and Jeiel, and Azaziah, with harps on the Sheminith to lead [the singing].
- 22. And Chenaniah, chief of the Levites for the music, gave instruction in music, for he was skilful.
- 23. And Berechiah and Elkanah were doorkeepers for the ark.
- 24. And Shebaniah, and Jehoshaphat, and Nethaneel, and Amasai, and Zechariah, and Benaiah, and Eliezer, the priests, blew with the trumpets before the ark of God; and Obed-Edom and Jehijah were doorkeepers for the ark.
- 25. And David, and the elders of Israel, and the captains over thousands, went to bring up the ark of the covenant of Jehovah out of the house of Obed-Edom with joy.
- 26. And it came to pass, when God helped the Levites that bore the ark of the covenant of Jehovah, that they sacrificed seven bullocks and seven rams.
- 27. And David was clothed with a robe of byssus, and all the Levites that bore the ark, and the singers, and Chenaniah chief of the music of the singers; and David had upon him a linen ephod.
- 28. And all Israel brought up the ark of the covenant of Jehovah with shouting, and with sound of the trumpet, and with clarions, and with cymbals, playing aloud with lutes and harps.
- 29. And it came to pass as the ark of the covenant of Jehovah came to the city of David, that Michal the daughter of Saul looked through a window, and saw king David dancing and playing; and she despised him in her heart.
1.Автор не разъясняет, что это за домы, построенные Давидом. Предполагают, что они назначались для его жен (1Пар 14:3). Так как скиния Моисеева находилась в Гаваоне(1Пар 16:39); (1Пар 21:29) и по особым соображениям Давида не была перенесена им на Сион до очевидно, что здесь была выстроена по образцу ее новая.2.Объясняя смерть Озы (1Пар 13:10) неисполнением закона о ношении скинии и ее принадлежностей левитами (ст. 13), Давид издает теперь соответствующее постановлениям Моисея распоряжение (Чис 4:15).3.Израильтяне, не весь народ, но его представители старейшины и тысяченачальники (ст. 25), только присутствовали при перенесении ковчега завета, но не принимали в нем непосредственного участия; это было делом левитов и священников, о созвании которых и идет речь ниже.4-10.- Решив перенести ковчег завета согласно с предписаниями закона Моисеева, Давид приглашает для этого дела те левитские поколения, которые по указанию Моисея обязаны были переносить скинию и ее принадлежности. Именно поколение Каафа с его представителем Уриилом (1Пар 6:24), на котором лежало приготовление к перенесению и само перенесение принадлежностей святилища (Чис 4:4-15); род Мерари во главе с Асаией (1Пар 6:30), обязанный переносить брусья скинии, подножия для них - шесты и т.п. (Чис 4:31-32), и наконец, потомков Гирсона, с их главою Иоилем (1Пар 6:28), переносивших покровы скинии, завесы и т.п. (Чис 4:25-26). К ним Давид присоединяет еще левитов из трех других происшедших от Каафа поколений: Елисафана, внука Каафа (1Пар 6:22), Хеврона, третьего сына Каафа (1Пар 6:18), и Узиила, четвертого его сына (1Пар 6:18). Для перенесения ковчега завета собираются, таким образом, четыре рода каафитов (ст. 5, 8-10) и по одному роду потомков Мерари и Гирсона.11-12.- Перенесение ковчега завета - места пребывания самого Бога (Исх 25:22), требовало от левитов и священников чистоты, между прочим, измовения одежд (Исх 19:10,15); (2Пар 30:3).13.См. примеч. к 2 ст.17.См. (1Пар 6:33,39,44)18.Иаазиил = Азиил 20 ст., Иеиел (1Пар 16:5)19-21.- Разделение вышеупомянутых лиц (17-18 ст.) на три хора сообразно с теми музыкальными инструментами, на которых они играли. Второй хор играл "на псалтирях тонким голосом", буквально с еврейского ("алаламот") "по-девичьи", девичьим, тонкий голосом - дискантом или альтом. Третий ход - "на цитрах, чтобы делать начало" - "ал-гашшеминит" - "на восьмой, последней и самой грубой струне", т.е. самым низким голосом.22."Хенания - был учителем пения" - чтение LXX. Из дальнейшего рассказа не видно, чтобы перенесение ковчега завета сопровождалось пением. Поэтому некоторые (проф. Гуляев) все данное место переводят так: "Хенания был начальником левитов в этом деле. Он начинал музыку, потому что был искусен". Другие (Цоклер) присваивают ему роль главного руководителя всей процессией перенесения ковчега завета.23.Так как при перенесении ковчега не было нужды в привратниках, не чувствовалось необходимости в них и при постановке его на место, то предполагают, что термин "привратник" имеет в данном, а равно и в следующем стихе какое-нибудь особое значение. Не открывали ли двое из них шествие и двое не замыкали ли?24.Распоряжение трубить в трубы сделано, очевидно, во исполнение предписания (Чис 10:10)26.Выражение "помог" едва ли указывает на успех в начале процессии. Противополагая второе перенесение ковчега первому, как видно из XIII гл., неудавшемуся, автор хочет указать словом "помог" на благополучный его исход, окончание. В таком случае и жертвоприношение, о котором идет в настоящем случае речь, имело место в конце перенесения. С этой стороны повествование кн. Паралипоменон отличается от рассказа кн. Царств. По словам последней, через каждые шесть шагов приносился в жертву вол и телец (2Цар 6:13). Но если трудно предположить, чтобы при громадном стечении народа возможно было рассчитать столь небольшое количество шагов, то естественнее будет считать вероятность сообщения на стороне кн. Паралипоменон. Отмечаемое в ней семеричное число жертвоприношения указывает на особенную торжественность.27.Автор опускает показание (2Цар 6:14), что Давид "прыгал" перед ковчегом завета, но, как видно из 29 ст., этот факт ему известен. Опуская показание кн. Царств, он восполняет ее рассказ упоминанием, что Давид и все левиты были одеты в виссонную одежду, точнее в меип. Так как меип был одеждой священников (Исх 28:31), то это замечание указывает, что вся процессия носила церковно-богослужебный характер.



