< предыдущая глава   следующая глава >
Глава 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29

Глава 23

  • Закрыть сопоставления
  • 1. And David was old and full of days; and he made Solomon his son king over Israel.
  • 2. And he gathered together all the princes of Israel, with the priests and the Levites.
  • 3. And the Levites were numbered from thirty years old and upward; and their number, by their polls, man by man, was thirty-eight thousand.
  • 4. Of these, twenty-four thousand were to preside over the work of the house of Jehovah; and six thousand were officers and judges;
  • 5. and four thousand were doorkeepers; and four thousand praised Jehovah with the instruments which I made, [said David,] to praise [therewith].
  • 6. And David divided them into courses according to the sons of Levi: Gershon, Kohath, and Merari.
  • 7. Of the Gershonites: Laadan and Shimei.
  • 8. The sons of Laadan: the head was Jehiel, and Zetham, and Joel, three.
  • 9. The sons of Shimei: Shelomith, and Haziel, and Haran, three. These were the chief fathers of Laadan.
  • 10. And the sons of Shimei: Jahath, Ziza, and Jeush, and Beriah. These were the four sons of Shimei.
  • 11. And Jahath was the head, and Ziza the second; and Jeush and Beriah had not many sons: as father's house, therefore, they were reckoned as one.
  • 12. The sons of Kohath: Amram, Jizhar, Hebron, and Uzziel, four.
  • 13. The sons of Amram: Aaron and Moses. And Aaron was separated, that he should be hallowed as most holy, he and his sons for ever, to offer before Jehovah, to do service to him, and to bless in his name for ever.
  • 14. -- And as to Moses the man of God, his sons were named of the tribe of Levi.
  • 15. The sons of Moses: Gershom and Eliezer.
  • 16. The sons of Gershom: Shebuel the head.
  • 17. And the sons of Eliezer: Rehabiah the head; and Eliezer had no other sons, but the sons of Rehabiah were very many.
  • 18. -- The sons of Jizhar: Shelomith the head.
  • 19. The sons of Hebron: Jeriah the head, Amariah the second, Jahaziel the third, and Jekameam the fourth.
  • 20. The sons of Uzziel: Micah the head, and Jishijah the second.
  • 21. The sons of Merari: Mahli and Mushi. The sons of Mahli: Eleazar and Kish.
  • 22. And Eleazar died, and had no sons, but daughters; and their brethren the sons of Kish took them.
  • 23. The sons of Mushi: Mahli, and Eder, and Jeremoth, three.
  • 24. These were the sons of Levi according to their fathers' houses, the chief fathers, as they were reckoned, by number of names by their polls, who did the work of the service of the house of Jehovah, from twenty years old and upward.
  • 25. For David said, Jehovah the God of Israel has given rest to his people, and he will dwell in Jerusalem for ever;
  • 26. and the Levites also have no more to carry the tabernacle, nor any of its vessels for its service.
  • 27. For by the last words of David was this [done], -- the numbering of the sons of Levi from twenty years old and upward.
  • 28. For their place was by the side of the sons of Aaron for the service of the house of Jehovah, over the courts, and over the chambers, and over the purifying of all holy things, and [for] the work of the service of the house of God;
  • 29. and for the loaves to be set in rows, and for the fine flour for the oblation, and for the unleavened cakes, and for [what is baked in] the pan, and for that which is saturated [with oil], and for all measure of capacity and size;
  • 30. and to stand every morning to thank and praise Jehovah, and likewise at even;
  • 31. and for all burnt-offerings offered up to Jehovah on the sabbaths, on the new moons, and on the set feasts, by number, according to the ordinance concerning them, continually, before Jehovah;
  • 32. and they kept the charge of the tent of meeting, and the charge of the sanctuary, and the charge of the sons of Aaron their brethren, in the service of the house of Jehovah.

1.Свободный от части дел правления, благодаря воцарению Соломона, которое не нашло еще, однако, публичного характера (1Пар 29:22), и не тревожимый врагами (1Пар 22:18), Давид посвящает последние дни своей жизни внутреннему благоустроению государства. Первым его делом в данном отношении является упорядочение богослужения путем разделения на чреды священников и левитов, с указанием им соответствующих обязанностей.

3.Разделению левитов на так называемые чреды предшествовало исчисление тех из них, которые имели по тридцати лет, т.е. предельный возраст для поступления на службу по закону Моисееву (Чис 4:3,23,30,39). Но так как к исполнению обязанностей привлекались лица и 25 лет (Чис 8:23-26), то Давид впоследствии принял во внимание и это постановление (ст. 24 и д).

4.К кругу "дел в доме Господнем" не относились дела специально священнические (1Пар 24:1-19), судебные (1Пар 26:29-32), обязанности привратников (ст. 5; (1Пар 26:1-19) и певцов и музыкантов (1Пар 25:5).

6.Судя по тому, что нижеперечисленные имена не встречаются среди имен 24 классов певцов (1Пар 25:1), привратников (1Пар 26:1-19), судей (1Пар 26:29-32), можно думать, что в настоящем и дальнейших стихах идет речь о разделении на чреды только 24 000 левитов, предназначенных на "дела дома Господня". В основу их разделения было положено деление самого колена Левинна на три главные линии - Гирсона, Каафа, и Мерары (Ср. (1Пар 6:16).

7-11.- Главы гирсонитян. Поколение Гирсона распадалось при Давиде на две главные ветви: Лаедана, потомка сына Гирсона Ливни (1Пар 6:17); (Исх 6:17); (Чис 3:18) и Шимея. Первая насчитывала шесть представителей: трех сынов Лаедана (ст. 8) и трех - Шимея, потомка Ливни (ст. 9); вторая (ветвь Шимея, брата Лаедана) - только трех, так как два сына Шимея - Иеуш и Берия по причине малочисленности своего потомства составляли одну семью (ст. 11). Таким образом, из гирсонитян времени Давида было избрано на дела "дома Господня" девять родов.

12-20.- Главы каафитов. К племени Каафа принадлежал род Амрама, представляемый его сыновьями Ааароном и Моисеем. Но поколение Аарона, которому принадлежали права священства, не принимается во внимание при разделении левитов, назначаемых на дела "дома Господня" (ст. 13), и наоборот, такого исключения не делается для поколения Моисея, причисленного к простым левитам (ст. 14). Сообразно с этим в линии Каафа исчисляются левитские роды Моисея, Ицгара, Хеврона и Озиила - трех сыновей Каафа (1Пар 6:18); (Исх 6:18); (Чис 3:23). Первый дал двух представителей (ст. 15-17), второй - одного (ст. 18),третий - четверых (ст. 19) и четвертый - двух (ст. 20), следовательно, весь род Каафа - девять.

21-23.- Главы поколения Мерари от его сыновей Махли и Муши (1Пар 6:19); (Исх 6:19); (Чис 3:33). Линия Махли от его сына Елеазара ввиду бездетности последнего (отсутствия сыновей) при Давиде не существовало; представители поколения Киса, другого сына Махли, не названы (ст. 22). Для дела "дома Господня" назначаются три левитские рода Мерари от его сына Муши (ст. 23). Вместе с девятью родами Гирсона и девятью радами Каафа они составят двадцать один род. Но так как, по свидетельству Иосифа Флавия (), левиты, назначенные на "дела дома Господня", разделялись на 24 класса, или чреды, в соответствии 24 классам священников и певцов, то для достижения этого числа к 21 роду Гирсона, Каафа и Мерари присоединяют еще три поколения, происшедшие от названного в (1Пар 24:26) и будто бы пропущенного в (Исх 23:1) третьего сына Мерари - Иоазии, именно поколения Шогама, Заккура и Иври (1Пар 24:27). Но переводы LXX, Пешито и Вульгата исчисляют и в данном месте только двух сыновей Мерари; Пятикнижие и весь вообще Ветхий Завет ничего не знают о третьем его сыне и потомках последнего, и, наконец, текст (1Пар 24:26-27) носит след несомненного повреждения (см. ниже). Все это вместе взятое и не позволяет настаивать на пропуске Иоазии в (1Пар 23:21) и д. Кроме того, с присоединением трех его потомков к родам Каафа, Гирсона и Мерари мы получим не 24 класса левитов, а 25, так как нет никаких оснований исключать род Киса (1Пар 23:22), хотя его представители и не поименованы автором Паралипоменон. Ввиду этого следует признать, что из поколения Мерари было назначено на "дела дома Господня" четыре рода; следовательно, всех левитских классов, черед было установлено 22.

24-26.- Кроме левитов тридцатилетнего возраста, предельного для поступления на службу, Давидом были назначены еще левиты двадцатилетние на основании того соображения, что служба при Иерусалимском храме более легкая, чем в пустыне, могла быть отправляема и не совсем окрепшими в физическом отношении людьми. И так как левитов тридцатилетнего возраста было при Давиде 33 000, то очевидно, что левиты двадцатилетнего не включались в это число. Причина этого будто бы в том, что они назначались на низшие должности, были помощниками своих старших братьев.

28-32.- Исчисление обязанностей левитов, назначенных на "дела дома Господня". К обязанностям вышеперечисленных левитсхих классов принадлежали наблюдение за двором храма и пристройками - их чистотой; приготовление хлебов предложения (1Пар 9:32), но не положение их, последнее принадлежало священникам (Лев 24.8 и д.), наблюдение за приготовлением хлебных жертв, за количеством меда, елея и вина, присоединяемых к жертвам (Исх 29:40); (Исх 30:24); Лев 19.35-36), за числом жертвенных животных, их возрастом, свойствами и т.п. (ст. 31).