< предыдущая глава   следующая глава >
Глава 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60

Глава 35

  • Закрыть сопоставления
  • 1. &lt;Of David.&gt;<br>
    O Lord, be on my side against those who are judging me; be at war with those who make war against me.
  • 2. Be a breastplate to me, and give me your help.
  • 3. Take up your spear and keep back my attackers; say to my soul, I am your salvation.
  • 4. Let them be overcome and put to shame who make attempts to take my soul; let those who would do me damage be turned back and made foolish.
  • 5. Let them be like dust from the grain before the wind; let the angel of the Lord send them in flight.
  • 6. Let their way be dark and full of danger; let them be troubled by the angel of the Lord.
  • 7. For without cause they have put a net ready for me secretly, in which to take my soul.
  • 8. Let destruction come on them without their knowledge; let them be taken themselves in their secret nets, falling into the same destruction.
  • 9. And my soul will have joy in the Lord; it will be glad in his salvation.
  • 10. All my bones will say, Lord, who is like you? The saviour of the poor man from the hands of the strong, of him who is poor and in need from him who takes his goods.
  • 11. False witnesses got up: they put questions to me about crimes of which I had no knowledge.
  • 12. They gave me back evil for good, troubling my soul.
  • 13. But as for me, when they were ill I put on the clothing of sorrow: I went without food and was sad, and my prayer came back again to my heart.
  • 14. My behaviour was as if it had been my friend or my brother: I was bent low in grief like one whose mother is dead.
  • 15. But they took pleasure in my trouble, and came together, yes, low persons came together against me without my knowledge; they never came to an end of wounding me.
  • 16. Like men of deceit they put me to shame; the voice of their wrath was loud against me.
  • 17. Lord, how long will you be looking on? take my soul from their destruction, my life from the lions.
  • 18. I will give you praise in the great meeting; I will give you honour among a strong people.
  • 19. Do not let my haters be glad over me falsely; let not those who are against me without cause make sport of me.
  • 20. For they do not say words of peace; in their deceit they are designing evil things against the quiet ones in the land.
  • 21. Their mouths were open wide against me, and they said, Aha, aha, our eyes have seen it.
  • 22. You have seen this, O Lord; be not unmoved: O Lord, be not far from me.
  • 23. Be awake, O Lord, be moved to take up my cause, my God and my Lord.
  • 24. Be my judge, O Lord my God, in your righteousness; do not let them be glad over me.
  • 25. Let them not say in their hearts, So we will have it: let them not say, We have put an end to him.
  • 26. Let all those who take pleasure in my troubles be shamed and come to nothing: let those who are lifted up against me be covered with shame and have no honour.
  • 27. Let those who are on my side give cries of joy; let them ever say, The Lord be praised, for he has pleasure in the peace of his servant.
  • 28. And my tongue will be talking of your righteousness and of your praise all the day.

2.Давид уясняет себе основной, психологический источник и причину нечестия беззаконного. Причина эта - отсутствие в нем "страха Божия пред глазами его". Страх Божий есть благоговейное чувство пред Богом, обязывающее человека стремиться к тому, чтобы не оскорблять Последнего, никаким дурным помыслом и поступком. В основании такого страха лежит признание человеком чистоты Его заповедей и их высокого и благотворного значения для человека. Если есть в человеке такое сознание и такой страх пред Богом, то все старания его будут направляться к согласованию своих действий и внутренних стремлений с заповедями Господа. Если же подобного настроения нет в человеке, не может быть в нем и заботливости о чистоте своих поступков: руководящим принципом и началом деятельности становится его благо личное и удовлетворение своих желаний земных. Поэтому то небольшое самоограничение, какое налагает на себя нечестивый, или точнее - некоторая нравственная самооценка своих действий, которой иногда и он может отдаваться, не может быть понимаема, как забота о нравственном перерождении, это самообман, месть нечестивого пред самим собою, будто он "отыскивает беззаконие свое, чтобы возненавидеть его".

4-5.- От отсутствия в нечестивом страха Божия зависит и то, что все его слова, поступки и помыслы направлены к неправде, лукавству и злу. Так как деятельность нечестивого имеет целью личный интерес, мелочный, то и приемы его действий основаны на лжи, строении козней, чему он отдается даже в ночное время - время покоя для других людей.

6-7.- Бог управляет миром по законам милости и правды. "Милость и истина Его до облаков и неба; правда, как горы, и судьбы - бездна великая". Сравнения, употребленные автором, имеют целью показать, что в Боге - вся истина и вся правда и что только ими Он управляет всем миром, человеком и скотом.

8."Сыны человеческие" - все люди. "В тени крыл" - под сенью, покровительством Бога - тоже, что и под крыльями наседки, которая ревниво оберегает своих птенцов. Так и Бог печется о всем живущем и особенно о человеке.

9."Тук дома Твоего", "поток сладостей" - образы, указывающие на богатые дары природы, которые даны в пользование человеку.

10."Во свете Твоем мы видим свет". Так как ранее говорилось о внешних богатых источниках счастливого существования на земле, которые получаются от Бога, то означенное выражение должно, согласно с контекстом речи, понимать так: нашим благополучием ("видим свет") мы обязаны Твоей милости ("во свете Твоем").

12."Да не наступит на меня нога гордыни". - Источник праведности человека заключается в страхе Божием. Гордыня - свойство, противоположное ему. Она поддерживает в человеке стремление жить по своей воле и влечениям, а не в согласии с заповедями Господа. Смысл выражения тогда будет таким: сохрани меня, Господи, от своеволия, как причины отчуждения человека от Тебя, ибо тогда Ты не будешь хранить меня. Можно разуметь под гордыней вообще человека нечестивого, и весь стих представит молитву к Богу о спасении от неправедных врагов.

13.Если Господь выступит на защиту праведного, то там, где Он поразит нечестивых, последние "не встанут", т. е. будут уничтожены совершенно.