Глава 2

  • Закрыть сопоставления
  • 1.

    Ст. 1-4 И в третий день брак бысть в Кане Галилейстей: и бе Мати Иисусова ту. Зван же бысть Иисус и ученицы Его на брак. И недоставшу вину, глагола Мати Иисусова к Нему: вина не имут. Глагола Ей Иисус: что (есть) Мне и Тебе, Жено; не у прииде час Мой

    В третий день брак бысть в Кане Галилейстей, и зван бысть Иисус на брак. Бе же и Мати Иисусова тамо, и братия Его (см.: (Ин 2:1)). Я уже говорил, что Он наиболее известен был в Галилее. Потому и зовут Его на брак, и Он приходит. Он взирал не на собственное достоинство Свое, но на пользу нашу. Не отрекшийся принять зрак раба тем более не мог отречься прийти на брак рабов. Совозлежавший с мытарями и грешниками тем более не мог отречься от соприсутствия с бывшими на браке. Звавшие Его на брак, конечно, не имели о Нем надлежащего понятия, они звали Его даже не как великого человека, а просто как человека обыкновенного и знакомого. На это и намекает евангелист, говоря: бе же Мати Его тамо, и братия Его, то есть Иисуса звали так же, как и Ее и братьев. И недоставшу вину, глагола Мати Его: вина не имут (2, 3). Здесь стоит обратить внимание на то, откуда Матери Его пришло на мысль вообразить что-то великое о Своем Сыне? До того времени Он еще не сотворил никакого чуда. Се, сказано, сотвори начаток знамением Иисус в Кане Галилейстей (2, 11).

    Если же кто скажет, что тут еще нет достаточного доказательства тому, что чудо в Кане было началом чудес, так как прибавление: в Кане Галилейстей показывает только, что это чудо было в Кане первое, а не вообще и не первое было из всех Его чудес; вероятно же Христос и прежде в других местах другие чудеса творил, – то на это мы скажем то же, что и прежде сказали. Что именно? То, что говорит Иоанн: аз не ведех Его: но да явится Израилеви, сего ради приидох аз водою крестя (1, 31). Если бы Христос в отроческом возрасте творил чудеса, то израильтяне не нуждались бы в другом человеке, который явил бы Его. Если Христос, пришедши в мужеский возраст, так сделался известен Своими чудесами не только в Иудее, но и в Сирии и далее, притом совершил их в продолжение только трех лет, а лучше сказать – Он не нуждался и в этом числе лет, чтобы явить Себя миру, потому что слух о Нем с самого начала разнесся немедленно повсюду, – если, говорю, Он в краткое время так прославился множеством чудес, что имя Его стало всем известно, то тем более Он не мог бы так долго оставаться в неизвестности, когда бы с первого возраста начал творить чудеса; чудеса, совершенные отроком, возбудили бы еще более удивления, да и времени у Него для чудес было бы в таком случае вдвое, и втрое, и еще больше. Но в отрочестве Он не творил никаких чудес, кроме того только, о чем повествует Лука, как Он, будучи двенадцати лет, восседал среди учителей, слушая их, и своими вопросами приводил их в удивление. Впрочем, не без причины, а намеренно не начинал Он творить чудес с самого первого возраста: иначе могли бы почесть Его чудеса за призраки. Если уже в совершенном возрасте Его многие это подозревали, – тем более когда бы Он стал чудодействовать в юности. Кроме того, иудеи, снедаемые завистию, еще скорее и прежде надлежащего времени вознесли бы Его на крест, и таким образом все дело нашего спасения не было бы принято верою. Откуда же, скажешь, Его Матери пришло на мысль предполагать в Нем что-то великое? Он начал уже открывать Себя, чем был, – и чрез свидетельство Иоанново, и чрез то, что Сам говорил ученикам. А прежде всего этого самое зачатие Его и все, по рождении Его последовавшие события внушали Матери Его высокое понятие о Нем. Слышаше, сказано, яже о отрочати, и соблюдаше в сердцы Своем (см.: (Лк 2:51)). Отчего же, скажешь, Она не выражала этого прежде? Оттого, как я сказал, что Он Сам только тогда начал открывать Себя. А дотоле Он жил, как обыкновенный человек. Потому-то Она и не говорила Ему этого прежде. Как скоро услышала, что ради Его пришел Иоанн и дал о Нем такое свидетельство и что Он имеет уже учеников, то уже смело просит Его и, при недостатке вина, говорит: вина не имут. Она хотела и гостям угодить, и Себя прославить чрез Сына. Может быть, Она при этом имела в мыслях что-либо человеческое, подобно Его братьям, которые говорили: яви Себе мирови (Ин 7:4), желая приобрести и себе славу Его чудесами. Поэтому-то и Христос так сильно отвечал ей: что Мне и Тебе, Жено? не у прииде час Мой (2, 4). Но что Он весьма почитал родительницу Свою, об этом послушай повествования Луки, как Христос был послушен родителям; да и этот самый евангелист (Иоанн) показывает, как Он заботился о Матери в самое время крестных, страданий. Когда родители нимало не запрещают дел богоугодных и не препятствуют им, то родителям нужно и должно повиноваться; неповиновение в таком случае весьма опасно. Когда же они чего-либо требуют безвременно и запрещают какое-нибудь дело духовное, то не безопасно им повиноваться. Потому и в настоящем случае Христос так отвечал, и в другом случае также: кто есть Мати Моя и кто суть братия Моя? (Мк 3:33). Они в то время еще не имели о Нем надлежащего понятия; а Его Мать, по той причине, что родила Его, хотела приказывать Ему во всем, по обычаю всех матерей, тогда как должна была чтить Его, как Господа, и поклоняться Ему. Потому-то Он так и отвечал Ей тогда. В самом деле, подумай, каково это было, когда при всем народе, окружавшем Его, при многочисленном собрании внимательных слушателей, во время преподавания учения, Мать Его вошла в собрание, стала отвлекать Его от проповедания, чтобы наедине поговорить с Ним, притом и не осталась с Ним в доме, а увлекла Его одного вон оттуда к Себе. Вот почему Он и сказал: кто есть Мати Моя и кто суть братия Моя? И Он не оскорблял тем Матери, нет, а приносил Ей величайшую пользу, не давая Ей думать о Себе уничиженно. Если Он имел попечение о других и все направлял к тому, чтобы внушить им надлежащее понятие о Себе, тем более заботился в этом отношении о Матери. Но как Она, вероятно, даже услышав это от Сына, не хотела и после того повиноваться Ему, а хотела, как мать, во всяком случае первенствовать, то Он так и отвечал. Да иначе Он и не мог бы возвести Ее от такого уничижительного понятия о Нем к более возвышенному, если бы то есть Она всегда ожидала от Него почитания, как от сына, но не признала Его Господом. Вот по этой-то причине Он здесь и сказал: что Мне и Тебе, Жено? Впрочем, и другая была причина, не менее важная. Какая же? Он хотел, чтобы не заподозревали совершаемых Им чудес. Его должны были просить те, кто имел нужду, а не Мать. Почему? Что делается по просьбе родственников, то, хотя было бы важно, часто для посторонних представляется неблаговидным. Когда же просят сами нуждающиеся, тогда чудо становится выше всякого подозрения, тогда и похвала беспристрастна и польза велика.

    Если бы врач, даже отличный, вошедши в дом, где много больных, не слышал ничего ни от самих болящих, ни от окружающих их, а только его одна мать стала бы упрашивать его, то для больных он сделался бы подозрительным и неприятным, и ни лежащие в болезни, ни находящиеся при них не стали бы ожидать от него чего-либо важного и хорошего. Вот почему и Христос тогда сделал упрек Матери, сказав: что Мне и Тебе, Жено, внушая Ей на будущее время не делать ничего подобного. Имел Он попечение и о чести Матери, но гораздо более о Ее душевном спасении и о благе людей, для чего и плотию облекся. Итак, эти слова были сказаны Христом Матери Его не по какой-либо надменности, но с особенною целию – чтобы и Ее Саму поставить в надлежащие к Нему отношения, чтобы и чудеса делались с подобающим достоинством. А что Христос весьма почитал Свою Мать, это, кроме других случаев, достаточно видно и из того самого, что сказано по видимому в обличение Ее. В самом неудовольствии Он показал, что весьма почитал Ее. А каким образом, об этом скажем в последующей беседе. Размышляя об этом, если услышишь, как одна жена говорила: блажено чрево, носившее Тя, и сосца, яже еси ссал (Лк 11:27), а Он ей отвечал: еще более блаженны творящие волю Отца Моего, то разумей и эти слова в том смысле. Ответ Спасителя Матери выражал не отвержение Матери, а то, что Ей нимало не принесло бы пользы и самое рождение Его, если бы Она Сама не имела великой добродетели и веры. Если же без добродетели душевной и для Самой Марии не было бы пользы в том, что от Нее родился Христос, тем более не может быть никакой пользы нам, если мы будем иметь добродетельного и доблестного отца, брата или сына, а сами будем далеки от его добродетелей. Брат, говорит Давид, не избавит, избавит ли человек? (Пс 48:8). Надежду спасения, после благодати Божией, должно полагать не в чем другом, а только в собственных совершенствах. Если бы рождение Христа само по себе могло принести пользу Деве, то оно было бы также полезно и иудеям (так как Христос был сродником их по плоти), принесло бы пользу и городу, в котором Он родился, полезно было бы и братьям. Между тем Его братья, доколе не заботились о себе самих, не получили никакой пользы от высокого сродства, а еще и подвергались осуждению наряду с прочими людьми, когда же просияли собственными добродетелями, тогда и прославлены. А город разрушен и сожжен, не получив никакой пользы от того, что был местом Его рождения. Сродники Его по плоти истреблены и погибли самым жалким образом, не приобретши от сродства с Ним ничего для своего спасения, потому именно, что не имели защиты в собственной добродетели. Но более всех прославились Апостолы, потому что они истинным и достойным нашего соревнования образом достигли сродства со Христом – чрез послушание Ему.

  • 2.

    Зван же бысть Иисус и ученицы Его на брак

    См. Толкование на (Ин 2:1)

  • 3.

    И недоставшу вину, глагола Мати Иисусова к Нему: вина не имут

    См. Толкование на (Ин 2:1)

  • 4.

    Ст. 4-5 Глагола Ей Иисус: что (есть) Мне и Тебе, Жено; не у прииде час Мой. Глагола Мати Его слугам: еже аще глаголет вам, сотворите

    Когда Мать Иисуса сказала: вина не имут, Христос отвечал: что Мне и Тебе, Жено? не у прииде час Мой. Между тем после таких слов Он сделал то, о чем говорила Мать. Предмет этот не менее прежнего требует исследования. Итак, призвав Того, Кто сотворил это чудо, приступим к решению вопроса. Не здесь только сказано: не у прииде час; евангелист и далее замечает: никтоже ят Его, яко не у бе пришел час Его (8, 20); и в другом месте: никтоже возложи нань руки, яко не у бе пришел час Его (7, 30). Также: прииде час, прослави Сына Твоего (17, 1). Я собрал здесь все эти изречения из всего Евангелия, чтобы на все дать одно решение. Какое же? Христос говорил: не у прииде час Мой не потому, что подлежал закону времени, и не потому, чтобы в самом деле наблюдал известные часы. Нужно ли это было Творцу времен и Создателю веков? Но этими словами Он хочет показать, что все делает в свое время, а не вдруг, так как отсюда могло бы произойти смешение и беспорядок, если бы то есть каждое дело Свое Он совершал не в надлежащее время и смешивал все вместе, как то: и рождение, и воскресение, и суд. Так замечай: надлежало произойти твари, но не всей вместе; человеку с женою, но не обоим вместе; надлежало роду человеческому быть осужденным на смерть и быть воскресению, но между тем и другим расстояние времени большое; надлежало дать закон, но не вместе с благодатию, а то и другое устроить в свое определенное время. Итак, условиям времени Сам Христос не подлежал, потому что Он и установил самый порядок времен, Он и Творец их. Но Иоанн, приводя здесь слова Христа: не у прииде час Мой, показывает, что в то время Он был еще не всем известен и не имел полного сонма учеников; Ему последовал только Андрей, а с ним Филипп, а кроме них никто другой. Да и они не знали Его, как должно, ни даже Мать Его, ни братья. Уже по совершении многих чудес евангелист заметил о братьях Его: ни братия Его вероваху в Него (7, 5). Не знали Его и присутствовавшие на браке. Иначе они, в нужде, сами обратились бы к Нему с просьбою. Потому Он и говорит: не у прииде час Мой. Меня еще не знают присутствующие; они не знают и того, что недостало вина. Дай им сперва почувствовать это. Да об этом и не от Тебя Мне надлежало бы слышать. Ты Моя Мать, и потому Ты само чудо делаешь подозрительным. А надлежало бы самим нуждающимся обратиться ко Мне с просьбою; не потому, чтобы Я в этом нуждался, но чтобы они с большим доверием приняли этот случай. Видящий себя в нужде, когда получит то, что нужно, остается после того много благодарным; а кто еще не чувствует нужды, тот не почувствует вполне и живо и самого благодеяния. Для чего же, сказав: не у прииде час Мой и таким образом отказав, Он, однако ж, сделал то, о чем говорила Ему Мать? Для того особенно, чтобы людям, прекословящим и считающим Его под условиями времени, достаточно показать, что Он не подлежит времени. Если бы Он подлежал, то как бы Он сделал то, что сделал, когда еще не пришло надлежащее для того время? Он сделал это также и из почтения к Матери, чтобы не показаться во всем Ей противоречащим или не могущим этого сделать и чтобы тем не постыдить Свою Мать в присутствии такого множества людей, – а Она привела к Нему и слуг. Подобным образом Он говорил и хананеянке: несть добро отъяти хлеба чадом и поврещи псом (Мф 15:26); однако ж после таких слов даровал ей просимое, преклоненный ее неотступностию. Сказал также: несмь послан, токмо ко овцам погибшим дому Израилева (Мф 15:24), но и после этих слов исцелил дочь этой женщины.

    Отсюда научаемся, что, хотя бы мы были недостойны, однако ж неотступными молениями можем сделать себя достойными получить (просимое). Потому и Мать надеялась и слуг привела с тою целию, чтобы просьба была от большего числа людей. Потому Она присовокупила: еже аще глаголет вам, сотворите (ст. 5). Она знала, что Он отказывал не по немощи, но по смирению и для того, чтобы не подать мысли, будто Он Сам слишком спешит к совершению чуда; потому и слуг привела.

  • 5.

    Глагола Мати Его слугам: еже аще глаголет вам, сотворите

    См. Толкование на (Ин 2:4)

  • 6.

    Ст. 6-7 Беху же ту водоноси каменни шесть, лежаще по очищению Иудейску, вместящии по двема или трием мерам. Глагола им Иисус: наполните водоносы воды. И наполниша их до верха

    Беху же ту водоноси каменни шесть, лежаще по очищению иудейску, вместящии по двема или трием мерам. Глагола им Иисус: наполните водоносы воды. И наполниша их до верха (ст. 6–7). Евангелист не без цели заметил: по очищению иудейску, а для того, чтобы кто-либо из неверующих не подозревал, что в сосудах были остатки вина, и поэтому, когда была влита и смешана с ними вода, то составилось некоторое, самое слабое, вино. Потому евангелист и говорит: по очищению иудейску, показывая тем, что в сосудах тех никогда не хранилось вино. Палестина земля безводная, и там не во всяком месте можно находить источники и колодези; поэтому евреи всегда наполняли сосуды водою, чтобы не бегать на реки, когда они делались нечистыми, но иметь под рукою средство для очищения. Но почему Он не сотворил чуда прежде, чем сосуды были наполнены водою, – что было бы гораздо удивительнее? Иное ведь дело – изменить готовое вещество только по качеству, иное – произвести самое вещество из ничего. Конечно, это удивительнее; но для многих показалось бы не столь вероятным. Потому-то Христос нередко добровольно уменьшает величие чудес, чтобы только удобнее они могли быть приемлемы. А почему, скажешь, Он не Сам произвел воду и потом обратил ее в вино, а приказал влить ее слугам? Опять по той же причине и для того, чтобы сами черпавшие воду были свидетелями чуда и чтобы оно нисколько не показалось призраком. Если бы кто-либо стал бесстыдно отвергать это, то слуги могли бы сказать: мы сами черпали воду. Кроме того, Он ниспровергает этим чудом и возродившееся, противное Церкви учение. Есть такие, которые говорят, что существует некоторый иной создатель мира и что видимое не Им сотворено, а каким-то другим, враждебным Ему богом [Это лжеучение манихеев]. Обуздывая такое безумство, Христос большую часть чудес Своих творил из готовых веществ. Если бы Создатель мира был враждебен Ему, то Он не стал бы пользоваться чужими делами для доказательства собственного могущества. Так и теперь, чтобы показать, что Он Сам Тот, Кто прелагает воду в виноград и обращает в вино дождь, чрез корень винограда, – что в растении совершается чрез долгое время, – в одно мгновение Он делает это на браке.

  • 7.

    Глагола им Иисус: наполните водоносы воды. И наполниша их до верха

    См. Толкование на (Ин 2:6)

  • 8.

    Ст. 8-10 И глагола им: почерпите ныне и принесите архитриклинови. И принесоша. Якоже вкуси архитриклин вина бывшаго от воды, и не ведяше, откуду есть: слуги же ведяху почерпшии воду: пригласи жениха архитриклин и глагола ему: всяк человек прежде доброе вино полагает, и егда упиются, тогда хуждшее: ты (же) соблюл еси доброе вино доселе

    Затем, как скоро слуги наполнили сосуды водою, Он говорит им: почерпите ныне и принесите архитриклинови. И принесоша. Якоже вкуси архитриклин вина, бывшаго от воды, и не ведяще, откуду есть: слуги же ведяху, почерпшии воду; пригласи жениха архитриклин и глагола ему: всяк человек прежде доброе вино полагает, и егда упиются, тогда хуждшее: ты же соблюл еси доброе вино доселе (ст. 8–10). Опять и здесь некоторые посмеиваются, говоря: там было собрание людей пьяных, вкус у ценителей уже был испорчен, и они неспособны были ни понимать, ни судить о том, что тут делалось, – таким образом, они не могли распознать, вино ли то было или вода, а что они были пьяны, это высказал сам архитриклин. Правда, это очень смешно. Но евангелист уничтожает и такое подозрение. Он говорит, что не гости высказывали свое мнение о случившемся, но архитриклин, который был трезв и еще не пил ничего. Ведь вы знаете, что те, которым поручается распоряжение на таких пиршествах, более всех бывают трезвы, потому что имеют только одно дело – все устроить чинно и в порядке. Поэтому для засвидетельствования чуда Христос и употребил трезвое чувство архитриклина. Он не сказал: наливайте вино возлежащим, а сказал: несите к архитриклину. Якоже вкуси архитриклин вина, бывшаго от воды, и не ведяше, откуду есть: слуги же ведяху; пригласи жениха архитриклин. Почему же он не пригласил слуг? Таким образом открылось бы и чудо. Причина та, что и Сам Иисус не открыл совершившегося чуда, а хотел, чтобы сила Его знамений была познаваема не вдруг, но мало-помалу. А если бы оно в то же время было обнаружено, то рассказу слуг о Нем не поверили бы, но подумали бы, может быть, что они не в своем уме, так как приписывают это дело Тому, Которого тогда многие считали (человеком) обыкновенным. Сами слуги, конечно, знали это дело хорошо по собственному опыту и не могли не верить своим рукам; но уверить в том других не имели возможности. Поэтому и Сам Христос не всем открыл случившееся, а только тому, кто лучше других мог понять это, – представляя точнейшее познание о чуде будущему времени. По совершении других чудес и это должно было сделаться достоверным. Так впоследствии, когда Он исцелил сына царедворца, евангелист в повествовании об этом дает разуметь и то, что и это чудо тогда уже сделалось более гласным. Царедворец потому особенно и призвал Иисуса, что узнал, как я говорю, об этом чуде. Это и объясняет Иоанн, когда говорит: прииде паки Иисус в Кану Галилейскую, ид еже претвори воду в вино (4, 46), да и непросто в вино, а вино самое лучшее.

    Таковы-то чудеса Христовы, что их произведения оказываются гораздо лучше и превосходнее тех, которые совершаются природою. Так и в других случаях, когда Христос исправлял какой-либо поврежденный член тела, то делал его лучше членов здоровых. А что произведенное из воды было действительно вино и притом самое лучшее, об этом могли засвидетельствовать не только слуги, но и архитриклин, и жених; а что оно произведено было Христом, это могли подтвердить слуги, черпавшие воду. Таким образом, если бы и не открылось чудо в то время, то не могли молчать о нем впоследствии времени. Итак, Христос много необходимых свидетельств оставлял на будущее время. Что Он претворил воду в вино, на это Он имел свидетелями слуг; а что это было вино хорошее, на то – свидетели архитриклин и жених. Вероятно, жених отвечал что-нибудь на слова архитриклина; но евангелист, поспешая к делам важнейшим, коснулся только самого чуда, а прочее миновал. Нужно было, конечно, знать, что Христос претворил воду в вино; но что сказал жених архитриклину, присовокуплять это евангелист не почитал нужным. Между тем многие чудеса, будучи сперва мало известны в подробностях, с течением времени стали более известны, потому что были рассказаны во всех своих подробностях людьми, бывшими вначале очевидцами их. Но как в то время Иисус претворил воду в вино, так и тогда и ныне не перестает прелагать нравы людей слабых и рассеянных. Есть, есть, говорю, люди, ничем не отличающиеся от воды, – так они холодны, жидки, ни в чем не тверды. Находящихся в таком состоянии людей наш долг приводить к Господу, чтобы Он благоволил нравам их сообщить качество вина, чтобы они не рассеивались, но приобрели постоянство, на радость себе и другим.

  • 9.

    Якоже вкуси архитриклин вина бывшаго от воды, и не ведяше, откуду есть: слуги же ведяху почерпшии воду: пригласи жениха архитриклин

    См. Толкование на (Ин 2:8)

  • 10.

    и глагола ему: всяк человек прежде доброе вино полагает, и егда упиются, тогда хуждшее: ты (же) соблюл еси доброе вино доселе

    См. Толкование на (Ин 2:8)

  • 11.

    Се сотвори начаток знамением Иисус в Кане Галилейстей и яви славу Свою: и вероваша в Него ученицы Его

    Се сотвори, говорит Писание, начаток знамением Иисус в Кане Галилейстей. Некоторые, как я и прежде говорил, утверждают, что это не было началом вообще. Как же иначе, говорят, если тут прибавлено именно: в Кане Галилейстей? Се сотвори, сказано, начаток в Кане. Но я не стану входить в дальнейшее исследование об этом; мы уже прежде доказали, что Он начал творить знамения после крещения, а прежде крещения не совершал никаких чудес. А это ли именно или другое знамение было первым из совершенных Им после крещения, об этом, мне кажется, нет надобности слишком много рассуждать. И яви славу Свою (ст. 11). Каким образом? Ведь свидетелями события были не многие, а только служители, архитриклин и жених? Как же Он явил славу Свою? Он явил ее с Своей стороны. А если и не тогда, то впоследствии должны были все услышать об этом чуде, так как оно доныне прославляется и не забыто. Но что в тот день не все узнали об этом, видно из последующего. Евангелист, сказав: яви славу Свою, присовокупляет: и вероваша в Него ученицы Его (ст. 11), то есть те, которые и прежде того уже дивились Ему. Видишь ли, что нужно было тогда в особенности творить знамения, когда присутствовали люди добросовестные и внимательные к событиям? Такие и скорее могли веровать, и более внимания обращать на события. Да и как Он мог бы быть познан без знамений? Учение же и пророчество, соединенные с чудотворениями, могут расположить души слушателей к тому, чтобы они с усердием внимали событиям, как скоро душа уже наперед к тому приготовлена. Поэтому-то евангелисты нередко говорят, что в иных местах Он не сотворил знамений по причине превратного направления людей, живущих там.

  • 12.

    Ст. 12-18 По сем сниде в Капернаум Сам и Мати Его, и братия Его и ученицы Его: и ту не многи дни пребыша. И близ бе Пасха Иудейска, и взыде во Иерусалим Иисус и обрете в церкви продающая овцы и волы и голуби, и пеняжники седящыя. И сотворив бичь от вервий, вся изгна из церкве, овцы и волы: и торжником разсыпа пенязи и дски опроверже: и продающым голуби рече: возмите сия отсюду и не творите дому Отца Моего дому купленаго. Помянуша же ученицы Его, яко писано есть: жалость дому Твоего снесть Мя. Отвещаша же Иудее и реша Ему: кое знамение являеши нам, яко сия твориши

    По сем сниде в Капернаум Сам и Мати Его, и братия Его, и ученицы Его; и ту не многи дни пребыша (ст. 12). Для чего Он приходит в Капернаум с Материю? Там Он не сотворил никакого чуда, и жители того города не были из числа благорасположенных к Нему, а притом были еще и самые развращенные: это и Сам Христос заметил, сказав: и ты, Капернауме, иже до небес вознесыйся, до ада низведешися (Лк 10:15). Итак, для чего же Он приходит туда? Мне кажется, что, намереваясь спустя немного времени отправиться во Иерусалим, Он для того тогда пошел в Капернаум, чтобы не всюду водить с собою братьев и Мать. Таким образом, отправившись туда и пробыв немного времени из уважения к Матери, Он оставил там свою Родительницу и потом опять начинает творить чудеса. Потому и сказано, что Он не по мнозех днех взыде во Иерусалим (ст. 13). Следовательно, Он крестился незадолго до Пасхи. Но что Он делает, прибывши в Иерусалим? Дело, выражающее Его великую власть. Меновщиков денег, торжников, которые продавали голубей, волов и овец, за тем и пребывали там, Он изгоняет вон.

    Другой евангелист повествует, что, изгоняя их, Он говорил: не творите дому Отца вертеп разбойников (см.: (Мф 21:13)); а святой Иоанн выражает это так: не творите дому Отца Моего купли (ст. 16). Но евангелисты не противоречат друг другу, а дают видеть, что Он сделал это в два раза и что оба случая были не в одно и то же время: в первый раз Он совершил это в начале (своей проповеди), а во второй – когда уже шел на самые страдания. Потому в последний-то раз употребил Он и сильнейшие выражения, назвав то место вертепом разбойников; а в начале знамений не так, но употребил более кроткое обличение. Итак, вероятно, что Он сделал это в два раза. Для чего же, скажешь ты, Христос сделал это, и притом употребил такую строгость, как Он нигде – кажется – не делал, даже и в тех случаях, когда Его оскорбляли, поносили, называли самарянином и даже одержимым бесами? А здесь Он даже не удовольствовался одними только словами, но и взял бич, и таким образом изгнал их. Между тем иудеи, когда Он другим благодетельствовал, обвиняют Его и ожесточаются; а когда им, по-видимому, надлежало бы от Его прещений прийти в гнев, не поступают с Ним таким образом: они не порицают или не оскорбляют Его; а что говорят? Кое знамение являеши нам, яко сия твориши? (ст. 18). Видишь ли крайнюю завистливость их, – как благодеяния, другим оказанные, более всего раздражали их? Итак, в один раз Он говорил, что храм сделался от них вертепом разбойников, показывая тем, что продаваемое было приобретено воровством, грабительством и лихоимством и что они обогащались несчастиями других; а в другой раз – домом купли, изобличая бесстыдство их в торговле. Но для чего Он сделал это? Так как, впоследствии времени, Он стал исцелять в субботу и делать многое такое, что казалось им преступлением закона, то, чтобы не считали Его богопротивником и делающим это вопреки воле Отца, Он этим случаем и предупреждает такую мысль их. Тот, кто показал столь великую ревность о доме, конечно, не имел намерения противиться Владыке дома, в нем чтимому. Правда, и предшествовавшие годы, в которые Он жил согласно с законом, могли достаточно показать Его уважение к Законодателю и то, что Он не пришел узаконить что-либо, противное Ему. Но как эти годы, вероятно, с течением времени преданы забвению, да и не всем были известны (потому что Он воспитывался в доме бедном и незнатном), то Он и делает это в присутствии всего народа, собравшегося по случаю приближения праздника, и притом с опасностию для Себя Самого. Он не просто выгнал их, но и столы низверг, и деньги рассыпал, давая им из этого понять, что подвергающий Себя опасности за благочиние в доме не станет презирать Владыку дома. Если бы Он делал это притворно, то мог бы употребить только убеждение, а подвергать Себя опасностям – это слишком смело. Ведь не маловажное дело предать Себя такой ярости торжников, ожесточать против Себя невежественную толпу людей корчемных, посрамляя их и вводя в убытки: это свойственно не лицемеру, а человеку, готовому потерпеть все за благолепие дома. Потому Он не делами только, но и самыми словами Своими выражает единение Свое с Домовладыкою; не говорит: дом святой, а дом Отца Моего. Вот, называет Его и Отцом Своим, и они не негодуют на это: думали, что Он говорит так вообще. Но когда впоследствии стал Он выражать это яснее, так что внушал мысль о Своем равенстве с Отцом, тогда они приходили в ярость. Что же они теперь? Кое знамение, говорят, являеши нам, яко сия твориши? О, крайнее безумие! Им нужно знамение, чтобы отстать от худых дел и освободить дом Божий от такого уничижения? А возыметь столь великую ревность о доме Божием разве не есть величайшее знамение добродетели? Благонамеренные люди оказались и здесь: помянуша, сказано, ученицы Его, яко писано есть: ревность дому Твоего снеде Мя (Ин 2:17); (Пс 68:10). Но иудеи не вспомнили о пророчестве, а говорили: кое знамение являеши нам? – с одной стороны, жалея о потере своей постыдной прибыли и надеясь воспрепятствовать Ему в том, с другой – желая вызвать Его к совершению чуда, чтобы унизить поступок Его. Потому Он и не дает им знамения. Так и прежде, когда они приступали и требовали чуда, Он отвечал им: род лукав и прелюбодейный знамения ищет: и знамение не дастся ему, токмо знамение Ионы (Мф 16:4). Впрочем, тогда Он отвечал им яснее, а теперь – более загадочным образом. А делает Он это по причине крайней их бесчувственности. Тот, Кто предупреждал не просивших и давал им знамения, Тот, конечно, не отказал бы требовавшим, если бы не видел в них мыслей злых и лукавых и коварного их намерения. Заметь, какой злобы исполнен и самый вопрос их. Им следовало бы похвалить Его усердие и ревность; следовало бы изумляться тому, какую заботливость Он оказывает о доме Божием; а они обвиняют Его, утверждая, что здесь корчемствовать позволительно, а прекращать корчемство не позволительно, если не будет показано какое-либо знамение.

  • 13.

    И близ бе Пасха Иудейска, и взыде во Иерусалим Иисус

    См. Толкование на (Ин 2:12)

  • 14.

    и обрете в церкви продающая овцы и волы и голуби, и пеняжники седящыя

    См. Толкование на (Ин 2:12)

  • 15.

    И сотворив бичь от вервий, вся изгна из церкве, овцы и волы: и торжником разсыпа пенязи и дски опроверже

    См. Толкование на (Ин 2:12)

  • 16.

    и продающым голуби рече: возмите сия отсюду и не творите дому Отца Моего дому купленаго

    См. Толкование на (Ин 2:12)

  • 17.

    Помянуша же ученицы Его, яко писано есть: жалость дому Твоего снесть Мя

    См. Толкование на (Ин 2:12)

  • 18.

    Отвещаша же Иудее и реша Ему: кое знамение являеши нам, яко сия твориши

    См. Толкование на (Ин 2:12)

  • 19.

    Ст. 19-22 Отвеща Иисус и рече им: разорите церковь сию, и треми денми воздвигну ю. Реша же Иудее: четыредесять и шестию лет создана бысть церков сия, и Ты ли треми денми воздвигнеши ю; Он же глаголаше о церкви тела Своего. Егда убо воста от мертвых, помянуша ученицы Его, яко се глаголаше, и вероваша Писанию и словеси, еже рече Иисус

    Что же Христос? Разорите, говорит, церковь сию, и треми денми воздвигну ю (ст. 19). Он и много такого говорил, что тогдашним слушателям не было понятно, а только впоследствии могло быть ясно. Для чего же Он делал это? Чтобы доказалось Его предведение будущих событий, когда исполнится предсказанное, – как действительно случилось и относительно этого пророчества. Егда воста, сказано, от мертвых, помянуша ученицы Его, яко се глаголаше, и вероваша Писанию и словеси, еже рече Иисус (ст. 22). А в то время, когда Он говорил, они недоумевали, каким образом может исполниться сказанное; другие же возражали так: четыредесять и шестию лет создана бысть церковь сия, и Ты ли треми денми воздвигнеши ю? (ст. 20). Они говорят: сорок шесть лет, разумея построение последнего храма, потому что первый был окончен в двадцать лет.

    Почему же Он не объяснил этой притчи и не сказал: Я говорю не об этом храме, но о плоти Моей? Уже впоследствии евангелист, когда писал Евангелие, то истолковал это изречение; а Сам Он в то время умолчал. Почему же умолчал? Потому, что они не приняли бы слово Его: если даже ученики Его не были тогда способны разуметь сказанное, то тем более – народ. Егда же, говорит евангелист, воста Иисус от мертвых, тогда помянуша и вероваша словеси и Писанию. Два предмета здесь представлялись им: Его воскресение и вопрос еще более важный: Бог ли был Тот, Кто обитал в этом храме? То и другое Он давал разуметь в словах: разорите церковь сию, и треми денми воздвигну ю. Это и Павел представляет, как не малое знамение Божественности Его, говоря так: наречением Сыне Божии в силе, по Духу святыни, из воскресения от мертвых, Иисуса Христа (Рим 1:4). Почему же Он именно это знамение дает и там, и здесь, и везде, говоря или так: аще Аз вознесен буду (Ин 12:32); или: егда вознесете Сына Человеческаго, тогда уразумеете, яко Аз есмь (8, 28); также: не дастся вам знамение, токмо знамение Ионы (см.: (Мф 16:4)); и здесь опять: треми денми воздвигну ю? Да то в особенности и показывало в Нем не простого человека, что Он мог одержать победу над смертию и так скоро разрушить долговременное ее владычество и прекратить тяжкую брань. Потому и говорит: тогда уразумеете. Когда это? Когда, воскресши, привлеку к Себе вселенную (Ин 12:32), – тогда-то уразумеете, что и это сделал Я, как Бог и истинный Сын Божий, наказывая за оскорбление Отца. Почему же Он не сказал, какие нужны были знамения для прекращения бывшего зла, а только обещал дать знамение? Потому, что таким образом Он еще более ожесточил бы их, а теперь – более поразил. Впрочем, они ничего не сказали на это; им казалось, что Он говорит нечто невероятное, и потому они не продолжали еще спрашивать Его; они оставили это без внимания, как дело несбыточное. Но если бы они имели смысл, то, – хотя бы это и казалось им тогда невероятным, – по крайней мере, впоследствии времени, когда Он сотворил уже множество знамений, они могли бы прийти и спросить Его о том, чтобы разрешить свое недоумение. Но как они были несмысленны, то на одни слова Его вовсе не обращали внимания, а другие выслушивали с злым умыслом. Потому и Христос говорил им в притчах.

    Но представляется еще такой вопрос: каким образом ученики не знали, что ему надлежало воскреснуть из мертвых? Это потому, что они тогда еще не были удостоены благодати Святого Духа. Поэтому, хотя часто слышали слово о воскресении, но нисколько не разумели, а только рассуждали между собою, что бы это значило. В самом деле, весьма странно и дивно было слышать, чтобы кто-нибудь мог воскресить самого себя, и воскресить таким образом. Потому и Петр подвергся упреку, когда, не разумея ничего о воскресении, сказал: милосерд Ты, Господи (Мф 16:22). Да и Христос ясно не открывал им этого прежде самого события, чтобы они не соблазнялись, так как вначале еще не верили словам Его, по причине великой их странности, и потому, что еще не знали ясно, кто Он. Тому, о чем громко вопияли самые события, никто не мог не верить; а что говорилось только на словах, тому, конечно, не все хотели верить. Поэтому сначала Он оставил это учение прикровенным; когда же самим делом доказал истину слов Своих, тогда наконец сообщил и разумение их и такую благодать Духа, что ученики Его все вдруг постигли. Той, говорится, воспомянет вам вся (Ин 14:26). Если они, потеряв все уважение к Нему в один вечер, разбежались и даже говорили, что и не знают Его, не получив особенной благодати Духа, то едва ли бы они припомнили все сделанное и сказанное Христом во все время (жизни Его). Если же, скажешь ты, они должны были услышать все от Духа, а сами не могли удержать в памяти всего учения Христова, то какая была им нужда пребывать со Христом? Но это было нужно потому, что Дух собственно не учил их, а только приводил на память то, что прежде говорил Христос; но и послание Духа для напоминания Им сказанного не мало содействовало славе Христовой. Итак, сначала это было милостью Божиею, что на них ниспослана благодать Духа, столь великая и обильная; а после было уже их добродетелию то, что они усвоили себе этот дар. Они показали жизнь светлую, великую мудрость и великие подвиги, и презирали жизнь настоящую, ни во что вменяли все человеческое, но были выше всего, и, как легкие орлы, парящие на высоту, делами своими достигали самого Неба, чем и приобрели неизреченную благодать Духа.

  • 20.

    Реша же Иудее: четыредесять и шестию лет создана бысть церков сия, и Ты ли треми денми воздвигнеши ю

    См. Толкование на (Ин 2:19)

  • 21.

    Он же глаголаше о церкви тела Своего

    См. Толкование на (Ин 2:19)

  • 22.

    Егда убо воста от мертвых, помянуша ученицы Его, яко се глаголаше, и вероваша Писанию и словеси, еже рече Иисус

    См. Толкование на (Ин 2:19)

  • 23.

    Ст. 23-25 Егда же бе в Иерусалимех в праздник Пасхи, мнози вероваша во имя Его, видяще знамения Его, яже творяше. Сам же Иисус не вдаяше Себе в веру их, зане Сам ведяше вся, и яко не требоваше, да кто свидетельствует о человецех: Сам бо ведяше, что бе в человеце

    Между людьми того времени [То есть между современниками Иисуса Христа] одни увлекались заблуждениями, другие держались истины; но и из этих последних некоторые принимали истину только на краткое время, а потом отпадали от нее. Таких-то людей Христос разумел в притче, уподобляя семенам, лежащим не глубоко, но имеющим корни на поверхности земли, которые оттого, говорил Он, скоро и погибают. На них же и евангелист указывает здесь, когда говорит: егда же бе во Иерусалимех в праздник Пасхи, мнози вероваша во имя Его, видяше знамения Его, яже творяше. Сам же Иисус не вдаяше Себе в веру их (ст. 23–24). Гораздо вернее были те ученики, которые не знамениями только были привлекаемы ко Христу, но и учением Его; знамения увлекали более грубых, а более разумных – пророчества и учение. Потому те, которые были пленены учением, были тверже привлеченных знамениями; их-то и Христос ублажал, когда говорил: блажени не видевшии и веровавше (20, 29). А что последние были не из истинных учеников, это показывает и присовокупление следующих слов: Сам же Иисус не вдаяше Себе в веру их. Почему? Зане Сам ведяше вся, и яко не требоваше, да кто свидетельствует о человецех: Сам бо ведяше, что бе в человеце (2, 24–25). Смысл этих слов такой: Он не обращал внимания на одни слова, проникал в самые сердца и входил в мысли; ясно видя только временную их горячность, Он не доверял им, как уже решительным ученикам, не проповедовал им всего учения, как бы уже сделавшимся твердыми в вере. А знать, что есть в сердце людей, свойственно Тому, Кто создал на едине сердца их (Пс 32:15), то есть одному Богу, так, как сказано: Ты веси сердца един (3 Цар 8:39). Он не имел нужды в свидетелях, чтобы знать мысли собственных Своих созданий: потому и не доверял им в их временной вере. Люди, не знающие ни настоящего, ни будущего, часто без всякого разбора и говорят, и сообщают все даже таким, которые с хитростию подступают к ним и потом скоро оставляют их. Но Христос не так; Он знал все в них сокровенное. И ныне много таких, которые носят имя верующих, но непостоянны и легко всем увлекаются; потому и ныне Христос не вверяет Себя им, а весьма многое скрывает от них. Как мы вверяемся не всяким друзьям, а только искренним, так и Бог. Вот послушай, что говорит Христос ученикам: не ктому вас глаголю рабы: вы друзи Мои есте. Как и почему? Яко вся, яже слышах от Отца Моего, сказах вам (Ин 15:14). Таким образом иудеям, просившим знамений, Он не дал, потому что они просили, желая только искусить Его. Да и ныне, как тогда, просить знамений не значит ли искушать? Между тем и ныне есть люди, которые ищут знамений и говорят: почему ныне знамений нет? Но если ты верующий, каким должен быть, если любишь Христа, как следует любить, то ты не имеешь нужды в знамениях: они даются неверным. Почему же они не были даны иудеям? – спросишь ты. Нет, им-то наиболее и даны были. Если же в некоторых случаях иудеи, и требуя знамений, не получали их, то это потому, что требовали их не с тем, чтобы оставить свое неверие, а чтобы еще больше утвердиться в злобе своей.

  • 24.

    Сам же Иисус не вдаяше Себе в веру их, зане Сам ведяше вся

    См. Толкование на (Ин 2:23)

  • 25.

    и яко не требоваше, да кто свидетелствует о человецех: Сам бо ведяше, что бе в человеце

    См. Толкование на (Ин 2:23)

1-2.«На третий день»: евангелист ведет здесь счет дней не от одного определенного дня, а от дня предшествующего, в который случилось то или другое, описываемое им, событие (ст. 29, 35, 43); потому и здесь третий день нужно считать от дня предшествующего, описанного евангелистом, события, т.е. брак в Кане был на третий день после призвания Филиппа и Нафанаила (ст. 43 и дал.). Время между сими двумя днями употреблено было, как видно, на путешествие Господа с учениками Его новопризванными из Иудеи – с берегов Иордана в Галилею. – Был брак: о торжествах брачных у евреев см. прим. к Мф. 25:1 и дал. – «В Кане Галилейской»: этот небольшой городок (ныне небольшая деревня) назывался Каной Галилейской, в отличие от другой Каны, лежавшей в пределах Тирских (Нав. 19:28), и находился в средней полосе Галилеи к северо-западу от Тивериады и к северу от Назарета. Он был родиной только что призванного Господом Нафанаила (Ин. 21:2). – «Матерь Иисуса была там»: вероятно брак был в каком-либо семействе, знакомом со святым семейством. («Зовут Господа на брак не как великого человека, но просто как знакомого». Феофил., ср. Злат.) Кана от Назарета была очень не далеко, и Матерь Господа, Которой мы не видим на берегах Иордана с Ним, около времени крещения Его, отправилась из Назарета в Кану, как кажется из хода повествования, еще до возвращения Господа и учеников Его с берегов Иордана в Галилею, причем они может быть проходили и чрез Назарет лежавший на пути. – «Был зван» и пр.: когда – неизвестно, но не вероятно, чтобы в то время, когда находился Он в Иудее на Иордане. Может быть прибыв уже в Галилею, и именно в Назарет, он здесь получил это приглашение, а отсюда до Каны было близко – часа четыре пути. – «И Ученики Его»: только что призванные на берегах Иордана, последовавшие за Ним в Галилею, – место их родины и пребывания, и теперь еще неотлучно бывшие с Господом, хотя потом отлучившиеся и уже несколько позже окончательно призванные к делу апостольства и поставленные на это служение (ср. Мф. 4:18 и дал., Мф. 10:1 и дал. и парал. и прим.).

3.«Не доставало вина»: не видно из повествования причины, почему не доставало вина, от бедности ли семейств, в которых был брак, или оттого, что утешение было велие; замечание распорядителя пира жениху (ст. 10) по видимому более указывает на последнюю причину. Во всяком случае видно, что Матерь Господа принимала живое участие в этом обстоятельстве, могшем испортить чистое удовольствие семейного торжества. – «Вина у них нет»: без сомнения Пресвятая Дева имела особую цель, сказав о сем Господу, хотя простая форма извещения и не указывает прямо на эту цель: а цель, как видно из ответа Господа и дальнейшего повествования, та, чтобы Господь помог нуждающимся. Она знала, кто Ее Сын, Она вероятно видела в жизни много такого, что несомненно уверяло Ее, что Он может помочь нуждающимся каким-либо необычайным образом, и – сердобольная ко всем неимущим, Она являет первый опыт ходатайства пред Сыном Своим, чтобы помог Он нуждающимся, дабы они не скорбели в светлый день чистой радости.

4.«Что Мне и Тебе, жено» и пр.: способ выражения – такого рода, что на первый раз можно видеть в нем не только отказ в исполнении желаемого, но даже как бы соединенный с упреком (ср. Феофил. и Злат.) за вмешательство в это дело. Но то обстоятельство, что Пресвятая Матерь не приняла сего ни за отказ, ни за упрек, а с полною верой в исполнение Своего ходатайство повелевает слугам исполнить то, что повелит Господь (ст. 5), несомненно показывает, что слова Господа имеют не такой смысл и значение. О том же свидетельствует и то, что Господь вслед за сим совершил чудо во исполнение ходатайства Матери Своей и в помощь нуждающимся. Что же означают эти загадочные слова? Слово – «жено» не заключает в себе и тени чего-либо непочтительного; в самые тяжкие минуты Своих страданий, при виде нежно любимых и любящих Матери и ученика, Господь с этим же названием обращается к Матери Своей (Ин. 19:26). Кроме почтительности это название выражало еще и духовную близость и благоволение (Ин. 20:13, 15Ин. 4:21). – «Что Мне и Тебе»: это один из обыкновенных способов выражения непричастности к чему-либо (ср. Нав. 22:24Суд. 11:122Цар. 16:102Цар. 19:22Мф. 8:29 и др.). Это выражение намерения Своего не быть причастным этому делу Спаситель поясняет словами: «еще не пришел час Мой», т.е. не настало еще для этого время (ср. Ин. 7:30Ин. 8:20Ин. 12:23Мф. 26:45 и парал. Рим. 13:11), – время не для совершения чудес вообще, но для совершения этого именно чуда. Может быть вино несовершенно еще вышло (не доставало, ст. 3), еще только предвиделся недостаток, и Пресвятая Матерь заблаговременно обратила на это внимание Господа. Он же не хотел совершить чуда до совершенного истощения вина, чтобы чудо было выше всяких подозрений и сомнений и было бы тем разительнее. Поэтому слова Господа можно перефразировать так: не будем, Мать Моя, ни Ты, ни Я, предвосхищать время чудесной помощи нуждающимся; время такой помощи еще не настало; когда оно настанет, Я окажу им помощь, но теперь помедлим еще. «Это были слова не обличения для Матери, но – домостроительства, которыми Он наставлял Ее, и заботился о том, чтобы чудеса совершаемы были с подобающим достоинством» (Злат.).

5.«Сказала служителям» и пр.: слова ясно указывающие на то, что в предшествующем изречении Господа не было и тени отказа в исполнении ходатайства Пресвятой Деве о помощи; даже более, Пресвятая Дева из них увидела непременное намерение Сына Своего помочь нуждающимся (только несколько после) и помочь чудесным образом: ибо подготовляет или предупреждает служителей, чтобы они исполнили повеление Господа, заставляя тем ожидать чего-то необыкновенного, иначе это предупреждение было бы излишне.

6.«Тут»: или в самой храмине, в которой происходило пиршество, или близ – во дворе; последнее представляется вероятнейшим. – «По обычаю очищения иудейского»: по обычаю иудеев, как и других восточных народов, делать частые омовения, в особенности рук, пред вкушением и после вкушения пищи (см. прим. к Мф. 15:2Мк. 7:3-4Лк. 9:39). – «По две или по три меры»: какая разумеется мера, из текста не видно. Александрийские переводчики Ветхого Завета употребленным здесь словом переводят еврейское бат (2Пар. 4:5. ср. 1Езд. 7:22) – мера несколько более полутора ведр наших.

7-8.«Иисус Говорит»: когда настал час или потребное время совершить чудо (ст. 4), Господь говорит им, т.е. прислужникам, которых предупреждала Пресвятая Дева (ст. 5), чтобы наполнили сосуды водой. – Господь делает распоряжение через прислужников пира, чтобы предупредить всякое сомнение в истине чуда, которое имел совершить. Если бы то сделано было через учеников, могло бы быть подозрение; притом же Господь имел в виду чудом возбудить веру самих учеников (ст. 11). Орудиями чудотворения делаются люди совсем посторонние, чуждые и потому могущие быть в этом случае свидетелями беспристрастными. – «Наполнили до верха»: так что невозможно было уже прибавить к воде еще чего либо, напр. вина, чтобы таким образом подделан был цвет вина; сим опять отнимался всякий предлог к неверию в чудо. – «Теперь почерпните и несите»: это показывает, что чудо совершено было издали, даже без прикосновения к сосудам и воде, – очевиднейшее явление силы божественной, всемогущей. Так вся внешняя обстановка сего чудотворения предотвращала всякое сомнение и неверие в действительность его. «Дабы показать, что Он Сам Тот, Кто прелагает воду в винограде и обращает в вино дождь чрез корень винограда – что в растении совершается чрез долгое время – в одно мгновение Он делает то на браке» (Злат.). – «Распорядителю пира, архитриклину»: слово собственно означает начальника одров или ложей. Во время пиршеств и вечерей древние возлежали (ср. прим. к Мф. 23:6 и пар.), для чего иногда устраивались низкие ложи. По римскому обычаю каждое ложе устраивалось для троих (триклиний), иногда для пяти человек, и распорядитель пира или вечери назывался иногда архитриклином. Не видно, чтобы у иудеев он назывался так, но Иоанн, предназначая свое Евангелие первоначально для уверовавших преимущественно из греко-римского мира в Малой Азии, мог так назвать распорядителя пира для удобопонятности. – «И понесли»: невероятно, чтобы слуги не заметили даже по цвету, что над водою совершилось нечто необыкновенное, хотя, может быть и недоумевали, что такое сделалось и делается; далее в следующем стихе – почти прямое указание, что служители знали – откуда это вино. Ни об удивлении их, ни о разговоре с распорядителем пира не говорит евангелист, потому что излагается событие кратко.

9-10.«Он не знал откуда» и пр.: евангелист делает это замечание, можно догадываться, чтобы сильнее обозначить важность свидетельства о чуде распорядителя пира. Если бы он знал; что произошло: то свидетельство его могло не быть так беспристрастно, каковым оно является в настоящих обстоятельствах. – «Зовет жениха»: пир был, как видно из этого, в доме жениха и он был здесь главным хозяином, почему распорядитель и обращается к нему, как хозяину. Изложена здесь без сомнения только сущность из разговора. – «Всякий человек» и пр.: т.е. так обыкновенно бывает, таков везде обычай, что сначала подают лучшее вино, а после хуже. – «Когда напьются»: это выражение не показывает необходимо, что в настоящем случае гости упились; говорится об общем обычае, а не в применении именно к настоящему случаю. – «Хорошее вино сберег»: беспристрастное свидетельство не бывшего при самом совершении чуда, что вода не только претворилась в вино, но еще в хорошее вино.

11.«Начало чудесам»: это чудо претворения воды в вино в Кане было первое чудо, которое сотворил Господь по вступлении Своем в дело общественного служения после крещения, начаток чудес Христовых, а не первое только в Кане (ср. Ин. 4:46 и дал.). – «Явил славу Свою»: в этом сверхъестественном действии, которое могло быть совершено только всемогущею силою, проявилась слава Иисуса Христа, именно как слава Единородного от Отца (Ин. 1:14), как и вообще чудеса Христовы имели целью славу не только Божию, но и Его собственную (Ин. 11:4). – «Уверовали в Него ученики Его»: это не значит, что ученики не веровали в Господа прежде, а указывает только на высшую чем прежде степень веры их, на которую они встали теперь, увидев такое поразительное чудо. Прежде вера из основывалась только на свидетельстве Иоанновом и на впечатлении, произведенном на них Господом при первой встрече их с Ним; теперь же они своими глазами увидели, что Он обладает силою всемогущею, и вера их в Него возросла, окрепла, утвердилась. «Слова: уверовали в Него ученики Его понимай так, что они возимели бóльшую и крепчайшую веру в Него. Они и прежде конечно веровали, но веровали не так твердо» (Феофил.).

12.«После сего» и пр. из Каны ли прямо, или из Назарета, куда мог возвратиться Он с Матерью и учениками? Кажется, надо принять последнее. Не видно из рассказа Иоанна, чтобы на браке в Кане были и названные братья Господа, которых Он взял теперь с Собою в Капернаум; значит можно думать, что Он с учениками возвращался в Назарет, откуда и взял братьев Своих. Потом, Назарет в это время был еще обычным местопребыванием святого семейства, вероятно, что из гостей оно возвратилось домой. Это предположение вероятно и по хронологическим данным, так как от возвращения Господа в Галилею до первой Пасхи прошло довольно времени, какого времени мы не найдем по повествованию Иоанна без этого предположения; значительную часть этого времени святое семейство прожило вероятно в Назарете по возвращении из Каны. – «В Капернаум»: см. прим. к Мф. 4:13. – И братья Его (ср. прим. к Мф. 1:25): все святое семейство отправилось в Капернаум, чтобы оттуда вместе предпринять путешествие в Иерусалим на праздник Пасхи, обязательное для всех взрослых, особенно мужчин (ср. прим. к Лк. 2:41). Зачем в настоящий раз все они пришли в Капернаум, евангелист не говорит. У св. Златоуста и блж. Феофилакта высказана догадка, что целью этого путешествия было желание Господа поместить здесь Свою святую Матерь-Деву на все последующее время странствования Своего. – Там пробыли не много дней: по той причине, что приближался праздник Пасхи иудейской и они поспешили в Иерусалим (ст. 13). Что Господь в продолжение не многих дней, проведенных в Капернауме, сотворил несколько чудес, можно заключать из повествования ев. Луки (Лк. 4:23. ср. прим. к этому стиху).

13.«Приближалась Пасха иудейская»: о Пасхе и ее праздновании иудеями см. прим. к Мф. 26:2. – Иисус пришел в Иерусалим: не только вследствие требований закона и обычая (ср. прим. к Лк. 2:41), но чтобы здесь, в центре теократии, главном городе, совершать то дело, для которого Он пришел, – учить и творить дела Мессии. – Первые три евангелиста не совсем ясно говорят о пребывании Господа в Иерусалиме: подробно повествуют они только о пребывании Его там во время Пасхи, когда Он пострадал. Иоанн же определенно повествует о пребывании и деятельности Его в Иерусалиме в каждый (кроме третьего, Ин. 6:4) праздник Пасхи в продолжение общественной Его деятельности и в некоторые другие праздники (Ин. 5:1Ин. 7:2, 37Ин. 12:1 и дал.). Восполняя этим сказания трех первых евангелистов, Иоанн тем нагляднее представляет место и образ действий Господа Иисуса, как великого учителя и чудотворца в среде народа еврейского. И естественно по ходу дела и необходимо, чтобы Христос нередко бывал в Иерусалиме и именно во время великих праздников. Здесь был центр, средоточие, сердце всей жизни еврейского народа: здесь был храм, здесь приносились жертвы и праздновались праздники, здесь был синедрион, здесь, как в столице, полнейшим образом выражалась религиозная и общественная жизнь народа, здесь была вся сумма его духовной деятельности и здесь нужно было действовать Господу, как Мессии. При огромном стечении народа в Иерусалим на праздники из Иудеи и других стран, круг действий Господа здесь в эти времена был очень широк, молва о Нем, как о великом пророке и чудотворце, должна была разноситься пилигримами по всем тем местам и странам, откуда они приходили, и тем подготовлять добрый прием Его всемирному учению, когда оно достигнет и до них. Так смотрел на это и Сам Господь (Ин. 12:20-23).

14-16.Повествуемое здесь событие очищения Господом храма – не то, о котором повествуют первые три евангелиста (Мф. 21:12 и дал. Мк. 11:15 и дал. Лк. 19:45 и дал.); то было пред последней во время общественного служения Христова Пасхой, а повествуемое Иоанном – перед первой (Злат. и Феофил). Одинаковость или сходство этих двух событий отразилось в сходстве повествований о них у Иоанна и первых евангелистов. А что эти события были различными, только сходными, на это указывают, кроме различия во времени совершения их, и частные черты, какими разнится повествование Иоанново от повествований первых евангелистов: предшествующие этим событиям обстоятельства, а равно и последующие за ними были, по сказанию Иоанна и первых евангелистов, совсем различными; самый разговор Господа с иудеями по Иоанну другой, чем по сказаниям первых евангелистов. Что Господь, после первого очищения храма года через три увидел необходимость вновь сделать то же, это очень вероятно само по себе: в продолжение трех лет опять могли возобновиться те же злоупотребления во дворе храма, которые, как видно, сильно и давно уже укоренились; это тем более вероятно, что и при первом очищении храма Христом, право Его на такое действие не было признано иудеями, а потом когда с течением времени все более и более развивалось противодействие жреческой партии Христу, укоренившиеся обычаи торговли во дворах храма может быть нарочито были покровительствуемы этой партией, в противность учению и действиям в отношении к этому Христа. Таким образом Господь, и в начале своего служения и при конце, торжественно явил Себя Господом храма, двукратно очистив его от приразившихся к святому месту мирских нечистот. – «И нашел, что в храме, т.е. во дворе храма, называвшемся двором язычников, продавали» и пр.: см. прим. к Мф. 21:12 и дал. – «Бич из веревок»: символ гнева Божия на оскорбляющих святость храма, а равно символ власти Господа, ревнующего об очищении дома Отца Своего небесного. «Вынесите это и пр.»: голуби были в клетках или корзинах, и оттого Господь, изгоняя торгующих животными вместе с этими последними, относительно голубей делает распоряжение, чтобы продавцы их вынесли их. – «Не делайте дома Отца Моего домом торговли»: когда Господь в последний раз выходил из храма, Он назвал его не домом Отца Своего, но – дом ваш (Мф. 23:38), означив тем оставление Богом этого храма; теперь же Христос называет еще храм домом Отца Своего, ибо не обнаружилось еще противление его служителей Христу и Богу, и Он ожидает еще покаяния народа в лице его представителей. – «Домом торговли»: выражение менее сильное чем употребленное при вторичном очищении храма, когда Господь сказал, что иудеи дом молитвы сделали вертепом разбойников (Мф. 21:13 и парал.); первое означает, что в святое храмовое служение привзошли в сильной степени нечистые мирские интересы, последнее же выражает совершенное извращение характера святого дела, богоборственный фанатизм, до которого дошло и в котором выразилось наконец это омирщение целого священнослужения. Если бы спросили, как слудилось, что эти продавцы так подчинились воле и слову Господа, что по Его велению, оставили свою торговлю и вышли из двора храма со всеми предметами торговли: то нужно заметить, что 1) их совесть конечно подсказывала им, что они в самом деле нехорошее дело делают в святом месте, и потому, когда Господь с силою напомнил им об этом, совесть их еще сильнее заговорила и заставила их исполнить веление Его беспрекословно; 2) слава об Иисусе из Назарета, как пророке или человеке необыкновенном, вероятно в это время уже довольно распространилась в народе; пилигримы из Галилеи конечно принесли и в Иерусалим вести о чудесах, совершенных им в Галилее, а события при крещении Господа и свидетельства о Нем пророка Иоанна были конечно в свежей памяти у жителей Иерусалима и его окрестностей; во всяком случае 3) Господь явил здесь свою божественную власть, которой не могло ничто противиться в этом случае.

17.«Ученики Его»: те еще немногие тогда, которые сопровождали Его в Галилею и потом оттуда в Иерусалим (ср. Ин. 1:37-51). – «Ревность по доме Твоем» – пламенное желание, чтобы храмовое священнослужение было чисто и приятно Богу, чтобы из него удалено было все нечистое, все сквернящее святость храма, – «снедает Меня» – поглощает все мое внимание, устремляет все силы мои к достижению сего. Место заимствовано из псалма 68 (Пс. 68:10), в котором, как в псалме 21, с поразительной ясностью и силой изображаются страдания невинного страдальца – Мессии. Типологическое отношение этого псалма ко Христу указывает св. ап. Павел Рим. 15:3, ср. Рим. 11:9-10, а равно ап. Петр 26 ст. этого псалма относит к отпадению от Христа предателя Иуды (Деян. 1:20). Ученики Господа теперь вспомнили указанное изречение псалма, а следовательно Господа считали они уже в то время Мессией и псалом этот относили к Мессии.

18.«На это иудеи сказали»: может быть это были некоторые из торговавших, которым велено было удалиться со двора храма с предметами их торговли, но вероятнее то были начальники храма – священники и старейшины, которые чувствовали себя оскорбленными в своей власти над храмом таким необыкновенным действием не принадлежащего к ним галилеянина. Этим действием Своим Господь несомненно и для них являл Себя в качестве пророка – чрезвычайного посланника Божия; которые же из них были порассудительнее, те из слов Господа, назвавшего храм домом Отца Своего, могли доразувевать, что Он более, чем пророк. – Так как Моисей, Илия и другие чрезвычайные посланники Божии доказывали иногда свое чрезвычайное посланничество делами необыкновенными – чудесами: то обступившие теперь Господа иудеи требовали и от Него какого-либо необыкновенного действия, чуда, в доказательство того, что Он имеет власть так распоряжаться в храме, как пророк и даже более чем пророк – как Сын Божий. «Говорят: уверь нас каким-нибудь чудом, что Ты Сын Бога и что Ты Им послан. Ибо откуда видно, что Господь сего дома Отец Тебе?» (Феофил.). Знамение явленное в самом действии очищения храма, как действии необыкновенном и имевшем такое сильное влияние на осквернявших святое место торговлею, это знамение они просмотрели и потребовали от Господа более разительного для их духовной слепоты чуда.

19.«Разрушьте (повелительное наклонение имеет нередко значение будущего времени: разрушите) храм сей» и пр.: евангелист далее сам объясняет, что значит это изречение Господа, когда говорит, что Он говорил сие о храме тела своего (ст. 21); значит Он говорил о насильственной смерти своей. Соответственно сему слова: «Я в три дня воздвигну его», означают Его воскресение чрез три дня по смерти, как и истолковали то сами ученики Его по Его воскресении (ст. 22). Итак на требование иудеями от Господа чуда в доказательство того, что Он имеет власть так действовать в храме, Он отвечает указанием на величайшее чудо, свидетельствующее о Нем, как о Мессии – чудо воскресения Его из мертвых (о смысле и силе доказательства от будущего см. прим. к Мф. 1:23). При другом случае, когда иудеи также просили у него знамения, Он указывал им на то же самое знамение, только под другим образом (Мф. 12:38-39). Так Господь с самого начала своего общественного служения предсказывал о своей смерти и воскресении. – «Я воздвигну его»: этими словами Господь дает доказательство своего божественного всемогущества, ибо ни один умерший не может своею силой и властью воскресить тело свое. «Не сказал: Отец воздвигнет, но – Я воздвигну, употребив собственную силу, а не нуждаясь в чужой силе» (Феофил.).

20-21.«Сей храм строился»: иудеи поняли слова Господа в буквальном смысле, что Он говорит о разрушении и восстановлении в три дня видимого храма, который только что очистил Он, и в стенах которого происходила рассматриваемая беседа. Действительно ли не поняли, или намеренно не хотели понять и перетолковывали слова Господа? Кажется, должно полагать первое, Сами ученики Господа поняли загадочный смысл этих слов Его уже после Его воскресения и вспомнили их (ст. 22), и еще много после они не понимали речей Господа, когда Он говорил им даже прямо о своей смерти и воскресении (Мк. 9:10Лк. 18:33-34); нет ничего удивительного, что и иудеи теперь не поняли загадочной речи Его о храме тела своего и поняли ее, как речь о храме видимом. Со временем эта непонятная речь Господа была совсем перетолкована и врагами Его была представлена как улика в богохульстве Его (Мф. 26:62 и дал. Мк. 14:58); этими же перетолкованными словами враги Господа ругались над Ним, когда Он висел на кресте (Мф. 27:40). Обстоятельства еще не требовали тогда, чтобы Господь прямо говорил народу о своей смерти и воскресении, и Он тогда только намеками указывал на это для имеющих уши слышать и очи видеть и ум понимать знамения времени, ход и силу событий. «Строился сорок шесть лет»: так называемый второй храм иерусалимский, построенный по возвращении евреев из плена Вавилонского, Ирод, называемый Великим, предпринял перестроить в более великолепном виде. Перестройка началась около 18 года его царствования (Флав. Antt. XV, 1), т.е. около 14-16 лет до Р.Х., собственно храм окончен был перестройкой через 8 с половиной лет (Флав. там же, XV, 5, 6), но перестройка храмовых пристроек продолжалась долго, даже по смерти Ирода и окончена уже при Ироде Агриппе ІІ, ок. 64 г. по Р.Х.; следовательно вся перестройка продолжалась около 80 лет. Господу, когда Он вступил в дело общественного служения, и в тот же год был в Иерусалиме на празднике Пасхи, было около 30 лет (Лк. 3:23), лет за 14-16 до Его рождества началась перестройка; таким образом иудеи и указывают Ему, что сорок шесть лет строился этот храм (хотя еще не окончены были в то время перестройки).

22.«Когда воскрес» и пр.: слова Господа о храме тела своего были тогда для самих учеников Его не понятны; они вспомнили о них и поняли их уже после, когда сами события объяснили их, события смерти и воскресения Господа (ср. Злат. и Феофил.). После воскресения Христова, когда Он «отверз им ум разуметь писания (Лк. 24:45) и в продолжении 40 дней являясь учил о царстве Божием, они стали иначе, чем прежде, смотреть на казавшиеся им прежде темными места ветхозаветного писания, поняли пророчества Его о страданиях и смерти Мессии и поверили писанию, т.е. местам пророческим о Его смерти и воскресении (напр. Пс. 15:8 и дал. ср. Деян. 2:25 и дал. Деян. 13:35Ис. 53:8. ср. Деян. 8:35Пс. 67:19. ср. Еф. 4:81Пет. 3:19 и др.). – «И по слову, которое сказал Иисус», т.е. слову Его о разрушении и восстановлении храма тела Своего, и другим подобным изречениям, в которых Господь говорил о Своей смерти и воскресении. «И неудивительно, что не поняли слов Иисуса иудеи и ученики. Для них были два величайших затруднений: одно – то, что дело воскресения очень неудобопонятно, другое – то, что живущий в теле есть Бог. Однако же после воскресения ученики поняли и поверили писанию» (Феофил. Ср. Злат.).

23.«Когда Он был» и пр.: евангелист различает пребывание Господа в Иерусалиме в продолжение праздника Пасхи от первого явления Его в храме; вероятно это последнее произошло не в продолжение самого праздника, а перед праздником, когда готовились только к празднеству. Празднование праздника Пасхи продолжалось восемь дней, в продолжении которых Господь в Иерусалиме творил чудеса. Речь очевидно идет у евангелиста о многих чудесах (хотя он и не повествует о них) и притом таких значительных, что многие уверовали через них во имя Его, т.е. признали Его за обетованного и пришедшего Мессию.

24-25.«Но Сам Иисус не вверял Себя им» и пр.: по смыслу речи не доверялся таким верующим так например, как доверялся Своим ученикам, недавно избранным. Это показывает, что вера этих веровавших не была довольно совершенна, не имела характера истинной веры, какой желал от них Господь. – «Потому что знал всех»: вот общая причина, по которой Господь не вверял Себя им. Он знал всех, Он знал, что на душе каждого, какие у кого склонности и расположения. Вера, порожденная только чудесами, основывающаяся только на желании видеть чудо и поддерживаемая только этим (ст. 18), не есть вера в собственном смысле, не есть дело нравственное в высшем и лучшем смысле слова; это полувера, из которой возможны два выхода: как скоро эта полувера основывалась на простом удивлении чудесам Иисусовым, удивлении, которое не имеет основы нравственной, она могла приводить к неверию, особенно когда знамения в глазах таких людей сделались обыкновенными, когда они присмотрелись к ним, а с тем ослабевало и удивление. Вот почему мы и видим, что такие люди становятся так сказать жадными до чудес, им давай новые и новые знамения, а истинной веры все же они не производят, как пример этого мы видим в событии, рассказанном ев. Иоанном в гл. 6-й. С другой стороны, подобная полувера не приводила к неверию, а крепла до истинной веры, как скоро не имея в себе покоя, она старалась выйти из своего неопределенного состояния под руководством характера, не лишенного нравственного чувства, искала правды с любовью к правде. Пример первого выхода из этой полуверы представляют упоминаемые в рассматриваемом стихе верующие, которым не вверял Себя Господь; пример последнего представляет между другими Никодим, которому Господь вверил Себя, раскрыв ему учение о Себе, как Мессии, довольно прямо и подробно (гл. 3). «Гораздо вернее были те ученики, которые не знамениями только были привлекаемы ко Христу, но и учением Его. Так как знамения увлекали более грубых, а более разумных – пророчества и учение. Поэтому те, которые были пленены учением, были тверже привлеченных знамениями; их-то Христос ублажал, когда говорил: «блаженны не видевшие и веровавшие» (Ин. 20:29)… Между тем и ныне есть люди, которые ищут знамений и говорят, почему сейчас знамений нет? Но если ты верующий, каким должен быть, если любишь Христа как следует любить: то ты не имеешь нужды в знамениях, так как они даются неверным» (Злат., ср. Феофил.). – «И не имел нужды» и пр.: в этих словах раскрывается полнее мысль последних слов предшествующего стиха, что Христос знал всех. «Смысл этих слов такой: Он не обращал внимания на одни слова, так как проникал в самые сердца и входил в мысли; ясно видя только временную их горячность, Он не доверял им, как уже решительным ученикам… Он не имел нужды в свидетелях, чтобы знать мысли своих собственных созданий; потому и не доверял им в их временной вере» (Злат.). Такое знание Его было не посредственное, не через людей приобретенное, как обычно бывает у людей, но знание свое, самобытное, без всякого посредства. Он Сам знал, что в человеке, какие его свойства, склонности, стремления и пр. Один Бог вполне может знать все сокровенное в человеке без всякого посредства (Иер. 17:10); если же Иисус обладал таким ведением: то значит Он – Бог.