- 1.
Ст. 1-6 Аз есмь лоза истинная, и Отец Мой делатель есть: всяку розгу о Мне не творящую плода, измет ю: и всяку творящую плод, отребит ю, да множайший плод принесет. Уже вы чисти есте за слово, еже глаголах вам. Будите во Мне, и Аз в вас. Якоже розга не может плода сотворити о себе, аще не будет на лозе, тако и вы, аще во Мне не пребудете. Аз есмь лоза, вы (же) рождие: (и) иже будет во Мне, и Аз в нем, той сотворит плод мног, яко без Мене не можете творити ничесоже: аще кто во Мне не пребудет, извержется вон, якоже розга, и изсышет: и собирают ю и во огнь влагают, и сгарает:
Аз есмь лоза, вы же рождие (15, 5). Что Он хочет сказать этою притчею? То, что не внимающему Его словам невозможно жить и что будущие знамения совершатся силою Христовою. Отец Мой делатель есть. Что же? Значит, Сын нуждается в помощи? Нет; указание на Отца не означает этого. В самом деле, смотри, с какою точностию Он излагает притчу. Только о ветвях говорит, что они пользуются попечением делателя, а не о корне. О корне здесь упомянуто только для того, чтобы показать ученикам, что без Его силы они ничего не могут делать и что им должно так соединиться с Ним верою, как ветви с лозою. Всяку розгу о Мне, не творящую плода, измет ю Отец (ст. 2). Здесь Он намекает на жизнь, показывая, что без дел невозможно быть в Нем. И всяку, творящую плод, отребит ю (ст. 2), то есть сделает ее предметом великого попечения. Хотя о корне нужно бывает больше заботиться, чем о ветвях, – нужно его окапывать, очищать, однако ж Он ничего не говорит здесь о корне, но все о ветвях, показывая тем, что Он Сам Себе довлеет, а ученики, хотя бы были и весьма добродетельны, имеют нужду в великой помощи делателя. Потому-то Он и говорит: творящую плод, отребит ю. Когда ветвь бесплодна и может быть на лозе, (делатель) отсекает ее, а когда приносит плод – очищает ее и чрез то делает еще более плодоносною. Это, впрочем, можно разуметь и о бедствиях, которые в то время угрожали ученикам. Выражение: отребит ю значит – обрежет, отчего ветвь делается более плодоносною. Этим показывается, что искушения сделают учеников особенно сильными. А чтобы они не стали спрашивать, о ком это сказано, и чтобы опять не привести их в беспокойство, Он говорит: уже вы чисти есте за слово, еже глаголах вам (ст. 3). Видишь, как Он представляет Самого Себя заботящимся о ветвях? Я, говорит, очистил вас. Хотя выше показывает, что это делает Отец, но между Отцом и Сыном нет никакого различия. Теперь нужно, чтобы и вы, со своей стороны, делали то, что следует. Затем, чтобы показать, что Он сделал это не потому, что имел нужду в их служении, а для их преуспеяния, Он присовокупляет: якоже розга не может плода сотворити о себе (ст. 4), так и тот, кто во Мне не пребудет. А чтобы они не отделились от Него из страха, Он укрепляет ослабевшую от боязни их душу, тесно соединяет с Собою и уже подает благие надежды, так как корень всегда остается, а отделяться и отпадать свойственно ветвям. Потом, побудив их с обеих сторон – и со стороны пользы, и со стороны вреда, Он требует того, что составляет нашу первую обязанность. Иже будет во Мне, и Аз в нем (ст. 5). Видишь, что и Сын участвует в попечении об учениках не меньше Отца? Если Отец очищает, зато Сын содержит в Себе; а от пребывания на корне и зависит плодоношение ветвей. Пусть ветвь и не очищается, но все же, оставаясь на корне, она приносит плод, хотя и не в таком количестве, в каком бы следовало; если же не остается, – и совсем не приносит плода. Впрочем, уже показано, что и Сыну свойственно очищать, равно как быть корнем – Отцу, родившему и корень.
Видишь ли, как у них все общее – и очищать, и иметь силу корня? Конечно, велик вред (для ветви) и в том, когда она не может ничего производить; но (Христос) не в этом только поставляет наказание, а ведет речь далее. Извержется, говорит, вон, – не будет уже пользоваться попечением делателя; и изсышет, то есть потеряет все, что имела от корня; если имела какую-либо благодать, лишится ее и останется без помощи и жизни, сообщаемой от корня. И что же наконец? В огнь влагается (ст. 6). Но не таков удел человека, пребывающего во Христе.
- 2.
всяку розгу о Мне не творящую плода, измет ю: и всяку творящую плод, отребит ю, да множайший плод принесет
См. Толкование на (Ин 15:1)
- 3.
Уже вы чисти есте за слово, еже глаголах вам.
См. Толкование на (Ин 15:1)
- 4.
Будите во Мне, и Аз в вас. Якоже розга не может плода сотворити о себе, аще не будет на лозе, тако и вы, аще во Мне не пребудете.
См. Толкование на (Ин 15:1)
- 5.
Аз есмь лоза, вы (же) рождие: (и) иже будет во Мне, и Аз в нем, той сотворит плод мног, яко без Мене не можете творити ничесоже:
См. Толкование на (Ин 15:1)
- 6.
аще кто во Мне не пребудет, извержется вон, якоже розга, и изсышет: и собирают ю и во огнь влагают, и сгарает:
См. Толкование на (Ин 15:1)
- 7.
Ст. 7-8 аще пребудете во Мне и глаголы Мои в вас пребудут, егоже аще хощете, просите, и будет вам: о сем прославися Отец Мой, да плод мног сотворите и будете Мои ученицы.
Далее показывает, что значит пребывать, и говорит: аще глаголы Мои в вас пребудут (ст. 7). Видишь ли, что и прежде я справедливо сказал, что Он требует от нас доказательства от дел? Действительно, сказавши: еже аще что просите, то сотворю (14, 13), Он присовокупил: аще любите Мя, заповеди Моя соблюдите (14, 15). Так и здесь: аще пребудете во Мне и глаголы Мои в вас пребудут, егоже аще хощете, просите, и будет вам (15, 7). Все же это Он говорил для того, чтобы показать, что злоумышляющие против Него будут сожжены, а они принесут плод. Перенесши, таким образом, страх от них на злоумышленников и показав, что они будут непобедимы, Христос говорит: о сем, прославися Отец Мой, да плод мног сотворите и будете Мои ученицы (ст. 8). Чрез это Он придает Своему слову достоверность. В самом деле, если принесение плодов имеет отношение к славе Отца, то Он не оставит в небрежении Своей славы. И будете Мои ученицы. Видишь ли, что тот Его ученик, кто приносит плод? А что значит: о сем прославися Отец? Это значит: Он радуется, когда вы во Мне пребываете, когда приносите плод.
- 8.
о сем прославися Отец Мой, да плод мног сотворите и будете Мои ученицы.
См. Толкование на (Ин 15:7)
- 9.
Ст. 9-10 Якоже возлюби Мя Отец, и Аз возлюбих вас: будите в любви Моей: аще заповеди Моя соблюдете, пребудете в любви Моей, якоже Аз заповеди Отца Моего соблюдох и пребываю в Его любви.
Якоже возлюби Мя Отец, и Аз возлюбих вас (ст. 9). Здесь уже говорит человекообразнее, потому что речь, приспособленная к понятиям людей, имеет особенную силу. Подлинно, сколь великую меру любви выказал Тот, Кто благоволил умереть, Кто, удостоив такой чести рабов, врагов и противников, возвел на небо! А если Я люблю вас, то не бойтесь. Если слава Отца в том, чтобы вы приносили плод, то не опасайтесь никакого зла. Потом, чтобы не сделать их беспечными, – смотри, как Он поощряет их: Будите в любви Моей (ст. 9); это уже от вас зависит. Как же это сделать? Аще заповеди Моя, говорит, соблюдете, якоже Аз заповеди Отца Моего соблюдох (ст. 10). Опять идет речь человекообразная, потому что законодатель, очевидно, не мог подлежать заповедям. Видишь ли, что и здесь так сказано, – о чем я всегда повторяю, – по немощи слушающих? Действительно: Он многое говорит сообразно с их понятиями и всячески показывает, что они в безопасности, и что их враги погибнут, и что все, что они имеют, имеют от Сына, и что, если они будут вести жизнь безукоризненную, никто и никогда не одолеет их. Заметь же и власть, с какою Он беседует с ними. Не сказал: будите в любви Отца, но: в Моей. Таким образом, чтобы не сказали: Ты сделал нас ненавистными для всех, и теперь оставляешь нас и отходишь, – показывает, что Он не оставляет их, а напротив, если только они пожелают, так тесно соединится с ними, как лоза с ветвями. А чтобы они, с другой стороны, предавшись надежде, не сделались беспечными, Он говорит, что их благополучие не будет неизменно, если они будут нерадивы. Потом, чтобы не приписать всегда дела Себе Самому и не подать им повода к большему падению, – говорит: о сем прославися Отец. Так везде выказывает Свою любовь к ним вместе с любовию Отца. Значит, не в том слава, что было у иудеев, но в том, что они имели получить. А чтобы они не сказали: мы лишились отцовского наследства, мы всеми оставлены и сделались нагими и ничего не имеющими, – Христос говорит: посмотрите на Меня, Меня любит Отец, и, однако ж, Я подвергаюсь предстоящим бедствиям. Так и вас Я оставляю теперь не потому, чтобы не любил вас. Если Я подвергаюсь смерти и, однако ж, не считаю этого знаком нелюбви к Себе Отца, то и вам не должно смущаться. Если вы пребудете в любви Моей, то все эти бедствия нисколько не повредят вам в любви.
- 10.
аще заповеди Моя соблюдете, пребудете в любви Моей, якоже Аз заповеди Отца Моего соблюдох и пребываю в Его любви.
См. Толкование на (Ин 15:9)
- 11.
Ст. 11-12 Сия глаголах вам, да радость Моя в вас будет и радость ваша исполнится. Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, якоже возлюбих вы:
Христос выразил ученикам Свою любовь, – и они радовались о Нем. Но так как наступавшее страдание и печальные речи должны были прекратить их радость, то Он, достаточно побеседовавши с ними и утешивши их, говорит: сия глаголах вам, да радость Моя в вас будет и радость ваша исполнится, – то есть чтобы вы не отпали от Меня, чтобы не прекратили своего течения. Вы радовались о Мне, и много радовались, но вот вы подверглись печали. Итак, чтобы радость ваша достигла конца, Я уничтожаю эту печаль, показывая вам, что о настоящих событиях нужно не печалиться, а радоваться. Я видел, что вы соблазнились, но – не пренебрег, не сказал: зачем вы теряете мужество, а говорил то, что могло принести вам утешение. Так хочу Я всегда соблюдать вас в той же любви. Вы слышали о Царствии – и радовались. А Я сказал вам это, чтобы исполнилась радость ваша.
Сия есть заповедь, да любите друг друга, якоже Аз возлюбих вы. Видишь ли, что любовь к Богу тесно связана с нашею и соединена с нею как бы некоторою цепью? Потому-то (Христос) иногда говорит о двух заповедях, а иногда об одной – так как невозможно, получивши одну, не иметь и другой. Иногда Он говорит: в этом закон и пророцы висят (Мф 22:40); а иногда: елика хощете, да творят вам человецы, тако и вы творите им, се бо есть закон и пророцы (Мф 7:12). Так же: исполнение закона любы (Рим 13:10). Это же говорит и здесь. Если пребывание (в Боге) зависит от любви, а любовь – от исполнения заповедей, а заповедь состоит в том, чтобы мы любили друг друга, то, очевидно, пребывание в Боге зависит от нашей взаимной любви. И не просто говорит о любви, но указывает и образ любви: якоже Аз возлюбих вы. Затем снова показывает, что Он отходит не по ненависти, а по любви; и потому-то, говорит, вы особенно и должны были прославлять Меня, так как за вас Я полагаю душу Мою. Впрочем, Он нигде не говорит так, но выше – изображая доброго пастыря, а здесь – наставляя учеников и показывая как величие любви, так и то, каков Он. А почему Он везде превозносит любовь? Потому, что она есть признак учеников, она – утверждение добродетели. Потому-то и Павел так много говорит о ней, как истинный ученик Христов, узнавший ее по опыту.
- 12.
Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, якоже возлюбих вы:
См. Толкование на (Ин 15:11)
- 15.
Ст. 15-16 не ктому вас глаголю рабы, яко раб не весть, что творит господь его: вас же рекох други, яко вся, яже слышах от Отца Моего, сказах вам. Не вы Мене избрасте, но Аз избрах вас и положих вас, да вы идете и плод принесете, и плод ваш пребудет, да, егоже аще просите от Отца во имя Мое, даст вам.
Вы друзи Мои есте. Не ктому вас глаголю рабы; раб бо не весть, что творит господь его. Вы други Мои есте, вся бо, елика слышах от Отца Моего, сказах вам (Ин 15:14). Как же он говорит: много имам глаголати вам, но не можете носити ныне (16, 12)? Словами: вся и: елика слышах Он внушает не другое что, но именно то, что Он не говорит ничего постороннего, но только слышанное от Отца. А так как преимущественным знаком дружбы считается то, когда сообщаются тайны, то вы, говорит, удостоены и этого общения. Когда же говорит: вся, то разумеет все, что им нужно было слышать. Потом выставляет и другой немалый знак дружбы. Какой же именно? Не вы, говорит, Мене избрасте, но Аз избрах вас (15, 16), то есть Я искал вашей дружбы. И на этом не остановился; но еще говорит: и положих вас, то есть насадил, да вы идете (все еще продолжает сравнение с виноградного лозою), то есть чтобы вы распространялись, и плод принесете, и плод ваш пребудет. Если же плод пребудет, то тем более вы. Я не только, говорит, возлюбил вас, но и осыпал вас величайшими благодеяниями, распростирая ветви ваши по всей вселенной.
Видишь ли, сколько Он употребляет способов, чтобы выказать любовь? Он открыл тайны, Он первый искал их дружбы, Он даровал им великие блага, Он за них подвергся страданиям. Здесь же показывает, что Он и постоянно будет пребывать с ними; они будут приносить плод, а чтобы приносить плод, для этого необходимо иметь Его помощь. Да, егоже аще просите от Отца во имя Мое, даст вам (ст. 16). Но ведь исполнять прошения – дело того, кого просят: как же исполняет Сын, когда просят Отца? Это – чтобы ты знал, что Сын не меньше Отца.
- 16.
Не вы Мене избрасте, но Аз избрах вас и положих вас, да вы идете и плод принесете, и плод ваш пребудет, да, егоже аще просите от Отца во имя Мое, даст вам.
См. Толкование на (Ин 15:16)
- 17.
Ст. 17-20 Сия заповедаю вам, да любите друг друга. Аще мир вас ненавидит, ведите, яко Мене прежде вас возненавиде: аще от мира бысте были, мир убо свое любил бы: якоже от мира несте, но Аз избрах вы от мира, сего ради ненавидит вас мир. Поминайте слово, еже Аз рех вам: несть раб болий господа своего: аще Мене изгнаша, и вас изженут: аще слово Мое соблюдоша, и ваше соблюдут:
Сия глаголах вам, да любите друг друга (ст. 17), то есть: Я говорю не в укор, что Я душу Мою полагаю, что Я предварил вас дружбою, но – для того, чтобы привести вас к дружеству. Потом, так как терпеть от большой части людей гонение и поношение – дело тяжелое и невыносимое, которое может повергнуть в уныние и душу возвышенную, то Христос приступает к этому предмету уже после того, как наперед сказал весьма многое. Предварительно Он смягчил их душу, а уже потом начинает говорить об этом и ясно показывает, что и это, равно как и все другое, как уже Он показал, совершается для их пользы.
Как прежде сказал, что не только не нужно скорбеть, а, напротив, нужно еще радоваться тому, что Он отходит к Отцу, – так как Он делает это не потому, что покидает их, а потому, что очень любит, – так и здесь показывает, что им должно радоваться, а не скорбеть. И смотри, как Он располагает к этому. Не сказал: знаю, что это прискорбно, но – потерпите для Меня, так как вы и страдаете за Меня. Такая причина была еще недостаточна для их утешения; и потому, оставив ее, Он предлагает другую. Какую же именно? Ту, что это служит доказательством самой высокой добродетели и что следует скорбеть не о том, что вас будут теперь ненавидеть, а напротив – тогда, когда бы вас стали любить. На это Он намекает словами: аще от мира бысте были, мир убо свое любил бы (ст. 19). Значит, если бы вы были любимы, то это было бы явным знаком вашей порочности. Но так как, сказав это, Он не успел еще утешить их, то опять продолжает речь: несть раб болий господа своего. Аще Мене изгнаша, и вас изженут (ст. 20). Здесь показывает, что поэтому-то в особенности они будут (Его) подражателями. В самом деле, пока Христос был во плоти, брань велась против Него; а когда Он переселился, тогда настала брань против них. И так как они, будучи малочисленны, тревожились тем, что должны будут сражаться против такого множества, то Он ободряет их души, говоря, что потому-то особенно им и должно радоваться, что их будут ненавидеть. Чрез это, говорит, вы сделаетесь соучастниками Мне в страданиях. Итак, вы не должны смущаться; вы не лучше Меня, потому что, как Я уже сказал, несть раб болий господа своего. Затем следует и третье утешение, именно то, что вместе с ними подвергается оскорблению и Отец.
- 18.
Аще мир вас ненавидит, ведите, яко Мене прежде вас возненавиде:
См. Толкование на (Ин 15:17)
- 19.
аще от мира бысте были, мир убо свое любил бы: якоже от мира несте, но Аз избрах вы от мира, сего ради ненавидит вас мир.
См. Толкование на (Ин 15:17)
- 20.
Поминайте слово, еже Аз рех вам: несть раб болий господа своего: аще Мене изгнаша, и вас изженут: аще слово Мое соблюдоша, и ваше соблюдут:
См. Толкование на (Ин 15:17)
- 21.
Ст. 21-24 но сия вся творят вам за имя Мое, яко не ведят Пославшаго Мя. Аще не бых пришел и глаголал им, греха не быша имели: ныне же вины не имут о гресе своем: ненавидяй Мене, и Отца Моего ненавидит: аще дел не бых сотворил в них, ихже ин никтоже сотвори, греха не быша имели: ныне же и видеша, и возненавидеша Мене и Отца Моего:
Сия вся, говорит, сотворят за имя Мое, яко не ведят Пославшаго Мя (ст. 21), то есть оскорбляют и Его. Далее, лишая врагов всякого извинения, а вместе предлагая и новое утешение, говорит: аще не бых пришел и глаголал им, греха не быша имели (ст. 22). Этим показывает, что все действия врагов и в отношении к Нему, и в отношении к ним – несправедливы. Зачем же Ты привел нас к таким бедствиям? Ужели не предвидел брани и ненависти? Поэтому Он опять говорит: ненавидяй Мене, и Отца Моего ненавидит (ст. 23), – предвозвещая и здесь врагам не малое наказание. Так как они в свое оправдание ссылались на то, что гонят Его ради Отца, то этими словами Он отнял у них такое оправдание. Они не имеют никакого извинения. Преподав учение на словах, Я подтвердил его делами, согласно с законом Моисеевым, который всем повелел повиноваться тому, кто будет подобным образом говорить и действовать, кто будет и руководить к благочестию, и совершать величайшие чудеса. И не просто сказал Он: чудеса, но – ихже ин никтоже сотвори (ст. 24). Об этом и сами они свидетельствовали, когда говорили: николиже явися тако во Израили (Мф 9:33), и: от века несть слышано, яко кто отверзе очи слепу рождену (Ин 9:32). Таково же и чудо над Лазарем; таковы же и все другие чудеса, равно как и образ чудодействия, – все ново и необыкновенно. За что же, могли сказать, и Тебя и нас преследуют? Яко от мира несте. Аще от мира бысте были, мир убо свое любил бы (15, 19). Напоминает им слова, которые некогда сказал и братьям Своим; но тогда Он говорил осторожнее, чтобы не устрашить их, а теперь, напротив, открыл все. Из чего же видно, что нас ненавидят за это? Из того, что было со Мною. В каком, скажи Мне, слове или деле могли обвинить Меня? И однако ж, они не приняли Меня. А чтобы это не было для нас изумительно, Он указал и причину, именно – злобу их; но и на этом не остановился, а приводит еще и Пророка, показывая, что он издревле предвозвестил и сказал: ненавидящии Мя туне (Пс 68:5). Так поступает и Павел. Когда многие удивлялись: отчего не уверовали иудеи, он приводит Пророков, которые издревле предсказали об этом и сказали причину неверия, именно – их злобу и гордость. Что же? Если они не соблюли Твоего слова, а потому не соблюдут и нашего; если они Тебя преследовали, а потому будут преследовать и нас; если они видели такие знамения, каких никто другой не совершил; если слышали такие слова, каких никто не говорил, и не получили никакой пользы; если они ненавидят Твоего Отца, а вместе с Ним и Тебя, – то для чего же, скажи, Ты нас вверг в среду их? Как возможно, чтобы мы были достойны веры? И кто из единоплеменников наших послушает нас?
- 22.
Аще не бых пришел и глаголал им, греха не быша имели: ныне же вины не имут о гресе своем:
См. Толкование на (Ин 15:21)
- 23.
ненавидяй Мене, и Отца Моего ненавидит:
См. Толкование на (Ин 15:21)
- 24.
аще дел не бых сотворил в них, ихже ин никтоже сотвори, греха не быша имели: ныне же и видеша, и возненавидеша Мене и Отца Моего:
См. Толкование на (Ин 15:21)
- 26.
Ст. 26-27 Егда же приидет Утешитель, Егоже Аз послю вам от Отца, Дух истины, Иже от Отца исходит, Той свидетелствует о Мне: и вы же свидетелствуете, яко искони со Мною есте.
Чтобы, помышляя об этом, они не смущались, смотри, какое Он предлагает утешение. Егда приидет Утешитель, Егоже Аз послю, Дух истины, иже от Отца исходит, Той свидетельствует о Мне. И вы же свидетельствуете, яко искони со Мною есте (15, 26–27). Он будет достоин веры, потому что Он – Дух истины. Потому-то и назвал Его не Духом Святым, а Духом истины. А слова: иже от Отца исходит показывают, что Он знает все в точности. Так Христос и о Самом Себе говорит: вем, откуду приидох и камо иду, рассуждая и здесь об истине. Егоже Аз послю. Вот видишь, не один только Отец посылает, но и Сын. И вы тоже будете достойны веры, так как вы были со Мною, а не от других слышали. И Апостолы, действительно, утверждались на этом, говоря: иже с Ним ядохом и пихом (Деян 10:41). А что это сказано не из лести, о том свидетельствует Дух.
- 27.
и вы же свидетелствуете, яко искони со Мною есте.
См. Толкование на (Ин 15:26)
Головна > Бібліотека > Бібліїстика > Біблійні коментарі та тлумачення > БКТ > Свт. Иоанн Златоуст > От Иоанна святое благовествование > Глава 15
Глава 15
1-3.Со словами: «встаньте, пойдем отсюда», Господь с учениками вероятно оставил горницу пасхальную, воспев заключительные пасхальной вечери псалмы (Мф. 26:30. Мк. 14:26. ср. прим. к Мф. 26:2). – «Я есмь истинная виноградная лоза» и пр.: если предполагать, что Господь взял внешний образ для дальнейшей речи своей, как нередко делает Он, из окружавшей и бывшей перед глазами действительности, то можно полагать, что образ виноградной лозы заимствован от разведенных по ребрам горы Елеонской виноградных садов. Это был прекрасный образ для раскрытия и разъяснения ученикам тех отношений внутренних, духовных, в каких они всегда должны находиться к Нему, тем более, что этот образ так часто употребляем в ветхозаветных писаниях (Ис. 5:1и д. Иер. 2:21. Иез. 15:1 и д. Иез. 19:10 и дал. и др.), и ученикам вероятно был известен, как образ для изображения духовных отношений. Пункт сравнения между виноградною лозою и Христом есть органическое единство, в каком находится ствол виноградной лозы с ее ветвями, и по которому ветви могут жить только жизнью ствола и приносить плод (как и всяком прочем растении). Как ветви живы и приносят плод лишь постольку, поскольку питаются соками ствола, так и ученики и все последователи Христовы могут быть духовно живы лишь постольку, поскольку они эту силу духовной жизни заимствуют от Господа. По идее совершенно таков же употребляемый св. ап. Павлом образ главы и членов тела (Еф. 5:30. Кол. 2:19). – «Истинная виноградная лоза», т.е. Я истина того в духовном смысле, что в природе представляет наприм. виноградная лоза. – «Отец Мой виноградарь»: (ср. Мф. 21:33 и парал.); как собственник виноградника, возделывающий его и сам и через других. Он послал в мир Сына своего – Мессию, привлекает в общение с Ним верующих (Ин. 6:44 и парал.) и возделывает виноградник свой – царство свое на земле через Сына Своего и Духа Святого и через органы их, избранных людей. Как на виноградной лозе бывают и плодоносные и бесплодные ветви, так и в обществе (внешнем) Христовом, в Церкви Его на земле, бывают и могут быть и такие, которые «приносят плод», т.е. веру свою доказывают делами, как плодами веры, вообще – сообразною вере жизнью (ср. Феофил.), и – такие, которые в этом же смысле бесплодны. Последние отсекаются виноградарем, первые очищаются, чтобы более приносили плода. Отсечение бесплодных совершается или извержением их из общества верующих еще в настоящей жизни (так случилось с Иудою в малом обществе Христовом), или смертью или по смерти, окончательно же совершится в день судный (ср. ст. 6). Очищение совершается силою и действием Св. Духа в верующих, иногда – искушениями, страданиями и т.п., с целью более и более совершенствовать их нравственную жизнь (ср. Злат. и Феофил.). – Таковы в тогдашнем малом обществе Христовом все (кроме Иуды). И в то время, когда говорил им сие Христос, они были уже «очищены через слово, которое» Господь «проповедовал», т.е. через все учение Господа, которое они слышали от Него, так как учение Господа с верою приемлемое и осуществляемое в жизни, имеет очищающую силу в отношении к духовной природе человека (ср. Ин. 5:24. Ин. 8:31и д. Ин. 12:48). Принятое ими в сердце учение Господа, как выражение чистоты, святости, духовности, оно стало в руках виноградаря – Бога орудием очищения их духа, чтобы со временем они принесли еще более плодов духовных в своей жизни и деятельности. Это очищение через слово не окончательное, не совершенное, не исключающее дальнейшего нравственного очищения, каковое и совершилось излиянием на них Духа Святого и совершалось более и более во всей их жизни (ср. ст. 4); но это очищение через слово положило, так сказать, основу для будущего их совершеннейшего очищения и чистоты. 4-6.«Пребудьте во Мне» и пр.: для поддержания, сохранения и усовершения этой духовной чистоты, составляющей необходимое условие духовного плодоношения, необходимое условие есть постоянное «пребывание» во Христе, - в духовном общении с Ним, как плодоносящая ветвь – с виноградной лозой. – «И Я в вас», т.е. пребуду, под условием, если вы во Мне пребудете. – «Как ветвь не может» и пр.: дальнейшая речь есть подробное разъяснение, посредством того же образа, слов – «пребудете во Мне». – «Без Меня», т.е. отделившись от Меня, не имея духовного общения со Мною, не можете делать ничего, т.е. такого, что обещало бы плоды духа, т.е. истинное христианское нравственное совершенство. – «Извержен будет вон»: отсечен будет или внешне или внутренно от общества Христова и от общения со Христом, как отрезанная ветвь выкидывается вон из виноградника. – «Засохнет»: окончательно утратит жизненную силу и следовательно всякую способность приносить плод. Так и не пребывающий в общении со Христом и не удерживающийся в таковом общении утратит и не будет иметь даже способности к истинному христианскому нравственному самоусовершенствованию, умрет духовно. – «Собирают и бросают в огонь»: время, в которое говорил это Господь, было в Палестине временем очистки виноградных садов и, может быть, перед глазами Господа и учеников были огни, на которых горели сухие ветви виноградных лоз. Это был выразительный образ засохших духовно вне общения со Христом людей, которым готовится огонь геенны в день суда. Господь представляет как бы в настоящем то, что будет с таковыми засохшими ветвями в будущем – на последнем суде или после последнего суда Христова. – «Собирают»: т.е. служители, приставленные господином к винограднику, под которыми в приложении к людям, не могущим быть в блаженном общении с Богом в Царстве Небесном, разумеются ангелы, по словам Иисуса Христа, имеющие собрать и ввергнуть в огнь вечный плевелы (Мф. 13:41 и прим.). – «Огонь»: разумеется геенна (Мф. 13:42. Мф. 25:41. Мф. 3:10. Мф. 7:19. Мф. 5:22 и др.). – «И горят»: наглядно и выразительно при краткости; не – сгорят, а горят, т.е. вечно (настоящее время в смысле вечности; Ин. 8:58). 7-8.От угрозы снова обращается Господь к увещанию, утешению и обетованиям. Образ виноградной лозы и ветвей почти оставляется (ст. 8, 16) и речь идет менее образная, более точная. – «Если пребудете во Мне»: в смысле предшествующей образной речи, как ветви на виноградной лозе; если пребудете в духовном, внутреннем общении со Мною. – «И слова Мои в вас пребудут»: речь менее образная; если т.е. возьмете учение Мое правилом всей вашей жизни и деятельности, будете осуществлять Мое учение в жизни. Постоянное хранение в мысли учения Господа и размышление о нем содействует пребыванию в общении с Господом, так как оно имеет оживляющую духовную силу. – «Чего ни пожелаете», конечно такого, что сообразно с волею Божией, просите во имя Господа Иисуса Христа (Ин. 14:13-14) и «будет вам»: будет исполнено, - просимое получите. Постоянное хранение в сердце учения Господа побуждает верующего к молитве веры, а такая молитва легко восходит к нему, к престолу Божию, по силе ее все получается. – «Тем прославится Отец Мой» и пр.: новое побуждение к тому, чтобы ученики пребывали в общении с Господом. Честь виноградарю, если его виноградник, с любовью возделываемый им, приносит много плодов. Виноградарь есть Бог и многоплодностью учеников Христовых в их жизни и деятельности Он прославится в мире. Тою же многоплодностью, которая выразится в их деятельности, направленной к продолжению и распространению на земле дела их Учителя и тем – к славе Отца Небесного, они докажут, что они истинно Христовы ученики, вполне достойно носят имя учеников Господа (ср. Ин. 14:13) 9-10.Как ученики Господа, они составляют постоянный предмет Его любви, и во имя этой любви к ним Он к увещанию – пребывает в Нем – присовокупляет особенное увещание – пребывать в любви Его, чему условием или средством указывает соблюдение Его заповедей, по образу отношений Его самого к заповедям и любви Отца Небесного. – «Как возлюбил Меня Отец» (ср. Мф. 3:17 и парал.), и Я таковою же любовью «возлюбил вас», а потому «пребудьте», останьтесь постоянно, в этой «любви Моей» к вам; самое действительное средство к сему есть соблюдение Моих заповедей (ср. прим. к Ин. 14:15, 23-24). – «Я соблюл заповеди Отца Моего», т.е. творил и творю волю Его по всей Моей деятельности (ср. Ин. 8:29. Ин. 10:17-18. Ин. 14:31 и парал.) и за то «пребываю в любви Его»: ср. Ин. 10:17. 11.«Сие сказал Я вам»: все, что сказал Он им о взаимном духовном общении между Ним и ими (ст. 1-10) и в частности – о любви к ним Его и любви к Нему Отца (ст. 9-10), имеет ближайшею целью вселить в них то же чувство радости, какое исполняло Господа. – «Да радость Моя в вас пребудет»: т.е. та радость, которою Я исполнен при мысли о любви ко Мне и вам Отца Моего Небесного, будет и вашею радостью, перейдет от Меня к вам. Это – то святое, радостное настроение духа, которое торжествует над всеми бедствиями жизни, радуется в самых страданиях, каковы бы они не были (ср. 1Кор. 7:30. 2Кор. 13:11. Флп. 2:17 и д. Флп. 4:4. Рим. 14:17. Гал. 5:22 и др.). В силу этого сообщения ученикам радости Христовой радость их достигнет высочайшей степени, «будет совершенна» (ср. Ин. 3:29), по чистоте, силе победоносности (ср. 1Ин. 1:4. 2Ин. 1:2). 12-13.«Сия есть заповедь Моя» и пр.: см. прим. к Ин. 13:34. Выражением пребывания учеников в любви Христовой служит взаимная их любовь друг к другу, такая любовь, какою Он возлюбил всех их, т.е. любовь, готовая к самоотвержению до смерти. Ибо это – высшая степень любви и «нет больше» и сильнее «той любви, как если кто положит душу свою (ср. Ин. 10:11) за друзей своих». Эту высшую степень любви явил Господь Сам, принесши Себя в жертву за весь мир; в самоотвержении до смерти должна выражаться и любовь друг к другу учеников Христовых. Этим они покажут, что любят друг друга так же, как и Христос возлюбил их. – Св. ап. Павел говорит, что Христос умер за нечестивых и грешников (Рим. 5:5-8), и с этим нисколько не стоит в противоречии рассматриваемое изречение, что Господь положил душу свою за друзей своих. Апостол говорит вообще о греховности мира, во искупление от которой Христос умер за всех, так как греховность эта простиралась и простирается на всех; Господь же говорит в частности о близких только своих, о том малом обществе друзей, с которыми Он теперь беседовал, и которые также конечно не свободны были от этой, простирающейся на всех, греховности. 14-15.«Вы друзья Мои» и пр.: чрезвычайная духовная близость учеников ко Господу, в силу которой Он называет их друзьями своими, обуславливается однако же исполнением Его заповедей вообще, и в частности заповеди о взаимной любви между ними самими (ст. 12). Эта взаимная любовь делает их друзьями между собою, а так как союз этой взаимной любви их – во Христе, Который возлюбил их тою же любовью, какою и они должны любить друг друга: то они, делаясь друзьями между собою, делаются друзьями и Христа. В силу этой любви Он открыл им всю волю Божию и – это служит доказательством, что они уже не рабы, а действительно друзья Христовы. Это и объясняет им Господь, пользуясь образом, заимствованным от обыденных отношений господина и раба. – «Раб не знает, что делает господин его»: он может видеть, что делает господин, и догадываться о смысле дела, но знать, т.е. понимать дело, побуждения, причины, сущность его не может, если не объяснит ему господин его; раб берется здесь только как орудие исполнения дела господином его. – «Сказал вам все» и пр.: т.е. всю волю Божию относительно того великого дела, ради которого Господь пришел на землю (слышал: см. прим. к Ин. 5:30 и парал.). Конечно, еще многое относительно сего остается открытым им (Ин. 16:12); но если Он еще не все открыл им, то потому, что они еще не способны теперь более понять, и другой Утешитель восполнит им это откровение, а не по недостатку доверия дружеского к ним со стороны Господа. Впрочем, сущность всего дела Господа им открыта и объяснена, насколько они могли понять его (ср. Феофил.). Вследствие сего откровения им Господом сущности дела своего, как довереннейшим лицам, Он не называет «уже их рабами», которые не понимают дела господина своего, а называет друзьями – ближайшими довереннейшими людьми. Господь прежде называл ближайших учеников своих друзьями (Лк. 10:4) и после говорит как о рабах (ст. 20), и это не стоит в противоречии с рассматриваемым изречением, потому что ученикам и прежде, преимущественно перед другими, открываема была постепенно воля Божия, и в этом смысле они могли быть названы друзьями и – после перед величеством Господа, как Бога, они, как и все люди, были рабы, как и сами себя они называли так (ср. Деян. 4:29. Рим. 1:1. Гал. 1:10. Флп. 1:1 и парал.). Рассматриваемое изречение есть только выражение чрезвычайной близости к Нему учеников. 16.И при этом высоком достоинстве, означаемом выражением – «друзья Христовы», они не должны забывать своей полной зависимости от Него и соединенного с сим высокого назначения, которое они должны осуществить в своей жизни. – «Не вы Меня избрали», как учители ученика, «а Я вас избрал», как Учитель учеников (Ин. 6:70. Ин. 13:18). Речь идет об избрании их Господом Себе в апостолы, о котором повествуют евангелисты (Лк. 6:12 и д. Мф. 10:1 и д. Мк. 3:13 и д.). – «И поставил вам», т.е. уполномочил, как учеников своих, на особенное дело жизни, - «чтобы вы шли и приносили плод», шли для распространения и утверждения Евангелия в мире, приводили мир к вере в Меня и таким образом приносили плод в винограднике Моем, в духовном царстве Моем или Церкви (ср. Лк. 10:3. Мф. 28:19), «и чтобы плод ваш пребывал» (ср. Ин. 4:36), т.е. чтобы следствия таковой вашей деятельности не уничтожались, но пребывали постоянно (ср. Ин. 5:38). Средство к такой плодоносной в мире деятельности вашей есть «молитва ко Отцу» во имя Христово; при таковой молитве, по которой все дано будет вам, успех ваш в вшаей деятельности будет несомненен, вы принесете много плодов (ср. ст. 8). – «Чего ни попросите» и пр.: см. прим. к Ин. 13:13-14. 17-19.«Сие заповедую вам» и пр.: еще раз напоминает Господь ученикам своим об этой новой своей заповеди – взаимной любви их между собою (Ин. 13:34-35), имея в виду говорить с ними о той вражде, какой воскипит в отношении к ним мир, и укрепит их дух в борьбе их с этою враждою к ним мира. В обществе Моих последователей должна быть крепкая, взаимная любовь и единство, - таков основной характер Моего царства (Ин. 13:35); но к этому есть и внешние побуждения: при такой любви и единодушии успешнее будет борьба моих последователей с миром, которому в его нападениях на царство Мое даст также единодушие вражда и ненависть к Богу и ко Мне, каковая ненависть обрушится на последователей Моих. Утешением и укреплением при сем последователям Христовым должна быть мысль, что эта ненависть и вражда мира направлена собственно против Христа и Отца Его Небесного, и следовательно если они будут страдать от этой вражды и ненависти, то это будут страдания за Христа и Бога, и за эти страдания будет великая награда, враждующим же – наказание. – «Если мир» - как совокупность враждебного Христу и Богу – «вас ненавидит» и пр.: см. прим. к Ин. 7:7 – «Меня прежде вас»: так как Я глава и начало вождь этого ненавистного миру общества верующих в Меня, первый положивший начало самому образованию этого общества. – Верою во Христа и единением с Ним ученики Его внесли в мир новое начало духовной религиозно-нравственной жизни, долженствующее иметь влияние и на все сферы жизни; мир находит это новое начало жизни чуждым для себя, ненавистным и стремится не допустить его в свою жизнь, уничтожить его насилием. Вот почему, «если бы вы были от мира», водились бы его началами в жизни, проникнуты были его интересами и стремлениями, то он «любил бы» вас, как «свое» порождение, как ему принадлежащее; «а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира», отделил вас от него, как носителей и представителей нового начала духовной религиозно-нравственной жизни, «потому ненавидит вас мир», как представителей этого нового, ненавистного ему начала жизни. «Вам, говорит, напротив нужно было бы скорбеть в том случае, если бы мир, т.е. злые люди, любили вас. Ибо, если бы они любили вас, это было бы знаком того, что и сами вы имеете с ними общение в той же злобе и лукавстве. А теперь злые ненавидят вас, а вы радуйтесь» (Феофил., ср. Злат.). 20-21.«Помните слово» и пр.: слово, сказанное в этот же вечер, после умовения ног учеников (Ин. 13:16), которое впрочем и ранее еще Господь говорил им (ср. Мф. 10:24). Применение этого слова здесь впрочем инаковое, чем по умовении ног, более сходное с тем, какое Он сделал при послании апостолов на проповедь, именно: раб не может рассчитывать и надеяться на жребий лучший, чем каков жребий господина его (образ речи заимствован от отношений между господином и рабом в древних восточных государствах); если господину хорошо, то и рабу хорошо, если господину не хорошо, то рабу не будет лучше, чем ему. Этот образ Господь тотчас же и поясняет применением к настоящей речи. – «Если Меня гнали», т.е. враждебно отнеслись к Моему учению и преследовали Меня за него, то же будет и с вами; «если Мое слово соблюдали», т.е. веровали Моему учению, принимали его и прилагали к жизни (ср. Ин. 14:15, 23-24), то же будет и с учением, которое вы будете проповедовать, потому что это учение – Мое учение и вы сами в этом отношении заступите место Мое; судьба ваша и вашего учения будет одинакова с Моей. – «Но все то»: разумеются не-благоприятные, а ненавистные отношения мира к апостолам и их учению, как видно из всего дальнейшего хода речи. – «За имя Мое»: имя того, кто сделал – вместо обозначения самого дела, название имени есть исповедание того дела, которое сделано лицом, носящим то имя. Из истории мы видим, что за одно призывание имени Христва мир влек исповедников Его на казни и смерть. – «Потому что не знают пославшего Меня»: если бы они имели истинное познание о Боге, то приняли бы и Христа, потому что знали бы, что Он послан от Бога, а потому за имя Его не преследовали бы учеников Его. Это неведение впрочем не извиняет преследователей, потому что оно добровольное, а не невольное, и потому заключает в себе вражду и ненависть, чего нет в неведении невольном. Это Господь раскрывает в дальнейшей речи. Таким образом эта вражда есть вражда не только против Христа, но и Бога-Отца. «Посему, если не что иное, то это самое, что одни и те же суть враги вам и Мне и Отцу Моему, должно служить к вашему утешению (Феофил., ср. Злат.). 22-25.«Если бы Я не пришел» и пр.: неизвинимый, непростительный грех, о котором говорит здесь Господь, есть грех ненависти неверующих ко Христу и Отце Его Небесному (ст. 23, 24). Это – тот же грех против Духа Святого, о котором еще прежде говорил Господь, что он не простится человеку ни в сем веке, ни в будущем (Мф. 12:31-32; см. примеч.) – сознательное и упорное противление Христу и ненависть к Нему, несмотря на очевидные доказательства Его мессианского достоинства. Учение Господа и Его необычайные дела (чудеса) должны были открыть глаза неверующим в Него как в Мессию, тогда и грехи простились бы им; но так как они ослепили очи свои и в своем ослеплении с ненавистью и хулою отнеслись ко Христу, то впали в такой грех, который ничем нельзя извинить и который вследствие того не простится им, если не покаются. – «Если бы Я не пришел», с неба от Отца Моего на землю как Мессия – Искупитель человечества, и «не говорил им», не изложил всего учения о своем лице и своем деле как Мессии, не предложил всего учения об искуплении человечества Мною: «то не имели бы греха» неверия в Меня и Отца Моего и вражды против Нас; их грех был бы только грех неведения путей Божиих, который не ведет к ожесточению и ненависти против Христа и Бога и который при покаянии может быть прощен. «А теперь», когда Господь изложил учение о Себе и деле своем, «они не имеют извинения» в этом своем грехе неверия и ненависти против Христа и Бога. – «Ненавидящий Меня», как Мессию, «ненавидит и Отца Моего», Который послал Меня в мир и с Которым Мы – одно по существу (Ин. 8:30). «Так как они в свое оправдание везде ссылались на то, что гонять Его ради Отца: то этими словами Он отнял у них такое оправдание. Они не имеют никакого извинения» (Злат., ср. Феофил.). Если они не верили учению Господа о Себе и своем деле (ср. Ин. 8:13 и дал.): то должны были, по крайней мере, из Его необычайных дел – чудес увидеть, что Он истинно Мессия (ср. Ин. 10:25, 37-38 и прим. и парал.); но они и им не верили и с ненавистью отнеслись к Чудотворцу (ср. Ин. 12:37 и д.). – «Если бы Я не творил между ними», т.е. между неверующими иудеями, первыми представителями враждебного Господу мира, дел необычайных, таких чудес, каких «никто другой не делал», так как они были столь необычайны и велики, что являли в себе именно «дела Божии» (ср. Ин. 5:36. Ин. 9:3 и д. Ин. 10:37. Ин. 14:10 и др.): то «не имели бы греха» (см. прим. к ст. 22). – «А теперь», когда эти дела совершены перед их глазами, - они их видели сами, но, вместо того, чтобы уверовать в Меня как Мессию, «возненавидели и Меня и Отца Моего», потому что эти дела суть и Мои и вместе Отца Моего (Ин. 10:37 и парал.). Но эта ненависть их ко Мне не имеет основания ни в учении Моем, ни в делах Моих, и потому они «возненавидели Меня напрасно», как и предсказано было о том в их священных книгах. – «Да сбудется слово»: см. прим. к Ин. 12:40. – «В закон их»: см. прим. к Ин. 10:34. Изречение заимствовано из псалма 68 (Пс. 68:5), в котором изображается невинно страждущий праведник, как прообраз страждущего невинно Мессии (ср. Пс. 34:19). Господь прилагает их к Себе в том же смысле, как и Ин. 13:18.26-27.«Когда же придет» и пр.: ободряя учеников в этой борьбе с неверующим и ненавидящим их миром, Господь указывает им на всесильного свидетеля, который в обличение этой ненависти и вражды будет свидетельствовать о Нем, как о Мессии. – «Утешитель»: см. Ин. 14:16. – «Когда придет»: разумеется день Пятидесятницы, когда сошел на апостолов Дух Святой (Деян. 2:1 и д.). – «Которого Я пошлю вам от Отца», или - что то же – «Которого Отец пошлет во имя Мое (Ин. 14:26 и прим.). Разумеется временное послание в мир Духа Святого, вследствие искупительных заслуг Богочеловека (Ин. 7:39 и прим.). Так как обильное излияние даров Духа Святого на человечество и могло только последовать после того, как Христос искупил человечество: то в сем смысле и говорит Господь, что Он пошлет Духа Святого, «показывая собственное достоинство» (Григор. Богосл. 3, 127). – «Дух истины» см. Ин. 14:17. – «Который от Отца исходит»: говорится о вечном исхождении Св. Духа от Отца, а не временном, потому что иначе в речи Христовой было бы необъяснимое тождесловие. «Когда слышишь, что исходит, под исхождением разумей не посольство, как посылаются служебные духи; но исхождение есть естественное бытие Духа» (Феофил.). «Поелику Он от Отца исходит: то – не тварь. Поелику не есть рожденное: то – не Сын. Поелику есть среднее между Нерожденным и Рожденным: то Бог» (Григор. Богосл. 3, 109). – «Он будет свидетельствовать о Мне»: т.е. как об истинном Мессии, вопреки неверию и ненависти к Нему мира. Подробнее об этом свидетельстве о Христе Духа Святого говорится далее (Ин. 16:7-15; см. примеч.). «Свидетельство Его будет достоверно, ибо Он – Дух истины. Как Дух истины, Он будет свидетельствовать об истине. Как исходящий от Отца, Он знает все в точности; ибо Он – от Того, от кого всякое познание. Слова: «Которого Я пошлю», показывают равенство Его со Отцом. А чтобы не подумали, будто Он восстает против Отца, когда посылает Духа иною властью, прибавил: «от Отца». Пошлю Его Сам, но от Отца, т.е. по благоволению Отца и пошлю вместе с Ним. Ибо Я не извожу Духа из собственных недр, но от Отца Он подается через Меня» (Феофил., ср. Злат.). Дух Святой будет свидетельствовать о Христе без сомнения через апостолов, ибо Он будет говорить и действовать через них (Мф. 10:20. Мк. 13:11 и прим.); но так как они не были бессознательными орудиями действующего через них Духа, но, под влиянием Его состоя, были вместе и самостоятельными, лично свободными деятелями: то Христос говорит и о свидетельстве о Себе их собственном, потому что они сами были очевидцами Его дел и слушателями Его учения с самого начала Его общественной деятельности, и таким образом как бы независимо от Духа могли представлять и свое личное человеческое свидетельство о Нем, Как Мессии – Сыне Божием. – В этом смысле говорил после св. ап. Петр о свидетельстве о Христе Духа Святого и апостолов: «свидетели Ему в сем мы и Дух Святой (Деян. 5:32). При различии свидетелей свидетельство их однако же совершенно одинаково, или одно по существу свидетельство (ср. Деян. 1:8. Рим. 8:16. Рим. 9:1).



