Глава 17

  • Закрыть сопоставления
  • 1.

    Сия глагола Иисус и возведе очи Свои на небо и рече: Отче, прииде час: прослави Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тя:

    Теперь, после увещания, Он обращается к молитве, научая нас в искушениях оставлять все и прибегать к Богу. Так как словами: в мире скорбни будете Он поколебал души учеников, то молитвою опять ободряет их. Они все еще смотрели на Него, как на человека, и для них-то Он и молится, подобно тому, как и о Лазаре, когда высказывает и причину: народа ради стоящаго рех, да веру имут, яко Ты Мя послал еси (Ин 11:42). Так, скажешь, при иудеях этому и следовало быть: но к чему же это при учениках? Этому следовало быть и при учениках; те, которые после столь многого говорят: ныне вемы, яко веси вся, больше всех нуждались в утверждении. А впрочем, евангелист и не называет этого действия молитвою, но как говорит? Возведе очи Свои на небо. Значит, по его словам, это скорее была беседа с Отцом. Если же в других местах он и говорит о молитве, и представляет Христа то преклоняющим колена, то возводящим очи на небо, – не смущайся. Из этого мы научаемся, с каким усердием должно приносить молитвы, научаемся и стоя взирать очами не только телесными, но и душевными, и преклонять колена с сокрушением сердца. В самом деле, Христос пришел не для того только, чтобы явить Себя, но и для того, чтобы научить неизреченной добродетели; а учитель должен учить не словами только, но и делами. Итак, послушаем, что Он говорит здесь. Отче, прииде час: прослави Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тя. Снова показывает нам, что Он не неволею идет на крест. Иначе как бы Он стал молиться о том, чтобы это сбылось, и называть крест славою не только для Самого Распинаемого, но и для Отца? Так действительно и было: не Сын только прославился, но и Отец. До креста даже и иудеи не знали Его: Израиль же, сказано, Мене не позна (Ис 1:3); а после креста притекла вся вселенная.

  • 2.

    Ст. 2-3 якоже дал еси Ему власть всякия плоти, да всяко, еже дал еси Ему, даст им живот вечный: се же есть живот вечный, да знают Тебе единаго истиннаго Бога, и Егоже послал еси Иисус Христа.

    Затем Христос говорит и о самом образе славы, и как Он прославит Отца. Якоже дал еси Ему власть всякия плоти, да всяко, еже дал еси Ему, не погибнет (Ин 17:2). Слава Божия в том действительно и состоит, чтобы всегда благодетельствовать. Что же значит: якоже дал еси Ему власть всякия плоти? Этим показывает, что дело проповеди не ограничится одними иудеями, но прострется на всю вселенную и полагает начало призванию язычников. Так как Он сказал: на путь язык не идите (Мф 10:5), а впоследствии скажет: шедше научите вся языки (28, 19), то теперь показывает, что это угодно и Отцу. В самом деле, проповедь язычникам весьма соблазняла иудеев и даже учеников. Ученики и впоследствии не легко дозволяли себе входить в общение с язычниками, пока не получили наставления от Духа, – так как отсюда происходил немалый соблазн для иудеев. Оттого-то даже после столь великого явления Духа Петр, пришедши в Иерусалим, едва мог избегнуть порицаний, рассказав о плащанице (Деян 11:1). Что же значит: дал еси Ему власть всякия плоти?

    А когда, – спрошу я еретиков, – Он получил эту власть? Прежде ли создания людей или после создания? Сам Он говорит: после распятия и воскресения, так как тогда сказал: дадеся Ми всяка власть. Шедше научите вся языки (Мф 28:18). Что ж? Ужели Он не имел власти над делом Своим? Ужели Он только сотворил людей, а власти над ними после сотворения не имел? Но и в предшествующие времена Он, как видно, все делает Сам: одних наказывает как грешников; других, обращающихся, исправляет: еда утаю, говорит, от Авраама раба Моего, яже Аз творю (Быт 18:17); а иных и удостаивает чести как праведников. Или тогда Он имел, а теперь потерял и опять получил? Но какой демон может сказать это? Если же одна и та же власть и тогда, и теперь: якоже, говорит, Отец воскрешает мертвыя и живит, тако и Сын, их же хощет, живит (Ин 5:21), – то что значит сказанное? Он намерен был послать Апостолов к язычникам; а чтобы они не почли этого нововведением, – так как Он говорил: несмь послан, токмо ко овцам погибшим дому Израилева (Мф 15:24), – Он показывает, что это угодно и Отцу. А что Он говорит об этом с великим уничижением, в том нет ничего удивительного; таким образом Он и их (Апостолов) тогда назидал, и тех, которые будут после, и, как я уже говорил, такою чрезмерностию уничижения всегда ясно внушал, что Он говорит приспособительно.

    Что же значит: всякия плоти? Ведь известно, что не все уверовали. Сколько от Него зависело, – все уверовали. Если же не внимали словам Его, то в этом вина не учащего, но не принимающих (учения). Да всяко, еже дал еси Ему, даст им живот вечный (Ин 17:2). Не удивляйся, что и здесь Он говорит человекообразно. Он поступает так и по вышесказанным причинам, и потому, что всегда остерегался говорить Сам о Себе что-нибудь великое, так как это неприятно было слушающим, которые все еще не думали о Нем ничего великого. Оттого-то Иоанн, когда говорит от своего лица, поступает не так, но возводит слово до высокого, говоря таким образом: вся Тем быша, и без Него ничтоже бысть (1, 3); и: живот бе (1, 4); и: свет бе (1, 9); и: во своя прииде (1, 11); не то, что Он не имел бы власти, если бы не получил ее, но что Он и другим дал власть чадом Божиим быти (1, 12). Подобным образом и Павел называет Его равным Богу. Сам же Он просит, как обыкновенный человек, говоря так: да всяко, еже дал еси Ему, даст им живот вечный. Се же есть живот вечный, да знают Тебе единаго истиннаго Бога, и Егоже послал еси Иисус Христа (17, 3). Единаго истиннаго Бога – говорит так для отличия от ложных богов, так как хотел послать Апостолов к язычникам. Если же не согласятся с этим, но на одном этом основании станут отвергать, что Сын есть истинный Бог, то, идя таким образом дальше, они отвергнут и то, что Он есть Бог. В самом деле, (Христос) говорит: славы, яже от единаго Бога, не ищете (5, 44). Что же? Ужели поэтому Сын уже не Бог? Если же Сын – Бог, хотя Отец и называется единым, то явно, что Он и истинный, хотя (Отец) и именуется единым истинным. Притом, когда Павел говорит: или един аз и Варнава (1 Кор 9:6), – ужели он исключает Варнаву? Совсем нет; слово един употреблено только для различения от других. И если – не истинный Бог, то каким образом Он есть истина? Истина от истинного различается весьма немного. Чем назовем мы, скажи мне, не истинного человека? Конечно уже и не человеком? Так точно, если Сын не есть истинный Бог, то как Он может быть Богом? Да как Он и нас может делать богами и сынами, не будучи Сам истинным? Но об этом подробнее сказано нами в другом месте. Потому пойдем далее.

  • 3.

    се же есть живот вечный, да знают Тебе единаго истиннаго Бога, и Егоже послал еси Иисус Христа.

    См. Толкование на (Ин 17:2)

  • 4.

    Ст. 4-5 Аз прославих Тя на земли, дело соверших, еже дал еси Мне да сотворю: и ныне прослави Мя Ты, Отче, у Тебе Самого славою, юже имех у Тебе прежде мир не бысть.

    Аз прославих Тя на земли (17, 4). Хорошо сказано: на земли, потому что на небе Отец уже прославлен, имея славу и по естеству, и будучи поклоняем от ангелов. Следовательно, не о той славе говорит, которая нераздельна с существом Его, – так как эту славу Он всегда имеет вполне, хотя бы и никто не прославлял Его, – но о славе, происходящей от служения людей. Поэтому и выражение: прослави Мя (ст. 5) нужно разуметь точно так же. И, чтобы убедиться, что Он говорит об этом роде славы, послушай далее. Дело соверших, еще дал еси Мне да сотворю его (ст. 4). Но ведь дело только было еще начато или даже еще и не начато: как же Он говорит: соверших? Это – или потому, что Он с Своей стороны сделал все, или потому, что о будущем говорит, как уже о совершившемся, или – что всего лучше сказать – потому, что все действительно было уже совершено, когда положен был корень благ, из которого непременно должны были произрасти плоды, и Он уже соприсутствует, соприкасается тому, что должно было совершиться впоследствии. При этом Он опять выражается приспособительно: еже дал еси Мне. Если бы, действительно, Он ожидал, пока не услышит и не узнает, – это было бы гораздо ниже Его славы. Но что Он пришел на это по Своему произволению, явно из многих мест. Так, например, Павел говорит: Он так возлюбил нас, что предал Себя Самого за нас (Еф 5:2), и: Себе умалил, зрак раба приим (Флп 2:7). И опять: яко же возлюби Мя Отец, и Аз возлюбих вас (Ин 15:9). Прослави Мя Ты, Отче, у Тебе Самого славою, юже имех у Тебе прежде мир не бысть (17, 5). Где же слава? Пусть у людей Он, действительно, был не славен, облекшись в одежду (плоти); но каким образом Он ищет прославления и у Бога? О чем же Он здесь говорит? Речь – о воплощении. Естество плоти действительно не было еще прославлено; оно не сподобилось еще нетления и не приобщилось Царского Престола; поэтому Он не сказал: на земли; но: у Тебе.

  • 5.

    и ныне прослави Мя Ты, Отче, у Тебе Самого славою, юже имех у Тебе прежде мир не бысть.

    См. Толкование на (Ин 17:4)

  • 6.

    Ст. 6-8 Явих имя Твое человеком, ихже дал еси Мне от мира: Твои беша, и Мне их дал еси, и слово Твое сохраниша: ныне разумеша, яко вся, елика дал еси Мне, от Тебе суть: яко глаголы, ихже дал еси Мне, дах им, и тии прияша и разумеша воистинну, яко от Тебе изыдох, и вероваша, яко Ты Мя послал еси.

    Сын Божий называется Ангелом Великого Совета, как по причине других (истин), которые Он открыл, так особенно потому, что Он возвестил людям об Отце. Бот об этом-то Он и теперь говорит: явих имя Твое человеком. Сказав: Я совершил Твое дело, Он снова подробнее говорит о том же, объясняя, какое это дело. Но ведь имя было уже известно? Исаия, например, говорит: клятися будут Богом истинным (65, 16). На это я и теперь скажу то же, что много раз говорил, то есть: оно было известно, но только иудеям, и то не всем; а теперь говорит о язычниках. Притом Он показывает не только это, но и то, что познали Бога как Отца; а не одно и то же значит, что (Бог) есть Творец и – что Он имеет Сына. Явил же Христос имя Его и словами, и делами. Ихже дал еси Мне от мира. Как прежде сказал: никтоже приидет ко Мне, аще не будет дано ему, и: аще не привлечет его Отец Мой (Ин 6:65), 44), так и здесь говорит: ихже дал еси Мне. Но так как Он же говорит, что Он Сам есть путь, то отсюда явно, что в этих словах Он высказывает две (мысли), именно: что Он не противен Отцу и что такова воля Отца, чтобы люди веровали Сыну, Твои беша, и Мне их дал еси. Этим Он хочет научить, что Отец весьма любит Его. А что Ему действительно не нужно было принимать их, это видно из того, что Сам Он и сотворил их, Сам постоянно и промышляет о них. Как же возможно, чтобы Он принял их? Нет; это, как я сказал, означает только единомыслие Его с Отцом. Если же кто захочет понимать это по-человечески и так, как сказано, то (люди) не будут уже принадлежать Отцу. В самом деле, если в то время, как Отец имел их, Сын их не имел, то очевидно, что, когда Он отдал их Сыну, Сам перестал ими владычествовать. А отсюда опять выйдет еще большая нелепость, именно: доколе они были у Отца, они были несовершенны, а как скоро перешли к Сыну, стали совершенными. Но смешно это и сказать! Итак, что же Он выражает этим? То, что и Отцу угодно, чтобы они веровали Сыну. И слово Твое сохраниша. И ныне разумеша, яко вся, елика дал еси Мне, от Тебе суть (17, 6–7). Каким образом они слово Твое сохранили? Они уверовали в Меня и не внимали иудеям, потому что, кто верует в Него, тот утверди, как он говорит, яко Бог истинен есть (3, 33). Некоторые, правда, читают так: ныне разумех, яко вся, елика дал еси Мне, от Тебе суть; но этого нельзя допустить. Как, в самом деле, возможно, чтобы Сын не знал того, что принадлежит Отцу? Нет, это сказано об учениках. Как скоро, говорит, Я сказал, – они уразумели, что все, что Ты дал Мне, от Тебя есть; что нет у Меня ничего чуждого, ничего особенного от Тебя, – потому что особенное как бы предполагает уже много чуждого. Итак, они уразумели, что все, чему Я учил, – Твое: и наставления, и догматы. Но откуда они узнали? Из Моих слов, потому что Я так и учил. И не только это, но и то, что Я от Тебя пришел (17, 8), – как это действительно Он и старался внушить во всем Евангелии.

  • 7.

    ныне разумеша, яко вся, елика дал еси Мне, от Тебе суть:

    См. Толкование на (Ин 17:6)

  • 8.

    яко глаголы, ихже дал еси Мне, дах им, и тии прияша и разумеша воистинну, яко от Тебе изыдох, и вероваша, яко Ты Мя послал еси.

    См. Толкование на (Ин 17:6)

  • 9.

    Аз о сих молю: не о (всем) мире молю, но о тех, ихже дал еси Мне, яко Твои суть:

    Аз о сих молю (ст. 9). Что Ты говоришь? Ты учишь Отца, как бы неведающего, Ты беседуешь, как будто с человеком незнающим? Что, в самом деле, значит это разделение? Видишь ли, что не для чего иного Он молится, как только для того, чтобы показать, какую любовь Он имеет к ним? Кто не только подает свое, но и другого умоляет о том же, тот действительно высказывает великую любовь. Итак, что же значит: о сих молю? Не о всем то есть мире, но о тех, их же дал еси Мне (ст. 9). Он часто повторяет слово: дал еси, чтобы показать, что это угодно Отцу.

  • 10.

    и Моя вся Твоя суть, и Твоя Моя: и прославихся в них:

    Потом, так как Он многократно говорил: Твои суть, и Ты Мне их дал еси, то, чтобы не подумал кто-нибудь, что власть Его недавняя и что Он только теперь принял их, – Он, устраняя эту неправую мысль, говорит: Моя вся Твоя суть, и Твоя Моя, и прославихся в них (ст. 10).

    Видишь ли равночестие? Чтобы ты, слыша: дал еси Мне, не подумал, что они отчуждаются теперь от власти Отца или – еще прежде – Сына, Он уничтожил и то и другое, сказав те слова. Он как бы так говорит: когда ты слышишь: Мне их дал еси, – не думай, что они становятся уже чуждыми Отцу (потому что все Мое принадлежит Ему); равным образом, когда слышишь слова: Твои беша, – не думай, что они были чужды Мне, потому что все, принадлежащее Ему, есть Мое. Таким образом дал еси сказано только по одному приспособлению; все, что имеет Отец, принадлежит Сыну, и все, что имеет Сын, принадлежит Отцу. Этого нельзя сказать даже о Сыне по человечеству; но (говорится о Нем), так как Он больше (человека). Всякому известно, что принадлежащее меньшему принадлежит и большему, но – не наоборот; а здесь говорится и наоборот, что и показывает равенство. Это же Христос показал и в другом месте, когда, беседуя о ведении, сказал: вся, елика имать Отец, Моя суть (16, 15). А выражения: дал еси Мне и все подобные, – чтобы показать, что Он, не как чуждый, пришел и привлек их к Себе, но принял их, как Своих. Затем Он представляет причину и доказательство, говоря: и прославихся в них, то есть что Я имею власть над ними или что они прославят Меня, веруя Тебе и Мне, и прославят одинаково. Если же Он прославился в них не одинаково, то принадлежащее Отцу не принадлежит уже Ему. А никто не прославляется тем, над чем не имеет власти. Как же Он прославился одинаково (с Отцом)? Все одинаково умирают за Него, как и за Отца, проповедуют Его, как и Отца, и как говорят, что все совершается именем Отца, так – и именем Сына.

  • 11.

    Ст. 11-13 и ктому несмь в мире, и сии в мире суть, и Аз к тебе гряду. Отче Святый, соблюди их во имя Твое, ихже дал еси Мне, да будут едино, якоже (и) Мы. Егда бех с ними в мире, Аз соблюдах их во имя Твое: ихже дал еси Мне, сохраних, и никтоже от них погибе, токмо сын погибельный, да сбудется Писание: ныне же к Тебе гряду, и сия глаголю в мире, да имут радость Мою исполнену в себе.

    И ктому несмь в мире, и сии в мире суть (ст. 11), то есть: хотя Я и не буду видим во плоти, однако чрез них буду прославляться. Но почему Он непрестанно говорит: в мире несмь; и: так как Я оставляю их, то поручаю их Тебе; и: егда бех в мире, Аз соблюдах их (ст. 12)? Кто станет понимать эти слова просто, тот придет ко многим нелепостям. Возможно ли, в самом деле, допустить, чтобы Его действительно не было в мире и чтобы, отходя, Он поручал их другому? А те слова сказаны как бы простым человеком, который навсегда разлучается с ними. Видишь ли, что Он говорит весьма многое по-человечески и приспособляясь к их понятиям, так как они думали, будто в Его присутствии они будут безопаснее? Потому-то Он и говорит: егда бех, Аз соблюдах их. Но ведь Он же сказал: прииду к вам (Ин 14:18), и: с вами есмь до скончания (Мф 28:20). Почему же теперь говорит так, как бы действительно намеревался разлучиться? Это, как я уже сказал, приспособление к их мнению, – для того чтобы они несколько успокоились, слыша, что Он говорит так и поручает их Отцу. Так как они, после многих с Его стороны утешений, не убеждались, то Он, наконец, обращается с беседою к Отцу, выказывая сильную любовь к ним. Он как бы так говорил: так как Ты призываешь Меня к Себе, то утверди их в безопасности, потому что Я к Тебе иду. Что Ты говоришь? Разве Сам не можешь хранить их? Конечно могу. Для чего же говоришь это? Да имут радость Мою исполнену (Ин 17:13), то есть чтобы они не смущались, будучи еще несовершенны. Этими словами Он показал, что все это говорил так для их успокоения и радости: иначе слова Его представляются противоречащими. Ныне же несмь в мире, и сии в мире суть. Так, действительно, думали ученики, а Он приспособляется к ним. Если бы Он сказал: Я соблюду их, – они не столько поверили бы; поэтому говорит: Отче святый, соблюди их во имя Твое (ст. 11), то есть Твоею помощию. Егда бех в мире, Аз соблюдах их во имя Твое (ст. 12). Опять беседует, как человек и как Пророк, потому что нигде не видно, чтобы Он делал что-нибудь именем Божиим. Ихже дал еси Мне, сохраних, и никтоже от них погибе, токмо сын погибельный, да сбудется Писание (ст. 12). И в другом месте Он говорит: все, еже даде Ми, не погублю от Него (6, 39). Но ведь не один только тот (Иуда) погиб, но и многие впоследствии. Как же Он говорит: не погублю? Сколько от Меня зависит, – не погублю. В другом месте Он показывает это еще яснее, говоря: не изжену его вон (6, 37). Не Моя вина; Я не отгоняю и не оставляю; если же кто сам собою отпадает, Я насильно не влеку. Ныне же к Тебе гряду (17, 13). Видишь, как по-человечески составлена эта беседа? Потому, если кто захочет на этом основании унижать Сына, тот унизит и Отца. Смотри, в самом деле, как Он с самого начала то как бы учит Его и поясняет Ему, то как бы заповедует. Как бы учит, когда говорит: не о мире молю; а как бы заповедует, когда говорит: Аз соблюдах их доселе, и никтоже погибе, и: так и Ты соблюди их. И опять: Твои беша, и Мне их дал еси, и: егда бех в мире, Аз соблюдах их. Но разрешение на все в том, что все эти слова сказаны были приспособительно к их немощи. Сказав, что никтоже от них погибе, токмо сын погибельный, Он прибавил: да сбудется Писание. О каком Он говорит Писании? О том, которое многое о Нем предсказывает. Но (Иуда) погиб не потому, чтобы чрез это исполнилось Писание. Касательно этого я уже много и прежде говорил, что это особенный оборот, свойственный Писанию, – представлять как бы причиною то, что сбывается впоследствии. И если мы не хотим ошибаться, то должны все тщательно исследовать – и свойство говорящего, и предмет (речи), и законы, свойственные Писанию. Братие, не дети бывайте умы (1 Кор 14:20).

  • 12.

    Егда бех с ними в мире, Аз соблюдах их во имя Твое: ихже дал еси Мне, сохраних, и никтоже от них погибе, токмо сын погибельный, да сбудется Писание:

    См. Толкование на (Ин 17:11)

  • 13.

    ныне же к Тебе гряду, и сия глаголю в мире, да имут радость Мою исполнену в себе.

    См. Толкование на (Ин 17:11)

  • 14.

    Ст. 14-18 Аз дах им слово Твое, и мир возненавиде их, яко не суть от мира, якоже (и) Аз от мира несмь: не молю, да возмеши их от мира, но да соблюдеши их от неприязни: от мира не суть, якоже (и) Аз от мира несмь: святи их во истину Твою: слово Твое истина есть. Якоже Мене послал еси в мир, и Аз послах их в мир

    Дах им слово Твое, и мир возненавиде их. Этим опять высказывает причину, по которой они достойны великого попечения Отца. За Тебя, говорит, и за слово Твое они подверглись ненависти; поэтому достойны всего промышления. Не молю, да возмеши их от мира, но да соблюдеши их от неприязни (Ин 17:15). Снова поясняет Свою речь, снова делает ее вразумительнее, – чем не иное что показывает, как только то, что Он много заботится об учениках, так как молится за них с таким тщанием. Но ведь Он сказал, что Отец все сделает, чего бы они ни попросили. Почему же здесь Сам молится за них? Это, как я сказал, только для того, чтобы выразить любовь к ним. От мира не суть, якоже и Аз от мира несмь (ст. 16). Как же Он в другом месте говорит: ихже дал еси Мне от мира, Твои беша (ст. 6)? Там Он разумеет природу, а здесь – злые дела. Таким образом, многое говорит в похвалу учеников: и, во-первых, что они не суть от мира, потом, что Сам Отец дал их, что они соблюли слово Его и что за это их ненавидят. А что Он говорит: якоже и Аз от мира несмь, – этим не смущайся. Слово якоже не означает здесь совершенного сходства. Как в таком случае, когда говорится о Христе и об Отце, словом якоже выражается полное равенство, по сродству Их естества, так и тогда, когда говорится о нас и о Христе, оно допускает великое различие, по причине великой и беспредельной разности между Его и нашим естеством. И если Христос беззакония не сотвори, ниже обретеся лесть во устех Его (Ис 53:9), то как могут быть сравниваемы с Ним Апостолы? Что же значат слова Его: от мира не суть? Они имеют в виду другой (мир), – у них ничего нет общего с землею, – они сделались небесными гражданами. И этим также Он показывает Свою любовь, – как хвалит их пред Отцом и поручает их Родившему. Сказав же: соблюди их, Он сказал не только об избавлении их от опасностей, но и об утверждении в вере. Потому и прибавил: святи их во истину Твою (Ин 17:17), – сделай святыми преподанием Святого Духа и правых догматов. Как прежде сказал: чисти есте за слово, еже глаголах вам (15, 3), так и теперь говорит то же самое: наставь их, научи истине. Но ведь Он сказал, что это делает Дух: как же теперь просит об этом Отца? Это опять для того, чтобы ты познал равночестие. А исповедание правых догматов о Боге действительно освящает душу. Не удивляйся и тому, что Он приписывает освящение слову. А что Он говорит о догматах, это видно из того, что Он прибавил: слово Твое истина есть (ст. 17), то есть нет в нем ничего ложного, но все сказанное должно непременно исполниться; нет также ничего образного, ничего телесного. Так и Павел говорит о Церкви, что Христос освятил ее – в глаголе (Еф 5:26). Значит, и глагол Божий может очищать. Впрочем, мне кажется, что выражение: святи их значит и нечто другое, именно: отдели их для слова и проповеди. И это опять видно из дальнейших слов. Якоже Мене, говорит Христос, послал еси в мир, и Аз послах их в мир (Ин 17:18). То же говорит и Павел: положив в нас слово примирения (2 Кор 5:19). Действительно, для чего пришел Христос, для того и Апостолы обошли вселенную. Но слово якоже опять и здесь не означает равенства между Им и Апостолами: иначе каким бы образом люди могли быть посланы? А говорить о будущем, как о прошедшем, – дело Ему обыкновенное.

  • 15.

    не молю, да возмеши их от мира, но да соблюдеши их от неприязни:

    См. Толкование на (Ин 17:14)

  • 16.

    от мира не суть, якоже (и) Аз от мира несмь:

    См. Толкование на (Ин 17:14)

  • 17.

    святи их во истину Твою: слово Твое истина есть.

    См. Толкование на (Ин 17:14)

  • 18.

    Якоже Мене послал еси в мир, и Аз послах их в мир

    См. Толкование на (Ин 17:14)

  • 19.

    Ст. 19-21 и за них Аз свящу Себе, да и тии будут священи во истину. Не о сих же молю токмо, но и о верующих словесе их ради в Мя, да вси едино будут: якоже Ты, Отче, во Мне, и Аз в Тебе, да и тии в Нас едино будут: да (и) мир веру имет, яко Ты Мя послал еси:

    И за них Аз свящу Себе, да и тии будут священи во истину (17, 19). Что значит: свящу Себе? Приношу Тебе жертву. Жертвы же все называются святыми, как и действительно свято все, принесенное Богу. Но так как в Ветхом Завете освящение было в прообразе, под видом овцы, а теперь оно уже не в прообразе, но в самой истине, то Он говорит: да и тии будут священи во истину Твою. И их самих Я посвящаю Тебе, и делаю приношением. Это Он говорит или потому, что Глава их делается жертвою, или потому, что они и сами будут жертвою. Представите, сказано, уды ваша жертву живу, святу (Рим 12:1), и еще: вменихомся яко овцы заколения (Пс 43:23). Таким образом, и без смерти Он делает их жертвою и приношением. А что словом свящу Он намекал на Свою жертву, это видно из того, что следует далее. Не о сих же молю токмо, но и о верующих словесе их ради в Мя (Ин 17:20). Так как Он умер за верующих, а между тем сказал: за них Аз свящу Себе, то, чтобы кто не подумал, что Он умер только за Апостолов, Он прибавил: не о сих же молю токмо, но и о верующих словесе их ради в Мя.

    Чрез это Он опять ободрил их души, показав, что будет много учеников. Так как Он сделал общим достоянием то, что им принадлежало по преимуществу, то опять утешает их, объявляя, что они же будут виновниками и спасения других. А сказав и о спасении их, и об освящении верою и жертвою, Он говорит, наконец, о единомыслии и тем заключает Свое слово. Этим Он начал, этим и оканчивает. В начале Он сказал: заповедь новую даю вам (13, 34), а теперь: в Нас едино будут, якоже Ты, Отче, во Мне, и Аз в Тебе (17, 21). Слово якоже опять не означает, по отношению к ученикам, точного равенства, потому что для них таковое и невозможно было. Оно значит: сколько возможно для людей, – подобно тому, как и в словах: будите милосерды, якоже и Отец ваш (Лк 6:36). А что значит: в Нас? По вере в Нас. Так как ничто столько не соблазняет всех, как раздор, то он старается, чтобы были едино. Что же, скажешь, достиг ли Он этого? И очень достиг, – потому что все, уверовавшие чрез Апостолов, суть едино, хотя некоторые из них и отделились. Впрочем, и это (отделение) не укрылось от Него; напротив, Он предсказал и о нем и показал, что оно происходит от человеческого нерадения. Да и мир веру имет, яко Ты Мя послал еси (17, 21). Это же самое Он говорит и в начале: о сем разумеют вси, яко Мои ученицы есте, аще любовь имате между собою (13, 35). Но каким образом другие могли чрез это уверовать? Уверуют, говорит, потому что Ты – Бог мира. Итак, если они будут соблюдать все то, чему научились, то слушающие их узнают Учителя по ученикам. Если же они будут в несогласии, то никто не скажет, что они – ученики Бога мира; а не признавая Меня миротворцем, никто не будет исповедовать и того, что Я послан Тобою. Видишь ли, как до самого конца Он старается утвердить Свое единомыслие с Отцом?

  • 20.

    Не о сих же молю токмо, но и о верующих словесе их ради в Мя

    См. Толкование на (Ин 17:19)

  • 21.

    да вси едино будут: якоже Ты, Отче, во Мне, и Аз в Тебе, да и тии в Нас едино будут: да (и) мир веру имет, яко Ты Мя послал еси:

    См. Толкование на (Ин 17:19)

  • 22.

    и Аз славу, юже дал еси Мне, дах им: да будут едино, якоже Мы едино есма

    И Аз славу, юже дал еси Мне, дах им (17, 22), то есть славу чудес, славу учения и славу – да будут единодушны, потому что и в том слава: да будут едино, и слава – больше чудес. Как по отношению к Богу мы изумляемся, что в естестве Его нет ни несогласия, ни борьбы, и это – величайшая слава, так, говорит, и они да прославятся тем же. Но почему же, скажешь, Он просит Отца даровать им это, тогда как, по Его же словам, дает Сам? Говорит ли Он, действительно, о чудесах, или о единомыслии, или о мире, – везде видно, что Он Сам преподал им это. Все это показывает, что Он просит для утешения их.

  • 23.

    Ст. 23-24 Аз в них, и Ты во Мне: да будут совершени во едино, и да разумеет мир, яко Ты Мя послал еси и возлюбил еси их, якоже Мене возлюбил еси. Отче, ихже дал еси Мне, хощу, да идеже есмь Аз, и тии будут со Мною, да видят славу Мою, юже дал еси Мне, яко возлюбил Мя еси прежде сложения мира.

    Аз в них, и Ты во Мне (ст. 23). Каким образом Он дал славу? Тем, что Он пребывал в них Сам, имея с Собою и Отца, чтобы теснее соединить их. А в другом месте Он говорит не так: не чрез Него Отец приидет, но Сам Он и Отец приидут, и обитель у него сотворят (14, 23). Таким образом, там Он уничтожает мнение Савелия, а здесь – Ария. Да будут совершени во едино, и да разумеет мир, яко Ты Мя послал еси (17, 23). Часто повторяет это, чтобы показать, что мир может привлекать больше, чем чудеса. И действительно, как вражда имеет силу разделять, так согласие – соединять. И Я возлюбил их, якоже Мене возлюбил еси (ст. 23). Опять и здесь слово якоже означает – столько, сколько человек может быть любим. А доказательство этой любви то, что Он Себя Самого предал за них. Сказав таким образом, что будут в безопасности, что они не совратятся, что они будут святы, что многие уверуют чрез них, что они сподобятся великой славы, что не только Сам Он возлюбил их, но и Отец, – Христос говорит, наконец, и о том, что будет (с ними) по отшествии отсюда, о наградах и венцах, им уготованных. Отче, говорит Он, ихже дал еси Мне, хощу, да идеже есмь Аз, и тии будут со Мною (ст. 24). А этого они всегда и домогались, говоря: камо идеши? (14, 5). Но что Ты говоришь? Ты просишь, чтобы получить это, а Сам еще не имеешь? Как же Ты сказал им: сядете на двоюнадесяте престолу (Мф 19:28)? Как обещал много и другого, еще большего? Видишь ли, что Он говорит все это приспособительно? Иначе, как бы Он мог сказать: последи же идеши (Ин 13:36)? Очевидно, Он говорит так для большего удостоверения в любви. Да видят славу Мою, юже дал еси Мне (17, 24). Это опять доказательство единомыслия с Отцом. Оно, конечно, выше прежних, потому что Он сказал: прежде сложения мира (ст. 24); но и в нем есть некоторое приспособление, так как Он говорит: дал еси Мне. Если же это не так, то я очень желал бы спросить противников: тот, кто дает, – дает, конечно, кому-либо существующему? Итак, неужели Отец прежде родил Сына, и уже после дал Ему славу, а сначала оставил Его без славы? Но как можно допустить это? Видишь ли, что слово: дал значит то же, что родил?

    Почему же Христос не сказал: да будут причастниками славы, но: да видят славу? Этим Он намекает на то, что все блаженство состоит именно в созерцании Сына Божия; а отсюда происходит уже и слава. Так и Павел говорит: откровенным лицем славу Господню взирающе (2 Кор 3:18). В самом деле, как те, которые смотрят на солнечные лучи и наслаждаются прозрачнейшим воздухом, получают удовольствие чрез зрение, так и тогда, но гораздо в высшей степени, созерцание доставит нам наслаждение. В то же время Христос здесь показывает, что предметом созерцания будет не то, что подлежит обыкновенному зрению, но некая поразительная сущность.

  • 24.

    Отче, ихже дал еси Мне, хощу, да идеже есмь Аз, и тии будут со Мною, да видят славу Мою, юже дал еси Мне, яко возлюбил Мя еси прежде сложения мира.

    См. Толкование на (Ин 17:23)

  • 25.

    Ст. 25-26 Отче праведный, и мир Тебе не позна, Аз же Тя познах, и сии познаша, яко Ты Мя послал еси: и сказах им имя Твое, и скажу, да любы, еюже Мя еси возлюбил, в них будет, и Аз в них.

    Отче праведный, и мир Тебе не позна (Ин 17:25). Что это значит? Какая здесь последовательность? Этим показывает, что никто не знает Бога, кроме тех, которые познали Сына. Смысл слов Его следующий: Я хотел бы, чтобы все были в этом состоянии; но не (все) познали Тебя, хотя и ничего не могут сказать в свое оправдание. Вот это именно и значат слова: Отче праведный. В этих словах, мне кажется, Он выражает и негодование на то, что не хотели познать столь Благого и Праведного. Так как иудеи говорили, что Бога они знают, а Его не знают, то против этого Он говорит: яко возлюбил Мя еси прежде сложения мира (ст. 24), и тем защищает Себя от иудейских обвинений. В самом деле, Тот, Кто приял славу, Кто возлюблен прежде сложения мира, Кто желает их самих иметь свидетелями этой славы, – как мог быть Он противником Отцу? Несправедливо, значит, то, что говорят иудеи, будто они знают Тебя, а Я не знаю; напротив, Я знаю Тебя, другие же Тебя не познали. И сии познаша, яко Ты Мя послал еси (ст. 25). Видишь ли, что Он намекает на тех, которые говорили, будто Он не от Бога, и к этому направляет все слово? И сказах им имя Твое, и скажу (ст. 26). Но ведь Ты сказал, что совершенное знание даруется Духом? Так; но что принадлежит Духу, то – Мое. Да любы, еюже Мя еси возлюбил, в них будет, и Аз в них (ст. 26). Когда они уразумеют, кто Ты, тогда узнают, что Я не чужд, но весьма любим, что Я истинный Сын и соединен с Тобою. Убедившись же в этом, как должно, они соблюдут и веру в Меня, и твердую любовь. А когда они будут любить, как должно, тогда Я буду пребывать в них. Видишь ли, к какому прекрасному Он пришел концу, заключив речь словом о любви, матери всех благ? Будем же веровать и любить Бога, чтобы и о нас не было сказано: Бога исповедуют ведети, а делы отмещутся Его (Тит 1:16), и еще: веры отверглся есть и невернаго горший есть (1 Тим 5:8).

  • 26.

    и сказах им имя Твое, и скажу, да любы, еюже Мя еси возлюбил, в них будет, и Аз в них.

    См. Толкование на (Ин 17:25)

1.«После сих слов»: по окончании всей последней прощальной беседы Господа с учениками, начатой в пасхальной горнице (Ин. 13:31), продолженной на пути в Гефсиманию (Ин. 14:31) и оконченной вероятно перед переходом через поток Кедрон в сад Гефсиманский (Ин. 18:1). Оставалось уже очень мало времени до того часа, в который Он будет взят и начнется Его осуждение, потом страдания и затем позорная, по мнению мира, смерть Его на кресте. Все это малое время Господь употребляет на молитву к Отцу своему Небесному, сначала на иерусалимской стороне Кедрона, быть может, на одном из холмов, с которого виден был и Иерусалим, и Гефсимания, и Голгофа и Елеон, а потом – в саду Гефсиманском. Первая молитва – торжественная, в присутствии учеников, вторая – сокровенная, в уединение сада; первая – победная, вторая – скорбная. Первую называют первосвященнической молитвой, так как главным предметом ее служит предстоящая великая жертва Христова и ее необъятное значение для мира. – «Возвел очи Свои на небо»: естественный при молитве порыв души к созерцанию живого Бога, величие которого особенным образом является на небесах (ср. Ин. 11:41Деян. 7:55). – «Отче, пришел час»: час страданий и смерти Господа, как переход к славе Его небесной (ср. Ин. 12:27 и парал.). – «Прославь Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тебя»: под прославлением Сына разумеется вознесение Его в небесную славу Отца (см. ст. 5); под прославлением Отца Сыном разумеется откровение славы Божией действиями прославленного Богочеловека в утверждении и распространении нового царства Божия на земле (ст. 2). Ср. прим. к Ин. 13:31 и к Ин. 12:28. Но так как это прославление есть плод или следствие искупительной смерти Христовой: то под прославлением Сына Отцом и Отца Сыном разумеется вообще слава их, явленная во искуплении человечества смертью Сына по любви Отца и к Сыну и человечеству (Ин. 3:16). Эта общая мысль раскрывается далее (2-5) в более частных чертах.

2.Глубочайшее основание этого прославления Сына Отцом и Отца Сыном есть искупление человечества Сыном или – что то же – вечная жизнь искупленных (2-3), что совершил Христос (4) и чем приобрел и по человечеству своему право на ту славу, какую имел всегда по божеству своему (5). – «Ты дал Ему власть над всякою плотью»: Сын Божий, как Бог и Творец всего мира и человека, всегда имел власть над всем миром и над всем человечеством; по вечному определению Божию эта неограниченная власть дана и воплотившемуся Сыну Божию по Его воплощении (ср. Еф. 1:10) для искупления всего человечества от греха или для дарования «вечной жизни» миру в духовном единении Его с примиренным Богом (ср. Ин. 6:51 и прим. к Ин. 5:24 и парал.). Но так как не все человечество, не всякая плоть воспользуется плодами искупительной смерти Богочеловека, ибо не все усвоят их себе верою в Него: то плоды сии будут только в тех, кого Отец дал Сыну («что Ты дал Ему») или, по другому изречению Господа, кого Отец Небесный привлечет к Нему, т.е. которые уверуют в Него (см. прим. к Ин. 6:37-44). Таковым «Он даст жизнь вечную» в единении с примиренным Богом (см. прим. к Ин. 3:15-16 и парал.). – «Всякою плотью» называется в Писании все человечество (ср. Лк. 3:6Деян. 2:17 и др.).

3.«Сия же есть жизнь вечная» и пр.: Господь определяет частнее, что есть жизнь вечная и именно – в отношении к прославлению Отца (ст. 1). Вечная жизнь человека состоит в познании Отца Небесного, как единого истинного Бога, и в познании посланного Им Иисуса, как Мессии. – «Познание» разумеется здесь как познание истинное («как должно знать», 1Кор. 8:2), основывающееся на вере, порождаемое и сопутствуемое верою, познание живое и действенное, а не рассудочное только и холодное (каковое нередко бывает мертво и недейственно), познание, обнимающее все способности души (Ин. 14:20). – «Тебя единого истинного Бога»: в противоположность ложным и мнимым богам языческого мира (ср. 1Кор. 8:5. ср. Вас. В. 3, 175. Григ. Богосл. 3, 92). – «Иисуса Христа», т.е. как Искупителя мира. Таковое познание объемлет всю сущность христианского познания по его содержанию: ибо таковым познанием (которое нераздельно с верою) усвояются познающим или верующим искупительные заслуги Спасителя, как истинного посланника единого истинного Бога. Посему такое познание есть жизнь вечная, ибо поставляет человека в духовное единение с источником вечной жизни – Богом и Христом (ср. прим. к Ин. 3:14-16).

4-5.«Я прославил Тебя на земле» и пр.: Господь свидетельствует перед Отцом своим Небесным, что дело искупления человечества, которое составляет глубочайшее основание Его молитвы о прославлении Себя (ст. 1), совершено Им и тем прославлен Сам Отец Небесный. Вся жизнь Господа по Его вочеловечении, все Его учение и все Его действия являли славу Божию, но особенно – Его смерть искупительная и последовавшее за тем воскресение; смертью Его совершено то дело, которое в предвечном совете Божием положено было Ему совершить («Ты поручил Мне исполнить»), а всею жизнью Его совершено дело возвещения людям божественной истины, которую Он должен был возвестить. Перед духовным взором Господа, совершенно готового на смерть, все Его дело представляется уже оконченным («прославил», «совершил»; ср. прим. к Ин. 13:31Ин. 12:31). Теперь Ему следует уже по человечеству войти в славу божественную, и Господь молит Отца Своего Небесного ввести Его в славу сию. – «Ныне», когда Я уже совершил дело свое на земле, «прославь», введи и по человечеству в ту славу, у «Тебя Самого» – на небе, в единении с Тобою (Кол. 3:3), в отличие от славы Его «на земле» (ст. 4), «которую Я имел у Тебя» по божеству Моему, «прежде бытия мира», т.е. от вечности (Ин. 1:1Ин. 8:58), как славу Единородного Сына Божия, Бога Слова. При воплощении Слова эта вечная слава Его как бы скрылась в воспринятом образе раба (Флп. 2:7 и дал.). По совершении же Им дела искупления, Он, как уже Богочеловек, должен восприять прежнюю славу свою как Бога, славу вечную. «Естество плоти еще не было прославлено, так как оно не сподоблялось еще нетления и не приобщалось царского престола. Посему-то и говорит: «прослави Мя», т.е. Мое человеческое естество, которое теперь не в чести, которое будет распято, и возведи оное в ту славу, которую Я – Слово и Сын Твой, имел у Тебя прежде бытия мира. Ибо естество человеческое Он с Собою посадил на престоле царском и теперь поклоняется Ему всякая тварь» (Феофил. ср. Злат.). Господь «молит» о введении Его в сию славу, хотя, как Бог, имеет право на нее и, как Искупитель, приобрел сие право, – молит потому, что во всех своих действиях на земле Он выражает полную зависимость от Отца Своего Небесного, смирив Себя (Флп. 2:8).

6-8.Молитва Господа о Себе окончена, и Он молится затем о своих учениках – тех, которым передаст, по своем отшествии в небесную славу, дело распространения и утверждения на земле нового царства своего. Два главных предмета Его молитвы о них: «соблюди» (11) и «освяти» (17); остальные черты все относятся к раскрытию и уяснению сих двух. – «Я открыл имя Твое»: – имя вместо лица, его свойств и действий; открыл имя Бога – то же, что открыл самого Бога, соответственно изречению – «да знают Тебя, единого истинного Бога» (ст. 3). Откровение о Боге, сообщенное людям Христом, полнее и совершеннее, чем все прежде бывшие откровения (Евр. 1:1), ибо никто не знает Отца так, как Сын (Мф. 11:25-27). Господь открыл имя Божие именно в смысле христианском, т.е. изъяснил вполне план искупления человечества смертью Своею, и в этом смысле только Он сообщил полное понятие о Боге. – «Которых Ты дал Мне от мира», – т.е. отделил от неверующего мира и сделал Моими ближайшими учениками (ср. Ин. 15:19Ин. 15:8, 11Ин. 16:30). Господь всем открывал имя Божие, кто слушал Его, но Он говорит здесь только об учениках своих, о которых молится, потому что они вполне приняли учение Его и уверовали в Него (ст. 8) и потому, что им полнее открыто было имя Божие или полнее преподано учение о Боге. – «Они были Твои»: все люди, как творения Божии, суть Божии; в частности евреи, как избранный народ Божий, были Божии; но не в этом общем смысле говорится здесь, что апостолы были Божии. Они были Божии по особенному нравственному настроению их духа, которое в речах Господа означается выражениями: «быть от Бога» (Ин. 7:17Ин. 8:47), «быть от истины» (Ин. 18:37), творить истину (Ин. 3:21), в силу чего они принадлежали к числу истинных израильтян (Ин. 1:47). – «Ты дал их Мне»: через привлечение и внутреннее научение, о котором прежде говорил Христос (ср. Ин. 6:37, 44-45, 65 и прим.), и таким образом они стали отделенными от мира и соединенными со Христом. Они пребыли верны этому духовному единению, ибо «сохранили слово Твое» – в вере и деле (ср. Ин. 7:16Ин. 8:51Ин. 12:48 и д. Ин. 14:23), уверовали учению Моему, которое есть и Твое учение, сохранили и сохраняет его в своем сознании, как учение именно Твое, божественное. – «Ныне уразумели», – по вере в слово Мое убедились, – «что все, что Ты дал Мне, от Тебя есть»: речь идет не только об учении Господа, как принятом от Отца, но о всем деле Христовом, которое Отец поручил исполнить Сыну (ст. 4). Ученики уразумели, что все это дело, совершаемое их Учителем в мире, есть дело божественное, Богом Отцом определенное и по сему определению Сыном исполняемое. Не вполне понимали еще они это дело во всем его объеме и величии, еще многое не открыто им было о сем, потому что многого еще не способны были они вместить и только со временем будут способны к тому (Ин. 16:12-13); но все это дело Божие они уразумели теперь из всего хода дела и учения Христова, и – этого было довольно; остальное они уразумеют, когда придет к ним другой Утешитель (Ин. 14:26Ин. 15:26). – средства, какими достигли они такого уразумения суть – 1) со стороны самого Господа – то, что учение, принятое Им от Отца Он передал им: «слова, которые Ты дал мне, Я передал им» (ср. Ин. 7:16 и д. Ин. 12:49-50 и прим.); 2) со стороны их самих – то, что они это учение приняли с верою и вследствие сего убедились и уразумели истинно, что Я Мессия (ср. Ин. 16:30).

9-10.«Я о них молю, не о всем мире молю»: они достойны Твоей отеческой любви и сохранения, по указанной причине, особенно, – не как мир, не принявший учения Твоего и не уверовавший в Меня – Мессию. И этот неверующий мир не исключается совершенно из молитвы Господа, но только выставляются преимущества учеников перед миром, по которым они достойны особенного попечения о них Отца Небесного: Я теперь только о тех молю, которые действительно достойны просимой Мною благодати. – Господь Сам повелел молиться за этот мир (Ин. 5:44 и парал.) и Сам молился за него, но не в том смысле, в каком Он молится теперь за учеников, как достойных особенного покровительства Божия. – «Отче, прости им», молился Он за Своих даже распинателей, представителей в этом случае враждебного Ему и Богу мира; но основанием своей молитвы ставит не то, что здесь – в молитве за учеников, что они уразумели, приняли и уверовали, а то, что «не знают они, что делают» (Лк. 23:34). Далее, в этой же первосвященнической молитве, в словах – «да уверует мир», что Ты Меня послал (ст. 21) – содержится молитва о мире, но опять основание ее другое там, чем здесь – в молитве за учеников. – Прежде чем выразить самый предмет молитвы за учеников – чего Он просит им, Господь еще указывает причины, почему Он молится особенно о них, а не о всем мире: 1) «Ты их дал Мне» (ср. ст. 6 и парал.), – можешь ли же не взять их под особенное Твое охранение и попечение? 2) Хотя Ты Мне их дал, но тем не менее однако же они Твои, потому что все у нас с Тобою одно (кроме конечно особенных личных свойств Отца и Сына, – нерожденность Отца, рожденность Сына и исхождение Св. Духа от Отца) и общее, и что Я от Тебя принял, принял только для того, чтобы снова привести к Тебе (Ин. 14:6, ср. 1Кор. 15:24 и д.). «Человек может сказать Богу: все мое – Твое, но только Сын может сказать – все Твое – Мое». 3) Наконец, отныне они – носители славы Сына на земле и потому достойны особенной любви Божией и охранения: «Я прославился в них», в их деятельности на земле. Господь созерцает в духе деятельность их как бы уже совершающуюся и даже совершенную, оконченную (ср. ст. 4).

11.«Я уже не в мире, но они в мире»: это еще особенное побуждение к молитве о них и к тому, чтобы Отец Небесный взял их под свое особенное покровительство; они не только достойны сего, но теперь особенно нуждаются в сем, так как остаются одни среди враждебного им мира, который их ненавидит (Ин. 15:18-19), одни – по Моем телесном отшествии от них ко Отцу (ср. ст. 12). Господь в духе представляет свое дело на земле как бы уже совершившимся, оконченным. – За сим, с воззванием – «Отче Святый», изрекается самый предмет молитвы об учениках: «соблюди их во имя Твое». «Святый» (как после – праведный, ст. 25) присоединяется здесь к имени Отца в соответствие с самым предметом молитвы. Соблюдение учеников во имя Отца соответствует именно святости Божией, которой совершенно противоположна греховность мира, в коем остаются ученики. Оставленные в этом не святом, греховном мире, они имеют особенную нужду в том, чтобы Отец Небесный «соблюл» их чистыми и святыми в мире. Соблюди их «во имя Твое» (или, точнее, «в имени Твоем»): в той сфере откровений божественных им и благодати божественной, которая обнимается понятием имени Божия. Эта сфера – божественной истины и благодати, и соблюдение в ней означает соблюдение в истине и нравственной чистоте. Таким образом Господь молится, чтобы ученики Его, по особенному попечению Отца Небесного о них, не отпали от истины Христовой, но постоянно в ней пребывали, чтобы ложь мира их не колебала, и чтобы оставались они среди этого нечистого грешного мира чистыми и святыми. – Цель и следствие такого соблюдения: «чтобы они были едино, как и Мы», т.е. чтобы они были в духовном единении веры и любви как между собою, так и со Мною и с Тобою, чтобы не прерывалось это духовное нравственное единение и чтобы кто-либо отделившись от этого единения, не погиб (ст. 12). Выражение – «как» Мы означает, что как по существу своему Отец и Сын – одно, так общением в вере и познании сего существа («имя Твое») ученики также составляют одно. Но общение их со Христом и Отцом может быть только нравственное, а не по существу (ср. прим. к Ин. 14:20).

12-13.«Когда Я был с ними в мире» и пр.: в том же духе продолжает Господь, считая уже дело свое на земле совершившимся и представляя Себя уже вознесшимся от земли. Слова Господа в этом стихе относятся к разъяснению сказанного непосредственно перед сим, в ст. 11; именно к выяснению понятия – «соблюди их». – Во время Своей земной жизни с учениками Господь Сам делал в отношении к ним то, о чем просит теперь Отца своего Небесного. Он соблюдал их «во имя Отца» (ср. ст. 11) – в истине и чистоте (Ин. 13:10), и – сохранил, и никто из них не уклонился от истины Божией в ложь мира и не подпал влиянию нечистоты мирской, и таким образом никто из них «не погиб», кроме одного сына погибели, который погиб по собственной вине, и о погибели которого предвозвещено было в Писании. – «Сын погибели» – то же, что человек погибший, потерянный, точно также как «сын света» означает человека просвещенного (ср. Ин. 12:36). Разумеется здесь погибель вечная, духовная, через отпадение от источника жизни (ср. Мф. 23:15). – «Да сбудется Писание»: разумеется пророчество о вероломном предателе, указанное Господом по умовении ног ученикам и содержащееся в псалме 40 (Пс. 40:10, ср. Ин. 13:18). – «Ныне же», повторяет Господь (ст. 11), «к Тебе иду, и сие говорю в мире», заключает Он раскрытие мысли своей, т.е. приношу Тебе молитву Мою об учениках, о соблюдении их в имени Твоем, когда Я лично уже не буду, обращаясь с ними как доселе, соблюдать их, – приношу Тебе эту молитву Мою о них, для того, чтобы они – свидетели и вместе предмет этой молитвы Моей – зная, что Ты услышишь Меня и исполнишь молитву Мою, и будучи тем уверены, что Ты будешь соблюдать их во имя Твое, «имели в себе радость Мою совершенную» (см. Ин. 15:11), радовались тою же радостью, какою радуюсь Я перед лицом предстоящих Мне страданий и последующей славы; пусть и последнее облако печали в сердце их рассеется и оно наполнится одною только радостью.

14-16.Изложение первого предмета молитвы об учениках («соблюди их») окончено; начинается изложение второго предмета молитвы о них – «освяти их», и предваряется, как и первое, изложением побуждений и оснований к молитве именно об этом. – «Я предал им слово Твое» и пр. Слово Господа, учение Его, переданное ученикам как слово Божие и принятое ими как таковое, возбудило против них ненависть мира, как и против самого Его (см. прим. к Ин. 15:18 и д.), и они должны остаться в этом враждебном им мире для высоких целей распространения и утверждения царства Моего на земле. Посему «не молю, чтобы Ты взял их» из среды этого враждебного им мира теперь же, но молю только о том, «чтобы Ты сохранил от зла», от того зла, какое может причинить им этот враждебный им мир вместе с князем мира (ср. Мф. 6:13Лк. 11:4). – «Они не от міра» и пр.: см. прим. к Ин. 15:19. – «Как и Я не от міра»: «этим не смущайся. Слово – «как» не означает здесь совершенного сходства. Как в том случае, когда говорится о Христе и об Отце, словом «как» выражается полное равенство: так тогда, когда говорится о нас и о Христе, оно допускает великое различие, по причине великой и беспредельной разности между Его и нашим естеством» (Злат., ср. Феофил.).

17-19.«Освяти их истиною Твоею»: ученики уже пребывали «во истине», ибо переданное им Христом от Бога учение («слово») они приняли и уразумели и уверовали в Иисуса как Мессию, а в этом – сущность христианской истины. Господь молит теперь Отца Своего Небесного не о том только, чтобы Он сохранил их в этой истине (молитва о сем выше, ст. 11), а о том, чтобы благоволил освятить их в этой истине. «Освятить» значит в общем смысле сделать святым, в частном – принести в жертву Богу или отделить их для особенного служения Богу. В приложении к апостолам освящение их означает поставление их на дело особенного служения Богу, их особенное должностное служение, именно как проповедников и служителей Евангелия (ст. 18), поставление – через сообщение им особенных даров и сил для прохождения сего служения. Это совершилось в излиянии на них даров Св. Духа (Ин. 14:17Ин. 15:26Ин. 16:7 и д.). В сем особенно открылась истина Божия, как и называется Дух Святой Духом истины во всей последней беседе Господа, где Он говорит о Нем, как ином Утешителе. – «Слово Твое есть истина»: т.е. освяти их истиною в Духе Святом, для служения особенного их этой самой истине, которая есть слово Твое или учение Твое, следовательно для особенного служения слову Твоему или учению истины, которое они должны распространить и утвердить в мире после Его отшествия от них к Отцу. Это особенное служение их должно простираться до самоотвержения, до принесения себя в жертву истине или слову истины, и в сем случае они будут как жертва посвященная и освященная Богу. Таков здесь смысл молитвы – «освяти»: отдели их Себе на особенное служение Тебе в слове истины, даруй им потребные к тому силы и особенные дарования, и прими их как посвященную Тебе жертву, приносимую ими в сем служении до самоотвержения (ср. Злат. и Феофил.). Ученикам Господа потребно таковое освещение именно потому, что они предназначаются на такое особенное служение. Бог, посылая в мир Сына Своего Единородного на особенное служение, «освятил Его» (Ин. 10:36; см. прим); и для апостолов, посылаемых в мир также на особенное служение, нужно также освящение от Отца: «как Ты послал Меня в мир, так и Я послал их в мир»: следовательно как освятил Ты Меня, так освяти и их («как»: ср. прим. к ст. 14). Послание учеников на всемирную проповедь совершилось по воскресении Господа (ср. Ин. 20:21Мф. 28:19), но Господь во всей этой молитве созерцает дело свое как бы уже совершившимся, и притом в самом избрании апостолов заключалась уже мысль о таковом их служении. – «И за них Я посвящаю Себя» (тоже – освящаю): освященный от Отца перед посланием в мир (Ин. 10:36), Господь Сам совершает во времени это освящение принесением Себя в жертву святому и праведному Богу за грешный мир (Евр. 9:14Еф. 5:2; ср. Злат. и Феофил.). Это освящение Себя Христом отличается таким образом от освящения апостолов тем, что Христос есть вместе и первосвященник и жертва, и потому Сам освящает Себя, апостолы же должны быть освящены Богом в Духе Святом, как жертвы за истину слова. – «Чтобы и они были освящены»: Христос принесением Себя в жертву освятил Себя за всех, так как жертва принесена была всех, чтобы все освящены были; но Он говорит здесь только об учениках потому, что только о них молится Он теперь (ср. ст. 9 и прим.), и в отношении к ним освящение Себя Господом имеет особую цель, чтобы именно они освящены были истиною для особенного служения их Богу и миру. – «Истиною»: здесь нужно принимать это слово (в греческом без члена) в смысле «истинно», как означение противоположности высшего духовного освящения образному освящению левитского священства и жертв. «И за них Я посвящаю Себя», т.е. приношу в жертву. Так Ты и их освяти, т.е. отдели в жертву на проповедь и поставь их свидетелями истины и жертвою. Ибо все, принесенное в жертву называется святым. – «Чтобы и они», как Я, «были освящены» и принесены в жертву Тебе, Богу, не как жертвы подзаконные; закалаемые в образе, но «во истину»… Итак, освяти и посвяти души учеников и сделай их истинными приношениями, или укрепи их потерпеть и смерть за истину» (Феофил., и Злат.).

20-21.Молитва Господа о Себе и учениках оканчивается молитвою о всех верующих в Него по слову учеников, или вследствие их проповеди. Предмет этой молитвы – «да будут все едино» (ст. 21) и – «да видят славу Мою» (ст. 24), т.е. предмет этой молитвы – вся Церковь Христова в ее шествии от славы в славу, от веры к единению с Богом и от сего и всем – к славе Сына и Бога. Это – исполнение той великой цели, для которой Господь создал человека, содержание той премудрости Божией тайной, сокровенной, которую предназначил Бог прежде веков к славе нашей (1Кор. 2:7). Эта молитва – не о единении верующих только между собою, но о единении всего тела Церкви с Главою ее Христом и через Него с Богом в вечной славе и любви Отца и Сына и Св. Духа. – «О верующих в Меня по слову их»: верующие созерцаются еще только в идее, вся совокупность будущих верующих, ибо в настоящем еще не было почти верующих по слову их. Так как «слово их», запечетленное Духом, содержится в их Писаниях, предназначенных для всех времен: то очевидно в этом изречении содержится и указание величайшей важности апостольских писаний, и – указание на верующих по этому слову их во все времена. – «Да будут все едино»: в единении духа, стремлений, любви и т.п. на основании веры (ср. Еф. 4:3Деян. 4:32). – «Как Ты, Отче, во Мне и Я в Тебе»: см. прим. к Ин. 10:38Ин. 14:10, 20. – «И они да будут в Нас едино»: см. прим. к Ин. 14:20Ин. 15:5-6. «Частица – как опять не означает совершенного равенства. Ибо нам невозможно объединиться друг с другом так, как Отец с Сыном» (Феофил., ср. Злат.). Разумеется единение верующих со Христом и Богом нравственное, по образу и подобию единения Сына с Отцом по существу или природе. – Такой духовный организм Церкви на земле будет таким поразительным явлением, что при созерцании его самый неверующий и враждебный делу Христову мир будет мало по малу приходить и придет к вере в Иисуса, как Мессию: «да уверует мир, что Ты послал Меня». Это начало приходить в исполнение с самых первых времен христианства, идет через всю его историю и придет в совершении по исполнении времен: первое малое общество верующих во Христа было явлением, которое все более и более привлекало неверующий иудейский мир в недра Христовой Церкви (ср. Деян. 21:20); по перенесении христианства в среду языческих обществ, быстро возрастала Церковь Христова, и враждебный языческий мир все более и более переходил на сторону христианства; наконец по пророческому изображению ап. Павла, и самый враждебный представитель неверующего и враждебного мира – народ еврейский в массе, как национальность – придет к вере во Христа (Рим. 11:25 и д.). Исключаются из сего только отдельные члены этого враждебного мира, которые ослепли духовно и ожесточились сердцем, для которых вера во Христа (Мессию) стала нравственною невозможностью (ср. Ин. 12:39-40).

22-24.Это единение всех верующих по слову апостолов между собою и Богом Отцом и Христом во Св. Духе Господь определяет частнее, как единение во славе Бога и Христа. Если в предшествующих словах молитвы о всех верующих (ст. 20-21) тело Церкви созерцается еще на земле: то здесь (ст. 22-24) оно созерцается уже в небесной славе в единении с Богом в Небесном царстве Мессии. – «Славу, которую Ты дал Мне», т.е. славу Небесную, в которую вознесен Богочеловек как Искупитель мира (ст. 1, 5, 24), «Я дал им», т.е. верующим, дал как возможность сопрославления со Мною, которая перейдет в самую действительность такового сопрославления (ср. Рим. 8:17, 24, 30), и по этой дарованной им славе они будут едино в этой славе между собою и с Нами (ср. прим. к ст. 21 и парал.). Да будет это единое «прославленное» тело Церкви с главою – Христом в славном единении с Отцом во Св. Духе! – «Я в них и Ты во Мне»: см. прим. к ст. 21 и парал. Ин. 14:20. – «да будут совершены воедино»: да будет это единение совершенное во славе, полное, целостное, вполне совершенное. – «Да познает мир» и пр.: созерцая земное тело Церкви, мир пораженный мало по малу уверует (кроме совершенно ослепших) в Иисуса, как Мессию (ст. 21); созерцая небесное славное тело Церкви, мир «не уверует, но познает», т.е. волею или неволею весь даже совершенно враждебный Христу мир созерцанием этого зрелища будет доведен до сознания, что Господь Иисус есть истинный Мессия. Эта – та же идея, какую созерцательно выразил св. ап. Павел в словах об Иисусе Христе: Бог Его превознес – дабы перед именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца (Флп. 2:10-11). В этом прославленном теле Церкви мир неверующий волею-неволею убедится также, что «Ты, Отче, возлюбил их», т.е. верующих, «как возлюбил Меня», тою же отеческою любовью, какою Ты возлюбил Сына Твоего Единородного, как Искупителя мира (Ин. 3:16Еф. 1:5). Эту же мысль о единении всех верующих в славном царстве Отца и Сына и Св. Духа выразительно изрекает Господь в дальнейших словах: «Отче, хочу» и пр. Хочу: это – завещание умирающего, воля которого должна быть исполнена. Выражая эту волю, умирающий за живот мира Господь тем же самым выражает уверенность, что Отец Небесный исполнит эту Его волю, нераздельную с Его волею. – «Которых Ты дал Мне»: по связи речи – всех верующих по слову апостолов и самих апостолов, т.е. всю Церковь Христову в истинных живых членах ее (ст. 20, 2, 5). – «Чтобы там, где был Я, и они были со Мною»: т.е. на небе, или в дому Отца Небесного, где обителей много (Ин. 14:2-4Лк. 24:51 и парал.), где и Господь пребывает, как Богочеловек с прославленным телом своим. – «Да видят славу Мою»: славу небесную (ст. 22, 5). «Видят» – в смысле созерцают (θεωρῶσιν), что указывает на участие созерцающего в созерцаемом, и следовательно выражается мысль о том же единении в славе Христовой верующих в Него. – Основание этой славы Христа – любовь к Нему Отца Небесного, любовь вечная (ст. 5, 23), точно так же, как и основание сопрославления верующих с Ним – та же любовь к ним, как и к Сыну Его возлюбленному (23). Любовь и вследствие ее слава – вот внутреннейшая основа Церкви Христовой на земле и на небе.

25-26.В окончании первосвященнической молитвы Господа сосредотачивается все, что сказано в этот вечно великий вечер в прощальной беседе с учениками, которая в свою очередь сосредотачивает в себе все, что сказано и сделано Господом во все время Его общественного служения. – Призывается на суд «правда Божия», в удовлетворение которой Он принес Себя в жертву за мир и перед судом этой правды представляется все совершенное Господом и имеющее еще совершиться. – «Отче праведный»: не перед милостью Твоею приносится все дело, совершенное Единородным Сыном Твоим, но перед правдой Твоей – судящей; пусть будет суд Твой праведный над тем, что совершил посланный Тобою для искупления мира. – «Мир Тебя не познал»: ибо враждебно отнесся к посланному Тобою и предал Его смерти. – «А Я познал Тебя»: зная Тебя, как сущий в лоне Твоем (Ин. 1:18), Я познал и премудрость, сокровенную от родов, Твою премудрость в деле искупления и спасения мира. От меня и сии, т.е. верующие, между коими первые – эти ученики Мои, познали во Мне Мессию, следовательно познали и эту премудрость Твою в искуплении мира. – «И Я открыл им», по вере в Меня, «имя Твое», т.е. сообщил им полное по мере их способности теперь познание о Тебе, но они еще не все могут вместить теперь, а потому Я открою еще полнее им в последствии, по совершении дела искупления, когда пошлю им иного Утешителя, Св. Духа истины; открою через Него имя Твое и всем верующим в Меня. Совершением, венцом всего Моего дела есть и будет то, что любовь, которая составляет само существо Твое как Бога (1Ин. 4:8) и которая выразилась во всем деле, совершенном Мною («которою Ты возлюбил Меня»), «в них будет», составит основание их духовного единения с Тобою, вследствие чего и «Я в них». И таким образом «будет Бог все во всем» (1Кор. 15:28). Любовь всеобъемлющая, всесозидающая и всепроникающая будет всесовершающею в вечном славном царстве Бога Отца и Сына и Св. Духа!