< предыдущая глава   следующая глава >
Глава 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21

Глава 21

  • Закрыть сопоставления
  • 1.

    Посем явися паки Иисус учеником (Своим, востав от мертвых,) на мори Тивериадстем. Явися же сице:

    Посем явися учеником на мори Тивериадстем (21, 1). Видишь, что Он не постоянно обращается с ними и не так, как прежде? Явился вечером и скрылся; потом – еще однажды, спустя восемь дней, и опять скрылся; затем теперь – на море, и опять при великом страхе. Но что значит: явися? Из этого видно, что если бы Он не снизошел, то не был бы видим, так как тело Его было уже нетленно и бессмертно. А для чего упомянул о месте? Чтобы показать, что Христос избавил их от чрезмерного страха, так что они выходили уже из дома и ходили повсюду. Они уже не сидели, запершись в доме, но, избегая опасности от иудеев, отправились в Галилею. И вот Симон идет ловить рыбу. Так как Христос не постоянно находился с ними, а Дух Святой еще не был им дарован, и они оставались тогда без всякого поручения, то, не имея никакого дела, они обратились к своему промыслу.

  • 2.

    Ст. 2-11 бяху вкупе Симон Петр, и Фома нарицаемыи Близнец, и Нафанаил, иже (бе) от Каны Галилейския, и сына Зеведеова, и ина от ученик его два. Глагола им Симон Петр: иду рыбы ловити. Глаголаша ему: идем и мы с тобою. Изыдоша (же) и вседоша абие в корабль, и в ту нощь не яша ничесоже. Утру же бывшу, ста Иисус при брезе: не познаша же ученицы, яко Иисус есть. Глагола же им Иисус: дети, еда что снедно имате; Отвещаша Ему: ни. Он же рече им: вверзите мрежу о десную страну корабля и обрящете. Ввергоша же и ктому не можаху привлещи ея от множества рыб. Глагола же ученик той, егоже любляше Иисус, Петрови: Господь есть. Симон же Петр слышав, яко Господь есть, епендитом препоясася, бе бо наг, и ввержеся в море: а друзии ученицы кораблецем приидоша, не беша бо далече от земли, но яко две сте лактей, влекуще мрежу рыб. Егда убо излезоша на землю, видеша огнь лежащь и рыбу на нем лежащу и хлеб. (И) глагола им Иисус: принесите от рыб, яже ясте ныне. Влез (же) Симон Петр, извлече мрежу на землю, полну великих рыб сто (и) пятьдесят (и) три: и толико сущым, не проторжеся мрежа.

    Бяху вкупе Симон, и Фома, и Нафанаил, призванный Филиппом, и сына Зеведеова и ина два (ст. 2). Так как, говорю, у них не было никакого дела, то они пошли ловить рыбу и занимались этим ночью, потому что боялись. О ловле же рыбы говорит и Лука (5, 1–10), но разумеет не это событие, а другое. Прочие ученики пошли (за Петром), так как они уже не разлучались друг от друга, а вместе с тем хотели посмотреть на ловлю и с пользою употребить свободное время. Итак, они трудятся, и, когда утомились, им предстает Иисус, но не тотчас обнаруживает Себя, а сначала входит с ними в разговор. Он говорит им: еда что снедно имате? (ст. 5). Вступает в разговор совершенно по-человечески, как бы намереваясь что-нибудь купить у них. Когда же они отозвались, что у них нет ничего, Он повелел им бросить направо: они бросили и получили улов. А когда они узнали Его, то ученики Петр и Иоанн опять обнаруживают особенности своих характеров. Тот был пламеннее, а этот возвышеннее, тот стремительнее, а этот проницательнее. Поэтому Иоанн первый узнал Иисуса, а Петр первый пошел к Нему, – так как немалые были при этом и знамения. Какие же именно? Во-первых, поймано было множество рыбы; потом, мрежа не разорвалась; далее, они нашли готовыми уголья и рыбу лежащу и хлеб (ст. 9) прежде, чем достигли (берега). Теперь Христос творил уже не из готового вещества, как по некоторому смотрению творил прежде креста. Итак, Петр, как только узнал Его, бросил все – и рыбу, и мрежи, и препоясался. Видишь и почтительность, и любовь? Хотя ученики были в расстоянии двухсот локтей, но Петр, несмотря и на это, не захотел ожидать, пока придет на судне, но поспешил вплавь.

  • 3.

    Глагола им Симон Петр: иду рыбы ловити. Глаголаша ему: идем и мы с тобою. Изыдоша (же) и вседоша абие в корабль, и в ту нощь не яша ничесоже.

    См. Толкование на (Ин 21:2)

  • 4.

    Утру же бывшу, ста Иисус при брезе: не познаша же ученицы, яко Иисус есть.

    См. Толкование на (Ин 21:2)

  • 5.

    Глагола же им Иисус: дети, еда что снедно имате; Отвещаша Ему: ни.

    См. Толкование на (Ин 21:2)

  • 6.

    Он же рече им: вверзите мрежу о десную страну корабля и обрящете. Ввергоша же и ктому не можаху привлещи ея от множества рыб.

    См. Толкование на (Ин 21:2)

  • 7.

    Глагола же ученик той, егоже любляше Иисус, Петрови: Господь есть. Симон же Петр слышав, яко Господь есть, епендитом препоясася, бе бо наг, и ввержеся в море:

    См. Толкование на (Ин 21:2)

  • 8.

    а друзии ученицы кораблецем приидоша, не беша бо далече от земли, но яко две сте лактей, влекуще мрежу рыб.

    См. Толкование на (Ин 21:2)

  • 9.

    Егда убо излезоша на землю, видеша огнь лежащь и рыбу на нем лежащу и хлеб.

    См. Толкование на (Ин 21:2)

  • 10.

    (И) глагола им Иисус: принесите от рыб, яже ясте ныне.

    См. Толкование на (Ин 21:2)

  • 11.

    Влез (же) Симон Петр, извлече мрежу на землю, полну великих рыб сто (и) пятьдесят (и) три: и толико сущым, не проторжеся мрежа.

    См. Толкование на (Ин 21:2)

  • 12.

    Ст. 12-14 Глагола им Иисус: приидите, обедуйте. Ни един же смеяше от ученик истязати Его: Ты кто еси; ведяще, яко Господь есть. Прииде же Иисус, и прият хлеб и даде им, и рыбу такожде. Се уже третие явися Иисус учеником Своим, востав от мертвых.

    Что же Иисус? Приидите, говорит, обедуйте. Ни един же смеяше истязати Его (ст. 12). Теперь они уже не имели своей обычной смелости, не дерзали, как прежде, и не обращались к Нему с речью, но в молчании, с великим страхом и благоговением сидели и смотрели на Него. Они знали, яко Господь есть (ст. 12), и потому не спрашивали: кто еси? Видя изменившееся лицо, исполненное необычайного величия, они были очень изумлены и хотели бы что-нибудь спросить об этом; но страх и сознание, что это был не другой кто, а именно Он, удерживали их от вопроса, и они лишь вкушали то, что Он создал Своею высокою властию. Здесь Он уже не взирает на небо и не делает ничего человеческого, как это было прежде, показывая, что и тогда это делалось по снисхождению. А что Он не постоянно и не так, как прежде, обращался с учениками, об этом говорит (евангелист): се уже третие явися им, востав от мертвых (ст. 14). Христос повелевает принести и часть рыбы, чтобы показать, что видимое ими – не призрак. Впрочем, здесь не говорится, чтобы Он Сам ел с ними, но Лука в другом месте говорит о Нем: с нимиже и ядый (Деян 1:4). Как это было, мы не можем сказать. Без сомнения, это происходило как-нибудь чудесно, не потому, чтобы естество еще нуждалось в пище, но – по снисхождению, для доказательства воскресения.

  • 13.

    Прииде же Иисус, и прият хлеб и даде им, и рыбу такожде.

    См. Толкование на (Ин 21:12)

  • 14.

    Се уже третие явися Иисус учеником Своим, востав от мертвых.

    См. Толкование на (Ин 21:12)

  • 15.

    Ст. 15-17 Егда же обедоваше, глагола Симону Петру Иисус: Симоне Ионин, любиши ли Мя паче сих; Глагола Ему: ей, Господи, Ты веси, яко люблю Тя. Глагола ему: паси агнцы Моя. Глагола ему паки второе: Симоне Ионин, любиши ли Мя; Глагола Ему: ей, Господи, Ты веси, яко люблю Тя. Глагола ему: паси овцы Моя. Глагола ему третие: Симоне Ионин, любиши ли Мя; Оскорбе (же) Петр, яко рече ему третие: любиши ли Мя; и глагола Ему: Господи, Ты вся веси: Ты веси, яко люблю Тя. Глагола ему Иисус: паси овцы Моя:

    Многое и другое может доставить нам дерзновение пред Богом и сделать нас славными и достопочтенными; но преимущественно пред всем – мы приобретаем благоволение свыше попечением о ближних. Вот этого и Христос требует от Петра. Когда трапеза учеников приходила к концу, глагола Симону Петру Иисус: Симоне Ионин, любиши ли Мя паче сих? Глагола Ему: ей, Господи, Ты веси, яко люблю Тя… Глагола ему: паси овцы Моя (21, 15, 16). Почему же, помимо других учеников, беседует об этом с Петром? Потому, что он был избранный из Апостолов, уста учеников, верховный в их лике, почему и Павел приходил некогда видеть его преимущественно пред другими. Вместе с тем Христос поручает ему попечение о братии и для того, чтобы показать, что отныне он должен иметь дерзновение, так как отречение его предано забвению. Не воспоминает об его отречении и не порицает его за то, что было; но говорит: если ты любишь Меня, то заботься о братии; покажи теперь ту горячую любовь, которую ты всегда обнаруживал и которою утешался; душу свою, которую ты обещал положить за Меня, предай за овец Моих. Будучи спрошен в первый и во второй раз, Петр призвал в свидетели самого Ведущего сокровенные тайны сердца. Когда же потом спрошен был и в третий раз, то смутился, убоявшись, чтобы опять не случилось того же, что было прежде, потому что и тогда он говорил с уверенностию, но последствия опровергли его. Поэтому снова прибегает ко Христу и говорит: Ты вся веси (ст. 17), то есть и настоящее, и будущее. Видишь, как он исправился и стал благоразумнее? Уже не упорствует в своем мнении и не противоречит. Поэтому-то он и смутился. Может быть, я думаю только, будто люблю, а на самом деле не люблю, как и прежде я много думал о себе и говорил с уверенностию, но последствия опровергли меня. А троекратно Христос спрашивает его и троекратно заповедует ему одно и то же, чтобы показать, как высоко Он ценит попечение о Своих овцах и что это в особенности служит знаком любви к Нему.

  • 16.

    Глагола ему паки второе: Симоне Ионин, любиши ли Мя; Глагола Ему: ей, Господи, Ты веси, яко люблю Тя. Глагола ему: паси овцы Моя.

    См. Толкование на (Ин 21:15)

  • 17.

    Глагола ему третие: Симоне Ионин, любиши ли Мя; Оскорбе (же) Петр, яко рече ему третие: любиши ли Мя; и глагола Ему: Господи, Ты вся веси: Ты веси, яко люблю Тя. Глагола ему Иисус: паси овцы Моя:

    См. Толкование на (Ин 21:15)

  • 18.

    аминь, аминь глаголю тебе: егда был еси юн, поясался еси сам и ходил еси, аможе хотел еси: егда же состареешися, воздежеши руце твои, и ин тя пояшет и ведет, аможе не хощеши.

    Сказав ему о любви к Себе, Христос предрекает ему и мученичество, которому он подвергнется, и тем показывает, что то, что Он говорил ему, говорил не по недоверию к нему, а, напротив, по совершенной уверенности в нем, желая показать образец любви к Себе и научить нас, каким образом преимущественно мы должны любить Его. Вот почему говорит: егда был еси юн, поясался еси сам, и ходил еси, аможе хотел еси. Егда же состареешися, воздежеши руце твои, и иные тя пояшут и ведут, аможе не хощеши (ст. 18). Несомненно, что Петр сам этого хотел и желал, потому Христос и возвестил ему это. Он неоднократно говорил: душу мою за Тя положу (13, 37), и: аще ми есть и умрети с Тобою, не отвергуся Тебе (Мф 26:35); поэтому Христос и устроил по его желанию. Что же значит: аможе не хощеши? Христос говорит здесь о свойстве природы, о необходимом законе плоти, о том, что душа неохотно разрешается от тела, так что, хотя бы намерение было и твердое, но и при этом природа обнаруживает себя. Никто без страдания не расстается с телом, и это Бог устроил, как я и прежде говорил, для пользы, чтобы немного было насильственных смертей. Ведь если и при этом диавол успевает побуждать к самоубийству и весьма многих доводит до стремнин и пропастей, то, если бы не такова была любовь души к телу, многие тотчас устремлялись бы к этому даже от самой ничтожной печали. Итак, слова: аможе не хощеши означают естественную любовь. Почему Христос, сказав: егда был еси юн, говорит потом: егда же состареешися? Этим показывает, что Петр тогда был уже не молод, как это и справедливо, но и не стар, а в совершенном возрасте. Для чего же он напомнил ему о прежней жизни? Чтобы показать, что таковы Его дела. В житейских делах человек молодой бывает полезен, а состарившийся бесполезен; а в Моих делах, говорит, не так: напротив, с наступлением старости доблесть блистательнее и мужество славнее, не встречая никаких препятствий от возраста. И это Он говорил не с тем, чтобы устрашить, но для того, чтобы воодушевить, потому что Он знал его желание, знал, что он издавна пламенно стремился к этому благу. Вместе с тем Христос указывает здесь и на образ его смерти. Так как Петр всегда хотел быть в опасностях за Него, то Он говорит: будь спокоен; Я исполню твое желание, так что, чего ты не потерпел в юности, то потерпишь в старости.

  • 19.

    Сие же рече, назнаменуя, коею смертию прославит Бога. И сия рек, глагола ему: иди по Мне.

    Далее евангелист, возбуждая слушателя, прибавил: сие же рече, назнаменуя, коею смертию прославит Бога (21, 19). Не сказал: умрет, но: прославит Бога, чтобы ты знал, что страдания за Христа составляют славу и честь для страждущего. И сия рек, глагола ему: иди по Мне (ст. 19). Здесь Христос опять указывает на Свое попечение о нем и на Свое великое расположение к нему. Если же кто спросит: почему же престол иерусалимский получил Иаков? – то я отвечу, что Петра Христос поставил учителем не для этого престола, но для вселенной.

  • 20.

    Ст. 20-21 Обращься же Петр виде ученика, егоже любляше Иисус, вслед идуща, иже и возлеже на вечери на перси его, и глагола: Господи, сей же что?

    Для чего напомнил нам о бывшем тогда возлежании? Не просто и не без причины, но – чтобы показать, какое Петр имел дерзновение после своего отречения. Прежде он не смел спросить, но поручил это другому, а теперь ему вверено даже попечение о братии. Теперь он не только не поручает другому того, что до него касается, но уже и сам за другого спрашивает Учителя: Иоанн молчит, а он говорит. Здесь же евангелист показывает и любовь к нему (Петра). Действительно, Петр очень любил Иоанна; это видно и из последующих событий, да и вообще во всем Евангелии и в Деяниях обнаруживается их взаимная любовь. И вот, поелику Христос предсказал Петру величие, вручил ему вселенную, предвозвестил мученичество и засвидетельствовал, что его любовь больше любви других, то Петр, желая иметь его своим общником, говорит: сей же что? Не пойдет ли и он одним с нами путем? Как прежде, не дерзая сам спросить, поручил это Иоанну, так теперь, платя ему тем же и думая, что он хотел бы спросить о себе, но не смеет, сам берет на себя предложить о нем вопрос.

  • 21.

    Сего видев Петр, глагола Иисусови: Господи, сей же что;

    См. Толкование на (Ин 21:20)

  • 22.

    Глагола ему Иисус: аще хощу, да той пребывает, дондеже прииду, что к тебе; ты по Мне гряди.

    Что же Христос? Аще хощу, да той пребывает, дондеже прииду, что к тебе? (ст. 22). Так как Петр говорил по крайней заботливости и не желая разлучиться с Иоанном, то Христос, показывая, что сколько бы он ни любил его, но любовь его не сравняется с любовию Самого Христа, – говорит: аще хощу, да той пребывает, что к тебе? Этим Он научает нас не сокрушаться и не любопытствовать больше, чем сколько Ему угодно. Петр всегда был пылок и скор на такие вопросы, а потому Христос этими словами снова обуздывает его горячность и научает не быть сверх меры любопытным.

  • 23.

    Изыде же слово се в братию, яко ученик той не умрет. И не рече ему Иисус, яко не умрет, но: аще хощу тому пребывати, дондеже прииду, что к тебе;

    Изыде же слово се к братии, то есть к ученикам, яко той не умрет. И не рече Иисус, яко не умрет, но: аще хощу тому пребывати, дондеже прииду, что к тебе? (ст. 23). Не думай, говорит, что Я одинаково устрою вашу судьбу. А это Он сделал потому, что теперь неблаговременна была их взаимная любовь. Так как они должны были принять на себя попечение о вселенной, то им уже не следовало быть вместе друг с другом: это было бы весьма вредно для вселенной. Поэтому-то Христос и говорит Петру: тебе поручено дело; заботься о нем, совершай его, терпи и подвизайся. Что, если Я хочу, чтобы Иоанн здесь пребывал? Ты смотри за своим делом и о нем заботься.

    Заметь и здесь скромность евангелиста. Сказав о мнении учеников, он исправляет его, так как они не уразумели того, что Христос сказал. Не рече, говорит, Иисус, яко не умрет, но: аще хощу тому пребывати (ст. 23).

  • 24.

    Ст. 24-25 Сей есть ученик свидетелствуяй о сих, иже и написа сия: и вем, яко истинно есть свидетелство его. Суть же и ина многа, яже сотвори Иисус, яже аще бы по единому писана быша, ни самому мню (всему) миру вместити пишемых книг. Аминь.

    Сей есть ученик свидетельствуяй о сих, иже написа сия, и вем, яко истинно есть свидетельство его (ст. 24). Почему он один так говорит, тогда как никто другой этого не делает, и уже в другой раз сам свидетельствует о себе, между тем как это неприятно слушателям? Какая тому причина? Говорят, что он после всех приступил к написанию (Евангелия), будучи на то подвигнут и возбужден Богом. Поэтому он постоянно указывает на любовь Его к себе, намекая тем на причину, по которой решился писать. Поэтому же часто упоминает и о том (что его свидетельство истинно), придавая чрез то достоверность своему слову и показывая, что он приступил к этому по побуждению свыше: и вем, говорит, яко истинно есть то, о чем он повествует. Если же многих это не уверит, то им можно увериться из следующего. Из чего же? Из того, что сказано далее. Суть же, говорит, ина многа, яже сотвори Иисус, яже аще бы по единому писана быша, ни самому мню мирови вместити пишемых книг (ст. 25). Отсюда видно, что я писал без пристрастия. Если при таком множестве я не сказал даже и столько, сколько другие, но, опустив большую часть их, выставил на вид козни иудеев и рассказал, как они бросали в Него камнями, как ненавидели Его, оскорбляли и поносили, как именовали Его даже бесноватым и обманщиком, то явно, что я писал без лести. Кто льстит, тот обыкновенно поступает как раз напротив, все позорное скрывает, а дела блистательные излагает. И вот почему он, с совершенною уверенностию написав то, что написал, не отказывается выставить свое собственное свидетельство, вызывая рассмотреть и исследовать каждое событие в отдельности. Ведь и у нас есть обыкновение, когда мы считаем что-нибудь несомненно верным, не отказываться от собственного о том свидетельства. Если же это делаем мы, то тем более он, писавший по внушению Духа. Так говорили, проповедуя, и другие Апостолы: мы есмы свидетели тому, что проповедуем, и Дух, Егоже даде повинующимся Ему (Деян 5:32). Притом Иоанн присутствовал при всех (событиях), не оставлял Христа и во время распятия, и ему поручена была Матерь: все это знак, что (Христос) любил его и что он знал все в точности. Если же он сказал, что знамений было совершено так много, – ты этому не удивляйся, но подумай о неизреченной силе Творящего и прими с верою сказанное. Как для нас легко говорить, так, или еще гораздо легче, для Него делать то, что Ему угодно. Ему довольно было восхотеть – и все исполнилось.

  • 25.

    Суть же и ина многа, яже сотвори Иисус, яже аще бы по единому писана быша, ни самому мню (всему) миру вместити пишемых книг. Аминь

    См. Толкование на (Ин 21:24)

1.«После того»: после явления ученикам в восьмой день по воскресении (Ин. 20:26-29). – «При море Тивериадском», или озере Галилейском (см. прим. к Мф. 4:18). Господь предварял своих учеников, что Он явится им в Галилее (Мф. 26:32); то же сказали ангелы мироносицам (Мф. 28:7). Об исполнении этого обетования Господня повествуют два евангелиста Иоанн и Матфей (Мф. 28:16 и дал.). Первую неделю по воскресении Господа ученики пребывали, как видно, в Иерусалиме и не спешили в Галилею. Господь, являясь им здесь, уверил их в своем воскресении и затем мы видим и Его и их в Галилее, перед вознесением же опять в Иерусалиме. – «Явился»: «видишь, что Он не постоянно обращается с ними и не так, как прежде? Явился вечером и – скрылся, потом – еще однажды, спустя восемь дней, и опять скрылся; затем является теперь на море… Из этого видно, что если бы Он не снисшел, то не был бы видим, так как тело Его было уже нетленно и бессмертно» (Злат., ср. Феофил.).

2-3.«Были вместе» и пр. из одиннадцати ближайших учеников Господа упоминаются только пять и еще двое других, вероятно не из ближайших, чем и объясняется, что они не поименованы. – «Сыновья Зеведеевы»: Иаков и Иоанн; здесь они поставлены на последнем в перечислении учеников из одиннадцати вместе, тогда как во всех других перечислениях они ставятся после Андрея и Петра. Это объясняется тем, что писатель Евангелия был один из них; на это же указывает и то, что писатель не называет сынов Зеведеевых по именам, как не называет и во всем своем Евангелии. – «Иду ловить рыбу»: Господь по воскресении до вознесении до вознесения не постоянно пребывал со своими учениками, как до своей смерти, а только по временам являлся им, преподавая учение о царствии Божием (Деян. 1:3). В Галилее, при виде Генисаретского моря, где прежде некоторые из них занимались рыбной ловлей, очень естественно могла возникнуть в них мысль о прежнем их занятии здесь, и очень естественно, что мысль эту они приводили в исполнение, что нисколько не противоречило их будущему великому назначению и не мешало приготовляться должным образом к своей всемирной деятельности, которая должна была начаться с излияния на них Святого Духа в определенное их Учителем время. – «Не поймали в ту ночь ничего»: ночь – более удобное время для ловли рыбы сетью. Эта бесплодная ловля в продолжении целой ночи должна была привести Петру, Иакову и Иоанну на память ту ночь подобную, которая года три тому назад предшествовала их избранию Господом в апостольское служение (Лк. 5:5 и дал.).

4-6.«Иисус стоял (собственно – «стал», ср. Ин. 20:19, 26 – выражение внезапного явления) на берегу»: где это было – не указано; вероятно около Вифсаиды, откуда был родом Петр (Ин. 1:44), или Капернаума, где был его дом (Мф. 8:14). – «Но ученики не узнали»: вероятно потому, что Он явился в ином образе, но что есть указание и далее (ст. 12), или потому, что еще не вполне рассеялся мрак ночи и на довольно далеком расстоянии нельзя было признать Его, или потому, что Господь не вдруг благоволил им открыть Себя, как Магдалине и еммаусским ученикам. – «Есть ли у вас какая пища»: точнее – имеете ли что-нибудь съедобное. Как видно из дальнейшего, вопрошавший имел собственно в виду рыбу, – есть ли у них рыба. – «Закиньте сеть» и пр.: это обилие пойманной, по слову Господа, рыбы было, как и в первый раз (Лк. 5:5 и дал.), образом их плодоносной апостольской деятельности.

7-8.«Ученик, которого любил Иисус»: сам Иоанн, писатель Евангелия (ср. Ин. 13:23Ин. 20:2). «Это Господь»: пораженный этой чудесной ловлей, Иоанн сердцем почуял, что на берегу стоит Тот же, по слову Которого давно еще была подобная же чудесная ловля, и немедленно сообщил свою догадку Петру. – «Петр, услышал» и пр.: черты, удивительно точно выражающие особенности характеров Петра и Иоанна, сколько они известны из евангелий. «Иоанн проницательнее, Петр пламеннее; Иоанн первый узнал Господа, а Петр первый поспешил к Нему» (Феофил., ср. Злат.). – «Опоясался одеждой (епендитом), ибо он был наг»: «опоясавши себя, Петр выразил почтение к Иисусу, а бросившись в море, выказал свою любовь… Епендит есть одежда из льняного полотна, какой опоясываются финикийские и сирийские рыбаки, или по нагому телу или поверх одежды» (Феофил.). – «Таща сеть с рыбой»: по великому количеству рыбы ученики не могли вытащить сеть в лодку (ст. 6) без опасности опрокинуть лодку или опустить часть рыбы, а потому тащили сеть к берегу, где удобнее было вытащить ее.

9-11.«Видят разложенный огонь» и пр.: все это явилось по всемогущей воле Того, кто некогда немногими хлебами и рыбами питал в пустыне (Ин. 6:9-12) многие тысячи людей. Но «теперь Христос творил уже не из готового вещества, как по некоторому смотрению творил прежде креста» (Феофил.). – «Принесите рыбы»: любвеобильный хочет, чтобы они и от своих трудов вкусили вместе с той рыбой, которую неведомым им образом Он Сам приготовил для них, и вместе этим хочет «показать, что видимое ими не было призраком» (Феофил.) – «Симон вытащил»: вероятно при помощи и прочих учеников, так как рыбы было очень много. Эта чудесная ловля такое сильно впечатление произвела на Иоанна, что долго спустя после этого, при написании Евангелия, он помнит и замечает число пойманных рыб и то обстоятельство, что при таком количестве рыбы не прорвалась сеть, что прямо не называет он чудом, но замечает как нечто необычайное.

12-14.«Придите, обедайте»: кажется, ученики держались несколько вдали, на что указывает и дальнейшее замечание. – «Никто не смел спросить» и пр.: нечто необычайное и особенное, сравнительно с прежними явлениями ученикам, было на этот раз в Явившемся, так что и ученики находились в особенном состоянии духа. «Знали, что это Господь, потому и не спрашивали. Видя, что образ Его изменился и исполнен поразительного величия, они сильно изумлялись. Желали бы по крайней мере об этом спросить, но страх и сознание, что это был не иной кто, а именно Он, удерживали их от вопроса» (Феофил., ср. Злат.). «Иисус приходит»: словами «придите, обедайте» Господь подзывает к месту, где приготовлена пища, учеников, а потом и Сам приходит, следовательно и Сам был в некотором расстоянии. – «Берет хлеб» и пр.: как глава семейства или хозяин угощения. – «Уже в третий раз явился ученикам», т.е. собранным вместе (хотя на этот раз они были и не все); о первых двух явлениях говорит сам же Иоанн (Ин. 20:19 и дал., Ин. 20:26 и дал.), Господь являлся ученикам в продолжении 40 дней (Деян. 1:3), но Иоанн ограничивается сказанием только об этих трех явлениях.

15-17.«Когда они обедали»: примечательны обстоятельства этой беседы Господа с Петром; с одной стороны чудная ловля рыбы, напоминающая ту, после которой Петр призван был к апостольскому служению (Лк. 5:5 и дал.), с другой – разведенный огонь, напоминающий тот, около которого он отрекся от Господа во дворе Каиафы. Трижды Петр отрекся, трижды спрашивает Господь Петра о любви к Себе, трижды слышит его исповедание, трижды поручает ему пасти овец духовного стада. Все это показывает, что эта беседа Господа с Петром имеет прямое отношение к отречению Петра от Господа, и можно полагать, что она имеет целью – торжественное восстановление падшего Петра в чине апостольства. «Троекратным вопрошением и исповеданием врачует троекратное отречение и словами исправляет падение, бывшее на словах» (Феофил., ср. Злат.). Троекратное название Петра прежним полным именем – «Симон сын Ионин» (Ин. 1:42) имеет целью вероятно напомнить ему о его природном характере. – «Любишь ли Меня больше, нежели они», т.е. прочие апостолы; в этих словах очевидное указание на заявление Петра, что если все ученики соблазнятся о Христе, то он, Петр, никогда не соблазнится (Мф. 26:33), после чего Господь предрек ему отречение. О вере Петра Господь не спрашивает, так как вера его во Христа поколебалась при отречении. – «Петр говорит» и пр.: в ответе своем Петр не сравнивает свою любовь ко Господу с любовью прочих учеников, смиренно сознавая свое глубокое падение при отречении, и исповедует свою любовь ко Господу безотносительно к любви прочих. Притом вместо слова «любить» (ἀϒαπαν), употребленного в вопросе Господа и означающего любовь полную и совершенную, он употребляет другое слово (ϕιλειν), означающее личную сердечную привязанность и преданность. Что он имеет несомненно такую привязанность ко Господу, это Петр исповедует без всякого колебания и ссылается в этом на всеведение Самого Господа: «Ты знаешь, что я люблю Тебя». За такое исповедание Господь поручает ему пасти агнцев своих духовных. Все апостолы должны быть пастырями духовного стада Христова, но – речь здесь обращена только к Петру потому, что прочие апостолы не отрекались от Христа и не имели нужды в восстановлении в апостольский чин, как имел нужду в этом отрекшийся Петр, что и делает теперь Господь. – Агнцами, а не овцами, называет здесь Господь свое стадо или членов своего духовного царства (ср. Ин. 10:1 и дал.) с точки зрения их юности, нежности и слабости, как новорожденных, которые более имеют нужду в заботливом уходе за ними пастыря. Церковь Христова только еще родилась в мире, члены ее – как новорожденные агнцы; за ними нужен особенно заботливый уход. – Спрашивая Петра во второй раз – любит ли он Его, Господь уже не прибавляет слов – «больше сих», видя из первого ответа глубокое смирение Петра, по которому он не дерзает сравнивать своей любви ко Господу с любовью прочих учеников. – «Паси овец Моих»: разумеются члены духовного царства Христова или Церкви вообще в обычном их состоянии, в совершенном духовном возрасте, почему и для обозначения пасения их употреблено другое слово (ποιμαἱνειν), чем в отношении к агнцам (βὀσχειν); последнее означает более питание, вскормление, а первое – общий уход за стадом во всех отношениях (ср. Феофил.). Спрашивая Петра в третий раз – любит ли он Его, Господь употребляет то же слово, которым до этого означал свою любовь к Нему Петр (ϕιλειν). Это опечалило Петра, что Господь, в третий раз спрашивая его, как бы подвергает сомнению его личную привязанность к Нему. Потому с особенной силой и как бы усилием исповедует свою любовь к Нему, ссылаясь на Его всеведение: «Ты все знаешь». Как в третий раз он с клятвой и божбой отрекся от Христа, так в третий раз с особенной силой исповедует свою любовь к Нему. Господь в третий раз поручает ему пасти Церковь свою, и этим оканчивается восстановление падшего в апостольском чине.

18-19.С восстановлением Петра в апостольском чине Господь соединяет предречение о том, к какому концу его жизни приведет его исполнение им апостольского служения и эта торжественно засвидетельствованная им любовь ко Господу: наградой ему за все будет мученический венец. Это пророчество Господь облекает в символическую форму речи: насильственная мученическая смерть его представляется под образом бессилия старца, с которым, против его воли вследствие бессилия его, делают то, чего он и не хотел бы, и это бессилие представляется в противопоставлении со свободной деятельностью молодого человека, который, обладая силами телесными, делает, что хочет. – «Препоясывался сам» и пр.: образ свободной деятельности вообще, в частности – при исполнении Петром обязанностей его апостольства в насаждении и распространении христианства. «Прострешь руки твои»: опустишь в бессилии, как ослабевший старец, руки твои, не сможешь защититься руками от насильственных действий других. «Другой» – враг препояшет тебя, как бы поясом свяжет тебя, лишит тебя возможности действовать свободно и насильственно прекратит твою деятельность. – «Куда не хочешь»: это не значит, что Петр не захочет принимать мученическую смерть за Христа, а есть только общее выражение мысли о насильственной смерти. – «Какой смертью прославит Бога»: поскольку такая мученическая смерть за дело Евангелия есть прославление самого Бога, так как дело, за которое она воспринята, есть дело Божие (ср. Флп. 1:20). Иоанн не говорит об исполнении на Петре этого пророческого слова Христова, конечно потому, что вся Церковь того времени знала о мученической кончине Петра, распятого в Риме на кресте в царствование Нерона. – «Иди за Мною»: призыв к апостольству (ср. прим. к Мф. 4:19 и парал.); здесь – последнее, решительное слово восстановления падшего Петра в апостольском чине. – Вероятно, вместе с этим словом, по окончании трапезы, Господь пошел с учениками своими от места трапезы, как видно из дальнейшего (ст. 20). Это чувственное последование за Христом было образом духовного последования за Ним, как учеников за Учителем, последования до такой же смерти, какую претерпел Он за дело свое.

20-22.Душа Петра при этом последовании за Христом была всецело исполнена мыслью о своей мученической смерти, открытой ему его всеведущим Учителем и Господом и, как видно из дальнейшего, понятой Петром. Без сомнения, Петр считал такую смерть, какую претерпел и Его Господь, величайшей милостью Божией для себя и величайшей славой своей. Потому весьма естественно, что он, при виде возлюбленного ученика Господа, так же как и он теперь следующего за Ним, дерзнул спросить Господа, что же будет с этим учеником, готовится ли и ему тот же вожделенный путь страданий и мученической смерти, как и ему? Имея в виду указать именно на эту сторону вопроса Петра, евангелист особенно указывает на ту черту, что вопрос относился именно к возлюбленному ученику Господа, которому в решительную минуту Господь открыл и предателя своего (ср. Ин. 13:23-26). Но Господу не угодно было открыть образ кончины своего возлюбленного ученика; Он ответил Петру, что это не его дело (ср. Деян. 1:7); довольно для него, если он будет знать о себе, а до других что ему (ср. Злат.)? Ему нет нужды знать это и нет пользы от этого. – «Чтобы он пребывал»: т.е. оставался жив, не увидел не только насильственной, мученической кончины, но и естественной (ср. Ин. 12:34). – «Пока приду»: разумеется второе пришествие Господа, когда оставшиеся в живых не подвергнутся смерти, а только внезапному изменению (1Сол. 4:171Кор. 15:51 и дал.). Если бы Я захотел (так можно перефразировать слова Господа), чтобы ученик тот оставался жив всегда, что тебе до того? Ты следуй Мне по пути страданий и смерти Моей, а у него может быть и другой путь.

23.«Ученик тот не умрет»: условно сказанное Господам понято было в среде некоторых верующих, как сказанное положительно, что ученик тот действительно не умрет. Долговременная жизнь Иоанна для некоторых, может быть служила подтверждением этой молвы, и – вот престарелый апостол, при написании этого сказания в своем Евангелии, указывает неправильность этой молвы и, описывая событие, подавшее к ней повод, замечает, что Господь не так сказал, как гласит молва. Он не сказал, что ученик тот не умрет, а сказал только, что Петру не нужно знать о последующей судьбе этого ученика, что в воле Господа сохранить его жизнь даже до второго пришествия своего. Сила опровержения апостолом этой молвы – в указании, что Господь сказал о пребывании ученика до второго пришествия условно, «если хочу», но не сказал именно, что хочет этого.

24.«Сей ученик и свидетельствует» и пр.: это заключение относится не к рассказанному только в этой 21-й главе, а ко всему Евангелию. Это видно из следующего стиха и из торжественности удостоверения, содержащегося в этом самом стихе. – «Свидетельствует» и пр.: см. прим. к Ин. 19:35. – «Знаем»: удостоверение в подлинности происхождения Евангелия именно от возлюбленного ученика Господа Иоанна и в истинности всего в нем описанного; удостоверение, высказанное Иоанном от лица всего сонма апостольского в том же смысле, в каком тот же Иоанн в начале своего Евангелия говорит: «мы видели славу Его» (Ин. 1:14), и в первом своем послании: «что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали, – возвещаем вам (Ин. 1:1-2).

25.«Многое и другое сотворил Иисус»: повторение и подтверждение евангелистом – очевидцем дел Господа и непосредственным слушателем Его учения – того, что он уже выразил прежде (Ин. 20:30-31). – «И самому миру не вместить бы написанных книг»: «не удивляйся сказанному, что если писать книги о делах Иисуса, то не вместил бы их мир, но помысли о неизреченной силе Бога Слова и сказанное прими с верой. Ибо как для нас легко говорить, так для Него легко, и даже гораздо легче, делать, что Ему угодно. – Некоторые же говорят, что, по обычаю Писания, это сказано гиперболически, ибо у Писания в обычае употреблять гиперболы; например: «мы видели города, досягающие до неба», и: «мы видели мужей, и были перед ними как саранча» (Чис. 13:29, 33, 34) и тому подобное. – Но будем молиться, чтобы нам, очистившись в слове и жизни, в день откровения удостоиться неизреченнейших дел и тайн, которых ныне, находясь в мире, мы не можем вместить, и – соделаться совершенными в Самом Христе, возлюбившем нас и через возлюбленного своего ученика просветившем нас богословием и познанием Его и Отца и Св. Духа, которому слава во веки» (Феофил.). Аминь.