< предыдущая глава   следующая глава >
Глава 2 5 6 7 9 10 11 13 14 15 16 19 20 21 22 23 24 25 28

Глава 2

  • Закрыть сопоставления
  • 18.

    глас в Раме слышен, плач и рыдание и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет

    Так, Писание таинственно говорит: «Глас в Раме слышан бысть, плач и рыдание велие: Рахиль плачущися чад своих, и не хотяще утешитися, яко не суть». Это пророчество стало явным при Господе, когда Ирод убивал детей; а таинственным образом это так понимается: «глас в Раме», на возвышенности — то есть на небесах — «слышан, плач и рыдание великое»; Рахиль — истинная Мать, небесная Благодать, Дух Святой — оплакивает взятие в плен людей, горестным образом попавших под власть злого князя и закованных во мраке; оплакивает же Он их по той причине, что они не пребывают в жизни Духа, в свете добра. Когда же Господь соблаговолил, по благости Своей великой, излить Духа Своего на верующих и породил их от Духа Своего, тогда была радость и веселие и ликование на высоте небесной у Ангелов Божиих, по написанному: «Тако радость будет на небеси о едином грешнице кающемся» (Лк 15:7). Посему Небесная Мать, Иерусалим, бывшая прежде бесплодной, родила чад людских, которых у нее не было раньше, по написанному: «А вышний Иерусалим свобод есть, иже есть Мати всем нам». Если же кто не родился от Небесной Матери, но еще носит в себе образ ветхого человека и находится под темным покрывалом греха и в плену и в горьком рабстве и до сих пор связан узами греха, то он является виновником плача и великого сетования Матери Рахили, небесного Града святых: потому что она сетует, видя людей, поверженных в вечной смерти и связанных нерешимыми узами, и то теперь, когда настало время освобождения. Потому что она, сердобольная Мать, призвала всех людей и пожелала быть их Родительницей и сделать их небесными; посему она послала глашатаев, призывая всех и побуждая родиться от Нее; и тот, кто уверовал и возымел надежду и возлюбил свет больше, чем тьму, получил обещанное и божественное возрождение.

    Собрание рукописей типа I. Слово 61.

1.Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском
во дни царя Ирода,
пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят:

2.где родившийся Царь Иудейский?
ибо мы видели звезду Его на востоке
и пришли поклониться Ему.

3.Услышав это, Ирод царь встревожился,
и весь Иерусалим с ним.

4.И, собрав всех первосвященников и книжников народных,
спрашивал у них: где должно родиться Христу?

5.Они же сказали ему: в Вифлееме Иудейском,
ибо так написано через пророка:

6.и ты, Вифлеем, земля Иудина,
ничем не меньше воеводств Иудиных,
ибо из тебя произойдет Вождь,
Который упасет народ Мой, Израиля.

7.Тогда Ирод,
тайно призвав волхвов,
выведал от них время появления звезды

8.и, послав их в Вифлеем,
сказал: пойдите, тщательно разведайте о Младенце
и, когда найдете, известите меня,
чтобы и мне пойти поклониться Ему.

9.Они, выслушав царя, пошли.
[И] се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними,
как наконец пришла и остановилась
над местом, где был Младенец.

10.Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою,

11.и, войдя в дом,
увидели Младенца с Мариею, Матерью Его,
и, пав, поклонились Ему;
и, открыв сокровища свои,
принесли Ему дары: золото, ладан и смирну.

12.И, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду,
иным путем отошли в страну свою.

13.Когда же они отошли, —
се, Ангел Господень является во сне Иосифу
и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его
и беги в Египет,
и будь там, доколе не скажу тебе,
ибо Ирод хочет искать Младенца,
чтобы погубить Его.

14.Он встал,
взял Младенца и Матерь Его ночью
и пошел в Египет,

15.и там был до смерти Ирода,
да сбудется реченное Господом через пророка,
который говорит: из Египта воззвал Я Сына Моего.

16.Тогда Ирод,
увидев себя осмеянным волхвами,
весьма разгневался,
и послал избить всех младенцев
в Вифлееме и во всех пределах его,
от двух лет и ниже,
по времени, которое выведал от волхвов.

17.Тогда сбылось реченное через пророка Иеремию,
который говорит:

18.глас в Раме слышен,
плач и рыдание и вопль великий;
Рахиль плачет о детях своих
и не хочет утешиться, ибо их нет.

19.По смерти же Ирода, —
се, Ангел Господень во сне является Иосифу в Египте

20.и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его
и иди в землю Израилеву,
ибо умерли искавшие души Младенца.

21.Он встал, взял Младенца и Матерь Его
и пришел в землю Израилеву.

22.Услышав же, что Архелай царствует в Иудее
вместо Ирода, отца своего,
убоялся туда идти;
но, получив во сне откровение,
пошел в пределы Галилейские

23.и, придя, поселился в городе, называемом Назарет,
да сбудется реченное через пророков,
что Он Назореем наречется.