- 3.
Блажени нищии духом, яко тех есть Царство Небесное
Поучая Своих учеников и являя истину, Господь сказал: «Блажени нищии духом, яко тех есть Царство Небесное»; говоря о нищих, Он тут же с этим указал и на Царство, потому что сама душа удостаивается стать невестой Христовой и она наследует Царство, то есть Самого Господа; став нищей духом, душа, нищая духом, становится прекрасной, и благородной, и угодной, и обрученной Жениху-Христу невестой; если же она не бывает нищая духом, она и не обручается с Ним: потому что в таком случае она — и не прекрасная и не благородная, но бывает не подходящая для Него и безобразная; ибо подобное всегда тяготеет к подобному себе: прекрасное — к прекрасному и порочное — к порочному; не может блудница жить вместе с целомудренной женщиной, потому что она не похожа на нее; и человек распутный и негодный не может обитать вместе с человеком благочестивым и богобоязненным, потому что они не подходят друг другу; но каждый держится подобного себе: непотребный — непотребного и благородный — благородного; блудница проводит жизнь вместе с блудницей, а целомудренная — с целомудренной; так и душа, нищая духом, бывает прекрасной и угодной для Христа и обручается с Ним для духовной совместной жизни; потому что это и есть признак ее благородства и достоинства быть Его невестой: если она — нищая духом. Какая же это душа, которая — нищая духом? — Это та, которая познала свои язвы, и увидела объявший ее мрак страстей и свое рабство, и ощутила свои узы, и всегда ищет быть освобожденной Господом от такого состояния; это — та душа, которая переносит труды и всегда призывает и молит Его исцелить ее и ни в каком земном благе — ни в царском сокровище, ни в богатстве, ни в наслаждении — не находит ни удовлетворения, ни радости, но все ее желание — в том, чтобы найти Доброго Врача, и она ожидает от Него врачевание и получение исцеления и уповает найти в Нем успокоение.
Собрание рукописей типа I. Слово 63.
Вопрос: Как можно человеку быть нищим по духу, особливо когда сам в себе чувствует, что он переменился, преуспел, дошел до ведения и разумения, какого прежде не имел?
Ответ: Пока человек не приобрел сего и не преуспел, — он не нищий еще духом, но высоко о себе думает. Когда же приходит в сие разумение и преспеяние, тогда сама благодать учит его быть нищим по духу, — и хотя он праведник и Божий избранник, — не почитать себя за что-либо, но признавать душу свою малоценною и уничиженною, как будто ничего он не знает и не имеет, хотя и знает и имеет. И такая мысль делается как бы прирожденною и укорененною в уме человеческом. Не видишь ли, что праотец наш Авраам, будучи Божиим избранником, называл себя землею и пеплом (Быт 18:27)? И Давид, помазанный в царя, имел пред собою Бога; и что говорит? «Аз есмь червь, а не человек, поношение человеков и уничижение людей» (Псал 21:7).
Собрание рукописей типа II. Слово 12.
Поэтому отличительной приметой христианства является следующее: когда ты видишь (человека) алчущего, жаждущего, труждающегося, нищего духом, смирившегося пред лицом своим, взыскующего (Бога) непрестанно ночью и днем — (то знай, что) такой человек стоял в истине (Ин 8:44). Наоборот, если кто пресытился и ни в чем не нуждается, или если кто богатствует, то он принадлежит лжи, как говорит (Апостол): «Вы уже пресытились, вы уже обогатились» (1 Кор 4:8). И еще говорится: «Горе вам, пресыщенные» (Лк 6:25) мира сего, — это говорится и тем, кто почитает себя чем-нибудь (Гал 6:3).
Собрание рукописей типа III. Поучение 1.
- 13.
Вы — соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям
А как были они и солию, то всякую верующую душу растворяли и осоляли солию Святого Духа. Ибо Господь сказал им: «вы есте соль земли», именуя землею человеческие души; потому что послужили они душам человеческим небесною солию Духа, растворив их и соделав негниющими и незараженными великим зловонием. Как мясо без соли загнивает, наполняется великим зловонием, и по причине несносного смрада все отвращаются от него; и в загнившем мясе пресмыкаются черви, находят там себе пищу, поедают его и гнездятся в нем; но как скоро посыпана соль, — питавшиеся мясом черви истребляются и гибнут, зловонный запах прекращается; потому что соль, по природе своей, истребляет червей, и уничтожает зловоние: таким же образом и всякая душа, неосоленная Святым Духом, непричастная небесной соли, то есть Божией силы, загнивает и наполняется великим зловонием лукавых помыслов; почему, лице Божие отвращается от страшного смрада суетных помыслов тьмы и живущих в такой душе страстей; закрадываются в нее злые и страшные черви, то есть, лукавые духи и темные силы, питаются, гнездятся, пресмыкаются там, поедают и растлевают ее. Ибо сказано: «возсмердеша и согниша раны моя» (Псал 37:6). Но как скоро душа прибегнет к Богу, уверует и испросит себе соль жизни, благого и человеколюбивого Духа, снисшедшая небесная соль истребляет в ней страшных червей, уничтожает вредное зловоние, и очищает душу действием силы своей. А таким образом, когда истинная соль соделает ее здравою и невредимою, — снова вводится она в употребление и служение небесному Владыке. Поэтому и в Законе в означение сего Бог повелел всякую жертву осолять солию (Лев 2:13).
Собрание рукописей типа II. Беседа 1.
- 16.
Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного
Однако разве возможно благотворящим не быть явными для всех? Ведь и Сам Господь говорит: Да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного
[На этот вопрос можно ответить так]: Господь, [говоря это], подразумевает, чтобы вы, свершая всякое благое деяние, подвизались бы во славу Божию, а не ради собственной славы и чтобы искали вы не похвал недолговечных человеков и не радовались им, а принимали похвалу и славу от одного только Бога, как говорит блаженный Давид: О Тебе похвала моя (Пс 21:26) и О Господе похвалится душа моя (Пс 33:3). И Апостол заповедует все совершать во славу Божию, даже есть и пить: Итак, едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте во славу Божию (1 Кор 10:31). А ищущих славы и похвалы от людей Господь объявляет неверующими, изрекая: Как вы можете веровать, когда друг от друга принимаете славу, а славы, которая от Единого Бога, не ищете? (Ин 5:44).
Великое послание.
- 20.
Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное
Все видимое создал Бог, и дал сие людям к упокоению и наслаждению, но дал им и закон правды. Со времени же Христова пришествия Бог требует иного плода и иной правды, чистоты сердца, благой совести, полезных речей, честных и добрых помышлений, и всего того, в чем преуспевают Святые. Ибо говорит Господь: «аще не избудет правда ваша паче книжник и фарисей, не можете внити в царствие небесное». В законе написано: не делай блуда, а Я говорю вам: не пожелай, не гневайся. Ибо намеревающемуся быть другом Божиим надлежит охранять себя от греховной скверны и от вечного огня, таящегося в нас. Сие соделывает нас достойными царствия.
Собрание рукописей типа II. Беседа 13.
- 28.
А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем
Самое главное оружие для борца и подвижника состоит в том, чтобы, вошедши в сердце, сотворил он брань с сатаною, возненавидел себя самого, отрекся от души своей, гневался на нее, укорял ее, противился привычным своим пожеланиям, препирался с помыслами, боролся с самим собою.
А если видимо соблюдаешь тело свое от растления и блуда, внутренне же ты любодействовал и творил блуд в помыслах своих, то прелюбодей ты пред Богом, и не принесет тебе пользы девственное тело твое. Как, если юноша, хитростью обольстив девицу, растлит ее, то мерзкою делается она жениху своему за любодейство: так и бесплотная душа, вступающая в общение с живущим внутри змием, лукавым духом, блудодействует пред Богом. И написано: «всяк, иже воззрит на жену, ко еже вожделети ея, уже любодействова в сердце своем». Ибо есть блуд совершаемый телесно, и есть блуд души, вступающей в общение с сатаною. Одна и та же душа бывает сообщницею и сестрою или демонов, или Бога и Ангелов, и прелюбодействуя с диаволом, делается уже неблагопотребной для небесного Жениха.
Собрание рукописей типа II. Беседа 26.
- 39.
аще тя кто ударит в десную твою ланиту, обрати ему и другую
Нетрудно сказать кому-нибудь, что хлеб этот сделан из пшеницы; но надобно с подробностию объяснить, как именно хлеб приготовляется и печется. Рассуждать о бесстрастии и совершенстве — можно немногим. Евангелие выразило кратко: не гневайся, не пожелай. «Аще тя кто ударит в десную твою ланиту, обрати ему и другую»; и если кто судится, чтобы взять твою ризу, отдай ему и срачицу. Апостол же, простираясь далее, как надобно с терпением и великодушием постепенно совершать дело очищения, учит пространно, сперва питая млеком, как младенцев, а потом возводя к возрастанию и совершенству. Евангелие сказало, что одежда делается из волны; Апостол объяснил подробности приготовления.
Собрание рукописей типа II. Беседа 17.
- 48.
«Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный»
Этими (словами) возвещается совершенное очищение от греха, полное избавление от страстей бесчестия и совершенное усвоение высшей добродетели, то есть очищение и освящение сердца чрез причастие совершенному Божиему Духу, происходящее в полноте удостоверенности, с верой и любовью души, жертвующей себя целиком Богу. Эту совершенную цель истины Дух являет через Давида; Он научает искать ее у Бога и веровать, что жаждущие (ее) провозглашаются сынами Света и становятся наследниками Жизни. Ведь (Дух через Давида) глаголет: «Буди сердце мое непорочно во оправданиях Твоих, яко да не постыжуся» (Пс 118:80).
«Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный»
Этими словами Он научает относительно того, что мы должны стать (обителью) совершенной чистоты. Этой чистотой обладала душа, сотворенная вначале по образу и подобию (Божиему) (Быт 1:26), и она же созидается (ныне) в верующей душе действием (Святого) Духа, согласно сказанному: «Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей» (Пс 50:12). И Господь, показывая восстановление тех, которые поспешают к совершенным степеням (христианской жизни), и молясь о них, сказал: «Отче! освяти их во имя Твое» (Ин 17:11), 17); еще Он изрек: «Хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною, да видят славу Мою» (Ин 17:24). Также Апостол говорит: «Чтобы представить всякого человека совершенным во Христе» (Кол 1:28), и: «доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова» (Еф 4:13).
Поэтому они, подвизаясь всячески, непрестанно состязаясь на ристалище благих нравов и всегда утруждаясь в добродетелях, совсем не считают себя преуспевшими в чем-либо (великом), поскольку не достигли еще достославной меры. Наоборот, они, будучи подвижниками испытанными и уважаемыми, (искренне) признают себя неиспытанными, несчастными и покинутыми (Богом, ведая) о преизобильном призвании духовного богатства. Смиряясь таким образом, они (стремятся) избегать всякого зла, превозношения, вялости и праздности; со многим усердием, непоколебимостью в борениях и желанием поспешают они к великой мере праведности, даже если не могут еще достичь совершенства, поскольку (неизмеримо духовное) богатство, (завещанное им). […]
Можно привести такой пример: некий хозяин поручил своим работникам или рабам ежедневно убирать урожай с трех плектров земли. Один работник, получив повеление хозяина, целиком посвятил себя исполнению его, стараясь и трудясь из всех сил; имея (сугубое) попечение, он усердствовал, стремясь один обработать эти три плектра. Другой, полагая, что не по силам ему исполнить порученное, поддался расслабленности, а поэтому (работал спустя рукава): иногда (немного) жал, а (больше) предавался бездействию и отдыхал, не прилагая такого усердия, как первый. И хотя он (действительно) не мог, по причине чрезмерности задания, исполнить порученное ему, но он не ставил перед собой и той цели, к которой стремился первый работник. Поэтому он и не прилагал старания и усердия, чтобы сделать как можно больше из всего того, что было повелено ему, ибо это требовало многого и непрестанного усилия, рвения и попечения, не позволяя пребывать в расслабленности. — Подобным же образом и те, которые устремляют взор свой к совершенной цели небесного призвания, веруют Богодухновенным Писаниям и подвизаются, насколько возможно им, в благе, делаются лучше во всем — в ведении, вере и делах — тех, которые не верят в (возможность) достижения этой цели совершенного призвания, свободы и бесстрастия, то есть тех, которые не посвящают себя (целиком ей), а потому пребывают в удовлетворенности собственной воле и превозносятся (своим мнимым) преуспеянием.
Великое послание.
и, когда сел, приступили к Нему ученики Его.2.И Он, отверзши уста Свои,
учил их, говоря:3.Блаженны нищие духом,
ибо их есть Царство Небесное.4.Блаженны плачущие,
ибо они утешатся.5.Блаженны кроткие,
ибо они наследуют землю.6.Блаженны алчущие и жаждущие правды,
ибо они насытятся.7.Блаженны милостивые,
ибо они помилованы будут.8.Блаженны чистые сердцем,
ибо они Бога узрят.9.Блаженны миротворцы,
ибо они будут наречены сынами Божиими.10.Блаженны изгнанные за правду,
ибо их есть Царство Небесное.11.Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать
и всячески неправедно злословить за Меня.12.Радуйтесь и веселитесь,
ибо велика ваша награда на небесах:
так гнали и пророков, бывших прежде вас.13.Вы — соль земли.
Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою?
Она уже ни к чему негодна,
как разве выбросить ее вон на попрание людям.14.Вы — свет мира.
Не может укрыться город, стоящий на верху горы.15.И, зажегши свечу,
не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике,
и светит всем в доме.16.Так да светит свет ваш пред людьми,
чтобы они видели ваши добрые дела
и прославляли Отца вашего Небесного.17.Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков:
не нарушить пришел Я, но исполнить.18.Ибо истинно говорю вам:
доколе не прейдет небо и земля,
ни одна иота
или ни одна черта не прейдет из закона,
пока не исполнится все.19.Итак,
кто нарушит одну из заповедей сих малейших
и научит так людей,
тот малейшим наречется в Царстве Небесном;
а кто сотворит и научит,
тот великим наречется в Царстве Небесном.20.Ибо, говорю вам, если праведность ваша
не превзойдет праведности книжников и фарисеев,
то вы не войдете в Царство Небесное.21.Вы слышали,
что сказано древним: не убивай,
кто же убьет, подлежит суду.22.А Я говорю вам,
что всякий, гневающийся на брата своего напрасно,
подлежит суду;
кто же скажет брату своему: «рака»,
подлежит синедриону;
а кто скажет: «безумный»,
подлежит геенне огненной.23.Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику
и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя,24.оставь там дар твой пред жертвенником,
и пойди прежде примирись с братом твоим,
и тогда приди и принеси дар твой.25.Мирись с соперником твоим скорее,
пока ты еще на пути с ним,
чтобы соперник не отдал тебя судье,
а судья не отдал бы тебя слуге,
и не ввергли бы тебя в темницу;26.истинно говорю тебе: ты не выйдешь оттуда,
пока не отдашь до последнего кодранта.27.Вы слышали,
что сказано древним: не прелюбодействуй.28.А Я говорю вам,
что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением,
уже прелюбодействовал с нею в сердце своем.29.Если же правый глаз твой соблазняет тебя,
вырви его и брось от себя,
ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих,
а не все тело твое было ввержено в геенну.30.И если правая твоя рука соблазняет тебя,
отсеки ее и брось от себя,
ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих,
а не все тело твое было ввержено в геенну.31.Сказано также, что если кто разведется с женою своею,
пусть даст ей разводную.32.А Я говорю вам:
кто разводится с женою своею, кроме вины прелюбодеяния,
тот подает ей повод прелюбодействовать;
и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует.33.Еще слышали вы,
что сказано древним: не преступай клятвы,
но исполняй пред Господом клятвы твои.34.А Я говорю вам: не клянись вовсе:
ни небом, потому что оно престол Божий;35.ни землею, потому что она подножие ног Его;
ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя;36.ни головою твоею не клянись,
потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным.37.Но да будет слово ваше: да, да;
нет, нет;
а что сверх этого, то от лукавого.38.Вы слышали,
что сказано: око за око и зуб за зуб.39.А Я говорю вам: не противься злому.
Но кто ударит тебя в правую щеку твою,
обрати к нему и другую;40.и кто захочет судиться с тобою
и взять у тебя рубашку,
отдай ему и верхнюю одежду;41.и кто принудит тебя идти с ним одно поприще,
иди с ним два.42.Просящему у тебя дай,
и от хотящего занять у тебя не отвращайся.43.Вы слышали, что сказано:
люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего.44.А Я говорю вам: любите врагов ваших,
благословляйте проклинающих вас,
благотворите ненавидящим вас
и молитесь за обижающих вас и гонящих вас,45.да будете сынами Отца вашего Небесного,
ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми
и посылает дождь на праведных и неправедных.46.Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда?
Не то же ли делают и мытари?47.И если вы приветствуете только братьев ваших,
что особенного делаете?
Не так же ли поступают и язычники?48.Итак будьте совершенны,
как совершен Отец ваш Небесный.



