Глава 13

  • Закрыть сопоставления
  • 33.

    Без небесной же закваски, то есть силы Божественного Духа, душе невозможно приобщиться Господней благости и достигнуть жизни; как и Адамову роду невозможно было бы до такой степени совратиться в порок и лукавство, если бы не вошла в него предварительно закваска порока, то есть грех, — эта какая-то умная и мысленная сила сатаны.

    Как, если кто растворит муку, но не положит закваски, то сколько, по-видимому, ни будет стараться месить и трудиться над тестом, останется оно невскисшим и непригодным в пищу; а когда положена закваска, привлекает она к себе все смешение муки, и все делает квасным; чему и Господь уподобил царствие, сказав: «подобно есть царствие небесное квасу, его же вземши жена скры в сатех трех муки, дондеже вскисоша вся»; или как мясо, если кто приложит о нем все попечение, но не осолит солию, истребляющею червей и уничтожающею смрад, делается зловонным, загнивает и бывает негодно для людского употребления: так, подобно сему, и все человечество представь себе как бы мясом и незаквашенным тестом, а под солию и закваскою из иного века разумей божественное естество Святого Духа. Посему, если в униженное естество человеческое не будут вложены и примешаны из оного века и из оного отечества небесная закваска Духа, также добрая и святая соль Божества, то душа не освободится от зловония порока и не вскиснет по тяжести и безквасию лукавства.

    Собрание рукописей типа II. Беседа 24.

  • 45.

    Господь, говоря о Царстве Небесном и повествуя о пречистом, и преславном, и Божественном, и единственном жемчуге и научая, как кто его получит, отвечает так, пользуясь сравнением с видимыми вещами: «Подобно Царство Небесное купцу, ищущему хороших жемчужин, который, нашед одну драгоценную жемчужину, пошел и продал все, что имел, и купил» тот жемчуг, чтобы, принеся его, угодить царю, потому что драгоценными камнями вплетается властительский венец. Так, следовательно, и душа должна стяжать и найти небесный и многоценный жемчуг, Дух Христа, великую и хорошую куплю, чтобы он был вплетен в венце славы Небесного Царя Христа; а без этого Божественного жемчуга, который есть Святой Дух, душа не может угодить Царю Христу, ни получить царский венец.

    Итак, каким образом приобретет кто-либо и найдет этот жемчуг, можно научиться от видимых купцов, торгующих драгоценными жемчугами, потому что они, продавши свое имущество, и удалившись далеко от родины, и прошедши чрез пустынные и разбойнические края, достигают местности, где рождаются жемчуги. Потому что там бывают выставлены самые ценные и славные из драгоценных камней, с их выгравированными и надписанными ценами. И каждый из торгующих видит выставленные (напоказ) камни, предвидит, и как ему предстоит явиться царю. Если же это превосходит его средства, он не только тяготится о пустом труде и плачет, но даже не может увидеть царя. Тем же образом и Христос, Господь наш, предобразил и преднаписал цену хорошего и великого жемчуга, без которого никто не может угодить Небесному Царю, а пена — отречение от мира и смерть и крест, потому что Он стал образом и начальником отводящего в жизнь пути, предав на смерть Свое Тело за нас, и победив насилие диавола, и искупив нас Своею собственною Кровью. И таким образом всех, последовавших за Ним, и ставших Его учениками, и хотящих приобрести небесный жемчуг (а он есть Царство Небесное), научает отречься от себя и более не себе жить, по Апостолу: «Чтобы живущие, говорит он, уже не для себя жили, но для умершего за них и воскресшего Христа» (2 Кор 5:15). А Сам Господь говорит: «Да отвержется себя и да последует за Мной» (Лк 9:23). И снова: «Если кто», говорит Он, «не возненавидит отца, мать, братьев и так далее, еще же и самую свою душу, не может быть Моим учеником» (Лк 14:26). Итак, смертью покупается этот жемчуг жизни, Христос. И таким образом, если кто не приготовит себя и от себя не отречется, предав на смерть свою душу, не может приобрести того жемчуга и без него не может увидеть Небесного Отца. Ибо Он есть венец, сплетенный из славы, Он есть Христос, связанный драгоценными камнями и бывший преславным венцом Церкви святых. И всякая душа, отдающая себя до смерти и желающая отойти в жизнь, да взыщет этот жемчуг и да стяжает Господа, ставшего всем во всех, пищей, питием, одеждою, сокровищем, упокоением, радостью нерассказуемой, жизнью истинной. Следовательно, нашедший Его нашел во все века богатство, наслаждение непрестанное, свет незаходимый, славу незатемняемую. Ибо Он все это действует различно в нем, соизменяясь с нуждами.

    Душа, услышавшая слово Божие и соуслаждаемая с Богом, да воздвигнет себя, и да возбудится в любовь вожделенного Господа, и да возгорится в любовь Жениха. Как огонь, разжигаемый в обильном веществе, увеличивает пламя, да возжелает и она наконец удостоиться неизреченного явления и до смерти да подвизается, чтобы, победив, получить вечную жизнь по предшественнику нашему, Христу, до смерти предавшему Себя за нас. Потому что Господь стал всем указанием, чтобы как Он, посредством бесславия и бесчестия и последней смерти, победил врага, так и мы, живущие в страданиях и смирении и бесславии и во смерти, презревшие стыд, смогли победить диавола и получить жизнь и стяжать «многоценный жемчуг», Он же есть Христос, по сказанному: «Вы еще не до крови сражались, подвизаясь против греха» (Евр 12:4). Смертью победим смерть, не сочетаясь со злом, не падая вместе с помыслами. Постыдно же купцам переплывать такие пучины и пренебрегать смертоносными опасностями ради возрастания и прибавки богатства, а нам, вожделеющим держаться за вечную жизнь и хотящим стяжать нетленный свет самого лучшего жемчуга и желающим приторговать куплю истинного сокровища, не презирать временной смерти, (то есть) мирских наслаждений.

    Итак, прошу вас, братья, презирать смерть, и за ничто считать свою душу, и до смерти стать подражателями Господа, бывшего во всем нам образом и примером и смертью победившего смерть.

    Собрание рукописей типа I. Слово 10.

  • 46.

    который, найдя одну драгоценную жемчужину, пошел и продал все, что имел, и купил ее

    См. Толкование на (Мф 13:45)

1.Выйдя же в день тот из дома, Иисус сел у моря.

2.И собралось к Нему множество народа,
так что Он вошел в лодку и сел;
а весь народ стоял на берегу.

3.И поучал их много притчами,
говоря: вот, вышел сеятель сеять;

4.и когда он сеял,
иное упало при дороге,
и налетели птицы и поклевали то;

5.иное упало на места каменистые,
где немного было земли,
и скоро взошло,
потому что земля была неглубока.

6.Когда же взошло солнце, увяло,
и, как не имело корня, засохло;

7.иное упало в терние,
и выросло терние и заглушило его;

8.иное упало на добрую землю и принесло плод:
одно во сто крат,
а другое в шестьдесят,
иное же в тридцать.

9.Кто имеет уши слышать, да слышит!

10.И, приступив, ученики сказали Ему:
для чего притчами говоришь им?

11.Он сказал им в ответ: для того, что
вам дано знать тайны Царствия Небесного,
а им не дано,

12.ибо кто имеет, тому дано будет
и приумножится,
а кто не имеет,
у того отнимется и то, что имеет;

13.потому говорю им притчами,
что они видя не видят,
и слыша не слышат,
и не разумеют;

14.и сбывается над ними пророчество Исаии,
которое говорит:
слухом услышите — и не уразумеете,
и глазами смотреть будете — и не увидите,

15.ибо огрубело сердце людей сих
и ушами с трудом слышат,
и глаза свои сомкнули,
да не увидят глазами и не услышат ушами,
и не уразумеют сердцем,
и да не обратятся, чтобы Я исцелил их.

16.Ваши же блаженны очи, что видят,
и уши ваши, что слышат,

17.ибо истинно говорю вам,
что многие пророки и праведники
желали видеть, что вы видите, и не видели,
и слышать, что вы слышите, и не слышали.

18.Вы же выслушайте значение притчи о сеятеле:

19.ко всякому,
слушающему слово о Царствии и не разумеющему,
приходит лукавый и похищает посеянное в сердце его —
вот кого означает посеянное при дороге.

20.А посеянное на каменистых местах
означает того, кто слышит слово
и тотчас с радостью принимает его;

21.но не имеет в себе корня и непостоянен:
когда настанет скорбь или гонение за слово,
тотчас соблазняется.

22.А посеянное в тернии
означает того, кто слышит слово,
но забота века сего
и обольщение богатства заглушает слово,
и оно бывает бесплодно.

23.Посеянное же на доброй земле
означает слышащего слово и разумеющего,
который и бывает плодоносен,
так что иной приносит плод во сто крат,
иной в шестьдесят,
а иной в тридцать.

24.Другую притчу предложил Он им, говоря:
Царство Небесное подобно человеку,
посеявшему доброе семя на поле своем;

25.когда же люди спали, пришел враг его
и посеял между пшеницею плевелы и ушел;

26.когда взошла зелень и показался плод,
тогда явились и плевелы.

27.Придя же, рабы домовладыки сказали ему:
господин! не доброе ли семя сеял ты на поле твоем?
откуда же на нем плевелы?

28.Он же сказал им: враг человека сделал это.
А рабы сказали ему: хочешь ли, мы пойдем, выберем их?

29.Но он сказал: нет, —
чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы,

30.оставьте расти вместе то и другое до жатвы;
и во время жатвы я скажу жнецам: соберите прежде плевелы
и свяжите их в снопы, чтобы сжечь их,
а пшеницу уберите в житницу мою.

31.Иную притчу предложил Он им, говоря:
Царство Небесное подобно зерну горчичному,
которое человек взял и посеял на поле своем,

32.которое, хотя меньше всех семян,
но, когда вырастет, бывает больше всех злаков
и становится деревом,
так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его.

33.Иную притчу сказал Он им:
Царство Небесное подобно закваске,
которую женщина, взяв, положила в три меры муки,
доколе не вскисло всё.

34.Всё сие Иисус говорил народу притчами,
и без притчи не говорил им,

35.да сбудется реченное через пророка,
который говорит: отверзу в притчах уста Мои;
изреку сокровенное от создания мира.

36.Тогда Иисус, отпустив народ, вошел в дом.
И, приступив к Нему, ученики Его сказали:
изъясни нам притчу о плевелах на поле.

37.Он же сказал им в ответ:
сеющий доброе семя есть Сын Человеческий;

38.поле есть мир;
доброе семя, это сыны Царствия,
а плевелы — сыны лукавого;

39.враг, посеявший их, есть диавол;
жатва есть кончина века,
а жнецы суть Ангелы.

40.Посему как собирают плевелы и огнем сжигают,
так будет при кончине века сего:

41.пошлет Сын Человеческий Ангелов Своих,
и соберут из Царства Его все соблазны
и делающих беззаконие,

42.и ввергнут их в печь огненную;
там будет плач и скрежет зубов;

43.тогда праведники воссияют, как солнце,
в Царстве Отца их.
Кто имеет уши слышать, да слышит!

44.Еще подобно Царство Небесное сокровищу, скрытому на поле,
которое, найдя, человек утаил,
и от радости о нем идет и продает всё, что имеет,
и покупает поле то.

45.Еще подобно Царство Небесное купцу,
ищущему хороших жемчужин,

46.который, найдя одну драгоценную жемчужину,
пошел и продал всё, что имел,
и купил ее.

47.Еще подобно Царство Небесное неводу, закинутому в море
и захватившему рыб всякого рода,

48.который, когда наполнился, вытащили на берег
и, сев, хорошее собрали в сосуды,
а худое выбросили вон.

49.Так будет при кончине века:
изыдут Ангелы,
и отделят злых из среды праведных,

50.и ввергнут их в печь огненную:
там будет плач и скрежет зубов.

51.И спросил их Иисус: поняли ли вы всё это?
Они говорят Ему: так, Господи!

52.Он же сказал им: поэтому всякий книжник,
наученный Царству Небесному,
подобен хозяину,
который выносит из сокровищницы своей новое и старое.

53.И, когда окончил Иисус притчи сии,
пошел оттуда.

54.И, придя в отечество Свое, учил их в синагоге их,
так что они изумлялись и говорили:
откуда у Него такая премудрость и силы?

55.не плотников ли Он сын?
не Его ли Мать называется Мария,
и братья Его Иаков и Иосий, и Симон, и Иуда?

56.и сестры Его не все ли между нами?
откуда же у Него всё это?

57.И соблазнялись о Нем.
Иисус же сказал им:
не бывает пророк без чести,
разве только в отечестве своем и в доме своем.

58.И не совершил там многих чудес по неверию их.