- 1.
Вот мудрые пять дев, трезвясь, поспешив к необычайному для своего естества, взяв елей в сосуды сердца своего, то есть подаваемую свыше благодать Духа, возмогли войти с Женихом в небесный чертог. Другие же юродивые девы, оставшиеся при собственном своем естестве, не трезвились, не постарались, пока были еще во плоти, взять в сосуды свои «елей радости» (Псал 44:8), но по нерадению, недеятельности, беспечности, неведению или и по самомнению о своей праведности, предались как бы сну; и за сие не допущены в чертог царства, как немогшие благоугодить небесному Жениху. Удерживаясь мирскими узами и земною какою-нибудь любовию, не посвятили они небесному Жениху всей любви своей и приверженности, и не принесли с собою елея. А души, взыскавшие необычайного для естества, — святыни Духа, всею своею любовию привязаны ко Господу, с Ним ходят, от всего отвращаясь, к Нему устремляют молитвы и помышления; за что и сподобились они приять елей небесной благодати; и после сего могут течение свое продолжать непреткновенно, во всем вполне благоугождая духовному Жениху. Души же, оставшиеся в естестве своем, по земле пресмыкаются помыслом, о земле помышляют, и ум их на земле имеет жительство свое. Сами о себе думают они, что принадлежат Жениху, и украшены плотскими оправданиями; но, не прияв елея радости, не возродились они Духом свыше.
Пять умственных душевных чувств, если приимут в себя благодать свыше и святыню Духа, действительно бывают мудрыми девами, свыше приявшими в себя благодатную мудрость. А если остаются они при одном своем естестве, то делаются юродивыми и оказываются чадами мира; потому что не совлеклись духа мира, хотя сами о себе, по некоторым вероятностям и по наружности, думают, что они — невесты Жениховы. Как души, всецело прилепившиеся ко Господу, в Нем пребывают помыслом, к Нему возносят молитвы, с Ним ходят, и вожделеют любви Господней; так наоборот, души, предавшиеся любви к миру и восхотевшие иметь жительство свое на земле, там ходят, там пребывают мыслию, там живет их ум. А потому, несклонны они к доброму мудрствованию духа, как к чему-то необычайному для нашей природы, разумею же под сим небесную благодать, которой необходимо — войти в состав и в единение с естеством нашим, чтобы могли мы вступить с Господом в небесный чертог царства и улучить вечное спасение.
Собрание рукописей типа II. Беседа 4.
- 21.
Хорошо, добрый и верный раб! в малом ты верен, над многим тебя поставлю; войди в радость Господина твоего; малое – это обетования, которые дано получить в веке сем верующим в Него, многое – дары вечного и нетленного века.
Собрание рукописей типа III. Поучение 13.
- 42.
ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня
Недаром Он говорит стоящим в судный день по левую сторону, посылаемым от Господа в геенну, где диавол: «Был странником, и вы не приняли Меня; был наг, и не одели Меня, болен, и не посетили Меня, алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня, в темнице был, и вы не пришли ко Мне». В явном смысле здесь подразумеваются добрые дела, сделанные Ему Самому, потому что Господь принимает помощь, оказываемую рабам Его; в более же истинном и глубоком смысле тут подразумевается внутренний человек в каждом из нас; ибо подлинная пища Его и питье и одежда и кров и успокоение – это души наши. Когда душа, вместив в себя Господа и соединившись с духом Его, становится с Ним в один дух (1 Кор 6:17) и в нас происходит обновление и изменение сердца и ослабление и угашение страстей, обнаруживаются действования Духа Святого и дела добродетели, – то вот истинная пища и питие Господа. Поэтому алчет Господь и жаждет душ наших словно усталый странник, пока не успокоится и не сотворит обитель в душах наших. Всегда стучит Он, желая войти к нам на покой, и все Его промышление о нас служит этой цели.
Собрание рукописей типа III. Поучение 16.
См. Толкование на (Откр 3:20)
- 43.
был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня
См. Толкование на (Мф 25:42) и на (Откр 3:20)
1.Тогда подобно будет Царство Небесное десяти девам,
которые, взяв светильники свои,
вышли навстречу жениху.2.Из них пять было мудрых и пять неразумных.3.Неразумные, взяв светильники свои,
не взяли с собою масла.4.Мудрые же,
вместе со светильниками своими, взяли масла в сосудах своих.5.И как жених замедлил,
то задремали все и уснули.6.Но в полночь раздался крик: вот, жених идет,
выходите навстречу ему.7.Тогда встали все девы те
и поправили светильники свои.8.Неразумные же сказали мудрым:
дайте нам вашего масла,
потому что светильники наши гаснут.9.А мудрые отвечали:
чтобы не случилось недостатка и у нас и у вас,
пойдите лучше к продающим и купите себе.10.Когда же пошли они покупать, пришел жених,
и готовые вошли с ним на брачный пир,
и двери затворились;11.после приходят и прочие девы,
и говорят: Господи! Господи! отвори нам.12.Он же сказал им в ответ:
истинно говорю вам: не знаю вас.13.Итак, бодрствуйте,
потому что не знаете ни дня, ни часа,
в который приидет Сын Человеческий.14.Ибо Он поступит, как человек,
который, отправляясь в чужую страну,
призвал рабов своих и поручил им имение свое:15.и одному дал он пять талантов,
другому два,
иному один,
каждому по его силе;
и тотчас отправился.16.Получивший пять талантов
пошел, употребил их в дело
и приобрел другие пять талантов;17.точно так же и получивший два таланта приобрел другие два;18.получивший же один талант
пошел и закопал его в землю
и скрыл серебро господина своего.19.По долгом времени, приходит господин рабов тех
и требует у них отчета.20.И, подойдя,
получивший пять талантов принес другие пять талантов
и говорит: господин! пять талантов ты дал мне;
вот, другие пять талантов я приобрел на них.21.Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб!
в малом ты был верен,
над многим тебя поставлю;
войди в радость господина твоего.22.Подошел также и получивший два таланта
и сказал: господин! два таланта ты дал мне;
вот, другие два таланта я приобрел на них.23.Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб!
в малом ты был верен,
над многим тебя поставлю;
войди в радость господина твоего.24.Подошел и получивший один талант
и сказал: господин! я знал тебя, что ты человек жестокий,
жнешь, где не сеял,
и собираешь, где не рассыпал,25.и, убоявшись,
пошел и скрыл талант твой в земле;
вот тебе твое.26.Господин же его сказал ему в ответ: лукавый раб и ленивый!
ты знал, что я жну, где не сеял,
и собираю, где не рассыпал;27.посему надлежало тебе отдать серебро мое торгующим,
и я, придя, получил бы мое с прибылью;28.итак, возьмите у него талант
и дайте имеющему десять талантов,29.ибо всякому имеющему дастся и приумножится,
а у неимеющего отнимется и то, что имеет;30.а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю:
там будет плач и скрежет зубов.
Сказав сие, возгласил:
кто имеет уши слышать, да слышит!31.Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей
и все святые Ангелы с Ним,
тогда сядет на престоле славы Своей,32.и соберутся пред Ним все народы;
и отделит одних от других,
как пастырь отделяет овец от козлов;33.и поставит овец по правую Свою сторону,
а козлов — по левую.34.Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его:
приидите, благословенные Отца Моего,
наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира:35.ибо алкал Я, и вы дали Мне есть;
жаждал, и вы напоили Меня;
был странником, и вы приняли Меня;36.был наг, и вы одели Меня;
был болен, и вы посетили Меня;
в темнице был, и вы пришли ко Мне.37.Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи!
когда мы видели Тебя алчущим, и накормили?
или жаждущим, и напоили?38.когда мы видели Тебя странником, и приняли?
или нагим, и одели?39.когда мы видели Тебя больным, или в темнице,
и пришли к Тебе?40.И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам:
так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших,
то сделали Мне.41.Тогда скажет и тем, которые по левую сторону:
идите от Меня, проклятые, в огонь вечный,
уготованный диаволу и ангелам его:42.ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть;
жаждал, и вы не напоили Меня;43.был странником, и не приняли Меня;
был наг, и не одели Меня;
болен и в темнице, и не посетили Меня.44.Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи!
когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим,
или странником,
или нагим,
или больным,
или в темнице,
и не послужили Тебе?45.Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам:
так как вы не сделали этого одному из сих меньших,
то не сделали Мне.46.И пойдут сии в муку вечную,
а праведники в жизнь вечную. - 43.
Головна > Бібліотека > Бібліїстика > Біблійні коментарі та тлумачення > БКТ > Прп. Макарий Великий > От Матфея святое благовествование > Глава 25



