- 1.
«В конец, в песнех о осмом, псалом Давиду». Осмым пророческое слово называет будущее состояние. Поелику настоящая жизнь круговращается в седми днях недели; время, начинаясь первым днем седмицы и оканчиваясь седьмым, снова возвращается к первому дню, и таким образом доходит до седмаго; то век, который вне сего седмидневнаго числа, слово Божие справедливо наименовало осмым. Упоминается же в сем псалме о смерти и о суде. Почему Пророк и сделал такое надписание. Ибо говорит: ((Пс 6:6)) «несть в смерти поминаяй Тебе, во аде же кто исповестся Тебе?» То есть, дверь покаяния заключена для отшедших отсюда. И тем, которые в настоящей жизни не воспользовались врачевством покаяния, невозможно исповедание о грехе своем принести Богу там. Слова сии подтверждает и притча о девах. Ибо узнаем из оной, что юродивыя девы с угасшими светильниками остались вне дверей брачнаго чертога, и хотя ударяли в двери, но были отосланы и лишены входа в чертог. Жених сказал им: идите прочь, «не вем вас» ((Мф 25:12)). Посему-то блаженный Давид, по совершении сугубаго онаго греха, приносит Богу сию молитву, прося исцелить его, потому что в той жизни не имеет уже места врачевство покаяния.
- 2.
«Господи, да не яростию Твоею обличиши мене, ниже гневом Твоим накажеши мене». Умоляет не о том, чтобы не быть обличенным, но чтобы не яростию обличил его Бог, просит не о том, чтобы не быть наказанным, но чтобы не от гнева Божия терпеть наказание. Накажи меня, говорит, отечески, а не как судия, как врач, а не как истязатель. Не соразмеряй наказания со грехом, но раствори правосудие человеколюбием.
- 3.
Ст. 3-5 «Помилуй мя Господи, яко немощен есмь». Подобныя слова приличны согрешившим. Если предшествует немощь; то преодолевает нас грех. Если не будет немоществовать наш разум: то не возмятутся страсти. Когда возница крепок, искусно поворачивает и правит коней; они не будут метаться в стороны.
«Исцели мя Господи, яко смятошася кости моя». «И душа моя смятеся зело». Костями Пророк называет здесь помыслы. Поелику кости по природе тверды и поддерживают собою тело; то в переносном смысле наименовал костями помыслы, которыми водится живое существо. Смятение их, говорит Давид, возмутило и поколебало меня. Потому умоляю, даруй мне изведать Твое человеколюбие и от Него получить исцеление.
«И Ты, Господи доколе?». «Обратися Господи, избави душу мою, спаси мя ради милости Твоея». Не в виде жалобы говорит: «доколе», а как страждущий умоляет поспешить помощию. Но весьма прилично присовокупил: «ради милости Твоея». Не на себя уповаю, говорит он, не своей праведности приписываю Твою помощь, но молю сподобить ея по милости Твоей. Сказано же: «обратися Господи» в значении: внемли мне, и не отвращай лица Твоего от меня. Образ речи заимствован от тех, которые, когда гневаются, отвращаются и не хотят смотреть на провинившихся.
- 4.
и душа моя смятеся зело: и ты, Господи, доколе?
См. Толкование на (Пс 6:3)
- 5.
Обратися, Господи, избави душу мою, спаси мя ради милости твоея: яко несть в смерти поминаяй тебе, во аде же кто исповестся тебе?
См. Толкование на (Пс 6:3)
- 6.
«Яко несть в смерти поминай Тебе, во аде же кто исповестся Тебе?» Посему умоляю сподобить меня врачевания в настоящей жизни. Ибо знаю, что отшедшим из сей жизни в язвах не будет уже подано никакого врачевания; потому что для них не имеет места врачевство покаяния.
- 7.
«Утрудихся воздыханием моим, измыю на всяку нощь ложе мое, слезами моими постелю мою омочу». Знаю, что велико и тяжко, в чем прегрешил я, но непрестанно проливаю слезы, и оплакиваю грехи, на которые отважился, и оскверненное беззаконием ложе мое омываю всегда слезами, стараясь очистить оное ими, даже, если получу и прощение, не перестану делать сего. Ибо это значат слова: «измыю» и «омочу на всяку нощь ложе мое».
- 8.
«Смятеся от ярости око мое». От негодования Твоего, Господи, помутилось самое зрение ума моего. Ибо оком наименовал здесь разум, почему и упомянул об одном оке.
«Обетшах во всех вразех моих». Всего тягостнее для меня, говорит Пророк, укоризны врагов. Оне-то изнуряют, разслабляют меня, причиняют мне преждевременную старость.
- 9.
Ст. 9-10 «Отступите от мене вси делающии беззаконие, яко услыша Господь глас плача моего». «Услыша Господь моление мое. Господь молитву мою прият». Да не издеваются более надо мною те, которые не видят собственных своих беззаконий, но посмеваются моим прегрешениям. Ибо сподобился я Божия благоволения, и чтó испрошено мною, тем удостоверен, что Богь не воззрит на прегрешения мои, но дарует мне прощение.
- 10.
услыша Господь моление мое, Господь молитву мою прият.
См. Толкование на (Пс 6:9)
- 11.
«Да постыдятся и смятутся вси врази Мои, да возвратятся и устыдятся зело вскоре». Поэтому зная сие, перестаньте наносить мне укоризны, но, приведя себе на мысль собственныя свои беззакония, исполнитесь стыда, смущения и смятения; потому что суд Божий праведен и весьма страшен.
Головна > Бібліотека > Бібліїстика > Біблійні коментарі та тлумачення > БКТ > Блаж. Феодорит Кирский > Псалтирь > Глава 6
Глава 6
Ничего нет для сопоставления.