- 1.
«Псалом Асафу». В предшествовавшем сему псалме сказав об отвержении Иудеев, Пророк здесь ясно излагает и причины, по которым Бог отверг их, научая, без сомнения, и нас, что, если будем подражать им, то и сами подпадем тому же, или еще и худшему.
«Бог ста в сонме богов, посреде же боги разсудит». Пророк наименовал богами князей иудейских, потому что им вверено было право судить; так называет их и закон: «богов да не злословиши, и князю людей твоих да не речеши зла» ((Исх 22:28)). Поелику, хотя в подлинном смысле судия есть Бог, но и людям дает власть судить; то, кому вверено сие, как уподобляющиеся в сем Богу, наречены богами. Но тех, которые не праведно судят, и весов суда не держат неуклонно, правдивый Судия обличает здесь, и предвозвещает будущий Свой правдивый суд.
- 2.
«Доколе судите неправду, и лица грешниковь приемлете?». Долго ли вам не произносить суда безпристрастнаго, отказываться же от того, чтобы обличать неправду людей сильных и беззаконных? долго ли презирать живущих в нищете и обидимых сильными?
- 3.
«Судите сиру и убогу, смиренна и нища оправдайте». И тот и другой из них имеет нужду в помощи.
- 4.
«Измите нища и убога, из руки грешничи избавите его». – Под вашим начальством, когда вам вверено право суда, да не будет нищий отдан в руки обидчику.
- 5.
«Не познаша ниже уразумеша, во тьме ходят». Но ничего этого не захотели они знать, не захотели озариться светом словес Моих; а потому живут, как бы оставаясь в ночи и во тьме.
«Да подвижатся вся основания земли». По причине сей неправды [вместо обыкновеннаго чтения: «ταύτης ἔνεκα τῆς ἀληθειας, предпочитается здесь другое: «ταύτης ἔνεκα τῆς ἀδικίας], жизнь полна смятения и волнений, и земля приводится в колебание непрерывными бедствиями.
- 6.
«Аз рех: бози есте и сынове Вышняго вси». Я почтил вас, сообщил вам имя Мое, и нарек сынами Моими.
- 7.
«Вы же яко человецы умираете, и яко един от князей падаете». А Симмах перевел так: вы же как человеки, умрете, и как один из князей падете; потому что, не познав собственной своей чести, подверглись вы тому же, чему подпал диавол, которому вверено было Мною начальство, и который не восхотел пользоваться данным ему, как должно, и утратил честь. И вы претерпите одинаковую с другими людьми смерть, не приобретя никакой славы по смерти. Так пророческое слово, произнеся обличение судьямь неправедным, умоляет Судию истиннаго и правдиваго, сотворить суд вселенной.
- 8.
«Воскресни Боже, суди земли: яко Ты наследиши во всех языцех». – Сие прямо дает разуметь суд Владыки Христа; ибо Ему, по человечеству Его, сказал Отец: «проси от Мене, и дам Ти языки достояние Твое, и одержание Твое концы земли» ((Пс 2:8)). Его-то умоляет Пророк вскоре явиться и судить праведно, а судей неправдивых отрешить, и оставить достояние Иудеев, восприять же достояние язычников, и всем людям даровать спасение.
Головна > Бібліотека > Бібліїстика > Біблійні коментарі та тлумачення > БКТ > Блаж. Феодорит Кирский > Псалтирь > Глава 81
Глава 81
Ничего нет для сопоставления.