- 1.
«В конец, сыном Кореовым псалом». Псалом сей предвозвещает вместе и сень и истину; потому что Бог всяческих в том, что было с Израилем, предызобразил спасение всех человеков. И Израильтян освободил Он, и от рабства египетскаго, и от рабства вавилонскаго, а весь человеческий род избавил от преобладавшаго диавольскаго мучительства и от тления. Посему псалом предрекает, и возвращение Иудеев из Вавилона, и спасение целой вселенной.
- 2.
Ст. 2-3 «Благоволил еси Господи землю Твою». Благоволить значит пожелать какого либо блага. Поелику Бог и запустение Иудеи определил за беззаконие обитателей, и в наказание Адаму после греха наложил проклятие на землю (сказано: «терния и волчцы возрастит тебе»); то пророческое слово отменение скорбнаго выразило сим речением: «благоволение».
«Возвратил еси плен Иаковль». «Оставил еси безззаконие людей Твоих, покрыл еси вся грехи их». Разрешил Ты плачевные узы рабства, и свободу даровал плененным, восхотев презреть прегрешения их. А что и весь человеческий род был пленником, и приял свободу от Спасителя нашего Бога; сему свидетель Сам Он, взывая устами Исаии: «Дух Господень на Мне, егоже ради помаза Мя, благовестити нищим посла Мя, исцелити сокрушенныя сердцем, проповедати пленником отпущение, и слепым прозрение» ((Ис 61:1)). Ибо Владыка, прочитав пророчество сие в сонмище, сказал Иудеям: «днес сбытся писание сие во ушию вашею» ((Лк 4:21)).
- 3.
Оставил еси беззакония людий твоих, покрыл еси вся грехи их.
См. Толкование на (Пс 84:2)
- 4.
«Укротил еси весь гнев Твой, возвратился еси от гнева ярости Твоея». Прекратил негодование на нас, оказал нам благоснисхождение.
- 5.
«Возврати нас Боже спасений наших, и отврати ярость Твою от нас». Те и другие представляются приявшими благовестие о свободе, но еще не получившими оной; потому и умоляют, чтобы совершенно сподобиться им человеколюбия.
- 6.
«Еда во веки прогневаешися на ны? или простреши гнев Твой от рода в род?» И освободившимся от бедствий прилично выражаться сими словами, и не полагаться на оставление грехов, но пребывать в страхе и умилостивлять Судию. Посему и они умоляют, не простирать сего гнева до того, чтобы продолжался и в другом роде, но вскоре прекратить оный.
- 7.
«Боже, Ты обращся оживиши ны, и людие Твои возвеселятся о Тебе». Знаем, Владыка, Твое человеколюбие, и уверены, что даруешь нам и возвращение и жизнь; а мы, насладившись сим, с веселием воспоем Тебе песнь.
- 8.
«Яви нам Господи милоть Твою, и спасение Твое даждь нам». В царствование персидскаго Кира, по пророчеству Исаии, давшаго дозволение возвратиться, поспешают Иудеи в свое отечество; а потому умоляют Бога, по человеколюбию подать им скорое спасение. Как можно скорее, говорят, яви нам, Владыка, благость Твою, да улучим спасение и освобождение отсюда. Так Пророк, как бы от лица Иудеев принося моление, получает и ответ от Бога, и говорит:
- 9.
«Услышу, что речет о мне Господь Бог: яко речет мир на люди Своя, и на преподобныя Своя, и на обращающия сердца к Нему». Человеколюбивый Владыка услышал прошение мое, говорит Пророк, произнес определение мира, и даровал его тем, кто прибег к покаянию, и помысл свой научил обращаться к Богу; потому что обращение сердца к Богу есть освобождение от грехопадений и начало правды. С сим согласно и сказанное потом.
- 10.
«Обаче близ боящихся Его спасение Его, вселити славу в землю нашу». Ибо к боящимся Бога близко спасение, и им наслаждаются решившиеся исполнять Божественные законы. Подобная перемена даровала и нам возвращение, которое совершим со славою, и узрим прежнюю знаменитость отечества.
- 11.
«Милость и истина сретостеся; правда и мир облобызастася». Согрешающим и прибегающим к покаянию источники человеколюбия подают милость, и для возлюбивших истину преизобилуют потоки милости. Посему и сказал Пророк: «милость и истина сретостеся». Ибо Иудеи и весь род человеческий принесли в дар Богу познание истины, а Человеколюбец воздал им милостию. Так еще, когда принесли они правду, даровал им мир, оказал помилование и прекратил прежнюю неприязненность. И стеклись мир с правдою, и милость с истиною. И сие яснее выразил Пророк в присовокупляемом:
- 12.
«Истина от земли возсия, и правда с небесе приниче». Как скоро люди возлюбили истину, Бог всяческих приложил о них праведное Свое попечение и низложил мучителя диавола.
- 13.
«Ибо Господь даст благость, и земля наша даст плод свой». Тоже опять сочетание употребил Пророк; ибо сказал, что Бог будет действовать по милосердию и человеколюбию, а они принесут Богу соответственный сему плод, разумел же под сим не обилие плодов земных, но плодоношение добродетели.
- 14.
«Правда пред Ним предыдет, и положит в путь стопы своя». Конец псалма особенно ясно дает нам видеть, что предлагаемое в нем пророчество предсказывает общее спасение всех человеков. Ибо сказует, что Владыка, действуя по правде, подобно некоему водителю странных, управляет нашим шествием, пролагая путь добродетели, и собственными стопами соделывая оный для нас явным. А сию мысль подтверждает Сам Владыка, говоря, то Иоанну: «остави ныне: тако бо подобает исполнити всяку правду» ((Мф 3:15)), то ученикам Своим: «научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем: и обрящете покой душам вашим» ((Мф 11:29)). При другом же случае, умыв ноги ученикам, между прочим сказал и сие: «Аз умых ваши нозе, Господь и Учитель. Образ бо дах вам, да яко же творю, и вы творите» ((Ин 13:14)). Посему Сам Он первый шествовал путем правды, и пременил «стропотное в право и острое пути гладки» ((Ис 40:4)), и стал для нас путем, как говорит Сам Владыка: «Аз есмь путь и истина и живот: никто же приидет ко Отцу, токмо Мною» ((Ин 14:6)).
Головна > Бібліотека > Бібліїстика > Біблійні коментарі та тлумачення > БКТ > Блаж. Феодорит Кирский > Псалтирь > Глава 84
Глава 84
Ничего нет для сопоставления.