- 1.
«Давиду псалом, сынов Ионадавовых и первых пленьшихся, не надписан у еврей». Сделавший сие надписание и сам признался, что не нашел онаго у евреев, но приложил от себя. Надобно же знать, что не сыны Ионадавовы отведены первые в плен; ибо блаженному Иеремии повелено было Богом, в обличение беззакония иудеев, принести вина сынам Ионадавовым. Поелику же они не захотели пить онаго по установлениям предков; то Пророк обвинил наконец иудеев в непокорности; потому что сыны Ионадавовы хранят человеческия заповеди, а они нарушают Божественныя законоположения. Псалом изречен от лица переселенных в Вавилон, желающих возвращения и освобождения от рабства. Написал же псалом сей блаженный Давид, все изречения в оном принаровляя к сонму благочестивых.
«На Тя Господи уповах, да не постыжуся в век». Не обманусь в уповании, говорит Пророк, ожидая Твоей помощи, и не буду долее терпеть поношения.
- 2.
Ст. 2-3 «Правдою Твоею избави мя, и изми мя». Умоляю Тебя дать суд Вавилонянам и мне, и произнести над ними справедливый приговор. Ибо в таком случае освобожусь от их рабства.
«Приклони ко мне ухо Твое, и спаси мя». «Буди ми в Бога защитителя, и в место крепко спасти мя: яко утверждение мое и прибежище мое еси Ты». Ты – мой зашитник, моя крепкая ограда, мой надежный оплот, по сему благоснисходительно приими молитву мою.
- 3.
Буди ми в Бога защитителя и в место крепко спасти мя: яко утверждение мое и прибежище мое еси ты.
См. Толкование на (Пс 70:2)
- 4.
«Боже мой избави мя из руки грешнаго, из руки законопреступнаго и обидящаго». Умоляю Тебя, Владыка, избавить меня от владычества живущих в лукавстве и нечестии.
- 5.
«Яко Ты еси терпение мое Господи, Господи упование мое от юности моея». Юностию называеть Пророк время великаго Моисея, когда Израильтяне насладились свободою после долговременнаго египетскаго порабощения. С того времени, говорит народ, возъимел я упование на Тебя, и ожидаю Твоей помощи.
- 6.
«В Тебе утвердихся от утробы, от чрева матери моея Ты еси мой покровитель». Рождением и происхождением на свет называет Пророк исшествие из Египта. Сие же дает видеть Бог всяческих и чрез божественнаго Иезекииля; ибо, обличая нечестие Иерусалима, и потом сказав: «Отец твой Аморреанин и мати твоя Хеттеаныня», присовокупил: «в онь же день родилася еси, не отрезоша ти пупа, и солию не осолиша, и водою не омыша тя на спасение» ((Иез 16:3)). Поелику пуп есть как бы корень младенца, посредством пупа питается он и растет, а Израилю и по исшествии из Египта оставалось прирожденным египетское нечестие; то справедливо сказал Пророк: «не отрезаша ти пупа»; то есть из матерняго чрева извлекаешь себе пищу, и остаешься при прежних начинаниях. Посему-то сонм благочестивых, умоляя Бога, говорит: издревле, из начала имел я упование на Тебя.
«О Тебе пение мое выну». Непрестаю песнословить и прославлять Тебя, и по Твоему промышлению соделался я славным.
- 7.
«Яко чудо бых многим». Но после этой славы испытал я великую перемену, так что совершившееся со мною представлялось многим каким-то чудом и знамением. «И Ты мой помощник крепок». Однако же Твоей ожидаю помощи.
- 8.
«Да исполнятся уста моя хваления, яко да воспою славу Твою, весь день, великолепие Твое». Посему-то злочестие, в каком я теперь, пременив на лучшее, подвигни язык мой к песнопению, чтобы всегда возносил я Тебе песнь. Ибо вместо слов: «весь день», Симмах сказал: каждый день.
- 9.
«Не отвержи мене во время старости: внегда оскудевати крепости моей, не остави мене». Прошу о том, чтобы и ныне пользоваться мне тем же промышлением, каким пользовался в юности, и умоляю о том, чтобы и в самой старости не быть мне оставленным без Твоей попечительности. Поелику исшествие из Египта наименовал юностию, то старостию назвал время пленения; потому что между тем и другим протекло много времени.
- 10.
Ст. 10-11 «Яко реша врази мои мне, и стрегущии душу мою совещаша вкупе». «Глаголюще: Бог оставил есть его, пожените и имите его, яко несть избавляяй». Все неприязненные мне ругаются над моими несчастиями, делают мне всякаго рода зло, видя, что лишен я Твоего о мне попечения, и предполагая, что навсегда я презрен, и уже не воспользуюсь Твоим о мне промышлением. Посему-то умоляю:
- 11.
глаголюще: Бог оставил есть его, пожените и имите его, яко несть избавляяй.
См. Толкование на (Пс 70:10)
- 12.
«Боже мой не удалися от мене; Боже мой» в помощь мою вонми». Подай скорую Твою помощь, и не оставляй меня вдали от Твоего попечения. Говорит же Пророк об удалении от него не сущности Божией (она повсюду и всем соприсуща), но Божия промысла и действеннаго вспомоществования.
- 13.
«Да постыдятся и исчезнут оклеветающии душу мою». Симмах переводит так: да посрамятся и истребятся сопротивляющиеся душе моей, да обманутся в своих начинаниях, да пожнут от сего стыд, и безуспешными останутся несправедливо устрояющие мою гибель.
«Да облекутся в студ и срам ищущии злая мне». Да соделаются достойными посрамления и осмеяния подвергающие меня всякаго рода бедствиям.
- 14.
«Аз же всегда возуповаю на Тя». Видя все сие, утверждаюсь в уповании на Тебя.
«И приложу на всяку похвалу Твою». И многократно вознесу Тебе песнопение.
- 15.
Ст. 15-18 «Уста моя возвестят правду Твою, весь день спасение Твое». Не престану возвещать о сем правдивом Твоем определении, и всякому делать известным, как, совершив суд надо мною и врагами, освободил Ты меня от рабства им.
«Яко не познах книжная». «Вниду в силе Господни». Симмах перевел так: не умею изчислить. «Вниду в силе Господни». Поелику обещал возвещать о Божием правосудии и о дарованном ему спасении, обещание же сие выше человеческих сил; то справедливо присовокупил: не умею изчислить. Тоже изрек блаженный Давид в тридцать девятом псалме; ибо, сказав: «многа сотворил еси Ты Господи Боже мой, чудеса Твоя, и помышлением Твоим несть кто уподобится Тебе», присовокупил: «возвестих и глаголах, умножишася паче числа» ((Пс 39:6)). Так говорит и здесь: не умею изчислить; потому что таковых писаний и наук не вместило естество мое; но впрочем «вниду в силе Господни», и сколько возможно естеству человеческому, буду песнословить Тебя.
«Господи помяну правду Тебе единаго». «Боже мой научил мя еси от юности моея». Песнословлю Тебя, Владыка, видя оказанную мне правду, и памятуя заповеди Твои; потому что с детства научил Ты меня этому. И из сего видно, что юностию называет Пророк времена великаго Моисея, ибо чрез него дан был закон.
«И до ныне возвещу чудеса Твоя». «И даже до старости и престарения Боже мой не остави мене». Буду возвещать чудеса Твои неведущим; а Ты, как издревле именовавшийся Богом моим, всегда удостоивай меня попечения Твоего.
«Дондеже возвещу мышцу Твою роду всему грядущему». Давид пророчески предсказывает будущее, и старостию называет окончание закона, – а сие последовало по пришествии Владыки Христа. Но яснее представляет сие нам блаженный Павел, разсуждая о Новом Завете; говорит же так: «внегда же глаголет, нов, обветши перваго: а обветшавающее и состаревающееся близ есть истления» ((Евр 8:13)). Посему и здесь Давид пребываюших в Вавилоне пророчески научает сказать: «и даже до старости и престарения Боже мой не остави мене». Потом, показав, какую разумеет старость, присовокупил: «дондеже возвещу мышцу Твою роду всему грядущему».
- 16.
Вниду в силе Господни: Господи, помяну правду тебе единаго.
См. Толкование на (Пс 70:15)
- 17.
Боже мой, имже научил мя еси от юности моея, и доныне возвещу чудеса твоя.
См. Толкование на (Пс 70:15)
- 18.
И даже до старости и престарения, Боже мой, не остави мене, дондеже возвещу мышцу твою роду всему грядущему,
См. Толкование на (Пс 70:15)
- 19.
«Силу Твою, и правду Твою, Боже». Род грядущий есть род, наставший по вочеловечении единороднаго Сына Божия, после котораго составилась Церковь из язычников, прияв от иудеев проповедниками священных Апостолов. О сем роде и в двадцать первом псалме говорит Давид: «возвестит Господеви род грядущий, и возвестят правду Его людям родитися имущим, яже сотвори Господь» ((Пс 21:32)). Посему, кроме народа иудейскаго, должен быть другой народ, о котором Пророк предрек, что он не родился, но родится еще. Потому и здесь говорит: «не остави мене, дондеже возвещу мышцу Твою роду всему грядущему, силу Твою и правду Твою». Сходно же сие с предсказанием Патриарха Иакова: «не оскудеет Князь от Иуды, и вождь от чресл его, дондеже приидет», Ему же отложено: «и Той чаяние языков» ((Быт 49:10)).
«Боже, даже до вышних, яже сотворил ми еси величия». Акила и Симмах перевели так: Боже, даже до высоты, какия соделал Ты величия, то есть, соделанное Тобою, Владыка, высоко, велико и достаточно к тому, чтобы все убедились именовать Тебя вышним.
«Боже кто подобен Тебе?» Никого не возможно сравнивать с Тобою и применять к Тебе; потому что всех превосходишь и естеством, и могуществом, и всеми благами. После сего Пророк начинает предсказывать возвращение из плена.
- 20.
«Елики явил ми еси скорби многи и злы? И обращся оживотворил мя еси», то есть, предал меня всякаго рода бедствиям за учиненныя мною беззакония, и снова возвратил меня к жизни.
«И от бездн земли возвел мя еси». Представляю себя как бы вновь оживленным, сверх чаяния человеческаго избавившись от стольких бедствий. Сие изрек Бог и чрез Иезекииля: «отверзу гробы ваша, и изведу вас из Вавилона» ((Иез 37:12)); то есть, положу конец человеческому отчаянию, и сверх упования врагов, дарую вам возвращение.
- 21.
«Умножил еси на мне величествие Твое, и обращся утешил мя еси, и от бездн земли паки возвел мя еси». Симмах перевел так: возрастишь величие мое и оградишь меня утешением. Подобно сему и прочее предрекает Пророк, то есть говорит: в попечении Твоем о мне откроется благость Твоя.
- 22.
«Ибо аз исповемся Тебе в людех Господи». Не престану повествовать о дарах Твоих и возвещать о них неведущим. Надлежит же заметить, что и здесь упоминает о многих народах, которые, по вочеловечении Спасителя нашего, получили спасение чрез проповедников из иудеев.
«В сосудех псаломских, истину Твою Боже, воспою Тебя в гуслех Святый Израилев». Слагая же песнопения, употреблю и обычныя орудия.
- 23.
Ст. 23-24 «Возрадуетеся устне мои, егда воспою Тебе, и душа моя, юже еси избавил». «Еще же и язык мой поучится правде Твоей, егда постыдятся и посрамятся ищущии злая мне». Предсказывает вместе и гибель Вавилонян от персидскаго Кира, и возвание иудеев; то есть, по низложении Вавилонян, получу дозволение возвратиться, воспользовавшись же этим, в веселии и радости буду ликовать, воспевая Твои благодеяния, и непрестанно поучаясь в законе Твоем.
- 24.
еще же и язык мой весь день поучится правде твоей, егда постыдятся и посрамятся ищущии злая мне.
См. Толкование на (Пс 70:23)
Головна > Бібліотека > Бібліїстика > Біблійні коментарі та тлумачення > БКТ > Блаж. Феодорит Кирский > Псалтирь > Глава 70
Глава 70
Ничего нет для сопоставления.