< предыдущая глава   следующая глава >
Глава 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107

Глава 82

  • Закрыть сопоставления
  • 1.

    «Песнь псалма Асафу». По возвращении Иудеев из Вавилона, ближние соседи, увидев обновление Божия храма и славу их, сходятся вместе, и собрав другие варварские народы, предприяли войну против Иудеев. И сие предрекают как божественные Иоиль и Иезекииль, так и чудные Пророки Михей и Захария. Впрочем всех преодолевают Иудеи, которьми предводительствует Зоровавель, и которым свыше споборает Бог, сокрушающий дерзость врагов. Сие-то предвозвещает и настоящий псалом. В виде же молитвы излагается пророчество Божественнаго Духа, научающаго воюемых, как должно им умилостивить Бога.

  • 2.

    «Боже кто уподобится Тебе?». И все собранное вкупе естество Ангелов и человеков не может сравниться с Твоею силою; потому что могущество Твое не сравнимо. Слово: «кто» Пророк употребил вместо: никто.

    «Не премолчи, ниже укротися Боже». Умоляем Тебя, Владыка, не употреблять долее обычнаго Тебе долготерпения. Ибо сие означает сказанное: «ниже укротися». Так перевел и Симмах: не оставайся в покое. Потом Пророк показывает причину сего прошения.

  • 3.

    «Яко се врази Твои возшумеша, и ненавидящии Тя воздвигоша главу». Подобно морю, шумят и волнуются, поступая с нами кичливо и дерзко, по неприязненности к Тебе предприяв воевать с нами; ибо, враждуя против Тебя, нападают и на народ Тебе преданный.

  • 4.

    «На люди Твоя лукавноваша волею, и совещаша на святыя Твоя». Симмах, вместо: «на святыя Твоя», перевел: на утаеннаго Твоего, и Акила, а также и Феодотион: на сокровеннаго Твоего. Поелику от них имел произойдти по плоти Владыка Христос, а народы сии сошлись с намерением совершенно искоренить род иудейский; то Всесвятый Дух научает Иудеев принести следующую молитву: не против нас только злобно и злоумышленно действуют враги, но и против утаеннаго Твоего и в нас сокровеннаго, о котором предвозвестил Ты, что процветет от колена Иудина. Ибо по отсечении корня от чего родиться плоду? Сие же и чрез Исаию дал разуметь Бог всяческих, говоря: «им же образом обретается ягода на грезне, и рекут, не погуби его, яко благословение» Господа «есть в нем, тако сотворю служащаго Ми ради, не имам всех погубити ради его, и изведу из Иакова семя и из Иуды» ((Ис 65:8)); и тогда уже предам прочих конечной гибели. Посему ради одной ягоды весь грезн, даже весь виноградник, пользовался Божиим попечением; а когда ягода сия снята, а с нею собраны и другие плоды, тогда оставшийся виноградник предается зверям, зобает его и вепрь от дубравы, и поядает его «уединенный дивий, и вси мимоходящии путем» попирают, сколько угодно (Пс.79:13–14). Сии и здесь, говорят молящиеся, не против нас только, но и против Сокровеннаго Твоего, дерзают неистовствовать.

  • 5.

    «Реша: приидите и потребим я от язык, и не помянется имя Исраилево к тому». Хотят нанести нам конечную гибель и предать забвению пресловутаго Израиля. Потом Пророк перечисляет соседние народы, которыми быв призваны, собрались и другие.

  • 6.

    «Яко совещаща единомышлением вкупе, на Тя завет завещаша». По общему же согласию предприявшие против Тебя брань суть следующие:

  • 7.

    «Селения идумейска и Измаилите». Идумеи вели род от Исава, потому что Исав именовался Едомом. А Измаилиты – потомки Измаила.

    «Моав и Агаряне». Моав – сын Лотов, а от него произошел и народ; Агаряне же – другое поколение от Измаила, наименованное так от Агари, матери Измаилово.

  • 8.

    «Гевал и Аммон и Амалик». Амалик сам – потомок Исавов; а от него произошел и народ; Аммон – сын Лотов; занимают же они часть Аравии; а Гевалы живут в соседстве с Идумеею.

    «Иноплеменницы с живущими в Тире». Иноплеменников другие толковники называют Филистеями, а мы называем жителями Палестины; потому что они, одни оставшись от рода Ханаанова, и обитая вместе с Израилем, справедливо назывались по преимуществу иноплеменниками.

  • 9.

    «Ибо и Ассур прииде с ними». Ассирияне не царствовали в это время. Посему пророческое слово дает разуметь Самарян, поселенцев ассирийских, по пленении десяти колен, водворившихся в их городах.

    «Быша в застпупление сыновом Лотовым». Пророческое слово дает видеть, что Моавитяне и Аммонитяне преимущественно возставали против народа Божия, и собирали другие народы.

  • 10.

    Ст. 10-11 «Сотвори им яко Мадиаму и Сисаре, яко и Иавиму в потоце киссове»: «Потребишася во Аендоре». С признательностию воспоминают прежния благодеяния, испрашивая и себе тойже помощи. А сих военачальников сокрушили Варак и пророчица Деввора.

    «Быша яко гной земный»; потому что, оставшись непогребенными, обратились в прах, и как бы гной какой смешались с землею.

  • 11.

    потребишася во Аендоре, быша яко гной земный.

    См. Толкование на (Пс 82:10)

  • 12.

    «Положи князи их, яко Орива и Зива, и Зевеа и Салмана вся князи их». И о сих упоминаеть история Судей. Умертвил же их Гедеон, водимый благодатию Божиею. Изображаемые в псалме умоляют, чтобы подобно сим сокрушены были и их враги, и представляют на то причину.

  • 13.

    «Иже реша: да наследим себе святилище Божие». Хвалятся своим мужеством, и дерзко мечтают овладеть посвященным Тебе храмом. Ибо святилищем Божиим Пророк назвал храм. А Симмах слово: святилище перевел: жилище. Из сего явным делается все содержание псалма. Поелику Иудеи возвратившись создали храм, и при нем совершалось все подзаконное Богослужение (без храма же по закону служить Богу было не возможно); и по причине сообразной с законом жизни Иудеев враждовали на них ближние соседи: то все устремление их направлено было на храм, чтобы с ним вместе истребить и народ и Богослужение по закону.

  • 14.

    «Боже мой, положи я яко коло», то есть, повели пребывать им в напастях всякаго рода, и окружи непрерывными бедствиями.

    «Яко трость пред лицем ветра». Разсей их на подобие тростника, разносимаго ветром.

  • 15.

    Ст. 15-16 «Яко огнь попаляяй дубраву, яко пламень пожигаяй горы»: «Тако поженеши я бурею Твоею, и гневом Твоим смятеши я». – В дубравах сам собою воспламеняется огонь, когда дерева, качаемыя сильным ветром, трутся одно о другое, трением производят теплоту, и мало по малу друг от друга возгараются. Посему Иудеи просят, чтоб и враги их, подобно сему, взаимно истребляли друг друга, и предаваемы были собственным своим беззакониям, по пророчеству, которое говорит: «ходите светом огня вашего и пламенем, его же разжегосте» ((Ис 50:11)).

  • 16.

    тако поженеши я бурею твоею, и гневом твоим смятеши я.

    См. Толкование на (Пс 82:15)

  • 17.

    «Исполни лица их безчестия: и взыщут имене Твоего Господи». Ибо, обманувшись в том, чего желают, и исполнившись стыда, познают они силу Твою.

  • 18.

    Ст. 18-19 «Да постыдятся и смятутся в век века; и посрамятся и погибнут»: «И да познают, яко имя Тебе Господь, Ты един Вышний по всей земли». Просят благ врагам, даже терпя от них нападения; ибо молятся; чтобы они вместо дерзости облеклись стыдом, а в следствие стыда приобрели Богопознание, и освободившись от идольской прелести, познали опытом, что Он единый есть Бог и Владыка, «на высоких живый, и на смиренныя призираяй» ((Пс 112:5)), управляющий и распоряжающий всею тварию.

  • 19.

    И да познают, яко имя тебе Господь, ты един вышний по всей земли.

    См. Толкование на (Пс 82:18)

Ничего нет для сопоставления.