< предыдущая глава   следующая глава >
Глава 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96

Глава 71

  • Закрыть сопоставления
  • 1.

    «О Соломоне». Что настоящий псалом ни мало не приличествует Соломону, это, думаю, признают Иудеи, желающие сказать правду, тем паче питомцы веры. Ибо во первых Соломон не обладал пределами земли, не собирал дани с западных и восточных народов; притом, как человек, пожив соразмерное естеству время, приял конец жизни, и даже не славный. А псалом показывает, что Тот, о Ком он пророчествует, древнее солнца и луны. Точнее же сие даст видеть изъяснение речений псалма. Да и надписание не неприлично, и свободно применяется к Спасителю; потому что Соломон толкуется мирный, и сие ясно показывает история Паралипоменон; ибо Бог через Нафана говорит Давиду:«зане Соломон имя ему, и мир дам во дни его» ((1Пар 22:9)). Сие же наименование имеет и Владыка Христос. Великий проповедник истины Павел взывает: «той есть мир наш, сотворивый обоя едино, и средостение ограды разоривый» ((Еф 2:14)). И Сам Господь говорит священным Апостолам: «мир Мой даю вам, мир Мой оставляю вам» ((Ин 14:27)). Посему Его царство, Им возстановленный мир и спасение язычников предвозвещает псалом сей. И поелику Он – Бог и человек, и Бог Он всегда, а человечество приял ради нас; то пророчество показывает то и другое, – говорит, что, как Бог, имеет Он власть над всеми, а как человек, приемлет оную от Отца Своего.

    «Боже суд Твой Цареви даждь, и правду Твою Сыну Цареву». Владыка Христос –и Царь и Сын Царев. Потому пророчество называет Его Царем и Сыном Царевым. Так и Патриарх Иаков именует Его и львом и скимном львовым. Ибо говорит; «скимен львов Иуда от леторасли сыне мой возшел еси: возлег, уснул еси яко лев, и яко скимен: кто возбудит Его» ((Быт 49:9))? Не только Он Царь, но и Сын Царев; потому что, как Бог, рожден Всецарем Богом, а как человек, имеет предком Царя Давида. И пророческое слово испрашивает, чтобы Ему, как человеку, дана была правда от Бога. Потом открываегь причину.

  • 2.

    «Судити людем Твоим в правде, и нищим Твоим в суде». Ибо одержимых нищетою греха освободит Он от рабства лукавому мучителю, произнеся правдиво суд над ним и над одержимыми им.

  • 3.

    «Да восприимут горы мир людем и холми правду». Это – олицетворение, показывающее перемену во всех. Так повествуя об исшествии народа, Пророк сказал: «горы взыграшася, яко овны, и холми яко агнцы овчии» ((Пс 113:4)). Впрочем видим перемену в самых горах и холмах. Ибо, вместо вселявшагося на них древле нечестия, возлюбившие ангельскую жизнь пожинают на них евангельскую правду, и предстательствуя о людях, стараются исходатайствовать им Божественное примирение.

  • 4.

    «Судит нищим людским, и спасет сыны убогих, и смирит клеветника». Диавол справедливо назван клеветником. Ибо оклеветал Бога, сказав, что по зависти воспретил вкушать от древа, и об Иове произнес лживыя также слова, сказав: «еда туне Иов чтит Бога? Коснися всех, яже имать: аще не в лице Тя благословит» ((Иов 1:10), 16). В псалме осьмом Пророк назвал его «врагом и местником» ((Пс 8:3)), здесь называет клеветником. Но Владыка смирил и сокрушил его, а тех, над кем он мучительствовал, сподобил свободы и спасения.

  • 5.

    «И пребудет с солнцем, и прежде луны рода родов». Совершающий все это, если сказать по апостольски, «ни начала днем, ни животу конца имеет» (Евр.7:3); потому что рожден от Отца «прежде луны рода родов», то есть, безпредельными некоими родами предваряет бытие твари. Но «и пребудет» с солнцем, то есть, будет иметь всегда продолжающееся бытие. Пророк не говорит, что солнце имеет вечно продолжающееся бытие, но не находя более постояннаго образа, и видя, что солнце так значительно, и что им производятся времена и дни, применил к нему преложение вещей от тмы в свет; потому что и сам Владыка Христос именуется «солнцем правды».

  • 6.

    «Снидет яко дождь на руно, и яко капля каплющая на землю». Сим ясно представил нам Пророк человеческое рождение, совершившееся без шума, крайне безмолвно и таинственно. Как руно, принимая на себя дождь, не издает никакого шума, и капли росы, падая на землю, не производят никакого ощущения в слухе; так совершилось Владычнее зачатие, неощутимо для жившаго с Мариею обручника. Уже в последствии по зачатии, подозревая нечто необычайное, «восхоте тай пустити ю» ((Мф 1:19)); но дознал от Ангела, что рождение сие есть не человеческое, а духовное.

  • 7.

    «Возсияет во днех Его правда». Слова сии и делами подтверждаются; потому что естество человеческое, освободившись от прежняго злочестия, научилось благочестию. И если некоторые из уверовавших не живут по евантельским законам; то неизчислимыя тысячи и из воинов, и из людей частных, из городских, и сельских жителей, прилагают великую заботливость о добродетели.

    «И множество мира, дондеже отымется луна». Иб древле малыя владения и отдельныя царства у каждаго народа, бедствуя от частых войн, не могли пользоваться дарами мира, непрестанно проводили жизнь с оружием в руках; и войны сии описаны многими из Римлян и Еллинов. Да и история Царств и Маккавеев показывает нам скольких бедствий причиною были малыя владения. Но, по вочеловечении Бога и Спасителя нашего, владений сих не стало; одно царство обладает нашею вселенною, и водворяемый Им мир дал силу Божественной проповеди. Выражение: «дондеже отымется луна», употреблено в значении всего времени настоящей жизни. Ибо излишне говорить о жизни будущей, в которой водворится мир истинный.

  • 8.

    «И обладает от моря до моря», то есть, возобладает над всеми пределами вселенной. Поелику же предел земли составляют великия и не преплываемыя моря, которыя у иных называются атлантическими, или западным и восточным океаном; то Пророк справедливо выразился, что держава вселенной отвне окружена морями. И это более явным делает следующий стих.

    «И от рек до конец вселенныя». Рекою Пророк называет Иордан, в котором крестившийся Владыка приял свидетельство от Отца, что Он «возлюбленный Сын, о Нем же благоволи» ((Мф 3:17)). «Оттоле», говорит Евангелист, «начат проповедати и глаголати: покайтеся, приближися бо Царствие небесное» ((Мф 4:17)). Посему-то и пророчество говорит, что возобладает от реки до конец вселенныя. Потом объясняет сие и другим образом.

  • 9.

    Ст. 9-10 «Пред ним припадут Ефиопляне, и врази Его персть полижут». «Царие Фарсийстии и острови дары принесут, царие Аравстии и Сава дары приведут». Фарсисом, и блаженный Исаия и чудный Иезекииль именуют Карфаген, первенствующий город в Ливии. Сава же есть народ ефиопский. А Ливийцы, называемые и Афрами, населяют западныя страны вселенной; Ефиопы же – восточныя и южныя; и Аравитяне – средину суши, а островитяне – средину моря. О всех их сказал Пророк, что припадут пред Ним, воздадут Ему поклонение, как Богу, и принесут дары, как Царю. А враги подпадут клятвам, наложенным на змия: «на персех и чреве ходити будеши, и землю снеси вся дни живота твоего» ((Быт 3:14)). Враги же Бога и Спасителя нашего суть все лукавые демоны, над которыми даровал власть, повелев «наступати на змию и скорпию» ((Лк 10:19)). После того, как Пророк упомянул о трех или четырех народах, и прикровенно предызобразил перемену во всех народах, ведет он речь с большею ясностию.

  • 10.

    Царие Фарсийстии и острови дары принесут, царие Аравстии и Сава дары приведут:

    См. Толкование на (Пс 71:9)

  • 11.

    «И поклонятся Ему вси царие земстии» – некоторые добровольно в настоящей жизни, а все по воскресении. «Не у видим Ему, всяческая покорена», говорит божественный Апостол ((Евр 2:8)); но тогда «поклонится Ему всяко колено небесных, земных и преисподних» ((Флп 2:10)).

    «Вси языцы поработают Ему». Сие согласно с пророчеством Патриарха Иакова: «Той чаяние языков» ((Быт 49:10)). Но видим и исполнение предречения. Ибо нет народа, который бы не слышал евангельской проповеди; напротив того в каждом народе есть приявшие луч Боговедения.

  • 12.

    Ст. 12-13 «Яко избави нища от сильна, и убога, ему же не бе помощника». «Пощадит нища и убога: и души убогих спасет». Все поклонятся Ему, освободившись от жестокаго диавольскаго мучительства. Ибо сильным наименовал Пророк диавола, а нищим – естество человеческое, как бывшее тогда безь Бога. Сверх того и властвующих смиряет Он Божественными законами, поражает геенскими угрозами и заставляет оказывать некую пощаду нищим. Ибо присовокупил и следующее.

  • 13.

    Пощадит нища и убога, и душы убогих спасет:

    См. Толкование на (Пс 71:12)

  • 14.

    «От лихвы и от неправды избавит души их». Лихвою назвал любостяжательность. Так называет оную и ветхий закон. «Лихвы и примножения не возмет» ((Иез 18:17)). Поэтому, говорит Пророк, увеселяющихся неправдою и любостяжательностию убедит водиться милостию и человеколюбием. «И честно имя Его пред ними», то есть, для всех будет досточтим и славен.

  • 15.

    «И жив будет, и дастся Ему от злата Аравийска». Вместо Аравии другие переводчики поставили: Сава. Но и то и другое предвещает дары, приносимые Ему всеми, и царями и варварами. Сказано же: «жив будет», вместо пребудет.

    «И помолятся о Нем выну, весь день благословят Его». Непрестанно будут песнословить Его; будут же песнословить и Отца Его, в Сыне заимствовав повод к песнопению. Ибо сказанное: «помолятся о Нем» – сходно с оным апостольским изречением: «благодарю Бога моего Иисусом Христом» ((Рим 1:8)); и еще: «Тем имамы приведение ко Отцу» ((Еф 2:18)). Поэтому ради Него помолятся все Отцу, и будут песнословить Его за благодеяния, оказанныя им Сыном, но будут песнословить и Сына, как от Него приявшие блага сии.

  • 16.

    «Будет утверждение на земли на версех гор»; то есть, Он утвердит и подкрепит уверовавшихь в Него, соделает их высокими и превознесенными, как бы стоящими на самых вершинах гор. Сие и Господь сказал ученикам Своим: «не может град укрытися верху горы стоя: ниже вжигают сеетильника и поставляют его под спудом, но на свещнице, и светит всем, иже в храмине» ((Мф 5:14)).

    «Превознесется паче Ливана плод их». Поелику Пророк упомянул о высоких горах; то кстати привел на память и Ливан, как высочайшую из гор в Палестине, и говорит, что учение Его, и истолкователи и проповедники онаго будут выше и славнее Ливана. «И процветут от града, яко трава земная». Как уверовавшие в Него принесут таковый плод; так неуверовавшие Иудеи уподобятся траве, которая ныне растет, и вскоре гибнет.

  • 17.

    «Будет имя Его благословено во веки: прежде солнца пребывает имя Его». Слова: «благословено» нет ни в одном списке, ни в ексаплах, ни у Евреев. Речением – «прежде» Пророк показывает, что Он древнее солнца и луны. Ибо не просто сказано: «прежде солнца пребывает» но: «и рода родов». А слова: «рода родов» ((Пс 71:5)) Пророк употребил и о солнце и о луне; потому что солнце и луна современны, в одно и тоже время приведены в бытие. Сказано: «и рече Бог, да будут светила на тверди небесней. И сотвори Бог два светила великая» ((Быт 1:14), 16). Посему, если «прежде луны рода родов», то и прежде солнца. «И благословятся в Нем вся колена земная». Пророк напоминает здесь обетование данное Аврааму, Исааку, Иакову. Ибо трем сим Патриархам Бог обетовал, что благословятся, то «вси языцы земнии» ((Быт 12:18)), то «племена земная» ((Быт 12:3)). Различными же сими именованиями означается весь человеческий род. И блаженный Павел, объясняя сие, сказал: «Аврааму же речени быша обеты, и семени его. Не глаголет, и семенем, яко о мнозех, но яко о едином, и семени Твоему, иже есть Христос» ((Гал 3:16)); и в послании к Евреям говорит: «не от Ангел бо когда приемлет» ((Евр 2:16)). О Нем предвозвещает и настоящий псалом, сказуя, что «благословятся о Нем вся колена земная».

    «Вси языцы ублажат Его». Пророческое слово изрекло, иное как о человеке, иное как о Боге. Но слово: «блаженный», как находим, употребляется и о Боге, Сказано: «блаженный, и един сильный, Царь царствующих и Господь господствующих, един имеяй безсмертие, и во свете живый непреступнем» ((1Тим 6:15)). Пророк говорит: все народы именуют Его блаженным и достойным песнопения. Потом, яснее открывая сокровенное Божество Его, присовокупил:

  • 18.

    «Благословен Господь Бог Израилев, творяй чудеса един»; то есть, Сей самый, о Ком изрекается пророчество, совершит и упомянутыя выше чудеса. Он есть и Бог Израилев и Владыка всех.

  • 19.

    «И благословено имя славы Его во век, и в век века». Посему всем надлежит песнословить Его. Ибо, если не знаем естества Его, как не приступнаго, то изучили спасительное имя Его.

    «И исполнится славы Его вся земля: буди, буди». О чем не однократно предсказывал в продолжении всего псалма, то приложил и в заключение пророчества, чтобы предречение соделать более несомненным. Сказует же: по всей земле будет явлено и ведомо, что Он – Бог и Владыка всяческих, и от всех приемлет чествование, всех озарит лучами Своего Боговедения. А дознав сие Пророк по благодати Духа и воспламенясь желанием, умоляет, чтобы совершилось это, и пророчество пришло в исполнение. Потому и присовокупляет: «буди, буди», или по переводу Акилы: верно, верно; то есть, сказанное не ложно и истинно и непременно придет в исполнение.

Ничего нет для сопоставления.