- 1.
В конец, псалом Давиду.
Содержание: И этот псалом означенные выше друзья Царевы воспевают Царю, как возвеличенному уже тем, что от семени его родилось спасение миру. Ибо душевно желал он сего, и о сем молился. Посему и дано ему cиe, как некий венец от камене честна, прославляющий главу. Ибо во всех народах прославляется Давид вместе с Господом и Сыном своим по плоти. Даже не только венцом было для него это спасение, но и жизнью, и долгоденствием, и славою, и велелепием, и весельем, и радостью, и надеждою, и незыблемой милостью.
- 2.
Ст. 2, 7 Господи, силою Твоею возвеселится царь. Яко даси ему блaгocлoвeниe во век века. Во всех родах будет славен и многоименит приявший от Тебя таковое дерзновение. Вместо слов: с лицем Твоим — у Симмаха поставлено: пред лицем Твоим. Итак, возвеселится он, и непрестанную будет иметь радость, сподобившись лица, то есть благоволения Твоего. А причиною сего было то, что на Тебя уповал он. Возвеселиши его радостию с лицем Твоим. Лице Отца есть Сын; видевый Мене, сказано, виде Отца ((Ин 14:9)). С Ним будем радоваться на небе, как други жениховы с женихом.
- 7.
Яко даси ему благословение во век века: возвеселиши его радостию с лицем твоим.
См. Толкование на (Пс 20:2)
- 8.
Яко царь уповает на Господа, и милостью и проч. Пользуясь благодатью Твоею, он сильнее врагов; пользуется же ею, потому что не полагается ни на кого из людей, но на Тебя единого возлагает надежду.
- 9.
Да обрящется рука Твоя всем врагом Твоим. Слово это обращено как бы к самому Господу по причине того, что сделано против Него народом иудейским. Говорит же, что изыщет грешников. Ибо, если в соблюдающем заповеди совершается любовь Божия, то явно, что не соблюдающий ненавидит Бога, и таковой именуется погибшим.
- 10.
Яко положиши их яко пещь огненную во время лица Твоего, то есть покажешь, что часть их во огне. Ибо огнь уготовали они себе в день второго Твоего пришествия, когда воздашь каждому по делам его. Господь гневом своим смятет я, и снесть их огнь. Гневом называет наказание, какое будет им за то, что поругались над Ним.
- 11.
Плод их от земли погубиши, то есть лукавые слова и помышления. А это — их злоумышления, которые уничтожены воскресением, а также учения и безбожные определения, которые, по кончине их, Бог, как благий, предаст погибели. И семя их от сынов человеческих. Благодетельно и то, чтобы освободиться от грехов и лукавых помышлений. Ибо лукавый помысл — семя греха.
- 13.
Яко положиши я хребет. Симмах перевел так: яко положиши их обращенными в зад, то есть чем-то таким, что позади язычников и за ними следует. Соделаешь иудеев неуверовавшими. А от кого отвращается Бог, тех полагает хребет, потому что не могут стоять лицом, и наблюдая задняя, не могут прийти в такое состояние, чтобы твари снова возвели их к Творцу. Ибо неспособны видеть лицо, потому что не имеют чистого сердца, дает видеть задняя Его, то есть ниже Его стоящие создания, чтобы, взирая на тварь, приобрели понятие о Нем, и припадши к Богу своему, увидели лице Божие. Избытки же Божии выше чувственных тварей. Во избытцех Твоих уготовиши лице их. Оставил им время для обращения, чтобы покаялись. Это есть их призвание и обращение по исполнении языков ((Рим 11:25)).
- 14.
Вознесися Господи силою Твоею. Это подобно сказанному: да приидет царствие Твое ((Мф 6:10)). Явно же молится, чтобы настало после сего второе пришествие.
Воспоем и поем силы Твоя. Ибо тогда всякая праведная душа, введенная в горние обители, будет совершать духовные служения.
Псалом Давида.2.Господи! силою Твоею веселится царь
и о спасении Твоем безмерно радуется.3.Ты дал ему, чего желало сердце его,
и прошения уст его не отринул,4.ибо Ты встретил его благословениями благости,
возложил на голову его венец из чистого золота.5.Он просил у Тебя жизни;
Ты дал ему долгоденствие на век и век.6.Велика слава его в спасении Твоем;
Ты возложил на него честь и величие.7.Ты положил на него благословения на веки,
возвеселил его радостью лица Твоего,8.ибо царь уповает на Господа,
и во благости Всевышнего не поколеблется.9.Рука Твоя найдет всех врагов Твоих,
десница Твоя найдет [всех] ненавидящих Тебя.10.Во время гнева Твоего
Ты сделаешь их, как печь огненную;
во гневе Своем Господь погубит их, и пожрет их огонь.11.Ты истребишь плод их с земли
и семя их — из среды сынов человеческих,12.ибо они предприняли против Тебя злое,
составили замыслы, но не могли [выполнить их].13.Ты поставишь их целью,
из луков Твоих пустишь стрелы в лице их.14.Вознесись, Господи, силою Твоею:
мы будем воспевать и прославлять Твое могущество.



