Глава 20

< предыдущая глава   следующая глава >
Глава 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51
  • 1.

    В конец, псалом Давиду.

    Содержание: И этот псалом означенные выше друзья Царевы воспевают Царю, как возвеличенному уже тем, что от семени его родилось спасение миру. Ибо душевно желал он сего, и о сем молился. Посему и дано ему cиe, как некий венец от камене честна, прославляющий главу. Ибо во всех народах прославляется Давид вместе с Господом и Сыном своим по плоти. Даже не только венцом было для него это спасение, но и жизнью, и долгоденствием, и славою, и велелепием, и весельем, и радостью, и надеждою, и незыблемой милостью.

  • 2.

    Ст. 2, 7 Господи, силою Твоею возвеселится царь. Яко даси ему блaгocлoвeниe во век века. Во всех родах будет славен и многоименит приявший от Тебя таковое дерзновение. Вместо слов: с лицем Твоим — у Симмаха поставлено: пред лицем Твоим. Итак, возвеселится он, и непрестанную будет иметь радость, сподобившись лица, то есть благоволения Твоего. А причиною сего было то, что на Тебя уповал он. Возвеселиши его радостию с лицем Твоим. Лице Отца есть Сын; видевый Мене, сказано, виде Отца ((Ин 14:9)). С Ним будем радоваться на небе, как други жениховы с женихом.

  • 7.

    Яко даси ему благословение во век века: возвеселиши его радостию с лицем твоим.

    См. Толкование на (Пс 20:2)

  • 8.

    Яко царь уповает на Господа, и милостью и проч. Пользуясь благодатью Твоею, он сильнее врагов; пользуется же ею, потому что не полагается ни на кого из людей, но на Тебя единого возлагает надежду.

  • 9.

    Да обрящется рука Твоя всем врагом Твоим. Слово это обращено как бы к самому Господу по причине того, что сделано против Него народом иудейским. Говорит же, что изыщет грешников. Ибо, если в соблюдающем заповеди совершается любовь Божия, то явно, что не соблюдающий ненавидит Бога, и таковой именуется погибшим.

  • 10.

    Яко положиши их яко пещь огненную во время лица Твоего, то есть покажешь, что часть их во огне. Ибо огнь уготовали они себе в день второго Твоего пришествия, когда воздашь каждому по делам его. Господь гневом своим смятет я, и снесть их огнь. Гневом называет наказание, какое будет им за то, что поругались над Ним.

  • 11.

    Плод их от земли погубиши, то есть лукавые слова и помышления. А это — их злоумышления, которые уничтожены воскресением, а также учения и безбожные определения, которые, по кончине их, Бог, как благий, предаст погибели. И семя их от сынов человеческих. Благодетельно и то, чтобы освободиться от грехов и лукавых помышлений. Ибо лукавый помысл — семя греха.

  • 13.

    Яко положиши я хребет. Симмах перевел так: яко положиши их обращенными в зад, то есть чем-то таким, что позади язычников и за ними следует. Соделаешь иудеев неуверовавшими. А от кого отвращается Бог, тех полагает хребет, потому что не могут стоять лицом, и наблюдая задняя, не могут прийти в такое состояние, чтобы твари снова возвели их к Творцу. Ибо неспособны видеть лицо, потому что не имеют чистого сердца, дает видеть задняя Его, то есть ниже Его стоящие создания, чтобы, взирая на тварь, приобрели понятие о Нем, и припадши к Богу своему, увидели лице Божие. Избытки же Божии выше чувственных тварей. Во избытцех Твоих уготовиши лице их. Оставил им время для обращения, чтобы покаялись. Это есть их призвание и обращение по исполнении языков ((Рим 11:25)).

  • 14.

    Вознесися Господи силою Твоею. Это подобно сказанному: да приидет царствие Твое ((Мф 6:10)). Явно же молится, чтобы настало после сего второе пришествие.

    Воспоем и поем силы Твоя. Ибо тогда всякая праведная душа, введенная в горние обители, будет совершать духовные служения.