< предыдущая глава   следующая глава >
Глава 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80

Глава 55

  • Закрыть сопоставления
  • 1.

    В конец, о людех от святых удаленных (о народе, удаленном от святилища), Давиду в столпописание, внегда удержаша и иноплеменницы в Гефе.

    Как псалмы имеющие надпись: «разума», сряду поставлены один за другим; так и имеющие в надписи: «в столпописание» псалмы стоят сряду один за другим. Первый из таких есть настоящий псалом. Народом в нем, по мнению Феодорита, называет (Давид) народ Иудейский, который, как находившийся в Вавилонском плену, называется удаленным от святилища, то есть, от Иерусалимского храма. Надписывается: «в конец» потому, что содержащаяся в нем о народе иудейском пророчества уже приближались к концу или исполнению. Под народом разумеется народ или просто все люди, удаленные на время от святых мужей, как плененные грехами. В надписи говорится «о людех» вместо: от лица народа. К сему приложена и вторая надпись, именно: Давиду в столпописание и прочее, почему содержание сего псалма двояко. Мы сказали прежде, касательно 83 псалма, что Давид, убегая Саула, пришел в страну Гее к царю Анхусу; но поелику узнан был людьми Анхуса, убоявшись сего, притворился юродивым и за свое юродство, быв отпущен царем, чудным образом избавился от опасности, как повествует о том 1-я книга Царств в главе 12-й. Тогда то Давид написал сей псалом, который не только соответствует тогдашним его страданиям, но и тем страданиям, которые имел испытать после сего народ иудейский. О сем благодеянии Божием, состоящем в спасении жизни его, желая проповедовать всегда, Давид сделал надпись на сем псалме: в столп с надписью, иначе—в неизгладимое писание, каковую надпись он заимствовал по подражанию у тех, которые надписывают некоторые слова на каменных или медных столбах для всегдашней памяти и напоминания.

    Григорий Нисский говорит, что сей псалом может быть произносим и от лица церкви, которая в древности была удалена от святых во время своего идолопоклонства и служила демонам, а теперь избавлена от мысленных врагов чрез родившегося от семени Давидова по плоти (Христа), Который и произвел брань за нас и как бы на столпе написал приобретенную нами победу. Ибо тогда и чести удостоили Его иноплеменники, т. е. уверовавшие в Него из язычников. Ибо Христос есть тот, Который вышел из пределов Иудеи, составил Себе город у иноплеменников (как Давид, Секелаг) и покоится в сугубом браке, приняв в свой чертог одну из дочерей народа израильского (как Давид дочь Саула), а другую из иноплеменных (как Давид Авигею, жену Навала Кармильского), т. е. церковь из Иудеев и язычников. Сказывается также этот псалом и от лица Христова об Иудеях. Евсевий, замечает, что Давид ходил к Анхусу царю Гефскому дважды; в первый раз, когда оставшись один притворился юродивым, и таким образом избавился, а второй раз, когда Анхус просил его и дал ему место Секелаг, где он жил 4 месяца с 600 мужей, с двумя женами и всем семейством своим; как о том свидетельствует 1 Царст. в главе 27-й. Итак, кажется, что сей псалом изречен Давидом не в тот первый раз, когда ходил к Анхусу и для спасения своего притворился юродивым, по какому случаю написал 33 псалом, но во второй раз, когда иноплеменные удержали его в своем отечестве Гефе и почтили его, дав ему, как сказал выше Евсевий, место для жительства.

  • 2.

    Помилуй мя, Боже, яко попра мя человек.

    Попрал здесь значит то же, что сокрушил; и если это слово сказывается от лица плененного вавилонянами народа, то человеком называется вавилонский царь Навуходоносор; а если сказывается со стороны находящихся во грехах, то человеком называется диавол, ибо так часто называет его и священное Писание, и особенно Исаия (гл.31, 3), по причине плотолюбия и сластолюбия диавольского. Так и Господь в притче о плевелах назвал диавола врагом человеком: враг—человек сделал это (Матф 13:28). А если сказывается от лица Давида, то под человеком разумеется Саул, а слово попрал значит унизил, как в следующем месте: то не гораздо ли больше тот, кто Сына Божия попирает (Евр 10:29), то есть, уничижает.

    Тот же Григорий Нисский: Как во время нечаянного нападения какого либо разбойника или человекоубийцы призывают на помощь друзей, когда не могут избавиться от опасностей, так и здесь (Давид), находясь в борьбе с человеком (а называя человеком, выражает сим много объемлющим словом все страсти природы), призывает помощь свыше, сказывая, что он попирается врагом, и от целодневной брани изнемогает и скорбит: ибо не один тот, кто сплетается с ним бранью, но под одним человеком разумеется все множество врагов. Афанасий: Это говорит в скорбях от мира и каждый святой. Исихий: Многократно и наш человек подвергается сей ужасной брани, в продолжении всего дня будучи побораем и попираем сатаною.

    Весь день боря стужи ми (ведет брань и теснит меня).

    Говорит, весь день вместо: всякий великий день; называется диавол ведущим брань в том смысле, что восстает на меня и докучает мне различными скорбями душевными и телесными.

  • 3.

    Попраша мя врази мои весь день.

    Враги мои, говорит, вавилоняне или и злые духи, а в другом отношении и сообщники Саула, уничижают и сокрушают меня каждый день.

    Яко мнози борющии мя с высоты.

    См. Толкование на (Пс 55:4)

  • 4.

    В день не убоюся, аз же уповаю на Тя.

    Высотою Давид называет здесь, по изъяснению Феодорита, силу и власть, или и удачу; ибо кто с высокого места бьет находящихся внизу, тот попадет в них удачно, и невпопад удар его не бывает. А днями называет благоденствие и счастье врагов; ибо Давид, утешая себя пророчеством об имевшей постигнуть их погибели, говорит, что не убоюсь таковых временных благополучий человеческих.

    Нисский говорит: Попирали меня враги мои, весь день метая с высоты, потому что стали выше попираемого. И это было не днем и не при свете. Ибо если бы я имел помощь от света, я не боялся бы; потому то говорит: днем я не убоюсь, где умалчивая о ночи, показывает, что страх со стороны врагов наводится на него посредством тьмы. Но таковой чрез упование на свет, которым истребляется тьма, производит для себя день, почему и говорит: днем не убоюсь, но я буду уповать на Тебя. Феодорит: Итак, хорошо выразился: но я буду уповать на Тебя,—вместо того, чтоб сказать: ибо нет другого, могущего избавить искушаемых от нападений, кроме твоего, Владыко, попечения. И Исихий: Итак, не станем низвергаться на землю, то есть, в земное; и никто не в состоянии будет попрать нас. Притом не позволим врагам своим «тать выше нас, но, взойдя на лестницу добродетелей, постараемся поставить злоумышленников ниже себя. Ибо если, говорит, мы будем ходить при свете и днем, как говорит ап. Павел, станем поступать благоприлично; то мы, без сомнения, не убоимся никакого наветника, употребляя против них орудие—веру в Бога и надежду на Него.

  • 5.

    О Бозе похвалю словеса моя.

    Выражение похвалю взято здесь вместо сделаю похвальными, или точнее красивыми: похвальными, говорит, сделаю слова мои, потому что изрекаю песни и славословия Богу. Ибо только то слово бывает красиво и боголепно, которое воспоминает и изрекает славу Богу. Или поелику прежде похвалился, сказав: днем не убоюсь, то теперь исправляет свое слово, сказывая, что Богом, то есть, силою Божиею скажу похвальные или вознесу с похвалою слова мои, согласно с сказанным: кто хвалится, пусть хвалится Господом (1Кор. 1,31).

    На Бога уповах, не убоюся, что сотворить мне плоть.

    Я, говорит, надеялся на всесильного и живого Бога; а посему не убоюсь тех бедствий, которым подвергает меня плоть, то есть, слабый смертный и страстный человек.

    Слова Феодорита: Плотию называет грубейших и ведущих низкую жизнь людей. Исихий плотью называет плотские страсти и удовольствия. Итак, упование на Бога и похоть обуздывает, и врагу человек полагает препятствие и с обеих сторон может доставить безопасность.

  • 6.

    Весь день словес моих гнушахуся: на мя вся помышления их на зло.

    Весь день отвращались, то есть, не уважали слов моих враги мои—иноплеменники. Поелику в один раз презрели меня; и все помышления их клонятся к произведению мне зла.

    Слова Исихия: И теперь ясно указывает на иудеев. Ибо они всегда гнушались слов верующих, как обличавших их неверие: от утра до вечера Павел витийствовал к ним; и они, гнушаясь истины слова, отходили, как говорит Лука, будучи несогласны между собою (Деян 28:25).

  • 7.

    Вселятся и скрыют: mии пяту мою сохранят (будут подстерегать).

    Будут, говорит, враги подстерегать и скрывать для меня сети; даже ход и следы жизни моей будут наблюдать, чтобы таким образом подвергнуть и вогнать меня в свои сети: подобно тому как ловчие замечают следы животных и наконец, ставя сети, уловляют их; каковыми словами Давид изображает разнообразные ухищрения, употребляемые против него врагами его.

    Того же: Нет ничего яснее сего пророчества: будучи изгнаны из Иерусалима, потомки иудеев, сделавшись за грех против Христа пришельцами по всей земле, когда вопрошают их, они причину сего скрывают; и выставляя другие грехи, о грехе против Христа умалчивают. Иудеи наблюдают и пяту, то есть, выведывают и о неважном нашем грехе. При сем можешь помыслить и о том, что Бог сказал змею: он будет наблюдать за твоею главою, а ты будешь наблюдать за его пятою; ибо нам, прежде всего, повелено наблюдать за его главою, то есть, идолопоклонством, храниться однако же от прочих грехов, хотя бы они были последние и казались малозначущими, так что почитались бы как бы пятою, потому что враг наблюдает и за ними, желая нас оклеветать пред судьею за какие бы то ни было грехи (в изд. Своде). Афанасий глагол будут поселяться принял в изъяснении за— соберутся, то есть, соберутся тайно строить против меня ухищрения и наблюдать пяту мою, то есть, ход жизни, чтобы, положив препону, могли низринуть меня.

    Яко же потерпеша (уловляя) душу мою.

    См. Толкование на (Пс 55:8)

  • 8.

    (Так и Ты) Ни о чесом же (ни во что) отринеши я, гневом люди низведеши.

    Как, говорит, враги мои выжидали душу мою, то есть, выражаясь так вместо: меня, чтоб уловить меня в своих засадах; так и Ты, Господи, ринешь их, то есть, проженешь их так, чтобы не могли сделать мне зла. Здесь предлог υπερ поставлено вместо αντι: за ничто, говорит, то есть, по словам Феодорита, легко и как бы в ничто обратишь их; и стоит Тебе только захотеть, чтоб тотчас низвести и всецело разрушить множество народов.

  • 9.

    Боже! живот мой возвестих Тебе: положил ecи слезы моя пред Тобою, яко и во обетовании Твоем

    Я, говорит, открыл Тебе, Господи, жизнь мою, какую провожу теперь; и Ты смотрел на проливаемые мною слезы в стеснении от бедствий, как Ты обещал и в Своем обетовании смотреть на сие без отвращения, так как давая закон, Бог в рассуждении обижаемого и нищего дал следующее обещание. Если восстенает (в других списках, возопиет) ко Мне; То Я услышу его, ибо Я милостив (Исх 22:27).

    Некто с Исихием присовокупляет и следующие слова, в которых выражено обетование Божие: еще будешь говорить, как скажет: вот Я (Ис. 58). Также: Сеющие слезами—с радостью пожнут; и еще: Блаженны плачущие, ибо они утешатся (у Никиты).

  • 10.

    Да возвратятся врази мои вспять.

    Враги мои, говорит, обратятся в тыл, то есть, побегут впереди меня, быв побеждены наперед. Здесь пророчество. В высшем смысле сие должно понимать так, что демоны, во время своей победы над нами, идя впереди нас, указывают нам путь, ведущий нас к погибели, а после нашей победы над ними идут позади нас и вслед нас лают (на нас) подобно псам.

    В он же аще день призову Тя: се познах, яко Бог мой eси Ты.

    Как только, говорит, пламенно призову Тебя, Господи, тотчас и узнал я, иначе узнаю—по употреблению одного времени вместо другого—что Ты мой Бог. Из чего ж узнаю это? без сомнения из того, что Ты меня выслушаешь.

  • 11.

    О Бозе похвалю глагол, о Господе похвалю слово.

    Глагол αινεσω (похвалю) имеет здесь значение такое, какое мы видели выше касательно выражений: Богом похвальными сделаю слова мои, то есть, Богом украшу глагол мой и слово мое. А словом глагол (ρημα) называешь небольшое, или краткое слово, которому противоположно, по величине и большему пространству, слово (λογος); почему полная мысль будет следующая: как небольшие, так и большие, изрекаемые мною Тебе, Господи, слова я украшу, по изъяснению Феодорита, именем Твоим.

  • 12.

    На Бога уповах, не убоюся, что сотворит мне человек.

    О ком Давид сказал сначала, говоря: попрал меня человек, о том говорит и теперь, то есть, или о Сауле, или о диаволе, или о вавилонском царе.

    По словам Феодорита, Давид сказал сряду трижды: о Боге, о Господе, на Бога, сим он открывает святую Троицу. Он так говорит: Хороша и здесь пророческая мысль, что приносит молитву, соответственную пречистой и единосущной Троице.

  • 13.

    Во мне, Боже, молитвы, яже воздам хвалы Твоея.

    В памяти, говорит, моей, Господи, находятся обещания, данные мною касательно хваления Тебя, которые я не забыл. Сии обеты я совершу самим делом; ибо Давид обещал хвалить и прославлять Благодетеля своего—Бога за избавление жизни его от опасности.

  • 14.

    Яко избавил ecи душу мою от смерти, очи мои от слез и нози мои от поползновения.

    Говорит душу мою, вместо: меня (по распространенному выражению более расширенному) Ты освободил, Господи, от смерти. А если ты думаешь, что он говорит здесь об одной только разумной душе; то под смертью ты должен разуметь грех, который и в прародители—Адам в начале сделался причиною смерти как душевной, так и телесной. Далее говорит: Ты освободил глаза мои от слез и ноги мои от падения, то есть, от пропасти, или сети И ухищрений врагов. А под ногами ты должен разуметь шествие и путь жизни сей.

    Сии же слова, а равно и—стану благоугождать Господу при свете живых, изъясняются и другим способом в 114 псалме, где можешь и видеть. Слова Дидима: Поелику умерщвляемому соответствует плач и пролитие слез о нем, а умершего по душе никто другой не оплакивает, кроме самого умершего, то и следует сказать, что, по избавлении души его от смерти, и глаза его освобождены от слез. Далее (Бог) избавил ноги от падения, подвязав под них подставки (сандалия), поднимающие и возвышающие их над землею. А избавляется от прежде означенных бедствий кто либо для того, чтобы, живя и находясь во свете, благоугождать Богу. Ибо кто благоугождает Богу, тот это делает при свете живых; а живет и просвещен тот, кто сделался причастником Бога, Который, будучи жизнь, есть вместе и свет ДЛЯ человеков (в изд. Своде). Еще некто другой: Пришествие Господа доставило нам то, что я избавлен от смерти и освобожден от греха и получил участок в стране живых.

    Благоугожду пред Господем во свете живых.

    Буду, говорит, делать благоугодное пред Богом, доколе вижу света сей, являющийся живым человекам, поелику по смерти благоугождение уже не возможно. Другим образом: свет для живых есть заповеди Божии; заповеди, говорит, Господня весьма светла, она просвещает очи (Псал 18:9), также светильник ногам моим закон Твой и свет стезям моим (Псал 118:105). Или можно разуметь и так, что явлюсь благоугодным Богу в вечном оном свете всегда живых праведников.

Ничего нет для сопоставления.