- 1-5. Те же самые имена сыновей Иссахара встречаются и в (Чис 26:23); но в (Быт 46:13) третий сын называется Иов - Имена шести сыновей Фолы, пяти его потомков от сына Уззии; количество способных к войне в поколении Фолы (22 600), Уззии (36 000) и во всем колене Иссахаровом нигде более не упоминаются. Но исчисление могло быть составлено на основании произведенной при Давида народной переписи (2Цар 24:1); (1Пар 21:1) и в общем является правдоподобным. И действительно, если при Моисее во время первого исчисления в колене Иссахаровом значится 54 400 (Чис 1:29) и во время второго - 64 300 (Чис 26:25), то нет ничего странного, что в период от Моисея до Давида число иссахарян возросло с 64 300 до 87 000, т.е. только на 23 000 человек.
- 6. Исчисление только трех сыновей Вениамина находится в прямом противоречии с (Быт 46:21), где значится десять сыновей, (Чис 26:38) - пять сыновей - с (1Пар 8:1) - тоже пять, но только с другими именами. Самое простое объяснение этих разностей состоит в предположении, что писатели данных трех разных лицах: Моисей - о ближайших потомках Вениамина, а автор Паралипоменон о дальнейших, бывших представителями своих родов во время народной переписи при Давиде. Но, кроме подобного способа примирения генеалогий, существуют и другие. Именно, полагают, что Иедиаил данного стиха есть или искаженное Ашбел трех остальных списков или же синонимическое с ним имя. При допущении подобного при допущении предположения рассматриваемый стих перечисляет трех известных кн. Бытия сыновей Вениамина: Блу, Бехера и Ашбела. Бехер опущено в кн. Чисел и (1Пар 8:1) (в последней главе он упомянут в 8-9 ст.) потому, что при Моисее не имел еще значительного потомства, оно появилось в век Давида-Соломона. Нааман и Ард не значатся в трех гениалогиях, кроме Бытия, на том основании, что, по указанию (Чис 26:40), они были его внуками, - детьми от его сына Белы. Гера и Рош (Быт 46:1) опущены в других гениалогиях ввиду их бездетности. Ехи (Быт), Ахирам (Чис) и Ахрай (1Пар 8:3) различные по произношению имена одного и того же лица. Муппим (Быт) - Шефуфам (Чис) и Хуппим (Быт) - Хуфам (Чис).
- 7. Имена сыновей Белы не совпадают с перечисленными в (Чис 26:40) и (1Пар 8:3) ввиду того, может быть, обстоятельства, что в данном стихе отмечены не сыновья Белы, а его дальнейшие потомки.
- 8. Два последних имени употребляются обыкновенно в качестве имен левитских городов: Алемеф -1Пар 6:45; Анафокс - (Иер 1:1)
- 11. Общее количество вениамитян, способных носить оружие, исчисляется, вероятно, ко времени Давида в 59 434 человека (22 034 из потомков Белы - ст. 7; 20 200 - Бехера - ст. 9 и 17 200 - Иедиаила, т.е. на 13 834 человека более, чем при Моисее (45 600 - (Чис 26:41). Столь незначительное увеличение численности вениамитян (ср. примеч. к 2-5 ст.) в течение 4-х веков в достаточной мере объясняется их междоусобной войной с другими коленами в период Судей, в результате которой их осталось только 600 человек (Суд 20.47).
- 12. Имена Шупим и Хупим тождественны с именами двух сыновей Вениамина (Быт 46:21), но так как отцом лиц данного стиха является Ир, по всей вероятности, сын Белы (ст, 7), то они оказываются внуками Вениамина. Кто такой Ахер и к какому поколению принадлежит он и его сын Хушим, текст не говорит. Но некоторые соображения заставляют считать его тем единственным сыном Дана - Хушимом (в (Чис 26:42) он называется, благодаря перестановке букв, Шухам), о котором упоминает (Быт 46:23) Именно, и в кн. Бытия (Быт 46:23), и в кн. Чисел (Чис 26:42) поколение Дана исчисляется непосредственно после поколения Вениамина, точнее, как и в VII гл. 1 кн. Паралипоменон, между Вениамином и Неффалимом. Стоящее в конце ее 13 ст. замечание: "дети Валлы", указывает, согласное (Быт 46:25), на обоих ее сыновей - Дана и Неффалима, а потому и здесь, как в кн. Бытия, должен быть упомянут первый. Замапчивание Дана, - сокрытие его под именем "Ахер" ("другой") естественно для автора ввиду двухкатного отсутствия его имени в VI гл. (61 и 69 ст.).
- 13. Из колена Неффалимова обозначаются только его сыновья. Данное явление объясняется, как думают, тем, что автор не мог найти родословных списков этого колена и дал столько имен, сколько имел (Быт 46:24); (Чис 26:48).
- 14-19. - Генеалогия полуколена Манассиина, жившего на западно-иорданской стороне; о полуколене, обитавшем на восточной стороне, шла речь в V гл. 23-26 ст. Из отмеченных в (Чис 26:30,34) и (Нав 17:2) шести поколений Манассии, автор упоминает только о двух - Асриила и Шемиды.
- 14. По указанию (Чис 26:29-31), Асриил не сын Манассии, а его правнук, - сын его внука Галаада. В качестве дальнейшего потомка Манассии, но не сна, он выставляется и в данном стихе через замечание, что его мать арамеянка родила Манассии Махира.
- 15. в еврейском тексте настолько темен и непонятен, что порча его, по общему мнению экзегетов, не подлежит никакому сомнению. Буквальный перевод еврейского чтения имеем у блаж. Иеронима и в славянской Библии: "Махир же поят жену Офирови и Сафиноеи, и имя сестре его Мооха". Мооха (Мааха), называемая в настоящем случае сестрою Махира, по ст. 16 оказывается его женою, из чего заключают, что местоимение "его" ошибочно поставлено в единственном числе вместо множественного "их", т.е. Офира и Сафина (Хупима и Шупима). Далее, частицу "ле", стоящую перед последними именами, понимают при глаголе "взял" не в смысле частицы дательного падежа, а винительного, и в зависимости от этого читают: "Махир взял жену у Хупима и Шупима (двух вениамитян - ст. 12); имя сестры их Мааха". "А имя другой - Салпаад". После слова "другой" пропущено, очевидно, какое-то существительное имя. Михаэлис данное место читает так: "а имя второго сына Манассии Салпаад" (ср. (Чис 26:33); (Нав 17:3).
- 16. Имена сыновей Маахи нигде более не встречаются.
- 18. Имя сестры Махира "Молехеф" и первого ее сына в других местах Ветхого Завета не встречаются, но имя второго "Аиезер" тожественно с упоминаемым в (Нав 17:3) именем главы того поколения Манассии, из которого происходил Гедеон (Суд 6.11,15). Отожествлению мешает лишь то обстоятельство, что в данном месте кн. Иисуса Навина "Авиезер" - сын самого Манассии, но не его сестры, как здесь.
- 19. Шемда - сын Манассии (Нав 17:2), точнее Галаада (Чис 26:30,32). Имена его сыновей, кроме Шехема, сына Галаада (Чис 26:31) ни где более не встречается.
- 20-29. - Поколение Ефрема от сына его Шутелаха, представителя главного, по (Чис 26:35-36), рода ефремлян, проводится через шесть генераций, кончая Шутелахом (21 ст.), к которому присоединяются еще его братья Езер и Елиад.
- 21. Замечание ст. 22, что убитых в Гефе оплакивал отец их Ефрем, дает понять, что набег ефремлян на Геф имел место во время жизни евреев в Египте (см. примеч. к 9-10 ст. I гл. кн. Исход. Толковая Библия, I т.), но не ранее, так как по (Быт 46:20) сам Ефрем родился в Египте. С другой стороны, ввиду того, что по 23 ст. Ефрем - имя личности, но не собирательное имя всего колена, нельзя относить это событие и к более позднему времени, как делает, напр., Бертольд, разумеющий под Ефремом все колено, а не личность.
- 24. Шеера - дочь или внука Ефрема, но не случайно упомянутого в 23 ст. Берия. Верхний и нижний Бефорон лежат на южной границе колена Ефремова, на дороге из Иерусалима в Яффу.
- 25-27. - Предки Иисуса Навина. Судя по (Чис 26:35) и д., Рефая и Решефа едва ли можно считать сыновьями Ефрема. В (Чис 26:35) имя Фахан усвояется сыну Ефрема, но Фахан настоящего стиха, очевидно, - его дальнейший потомок.
- 26. Как имя ефремлянина Лаедан встречается только здесь. В (1Пар 23:7) и (1Пар 26:21) оно является именем одного из левитов. Сын Аммиуда Елишама был во времена Моисея вождем колена Ефремова (Чис 7:48); (Чис 10:22), а его внуком, сыном Нуна, или, по чтению Пятикнижия, Нуна является известный Иисус Навин.
- 28-29. - Указание занятой ефремлянами и полуколеном Манассии местности, подобно тому, как такого же точно рода указание встречается после изложения генеалогии колен Симеонова (1Пар 4:28), Левиина (1Пар 6:54) и д.). Вефиль, лежавший на границе колена Вениамином и Ефремова (Нав 16:2); (Нав 18:15), первоначально достался первому (Нав 18:22); Нааран, может быть, тожественное местечко с находящейся на север от Иерихона Неарою (Иосиф Флавий. ). Гезер лежал, по Иисусу Навину (Нав 16:3), между Вефороном и морем, - на юго-западной границе, тогда как названный ниже Сихем - на северо-западной.
- 29. По (Нав 17:11), перечисленные в данном стихе города лежали в уделе Иссахара и Ассира, но принадлежали колену Манассиину.
- 30-31. - Одинаковое с настоящим перечисление сыновей и внуков Ассира находится в (Быт 46:17) и (Чис 26:44) В последнем месте не упомянут лишь Ишви; равным образом только в кн. Паралипоменон встречается имя Бирзаиф.
- 32-34. - Потомство Хевера, состоящее из трех поколений.
- 35. - Потомство Гелема, отожествляемого некоторыми экзегетами с Хофамом, сыном Хевера (ст. 32); имена членов того и другого поколения, т.е. Хевера и Гелема встречаются только здесь.
- 40. Отмеченное количество потомков Ассира более чем на половину меньше количества их по (Чис 26:47) (53 400). Но это разногласие не составляет противоречия, так как оба исчисления принадлежат различным временам, и в настоящем случае указывается, как можно думать, только количество родов Хевера, а в кн. Чисел число всех потомков Ассира времени Моисея.
Ничего нет для сопоставления.