< предыдущая глава   следующая глава >
Глава 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29

Глава 15

  • Закрыть сопоставления
  • 1. Автор не разъясняет, что это за домы, построенные Давидом. Предполагают, что они назначались для его жен (1Пар 14:3). Так как скиния Моисеева находилась в Гаваоне(1Пар 16:39); (1Пар 21:29) и по особым соображениям Давида не была перенесена им на Сион до очевидно, что здесь была выстроена по образцу ее новая.
  • 2. Объясняя смерть Озы (1Пар 13:10) неисполнением закона о ношении скинии и ее принадлежностей левитами (ст. 13), Давид издает теперь соответствующее постановлениям Моисея распоряжение (Чис 4:15).
  • 3. Израильтяне, не весь народ, но его представители старейшины и тысяченачальники (ст. 25), только присутствовали при перенесении ковчега завета, но не принимали в нем непосредственного участия; это было делом левитов и священников, о созвании которых и идет речь ниже.
  • 4-10. - Решив перенести ковчег завета согласно с предписаниями закона Моисеева, Давид приглашает для этого дела те левитские поколения, которые по указанию Моисея обязаны были переносить скинию и ее принадлежности. Именно поколение Каафа с его представителем Уриилом (1Пар 6:24), на котором лежало приготовление к перенесению и само перенесение принадлежностей святилища (Чис 4:4-15); род Мерари во главе с Асаией (1Пар 6:30), обязанный переносить брусья скинии, подножия для них - шесты и т.п. (Чис 4:31-32), и наконец, потомков Гирсона, с их главою Иоилем (1Пар 6:28), переносивших покровы скинии, завесы и т.п. (Чис 4:25-26). К ним Давид присоединяет еще левитов из трех других происшедших от Каафа поколений: Елисафана, внука Каафа (1Пар 6:22), Хеврона, третьего сына Каафа (1Пар 6:18), и Узиила, четвертого его сына (1Пар 6:18). Для перенесения ковчега завета собираются, таким образом, четыре рода каафитов (ст. 5, 8-10) и по одному роду потомков Мерари и Гирсона.
  • 11-12. - Перенесение ковчега завета - места пребывания самого Бога (Исх 25:22), требовало от левитов и священников чистоты, между прочим, измовения одежд (Исх 19:10,15); (2Пар 30:3).
  • 13. См. примеч. к 2 ст.
  • 17. См. (1Пар 6:33,39,44)
  • 18. Иаазиил = Азиил 20 ст., Иеиел (1Пар 16:5)
  • 19-21. - Разделение вышеупомянутых лиц (17-18 ст.) на три хора сообразно с теми музыкальными инструментами, на которых они играли. Второй хор играл "на псалтирях тонким голосом", буквально с еврейского ("алаламот") "по-девичьи", девичьим, тонкий голосом - дискантом или альтом. Третий ход - "на цитрах, чтобы делать начало" - "ал-гашшеминит" - "на восьмой, последней и самой грубой струне", т.е. самым низким голосом.
  • 22. "Хенания - был учителем пения" - чтение LXX. Из дальнейшего рассказа не видно, чтобы перенесение ковчега завета сопровождалось пением. Поэтому некоторые (проф. Гуляев) все данное место переводят так: "Хенания был начальником левитов в этом деле. Он начинал музыку, потому что был искусен". Другие (Цоклер) присваивают ему роль главного руководителя всей процессией перенесения ковчега завета.
  • 23. Так как при перенесении ковчега не было нужды в привратниках, не чувствовалось необходимости в них и при постановке его на место, то предполагают, что термин "привратник" имеет в данном, а равно и в следующем стихе какое-нибудь особое значение. Не открывали ли двое из них шествие и двое не замыкали ли?
  • 24. Распоряжение трубить в трубы сделано, очевидно, во исполнение предписания (Чис 10:10)
  • 26. Выражение "помог" едва ли указывает на успех в начале процессии. Противополагая второе перенесение ковчега первому, как видно из XIII гл., неудавшемуся, автор хочет указать словом "помог" на благополучный его исход, окончание. В таком случае и жертвоприношение, о котором идет в настоящем случае речь, имело место в конце перенесения. С этой стороны повествование кн. Паралипоменон отличается от рассказа кн. Царств. По словам последней, через каждые шесть шагов приносился в жертву вол и телец (2Цар 6:13). Но если трудно предположить, чтобы при громадном стечении народа возможно было рассчитать столь небольшое количество шагов, то естественнее будет считать вероятность сообщения на стороне кн. Паралипоменон. Отмечаемое в ней семеричное число жертвоприношения указывает на особенную торжественность.
  • 27. Автор опускает показание (2Цар 6:14), что Давид "прыгал" перед ковчегом завета, но, как видно из 29 ст., этот факт ему известен. Опуская показание кн. Царств, он восполняет ее рассказ упоминанием, что Давид и все левиты были одеты в виссонную одежду, точнее в меип. Так как меип был одеждой священников (Исх 28:31), то это замечание указывает, что вся процессия носила церковно-богослужебный характер.
Ничего нет для сопоставления.