- 1. И сказал Господь Моисею:
еще одну казнь Я наведу на фараона и на Египтян;
после того он отпустит вас отсюда;
когда же он будет отпускать [вас],
с поспешностью будет гнать вас отсюда; - 2. внуши народу [тайно],
чтобы каждый у ближнего своего и каждая женщина у ближней своей
выпросили вещей серебряных и вещей золотых [и одежд]. - 3. И дал Господь милость народу [Своему] в глазах Египтян,
[и они давали ему;]
да и Моисей был весьма велик в земле Египетской,
в глазах [фараона и] рабов фараоновых и в глазах [всего] народа. - 4. И сказал Моисей: так говорит Господь:
в полночь Я пройду посреди Египта, - 5. и умрет всякий первенец в земле Египетской
от первенца фараона, который сидит на престоле своем,
до первенца рабыни, которая при жерновах,
и всё первородное из скота; - 6. и будет вопль великий по всей земле Египетской,
какого не бывало и какого не будет более; - 7. у всех же сынов Израилевых
ни на человека, ни на скот не пошевелит пес языком своим,
дабы вы знали, какое различие делает Господь
между Египтянами и между Израильтянами. - 8. И придут все рабы твои сии ко мне и поклонятся мне, говоря:
выйди ты и весь народ [твой], которым ты предводительствуешь.
После сего я и выйду.
И вышел [Моисей] от фараона с гневом. - 9. И сказал Господь Моисею: не послушал вас фараон,
чтобы умножились [знамения Мои и] чудеса Мои в земле Египетской. - 10. Моисей и Аарон сделали все сии [знамения и] чудеса пред фараоном;
но Господь ожесточил сердце фараона,
и он не отпустил сынов Израилевых из земли своей.
1-3.- Если 4–8 ст. 11 гл. являются непосредственным продолжением 29 ст. 10 гл. (см. выше), то в таком случае первые три стиха, содержащее рассказ об откровении Моисею о наступлении десятой казни (Исх 4:23); (Исх 10:29) и об обстоятельствах исхода из Египта (Исх 11:1), очевидно, нарушают течение речи.
Ввиду этого некоторые экзегеты высказывают предположение, что содержащееся в них откровение падает на время перед последним объяснением Моисея с фараоном (Исх 7:15), а рассказ о нем помещен после (Исх 8:1) ввиду того, что им достаточно объясняется смелость ответа Моисея (Исх 8:20). Текстуальным основанием для такого понимания является перевод евр. «вайомер» — сказал (Исх 9:1) — давнопрошедшим временем. В частности, что ст. 1–3 гл. 11 не представляют нового откровения, возвещение которого требует и нового явления пред лицо фараона, это доказывается отсутствием в данном случае обычной формулы: «пойди к фараону и скажи ему» (Исх 9:13); (Исх 10:1); (Исх 8:20); (Исх 9:1); (Исх 9:13); (Исх 10:1), которой начинается каждое новое откровение.4-6.- См. ниже толкование 31–32 ст. 12 гл.7.В то время как в земле Египетской раздастся вопль, среди израильтян будет наблюдаться полное спокойствие, никто и ничто не потревожит даже сторожевых собак (ср. (Иудф 11:19).8.О причинах такого действия 10-ой казни на фараона см. ниже в объяснении 31 ст. 12 гл.9-10.- Обзор первых девяти казней заканчивается указанием на точное исполнение Моисеем и Аароном божественных повелений.



