- 1. Вот что должен ты совершить над ними,
чтобы посвятить их во священники Мне:
возьми одного тельца из волов, и двух овнов без порока, - 2. и хлебов пресных, и опресноков, смешанных с елеем,
и лепешек пресных, помазанных елеем:
из муки пшеничной сделай их, - 3. и положи их в одну корзину, и принеси их в корзине,
и вместе тельца и двух овнов. - 4. Аарона же и сынов его приведи ко входу в скинию собрания
и омой их водою. - 5. И возьми [священные] одежды,
и облеки Аарона в хитон и в верхнюю ризу, в ефод и в наперсник,
и опояшь его по ефоду; - 6. и возложи ему на голову кидар
и укрепи диадиму святыни на кидаре; - 7. и возьми елей помазания, и возлей ему на голову, и помажь его.
- 8. И приведи также сынов его и облеки их в хитоны;
- 9. и опояшь их поясом, Аарона и сынов его,
и возложи на них повязки
и будет им принадлежать священство по уставу на веки;
и наполни руки Аарона и сынов его. - 10. И приведи тельца пред скинию собрания,
и возложат Аарон и сыны его руки свои на голову тельца
[пред Господом у дверей скинии собрания]; - 11. и заколи тельца пред лицем Господним при входе в скинию собрания;
- 12. возьми крови тельца
и возложи перстом твоим на роги жертвенника,
а всю [остальную] кровь вылей у основания жертвенника; - 13. возьми весь тук, покрывающий внутренности,
и сальник с печени, и обе почки и тук, который на них,
и воскури на жертвеннике; - 14. а мясо тельца и кожу его и нечистоты его сожги на огне вне стана:
это — жертва за грех. - 15. И возьми одного овна,
и возложат Аарон и сыны его руки свои на голову овна; - 16. и заколи овна,
и возьми крови его, и покропи на жертвенник со всех сторон; - 17. рассеки овна на части,
вымой [в воде] внутренности его и голени его,
и положи их на рассеченные части его и на голову его; - 18. и сожги всего овна на жертвеннике.
Это всесожжение Господу, благоухание приятное,
жертва Господу. - 19. Возьми и другого овна,
и возложат Аарон и сыны его руки свои на голову овна; - 20. и заколи овна, и возьми крови его,
и возложи на край правого уха Ааронова
и на край правого уха сынов его,
и на большой палец правой руки их,
и на большой палец правой ноги их;
и покропи кровью на жертвенник со всех сторон; - 21. и возьми крови, которая на жертвеннике, и елея помазания,
и покропи на Аарона и на одежды его,
и на сынов его, и на одежды сынов его с ним, —
и будут освящены,
он и одежды его, и сыны его и одежды их с ним. - 22. И возьми от овна тук и курдюк, и тук, покрывающий внутренности,
и сальник с печени, и обе почки и тук, который на них,
правое плечо [потому что это овен вручения священства], - 23. и один круглый хлеб, одну лепешку на елее
и один опреснок из корзины, которая пред Господом, - 24. и положи всё на руки Аарону и на руки сынам его,
и принеси это, потрясая пред лицем Господним; - 25. и возьми это с рук их и сожги на жертвеннике со всесожжением,
в благоухание пред Господом:
это жертва Господу. - 26. И возьми грудь от овна вручения, который для Аарона,
и принеси ее, потрясая пред лицем Господним, —
и это будет твоя доля; - 27. и освяти грудь приношения, которая потрясаема была
и плечо возношения,
которое было возносимо, от овна вручения,
который для Аарона и для сынов его, — - 28. и будет это Аарону и сынам его
в участок вечный от сынов Израилевых,
ибо это — возношение;
возношение должно быть от сынов Израилевых
при мирных жертвах [сынов Израилевых], возношение их Господу. - 29. А священные одежды, которые для Аарона,
перейдут после него к сынам его,
чтобы в них помазывать их и вручать им священство; - 30. семь дней должен облачаться в них
[великий] священник из сынов его, заступающий его место,
который будет входить в скинию собрания для служения во святилище. - 31. Овна же вручения возьми и свари мясо его на месте святом;
- 32. и пусть съедят Аарон и сыны его мясо овна сего из корзины,
у дверей скинии собрания, - 33. ибо чрез это совершено очищение
для вручения им священства и для посвящения их;
посторонний не должен есть сего, ибо это святыня; - 34. если останется от мяса вручения и от хлеба до утра,
то сожги остаток на огне: не должно есть его,
ибо это святыня. - 35. И поступи с Аароном и с сынами его во всем так,
как Я повелел тебе;
в семь дней наполняй руки их. - 36. И тельца за грех приноси каждый день для очищения,
и жертву за грех совершай на жертвеннике для очищения его,
и помажь его для освящения его; - 37. семь дней очищай жертвенник,
и освяти его, и будет жертвенник святыня великая:
все, прикасающееся к жертвеннику, освятится. - 38. Вот что будешь ты приносить на жертвеннике:
двух агнцев однолетних [без порока]
каждый день постоянно [в жертву всегдашнюю]; - 39. одного агнца приноси поутру, а другого агнца приноси вечером,
- 40. и десятую часть ефы пшеничной муки,
смешанной с четвертью гина битого елея,
а для возлияния четверть гина вина, для одного агнца; - 41. другого агнца приноси вечером:
с мучным даром, подобным утреннему,
и с таким же возлиянием приноси его в благоухание приятное,
в жертву Господу. - 42. Это — всесожжение постоянное в роды ваши
пред дверями скинии собрания пред Господом,
где буду открываться вам, чтобы говорить с тобою; - 43. там буду открываться сынам Израилевым,
и освятится место сие славою Моею. - 44. И освящу скинию собрания и жертвенник;
и Аарона и сынов его освящу,
чтобы они священнодействовали Мне; - 45. и буду обитать среди сынов Израилевых, и буду им Богом,
- 46. и узнают, что Я Господь, Бог их,
Который вывел их из земли Египетской, чтобы Мне обитать среди них.
Я Господь, Бог их.
1-3.- Приготовительные к посвящению действия. Приведение к скинии жертвенных животных: тельца, приносимого в жертву за грех (ст. 14), овна — в жертву всесожжения (ст. 18) и второго овна, предназначенного в жертву посвящения (Лев 8.22). Вместе с кровавыми жертвами должна быть принесена и бескровная в главнейших видах (Лев 2.16), сообразно с чем и заготовляется для нее соответствующий материал.4-9.- Первый акт посвящения — омовение водой, облачение и возлияние елея.4.Каждому частному случаю служения Аарона и его сыновей при скинии предшествовало омовение рук и ног (Исх 30.18–21; Исх 40.30–32). И так как посвящение вводило в служение, являлось началом его, то и служение вообще предваряется омовением не всего тела, что предполагает непристойное в присутствии всего народа обнажение (Лев 8.3,6), а по аналогии с обычным — омовением рук и ног. Являясь указанием на необходимость телесной чистоты, оно говорило и о той чистоте душевной, которой должны отличаться посвящаемые, как служители Божии.5-6.- Омовением предваряется служение при скинии; оно же требует соответствующих одежд (Исх 28.3–4). Поэтому, как будущие служители скинии, сперва Аарон, а затем его сыновья облачаются в одежды священнослужения, получают первые знаки своего сана.7.Цель помазания Аарона особо приготовленным елеем (Исх 30:30), обильно возлитым на главу его (Пс 132:2), заключалась в «освящении» помазуемого (Исх Исх (Исх 30:30); Лев 8.12). Как самое освященное миро выделялось из круга предметов житейского обихода (Исх 30.32–33), так и помазуемые им вещи и лица освящались, назначались для священных целей. В таком смысле употреблен данный термин в замечании о первосвященнике: «на голове его елей помазания, и он освящен, чтобы облачаться в священные одежды» (Лев 21.10; ср. ст. 12). По мнению других, помазание служило знаком сообщения Аарону особых благодатных сил, необходимых ему для прохождения служения. Но Библия не дает оснований для такого понимания.8-9.- Сопровождалось ли облачение сынов Аарона помазанием, об этом не говорит ни данная глава, ни параллельная ей 8 гл. кн. Левит. Что же касается других, освещающих данный вопрос, мест, то между ними замечается разногласие. В то время как по указанию одних, — Лев 6.13,15 (евр.); в Лев 16.32; Лев 21.10,12 говорится о помазании сынов Аарона. (Исх 28:41); (Исх 30:30); (Исх 40:15); Лев 10.6–7; (Чис 3:3) Если два первых и последнее место могут возбуждать сомнение в тождестве помазания священников с помазанием первосвященника, то третье и четвертое не оставляют для него места. «Помажь их, — говорится в (Исх 40:15), — как ты помазал отца их». Аарону и его сыновьям, Елеазару и Ифамару, нельзя предаваться печали по умершим Надаву и Авиуду и выходить из скинии, «потому что на них елей помазания Господня» (Лев 10.7).10-28.- Второй акт посвящения — принесение жертв — вводил Аарона и его сынов в должность и права священства, для которого они были отделены предшествующими действиями. Подобный смысл соединяется с ним на основании слов ст. 9: «наполни руки Аарона и сынов его». Как видно из (1Пар 29:5) и (2Пар 29:31), «выражение наполнить руки для Всевышнего» означает: «запасаться тем, что приносится Богу». Аарон и его сыновья не сами запаслись «тем, что приносится Господу», в настоящем случае, жертвами, а через Моисея: он «наполнил им руки», т. е. через него приобрели жертвы, получили право на их совершение.10-14.- Кровь жертвы за грех — тельца не вносилась в святилище, как это требовалось впоследствии (Лев 4.5–7), а только возлагалась на рога жертвенника всесожжений. Причина этого заключалась в том, что посвящение Аарона и его сыновей не было еще кончено. Он не был еще первосвященником, а сыновья его священниками. Мясо же жертвы за грех сожигалось, однако, вне стана, подобно тому, когда кровь жертвы вносилась в святилище (Лев 4.11–12). Объяснение этой особенности заключается в следующем. По общему правилу мясо должен был бы есть священнодействовавший в данном случае Моисей, но он не мог есть мясо жертвы за грех, так как не был священником.15-18.- Жертва всесожжения была совершена с соблюдением указанных законом обрядов (Лев 1.3 и д.).19-20.- Первой особенностью жертвы посвящения было возложение ее крови на край правого уха и на большие пальцы правой руки и правой ноги посвящаемых. Через ухо, руку и ногу помазуются члены, которыми священники совершают свое служение. Ухо помазуется для того, чтобы оно лучше слышало закон и свидетельство Божие; рука — для того, чтобы она точно исполняла заповеди Божии и священнические обязанности; нога — для того, чтобы она беспорочно ходила в святилище. «Помазуются, говорит Кирилл Александрийский, все члены правой стороны и как бы в последней своей части, т. е. на краях: край, сказано, уха, равно также и ноги и руки, потому что всякое доброе деяние благородно и право, не имеет ничего как бы левого или порочного и до краев доходит, т. е. до конца или до целого, ибо посвященным Богу надлежит быть правыми в освящении и до конца в терпении, и весьма неразумно возвращаться назад, как бы не решаясь довести до конца добро».21.Второй особенностью жертвы посвящения было кропление посвящаемых и их одежд смешанной с миром кровью. Одежда указывает на известную должность, а должность — на известным образом одетую личность. Личность и одежда вместе образуют таким образом священника. Поэтому и освящение той и другой должно было совершиться зараз. При заключении завета при Синае достаточно было окропить народ одной жертвенной кровью, без прибавления к ней елея, так как народ не обязывался проходить никакой особенной должности; между тем с посвящением священников на них возлагалось особое служение; поэтому необходимо было к очистительной силе крови присоединить еще освящающее действие мира.22-25.- Возложение на руки священников тех частей жертвенного животного, которые должны быть пожертвованы Богу, а равно и хлебного приношения в трех видах (хлеб, оладья и лепешка) и потрясение всего этого прежде сожжения на жертвеннике означает вручение посвящаемых жертв, которые они должны будут приносить Всевышнему, или — наделение их дарами, которые они, как священники, всегда должны будут приносить Богу. Такой именно смысл усвояется данным обрядовым действиям выражением ст. 22: «это овен вручения священства».26.Моисей, как исполнявший вместо Аарона и его сынов весь обряд жертвоприношения и представлявший на этот раз в своем лице все священство, получил ту долю жертвы, которая принадлежала всем священникам, именно грудь потрясения (Лев 8.29 и д.).27-28.- Самым действием воздвижения и возношения грудь и бедро освящаются и изымаются из общего употребления, из употребления не посвященными людьми. Они возносятся Господу: «это — возношение». Поднесенное же Господу не может возвратиться в пользу принесших мирян; сам Бог отдает поднесенное Ему Своим освященным служителям. Поэтому то, что поступило теперь в пользу Моисея, впоследствии, на будущее время должно отдаваться первосвященнику — Аарону и сыновьям его — священникам.29-30.- Как известные части от мирной жертвы поступают в пользу не только Аарона и его сынов, но и всех будущих первосвященников и священников, так точно и облачение предназначается не для одного Аарона, но и для всех его преемников. В этом наследственном облачении они должны будут принимать помазание и вручение священства в течение семи дней.31-33.- Как и всякая мирная жертва, жертва посвящения закончилась трапезой (ср. Лев 7.15 и д.). И если трапеза выражала мысль об общении, то в настоящем случае она указывала на то, что Аарон и его сыновья принимаются в особенный священнический союз с Богом, в благах и благословениях которого никто не мог иметь части, кроме очищенных священников. Поэтому никто посторонний и не мог вкушать ее.34.Повеление о сожжении оставшегося из мяса и хлеба должны были привести в исполнение сами посвящаемые (Лев 8.32). Основание, по которому запрещено доедать на другой день остатки мяса от овна посвящения и от хлебов, указано в словах: «ибо это святыня». Оставшееся к другому дню могло или от случайного недосмотра в деле сбережения, или от действия воздуха и т. п. подвергнуться некоторому изменению, порче, не вполне благоговейному хранению (Лев 7.19 и д.). Повелением сжечь остатки святыня ограждалась от подобных случайностей.35.Чтобы освящение было полным и совершенным, Аарон и его сыновья должны было безотлучно оставаться при скинии семь дней (Лев 8.33). Все они были днями посвящения, и в каждый из них повторялись те же самые обряды, какие имели место и первый день (Лев 8.33–34).36-37.- Приношение в жертву тельца за грех посвящаемых (ст. 1, 14) имело и другое значение, — служило средством очищения и освящения жертвенника. Он будет очищаться и освящаться, во-первых, самим принесением на нем жертвы, а во-вторых, помазанием его елеем (Лев 8.10–11). Помазание священным елеем выделяло все из круга предметов и явлений житейского обихода (Исх 30:29). Освящение и очищение жертвенника должно совершаться, как и посвящение Аарона, в течение семи дней.38-39.- За повелением освятить жертвенник следует указание, какие жертвы должны быть ежедневно приносимы на жертвеннике, лишь только он и священные лица получат освящение.
Для всегдашней ежедневной жертвы всесожжения (ст. 42) назначаются два однолетних агнца (ср. (Чис 28:3) и д.); одного следует приносить утром, в начале дня, часу в седьмом, другого вечером («между вечерами», — см. (Исх 12:6). Как начало дня, так и конец его освящаются выражением полной преданности Богу.40-41.- По общему закону Чис 15, кровавая жертва соединяется с хлебным приношением, для которого назначается 1/10 ефы пшеничной муки, 1,4 гина выбитого елея и столько же вина. Предметами бескровной жертвы служили главные дарованные Творцом (Пс 103:14), 15) средства для сохранения человеческой жизни и для земного довольства, а потому в ней находила полное, наиболее наглядное выражение основная идея жертвы — мысль о самопожертвовании.42.Неуклонное исполнение закона об ежедневных жертвах всесожжения снова вменяется во всегдашнюю обязанность народу еврейскому, причем указано и основание для этого. Оно заключается в том, что в скинии собрания Господь будет являть Свое особое присутствие, будет открываться и говорить. Благоговейное отношение к Его присутствию и должно выражаться, между прочим, неопустительным принесением Ему ежедневных жертв.43.Такое благоговейное отношение тем более необходимо, что скиния служит местом откровения Господа не одному Моисею, но и другим сынам Израиля. Постоянное явление славы Божией освятить скинию, сделает ее местом святым.44.Если сам Бог освятит скинию Своим пребыванием, освятит и служащих Ему, то сыны Израиля должны неопустительно свидетельствовать свое благоговение к пребывающему в их святилище Божеству приношением заповеданных жертв, как дара любви, благодарности и покорности.



