- 1. И сказал Господь Моисею: пойди, иди отсюда ты и народ,
который ты вывел из земли Египетской,
в землю, о которой Я клялся Аврааму, Исааку и Иакову,
говоря: потомству твоему дам ее; - 2. и пошлю пред тобою Ангела [Моего],
и прогоню Хананеев, Аморреев, Хеттеев,
Ферезеев, [Гергесеев,] Евеев и Иевусеев, - 3. [и введет он вас] в землю, где течет молоко и мед;
ибо Сам не пойду среди вас, чтобы не погубить Мне вас на пути,
потому что вы народ жестоковыйный. - 4. Народ, услышав грозное слово сие, возрыдал,
и никто не возложил на себя украшений своих. - 5. Ибо Господь сказал Моисею: скажи сынам Израилевым:
вы народ жестоковыйный;
если Я пойду среди вас, то в одну минуту истреблю вас;
итак снимите с себя украшения свои;
Я посмотрю, что Мне делать с вами. - 6. Сыны Израилевы сняли с себя украшения свои у горы Хорива.
- 7. Моисей же взял и поставил себе шатер вне стана, вдали от стана,
и назвал его скиниею собрания;
и каждый, ищущий Господа, приходил в скинию собрания,
находившуюся вне стана. - 8. И когда Моисей выходил к скинии, весь народ вставал,
и становился каждый у входа в свой шатер
и смотрел вслед Моисею, доколе он не входил в скинию. - 9. Когда же Моисей входил в скинию,
тогда спускался столп облачный и становился у входа в скинию,
и [Господь] говорил с Моисеем. - 10. И видел весь народ столп облачный, стоявший у входа в скинию;
и вставал весь народ, и поклонялся каждый у входа в шатер свой. - 11. И говорил Господь с Моисеем лицем к лицу,
как бы говорил кто с другом своим;
и он возвращался в стан;
а служитель его Иисус, сын Навин, юноша, не отлучался от скинии. - 12. Моисей сказал Господу: вот, Ты говоришь мне: веди народ сей,
а не открыл мне, кого пошлешь со мною,
хотя Ты сказал: «Я знаю тебя по имени,
и ты приобрел благоволение в очах Моих»; - 13. итак, если я приобрел благоволение в очах Твоих,
то молю: открой мне путь Твой, дабы я познал Тебя,
чтобы приобрести благоволение в очах Твоих;
и помысли, что сии люди Твой народ. - 14. [Господь] сказал [ему]:
Сам Я пойду [пред тобою] и введу тебя в покой. - 15. [Моисей] сказал Ему: если не пойдешь Ты Сам [с нами],
то и не выводи нас отсюда, - 16. ибо по чему узнать,
что я и народ Твой обрели благоволение в очах Твоих?
не по тому ли, когда Ты пойдешь с нами?
тогда я и народ Твой будем славнее всякого народа на земле. - 17. И сказал Господь Моисею: и то, о чем ты говорил, Я сделаю,
потому что ты приобрел благоволение в очах Моих,
и Я знаю тебя по имени. - 18. [Моисей] сказал: покажи мне славу Твою.
- 19. И сказал [Господь Моисею]: Я проведу пред тобою всю славу Мою
и провозглашу имя Иеговы пред тобою,
и кого помиловать — помилую,
кого пожалеть — пожалею. - 20. И потом сказал Он: лица Моего не можно тебе увидеть,
потому что человек не может увидеть Меня и остаться в живых. - 21. И сказал Господь: вот место у Меня, стань на этой скале;
- 22. когда же будет проходить слава Моя,
Я поставлю тебя в расселине скалы
и покрою тебя рукою Моею, доколе не пройду; - 23. и когда сниму руку Мою, ты увидишь Меня сзади,
а лице Мое не будет видимо [тебе].
1-3.- С отвержением своего законодателя-Бога народу нет необходимости и побуждений оставаться при горе законодательства, месте обитания Всевышнего (Исх 19); он может двинуться в дальнейший путь по направлению к земле обетованной: «иди отсюда ты и народ». Вступить в нее он должен в силу непреложного клятвенного обещания Бога патриархам. Исполнение этого последнего не допускает, однако, возможности присутствия среди евреев Господа, так как Он не стерпит дальнейших проявлений жестоковыйности народа и погубит его на пути до прибытия в Ханаан (ст. 3). Но так как, с другой стороны, евреи не могут овладеть им без высшей помощи, то им и посылается от Бога Ангел. Последний не есть уже Ангел Всевышнего, или завета (Исх 23:20), и потому присутствие его отличается от обитания среди народа самого Бога. Прежде всего оно имеет временный характер, — продолжится лишь до изгнания жителей Ханаана из занимаемых ими местностей; во-вторых, не будет сопровождаться каким-либо общением с народом: «ангел пойдет пред народом» (ср. (Исх 23:21) и, в-третьих, не потребует от Израиля святости: шествию Ангела пред народом не помешает жестоковыйность последнего (ст. 3; ср. (Исх 33:16). Но если среди евреев не будет присутствовать Сущий, то они перестают быть народом богоизбранным, уравниваются с остальными народами. Поэтому Моисей и говорит впоследствии: «если ты пойдешь с нами, то я и народ Твой будем славнее всякого народа на земле» (Исх 33:16).4.Оставленный Богом, Израиль сознал собственную слабость среди других могущественных народов земли, понял, что, предоставленный своим силам, он ничего не имеет в будущем, кроме такого же рабства и угнетения, какие испытал в Египте. Это сознание и вызвало в нем чувство раскаяния, проявившееся в плаче и нежелании возлагать на себя украшения.5-6.- Вызванное сознанием предстоящего бедствия раскаяние хотя и не отменяет божественного определения, но, проявленное с соизволения Бога в более усиленной форме: «снимите с себя украшения ваши», подает некоторую надежду на возможность помилования: «Я посмотрю, что Мне делать с вами». В знак покаяния и скорби евреи снимают с себя дорогие одежды и драгоценные украшения (ср. Ин 3.6–7) и складывают их у подошвы горы, говоря этим, что отныне они посвящают их единому Богу, не будут делать из них, как ранее, изображений языческих богов.7.Видимым указанием на обитание Бога среди Израиля, а следовательно и на богоизбранность последнего, служило явление, откровение Господа среди народа. Но так как он лишен теперь звания и прав народа богоизбранного, — Всевышний не живет среди него, то в знак этого Моисей выносит за пределы стана тот шатер, в котором является ему Бог. Эта палатка не была ни постоянным жилищем Моисея, — он приходил в нее из стана для получения откровения, а затем возвращался обратно (ст. 8–11), — ни устроенной впоследствии скинией собрания, она являлась приемным шатром вождя израильского.8-10.- Результатом указанной меры Моисея явилось усиление народного раскаяния. Равнодушно отнесшийся ранее к призыву: «кто Господень, ко мне!» (Исх 32:26) народ стремится теперь к Богу, ищет Его (ст. 7) и выражает чувства почтения к своему богоизбранному вождю — Моисею; прежде поклонявшийся золотому тельцу, в настоящее время поклоняется Господу, обнаруживавшему Свое присутствие в столпе облачном.11.Так как, по словам самого Господа, человеку нельзя видеть лицо Господа и остаться в живых (ст. 20), то выражение данного стиха указывает на то высокое нравственное совершенство Моисея, при котором ему дозволено было приближаться умственно и нравственно к источнику всякой мудрости и истины и черпать в этом таинственном общении сверхчеловеческую мудрость. Близость к Моисею Иисуса Навина приготовляет его к будущему званию вождя народа еврейского.12.Моисею было известно божественное обещание послать Ангела (ст. 2), но он не знал, будет на нем «имя Господа» или нет. Поэтому вопрос об имени равносилен вопросу: сам ли Господь пойдет с Израилем, или же предоставит его руководству сотворенного Ангела, другими словами — останутся евреи народом 6огоизбранным или нет? Дальнейшая судьба их должна быть известна Моисею, как вождю, призванному к этой должности самим Богом: «Я знаю тебя по имени» (Исх 3:4), а открыть ее Господь может в силу Своего благоволения к нему: «ты приобрел благоволение в очах Моих».13.Открыть Моисею Свою волю, Свои определения («пути») Господь может в силу благоволения к нему; но такой же милости заслуживает и Израиль, являющийся народом Божиим: «сии люди и народ Твой».14.Как видно из (Исх 34:6) и д., определение Всевышнего, что Он пойдет и введет в покой, т. е. в землю обетованную (Втор 3:20); (Нав 1:13); (Нав 22:4), основано на Его неизреченном милосердии.15-16.- Хотя обещание ст. 14 дано лично Моисею, но относит последний его и к народу. Как ранее он не мог допустить мысли о погибели народа без того, чтобы самому не принять участия в ней, так и теперь не признает того, чтобы милость Божия оказана была только ему одному. Наоборот, она ручается за проявление божественного милосердия и ко всему Израилю. В противном случае евреи не нуждаются в удалении от Синая, вступлении в «покой». Не земля обетованная есть истинная цель желаний народа, а общение с Богом. Моисей готов отказаться за народ от Палестины, лишь бы удержать за ним то положение, которое возвышало его над всеми остальными народами: «не потому ли я и народ Твой будем славнее всякого народа на земле, что Ты пойдешь с нами?»17.Так как Моисей просил Господа, чтобы Он шел с народом, — не лишал его богоизбранности, то и слова: «Я сделаю то, о чем ты говоришь» указывают на исполнение просьбы и желаний пророка.18.Услышав об исполнении своей просьбы, Моисей желает насладиться созерцанием Того, Который проявил любовь и милость к народу еврейскому.19-23.- Господь не отказывает пророку в его просьбе, но предупреждает его, что человек не может увидеть Господа; Моисей слышит лишь голос, произносящий священное наименование Всевышнего, и разъяснение действий Его в отношениях его к человечеству вообще и к Израилю в особенности (ср. Рим 9.15). Как не имеющий возможности созерцать Господа, Моисей увидит только отблеск божественной славы: «увидишь Меня сзади».



