- 1. Радуйтесь, праведные, о Господе:
правым прилично славословить. - 2. Славьте Господа на гуслях,
пойте Ему на десятиструнной псалтири; - 3. пойте Ему новую песнь;
пойте Ему стройно, с восклицанием, - 4. ибо слово Господне право и все дела Его верны.
- 5. Он любит правду и суд;
милости Господней полна земля. - 6. Словом Господа сотворены небеса,
и духом уст Его — все воинство их: - 7. Он собрал, будто груды, морские воды,
положил бездны в хранилищах. - 8. Да боится Господа вся земля;
да трепещут пред Ним все живущие во вселенной, - 9. ибо Он сказал, — и сделалось;
Он повелел, — и явилось. - 10. Господь разрушает советы язычников,
уничтожает замыслы народов, [уничтожает советы князей]. - 11. Совет же Господень стоит вовек;
помышления сердца Его — в род и род. - 12. Блажен народ, у которого Господь есть Бог, —
племя, которое Он избрал в наследие Себе. - 13. С небес призирает Господь, видит всех сынов человеческих;
- 14. с престола, на котором восседает,
Он призирает на всех, живущих на земле: - 15. Он создал сердца всех их
и вникает во все дела их. - 16. Не спасется царь множеством воинства;
исполина не защитит великая сила. - 17. Ненадежен конь для спасения,
не избавит великою силою своею. - 18. Вот, око Господне над боящимися Его и уповающими на милость Его,
- 19. что Он душу их спасет от смерти и во время голода пропитает их.
- 20. Душа наша уповает на Господа:
Он — помощь наша и защита наша; - 21. о Нем веселится сердце наше,
ибо на святое имя Его мы уповали. - 22. Да будет милость Твоя, Господи, над нами,
как мы уповаем на Тебя.
1."Правым прилично славословить". Выражения, подобные этому, очень употребительны в Псалтири. Так как Бог - существо всесвятое, то и почитателями, и славословящими Его могут быть те, кто стоит к Нему ближе по своей нравственной чистоте, т. е. люди праведные; грешники не могут достойно восхвалять Его (см. (Сир 15:9).2.Гусли, десятиструнная Псалтирь, см. об инструментах в введении к Псалтири.3."Пойте Ему новую песнь". Согласно изменившемуся предмету песни должен измениться и самый характер песнопения. Ранее, когда Давид приносил пред Богом выражение своего покаянного чувства по поводу своего греха с Вирсавией и псалмы этого рода отличались грустным характером, теперь же он приглашает восхвалять Бога, как Творца и Законодателя мира, Покровителя всех праведных, а потому и песнь должна быть "новой", торжественно-благодарной.4-5.- "Слово Господне право" - искренно, чисто; "дела Его верны" - вполне согласуются с Его словом, повелением: между Его словом и исполнением нет противоречия. Как Сам Господь верен правде, так и на земле "Он любит правду и суд", справедливость, жизнь по высшему руководству, и должную, нелицеприятную, согласную с высшей правдой, оценку действий человека.6.Господь всемогущ: Он своим словом создал небеса и "воинство их", т. е. светила. В святоотеческой литературе под "Словом" разумеют Второе Лицо Св. Троицы, под Господом - Первое, а под "Духом уст Его" - Третье Лицо. Такое понимание данного места, вероятно, объясняется тем, что означенные термины в новозаветном откровении получили строго определенный смысл, с определенным же конкретным содержанием, указывающим на Божественные Личности. Такого же разграничения и содержания этих терминов на самом деле Псалтирь не представляет, так как "псалмопевцы в учении о Слове Божием, как втором Лице Святой Троицы, колебались между личным и безличным представлением о Нем. Именем Слова Божия называли и Божескую Личность, и откровение Божие людям, и повеление Божие. Аналогичным учению о Слове Божием у псалмопевцев является учение о духе Божием (Вероучение Псалтири. П. Юнгеров, с. 11).7.Бог всемогущ, так как по Его повелению такая подвижная стихия, как вода, собрана в одно место "будто груды". Он хранит их как бы в хранилищах, в особых водоемах.9.Так как Бог всемогущ, то Его слову нет препятствий: Его повеление находит неложное и точное исполнение. - "Он повелел и явилось", - разумеется творение Им мира.11.Насколько слабы и неисполнимы бывают планы людей, которые разрушаются Богом, настолько вечно и несокрушимо всякое слово Господа; Его советы и планы ("помышления") неизменны и непреложны.16-17.- Если Господь всегда Себе верен и всемогущ, то самая прочная защита может быть находима человеком только в Нем. Никакие средства, изобретаемые человеком для упрочения своего благополучия, не могут считаться достаточными, "ненадежен конь для спасения", не может и не должен человек думать, что обилием военной силы ("конь", обилие конницы) он может выиграть победу: все зависит от Бога.18-19.- Бог же любит ("око Господне") только боящихся Его, и таким Он окажет верную защиту при всяких тяжелых положениях их; "душу их спасет от смерти" и накормит во время голода.



