- 1. Как благ Бог к Израилю, к чистым сердцем!
- 2. А я — едва не пошатнулись ноги мои,
едва не поскользнулись стопы мои, — - 3. я позавидовал безумным, видя благоденствие нечестивых,
- 4. ибо им нет страданий до смерти их, и крепки силы их;
- 5. на работе человеческой нет их,
и с прочими людьми не подвергаются ударам. - 6. Оттого гордость, как ожерелье, обложила их,
и дерзость, как наряд, одевает их; - 7. выкатились от жира глаза их, бродят помыслы в сердце;
- 8. над всем издеваются,
злобно разглашают клевету, говорят свысока; - 9. поднимают к небесам уста свои, и язык их расхаживает по земле.
- 10. Потому туда же обращается народ Его,
и пьют воду полною чашею, - 11. и говорят: «как узнает Бог? и есть ли ведение у Вышнего?»
- 12. И вот, эти нечестивые благоденствуют в веке сем,
умножают богатство. - 13. [И я сказал:] так не напрасно ли я очищал сердце мое
и омывал в невинности руки мои, - 14. и подвергал себя ранам всякий день и обличениям всякое утро?
- 15. Но если бы я сказал: «буду рассуждать так», —
то я виновен был бы пред родом сынов Твоих. - 16. И думал я, как бы уразуметь это,
но это трудно было в глазах моих, - 17. доколе не вошел я во святилище Божие и не уразумел конца их.
- 18. Так! на скользких путях поставил Ты их
и низвергаешь их в пропасти. - 19. Как нечаянно пришли они в разорение,
исчезли, погибли от ужасов! - 20. Как сновидение по пробуждении,
так Ты, Господи, пробудив их, уничтожишь мечты их. - 21. Когда кипело сердце мое, и терзалась внутренность моя,
- 22. тогда я был невежда и не разумел;
как скот был я пред Тобою. - 23. Но я всегда с Тобою: Ты держишь меня за правую руку;
- 24. Ты руководишь меня советом Твоим
и потом примешь меня в славу. - 25. Кто мне на небе?
и с Тобою ничего не хочу на земле. - 26. Изнемогает плоть моя и сердце мое:
Бог твердыня сердца моего и часть моя вовек. - 27. Ибо вот, удаляющие себя от Тебя гибнут;
Ты истребляешь всякого отступающего от Тебя. - 28. А мне благо приближаться к Богу!
На Господа Бога я возложил упование мое,
чтобы возвещать все дела Твои
[во вратах дщери Сионовой].
1.Представляет введение ко всему содержанию псалма, заключая в себе и тот вывод, к которому автор пришел через свои сомнения и колебания.6.Гордость нечестивых и высокомерное отношение к другим людям являются результатом их внешнего преуспевания.7."Бродят помыслы в сердце" - они свободно отдаются своим влечениям, не заботясь о проверке их чистоты и согласованности с указаниями воли Божией.9."Поднимают к небесам уста свои" - высокомерно смотрят на Заповеди Бога, считая себя вправе оценивать и критиковать их, т. е. волю Бога проверяют своим суждением, возводя тем себя на место верховного законодателя.11.Безнаказанность нечестивых и их внешнее преобладание вызывает подражания среди народа. Последний тоже начинает "пить полной чашей", отдаваться неудержимо своим дурным влечениям, причем доходить до сомнения: "как узнает Бог?" и "есть ли ведение у Вышнего?" т. е., находится ли человек под Божественным воздействием и есть ли справедливость на земле?13-15.- "Очищать сердце, омывать в невинности руки, подвергать себя ранам и обличениям" - значит зорко следить не только за своими поступками, но и за чистотою своих помыслов. Такая заботливость о духовной опрятности требует постоянного и сильного ограничения своих греховных порывов, что причиняет боль. Факты же благоденствия нечестивых, живущих по своим влечениям и не заботившихся о своей нравственной чистоте, поставили пред писателем вопрос - есть ли смысл в его самоограничениях? Сомнения мучили его, но он счел себя не вправе оглашать эти сомнения и вселять их в других; если у самого нет твердости в убеждениях, то прямая обязанность того не вселять колебаний в других. Поступок последнего рода делает его "виновным пред родом сынов Твоих", т. е. пред евреями, которых Господь любит и о которых заботится, как отец о детях. Прививать им сомнения свои значило бы отвращать детей от Отца, лишать их Его благотворного и любвеобильного попечения, лишать других блага, на которое сам не имеешь права.16-17.- Колебания автора разрешились "во святилище". Вероятно здесь разумеется молитва, с которой он пред жертвенником обратился к Господу и когда получил от Него в откровении разрешение своих сомнений.18-20.- Писатель в своих наблюдениях над действительностью был односторонен; он судил лишь на основании фактов благоденствия нечестивых, а не обращал внимания на то, как быстро и неожиданно они гибнут, как часто обманываются их мечты о счастье.25."Кто мне на небе?" Что мне может дать небо, если я не буду там с Богом? - "И с тобою ничего не хочу на земле" - кроме Тебя ничего иного не хочу на земле. Смысл всего выражения - кроме Бога писатель не желает иметь никаких других привязанностей, так как кроме Него ничто не может дать ему удовлетворения.27-28.- Так как вне Бога живущие гибнут, то истинное благо - приближаться к Нему. Тогда человек получает "часть во век" (26), т. е. вечную, неотъемлемую награду, которая остается и после его смерти, или - вечную жизнь.



