- 1. Начальнику хора.
На струнных орудиях.
Псалом Асафа.
Песнь. - 2. Ведом в Иудее Бог;
у Израиля велико имя Его. - 3. И было в Салиме жилище Его и пребывание Его на Сионе.
- 4. Там сокрушил Он стрелы лука, щит и меч и брань.
- 5. Ты славен,
могущественнее гор хищнических. - 6. Крепкие сердцем стали добычею,
уснули сном своим, и не нашли все мужи силы рук своих. - 7. От прещения Твоего, Боже Иакова, вздремали и колесница и конь.
- 8. Ты страшен,
и кто устоит пред лицем Твоим во время гнева Твоего? - 9. С небес Ты возвестил суд;
земля убоялась и утихла, - 10. когда восстал Бог на суд, чтобы спасти всех угнетенных земли.
- 11. И гнев человеческий обратится во славу Тебе:
остаток гнева Ты укротишь. - 12. Делайте и воздавайте обеты Господу, Богу вашему;
все, которые вокруг Него, да принесут дары Страшному: - 13. Он укрощает дух князей,
Он страшен для царей земных.
2."Ведом в Иудее Бог", сделалось известным имя Того, который в Иудее управляет и покровительствует ей, т. е. имя Иеговы сделалось повсюду известным.3."Салим" - название древнее Иерусалима, где Господь постоянно пребывает во Святом Святых храма.5."Могущественнее гор хищнических". Гора" - образ несокрушимости. Горы хищнические - ассирияне, нападавшие на Иерусалим в надежде богатой добычи. Среди тогдашних народов Востока они были самыми грозными врагами, но Господь показал, что Он "могущественнее их".6."Крепкие сердцем" - мужественные и храбрые враги. - "Уснули сном своим" - непробудным, т. е. мертвым. - "Не нашли все мужи силы рук своих" - гибель их была неожиданной и непредотвратимой, у них не было средств бороться с нею, и их личная отвага и военное искусство оказались бесплодными в борьбе с повелением Господа. В эту ночь погибло 185 тыс. ассириян.8."Устоять пред лицем гнева Божия" - бороться с Богом никто не в силах.9."Земля убоялась и утихла", страшная кара, постигшая врагов, наполнила ужасом все сердце иудеев, и вместе с тем внесла успокоение в жизнь страны.11."Гнев человеческий обратится во славу Тебе", гнев на Бога со стороны человека не только не может причинить Ему какой-либо вред, но служит к Его славе. В лице Рапсака враги издевались над Иеговою и угрожали евреям, но эта угроза закончилась поражением их самих и увеличением славы Иеговы. - "Остаток гнева Ты укротишь". Ты не дашь всецело излиться Твоему гневу на врагов, т. е., хотя гибель ассириян была и ужасной, но она не явилась полным выражением того гнева Иеговы, который они заслуживали, Бог был к ним милостив.
Понимают и так: Ты, Господи, сохранил остаток гнева, чтобы излить его на врагов, в случае новых нападений с их стороны, т. е. навсегда сохранить от них.12."Все, которые вокруг Него" - разумеются языческие народы, живущие вокруг Палестины. Возрастающее военное могущество Ассирии и самостоятельность этих народов являлись постоянной угрозой, а потому гибель под стенами Иерусалима военной силы Ассирии должна внести успокоение в них и наполнить их чувством благоговейной благодарности пред Богом еврейским.



