- 1. Начальнику хора.
На музыкальном орудии Шошанним-Эдуф.
Псалом Асафа. - 2. Пастырь Израиля! внемли;
водящий, как овец, Иосифа,
восседающий на Херувимах, яви Себя. - 3. Пред Ефремом и Вениамином и Манассиею воздвигни силу Твою,
и приди спасти нас. - 4. Боже! восстанови нас;
да воссияет лице Твое, и спасемся! - 5. Господи, Боже сил!
доколе будешь гневен к молитвам народа Твоего? - 6. Ты напитал их хлебом слезным,
и напоил их слезами в большой мере, - 7. положил нас в пререкание соседям нашим,
и враги наши издеваются над нами. - 8. Боже сил! восстанови нас;
да воссияет лице Твое, и спасемся! - 9. Из Египта перенес Ты виноградную лозу,
выгнал народы и посадил ее; - 10. очистил для нее место, и утвердил корни ее,
и она наполнила землю. - 11. Горы покрылись тенью ее,
и ветви ее как кедры Божии; - 12. она пустила ветви свои до моря и отрасли свои до реки.
- 13. Для чего разрушил Ты ограды ее,
так что обрывают ее все, проходящие по пути? - 14. Лесной вепрь подрывает ее,
и полевой зверь объедает ее. - 15. Боже сил! обратись же, призри с неба,
и воззри, и посети виноград сей; - 16. охрани то, что насадила десница Твоя,
и отрасли, которые Ты укрепил Себе. - 17. Он пожжен огнем, обсечен;
от прещения лица Твоего погибнут. - 18. Да будет рука Твоя над мужем десницы Твоей,
над сыном человеческим, которого Ты укрепил Себе, - 19. и мы не отступим от Тебя;
оживи нас, и мы будем призывать имя Твое. - 20. Господи, Боже сил! восстанови нас;
да воссияет лице Твое, и спасемся!
2.Отношения Бога к израильскому народу изображаются как отношение пастыря к овцам, которых первый оберегает и питает. - "Восседающий на Херувимах". Изображения последних находим над крышкой Ковчега Завета. Так как херувим служит символом быстроты, то молитва "яви Себя" означает - поспеши придти со Своею помощью.3.Колено Ефремово было самым многочисленным, богатым и влиятельным в царстве Израильском, почему часто именем Ефрема обозначается вообще десятиколенное царство. До Давида и после разделения царства Еврейского оно имело преобладающее значение и влияние в ходе жизни сначала всего народа, а потом Израиля. Манассия упоминается здесь как родоначальник колена, происшедшего от брата Ефремова. Вениаминово колено по воцарении Давида разделилась; одна часть признавала его царем, другая - нет, и впоследствии, после Соломона, одна половина этого колена вошла в состав царства Израильского. Молитва за Израиля указывает, что последний был беспомощен помочь себе. Здесь нужно понимать гибель этого царства от ассириян.4.Припев, повторяющийся в псалме три раза - в ст. 4, 8 и 20. - "Восстанови" - молитва писателя от лица Израиля и за Израиля, который представляется потерявшим силу и значение, утративший свою самобытность, о восстановлении которой и молит автор.5."Гневен к молитвам" - не исполняешь прошений, выраженных в молитвах.6."Напитать хлебом слезным, напоить слезами" - не давать просвета в жизни, осыпать только несчастиями.9."Виноградной лозой" называется еврейский народ, выведенный из Египта. - "Выгнал народы, посадил ее" - разумеется завоевание евреями Палестины, очищение последней от населявших ее языческих племен и упрочение здесь политического значения и силы евреев.11-12.- Евреи в Палестине размножились и границы их владений были обширны; "горы покрылись тенью", они касались гор идумейских с юга; "ветви ее как кедры", которые росли преимущественно на Ливане, северной границе Иудейского царства. "Ветви свои до моря" Средиземного, западная граница; "отрасли свои до реки" - Евфрата - восточная граница.13-14.- Под проходящими по пути, лесным вепрем и полевым зверем разумеются враждебные соседние народы, достоянием которых стала делаться Палестина. Так, напр., Израиль в царствование Езекии погиб от ассириян, которые произвели значительные опустошения и в Иудее; при Манассии те же ассирияне напали на Иудею и отвели в плен самого царя; при Иосии было опустошение от фараона, а при преемниках Иосии стали учащаться нападения вавилонян.
Враги сравниваются с "лесным вепрем", с диким кабаном, который производил громадные опустошения в виноградниках подкапыванием лоз. Достаточно одному кабану попасть туда, и он в одну ночь губил большой виноградник.15."Обратись" - взгляни милостиво, защити.16."Отрасли", - т. е. народ еврейский, как отросток от корня, избранного Богом, т. е. Авраама.18."Муж десницы" - излюбленный муж, стоящий подле правой руки, был "Вениамин" (см. (Втор 31:12). Вениамин здесь берется для обозначения всего Израильского царства. "Сын человеческий" - весь иудейский народ. Название сына ему было дано Богом еще в Египте (см. (Исх 6:22); пр. (Ос 11:1). - "Которого Ты укрепил Себе" - избрал для Своего особенного руководства. Это руководство и покровительство, действительно, оказывалось Богом всему народу еврейскому за время его жизни и поселения в Палестине. Это же покровительство было источником той политической и внешней силы, которую евреи приобрели в глазах всех соседних языческих народов.
Всему еврейскому народу писатель молит Господа послать "руку", т. е. помочь.19."Оживи". Это выражение относятся к Израилю, который изображается мертвым, конечно, в политическом смысле, так как он был отведен в плен ассириянами. Эта гибель царства Израильского была злым предзнаменованием для Иудеи, уже умиравшей во время жизни писателя, почему он и молит о "милостивой руке Господа", которая бы оживила и воскресила это царства.



