- 1. Господи! Ты испытал меня и знаешь.
- 2. Ты знаешь, когда я сажусь и когда встаю;
Ты разумеешь помышления мои издали. - 3. Иду ли я, отдыхаю ли — Ты окружаешь меня,
и все пути мои известны Тебе. - 4. Еще нет слова на языке моем, —
Ты, Господи, уже знаешь его совершенно. - 5. Сзади и спереди Ты объемлешь меня,
и полагаешь на мне руку Твою. - 6. Дивно для меня ведение [Твое], —
высоко, не могу постигнуть его! - 7. Куда пойду от Духа Твоего,
и от лица Твоего куда убегу? - 8. Взойду ли на небо — Ты там;
сойду ли в преисподнюю — и там Ты. - 9. Возьму ли крылья зари и переселюсь на край моря, —
- 10. и там рука Твоя поведет меня, и удержит меня десница Твоя.
- 11. Скажу ли: «может быть, тьма скроет меня,
и свет вокруг меня сделается ночью»; - 12. но и тьма не затмит от Тебя, и ночь светла, как день:
как тьма, так и свет. - 13. Ибо Ты устроил внутренности мои
и соткал меня во чреве матери моей. - 14. Славлю Тебя, потому что я дивно устроен.
Дивны дела Твои, и душа моя вполне сознает это. - 15. Не сокрыты были от Тебя кости мои,
когда я созидаем был в тайне,
образуем был во глубине утробы. - 16. Зародыш мой видели очи Твои;
в Твоей книге записаны все дни, для меня назначенные,
когда ни одного из них еще не было. - 17. Как возвышенны для меня помышления Твои, Боже,
и как велико число их! - 18. Стану ли исчислять их, но они многочисленнее песка;
когда я пробуждаюсь, я все еще с Тобою. - 19. О, если бы Ты, Боже, поразил нечестивого!
Удалитесь от меня, кровожадные! - 20. Они говорят против Тебя нечестиво;
суетное замышляют враги Твои. - 21. Мне ли не возненавидеть ненавидящих Тебя, Господи,
и не возгнушаться восстающими на Тебя? - 22. Полною ненавистью ненавижу их:
враги они мне. - 23. Испытай меня, Боже, и узнай сердце мое;
испытай меня и узнай помышления мои; - 24. и зри, не на опасном ли я пути,
и направь меня на путь вечный.
1-2.- "Испытал" в смысле - исследовал, изучил, а потому знаешь все, что я могу подумать, сказать или сделать. - "Ты знаешь, когда я сажусь, и когда встаю", т. е. факты моей обыденной, повседневной жизни. - "Разумеешь помышления мои издали" - наперед, еще прежде чем мысли сформировались и уяснились мне самому, Ты знаешь их.3-5.- "Иду, отдыхаю, пути мои" - проявления моей внешней деятельности вне дома - они известны Тебе. Ты наперед знаешь мои будущие слова, мою речь. - "Сзади и спереди Ты объемлешь меня" - или в смысле - Ты всесторонне изучил меня, или в смысле - Ты знаешь не только все, что я сейчас делаю, но и мое прошедшее и будущее.6.Твое ведение настолько всеобъемлюще и глубоко, что невольно вызывает благоговейное чувство пред Тобою и сознание невозможности для человека его постигнуть.7.Ты, Господи, всеведущ и вездесущ. Ничто, нигде и никогда не может укрыться от Тебя.8-12.- Если бы вздумал человек скрыться от Тебя в высоких сферах неба или в преисподней, в шеоле - Ты там. "Взять крылья зари" - двигаться с необыкновенной быстротой, наподобие того, как быстро лучи восходящего солнца освещают всю землю от востока до запада. - "Край моря" - Средиземное море, находившееся на западе от Палестины. По представлению и пониманию древних жителей Востока водами этого моря ограничивался весь древний мир с запада. "Рука Твоя поведет меня и удержит меня десница Твоя" - тоже, что и в 5 ст. "Ты... полагаешь на мне руку Твою", т. е. знаешь, что я сделаю, увидишь, что я буду поступать по тому направлению, какое известно Тебе по предвидению, т. е. человек во всякое время, во всяком месте и во всех своих делах является исполнителем предначертаний о нем Господа не в смысле принуждения Богом человека, а в смысле свободного избрания им того пути, который предвидел Он. - "Тьма скроет меня" - если бы я вздумал скрытно действовать, это бесполезно: Тебе все известно, ночь для Тебя также ясна и светла, как день для человека.13-16.- "Устроил внутренности" - Тебе известна моя природа, мой состав как душевный, психический, так и внешний, физический. - "Соткал меня во чреве матери" - организм человека со всеми его членами представляется стройным и сложным в своем строении наподобие хитрых и узорных тканей, где каждая нитка и линия служат общему рисунку и прочности ткани. Тебе известны мои "кости, когда я был созидаем во глубине утробы". Твое знание меня - полно и глубоко, оно обнимает не только мое внешнее строение, мой внешний вид, но и внутренние мои органы, мои кости еще с самого момента их образования и развития в утробе матери. - "Зародыш мой видели очи Твои" - Ты знаешь мой первоначальный состав, который, как зерно для растения, заключает в себе его будущий вид и ценность, т. е. Ты знаешь все, что из меня должно произойти. - "В Твоей книге записаны все дни, для меня назначенные" - Ты знаешь срок, продолжительность моей жизни еще ранее, чем я родился.17."Помышления" Господа - все многообразие тварного по своему составу, силам, назначению поражает человека и непосильно для полного изучения ему; Богу же все известно в совершенстве, так как каждое его творение обязано ему своим происхождением и является носителем и осуществителем той мысли Божией, с которой оно создано; можно сказать, что каждое творение имеет свой идеал, к осуществлению которого оно награждено соответственными силами. Понять эти мысли, идеалы и узнать их человеку за их возвышенностью и бесконечным разнообразием невозможно. Они многочисленнее песка и каждое утро, каждый день писателя, когда он отдается изучению творения Божия, обнаруживает все разнообразие последнего и творческую силу Бога, так что он всегда с Ним. Смысл тот, что писатель псалма всегда и всюду находит новые проявления великих мыслей Господа в его творениях, всегда видит Его (16 ст.).19-22.- Если в писателе псалма развито так глубоко понимание величия Божия во всем тварном, то все, "кто говорит против Него нечестиво", кто оскорбляет и унижает Господа, является его врагом, с которым он не желает иметь никакого общения.23-24.- Эти стихи - вывод из всего содержания псалма. Если Господь все содержит в Своей власти, то истинное поведение человека должно выражаться в преданности Ему и Его водительству, почему писатель молит Господа испытать его и направить его на надлежащий путь, если он в чем-либо уклонился от последнего.
Псалом представляет яркое и художественное изображение Божественного всеведения и вездеприсутствия.



