- 1.
В начале сотвори Бог небо и землю
Что есть начало всего, если не Господь наш и Спаситель всех (1 Тим 4:10) Иисус Христос, рожденный прежде всякой твари (Кол 1:15)? Итак, в этом Начале, то есть в Своем Слове, сотворил Бог небо и землю. Так же и евангелист Иоанн говорит в первых стихах своего Евангелия: В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог… Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть (Ин 1:1).
Здесь не идет речь о каком-то временном начале; но говорится, что небо и земля и все сотворенное создано «в Начале», то есть в Спасителе.
Гомилии на Книгу Бытия.
- 8.
И назвал Бог твердь небом. И был вечер, и было утро: день второй
Поскольку Бог уже ранее сотворил небо, теперь Он сотворил небесную твердь. Ибо сначала Он сотворил небо, о котором сказано: небо - престол Мой (Ис 66:1); а после него - небесную твердь, то есть телесное небо. Ибо всякое тело, несомненно, твердо и прочно; именно оно отделяет воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью.
Гомилии на Книгу Бытия.
- 9.
И сказал Бог: да соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша. И стало так
Итак, потрудимся собрать воду, которая под небом, и отвести ее от себя. Когда это будет сделано, явится «суша», то есть дела наши, соделанные во плоти, чтобы… [люди] видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного (Мф 5:16). Если же не отведем от себя эти «воды, которые под небом», то есть грехи и пороки нашего тела, то не сможет обнажиться «суша» и не будет уверенности в продвижении к свету… Подобно тому, как отделенная от воды суша, как мы сказали выше, уже не остается сушей, но называется землей, так и наши тела, если провести такое отделение, уже не останутся «сушей», но будут называться «землей», ибо теперь смогут принести плод Богу.
Гомилии на Книгу Бытия.
- 16.
Ст. 16-19 И создал Бог два светила великие: светило большее, для управления днем, и светило меньшее, для управления ночью, и звезды; и поставил их Бог на тверди небесной, чтобы светить на землю, и управлять днем и ночью, и отделять свет от тьмы. И увидел Бог, что это хорошо. И был вечер, и было утро: день четвертый
Эти видимые светила созданы для знамений, и времен, и дней, и годов (Быт 1:14), дабы светить с небесной тверди находящимся на земле. Подобно этому и Христос, озаряя Свою Церковь, дает ей знамения Своими заповедями, дабы она знала, что всякий воспринявший знамение избегает грядущего гнева (1 Фес. 1:10), чтобы день не застал его, как тать (1 Фес 5:4), но чтобы он смог дожить до лета Господня благоприятного (Ис 61:2). Итак, Христос есть Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир (Ин 1:9); и Церковь, озаренная Его светом, сама становится светом миру и просвещает находящихся во тьме (Рим 2:19). Так же и сам Христос отвечает Своим ученикам: Вы - свет мира (Мф 5:14).
Как солнце и луна именуются светилами великими на небесной тверди, так и для нас светила - Христос и Церковь. Но Бог поместил на небесную твердь еще и звезды, посему посмотрим, каковы наши звезды, то есть звезды на небе нашего сердца. Моисей - звезда для нас, которая сияет и освещает нас делами своими. Также Авраам, Исаак, Иаков, Исаия, Иеремия, Иезекииль, Давид, Даниил и все те, о ком свидетельствует Священное Писание, - [также они суть звезды,] потому что были угодны Богу. И как звезда от звезды разнится в славе (1 Кор 15:41), так из святых каждый зажигает в нас свой светоч согласно тому, насколько он велик.
Гомилии на Книгу Бытия.
- 17.
и поставил их Бог на тверди небесной, чтобы светить на землю
См. Толкование на (Быт 1:16)
- 18.
и владети днем и нощию, и разлучати между светом и между тмою. И виде Бог, яко добро
См. Толкование на (Быт 1:16)
- 19.
И бысть вечер, и бысть утро, день четвертый
См. Толкование на (Быт 1:16)
- 20.
И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над землею, по тверди небесной. [И стало так]
Согласно букве Писания, велением Божиим были произведены из воды пресмыкающиеся и птицы; и так мы познаём, Кем было сотворено то, что мы видим. Но посмотрим, каким образом то же самое происходит и с нашей небесной твердью, то есть с твердью нашего ума и сердца. Думаю, что, если ум наш будет просвещен нашим солнцем - Христом, водам души нашей будет велено произвести пресмыкающихся и летучих птиц, то есть явить добрые и дурные помыслы, дабы можно было отличить добрые от дурных, равно порождаемых сердцем. Ибо сердца наши, словно воды, производят и благие, и дурные помыслы.
Предъявим же, по слову и велению Бога, Ему на рассмотрение и на суд те и другие, чтобы, будучи просвещены от Него, мы смогли отличить злое от доброго. Иначе говоря, чтобы те помыслы, которые влачатся по земле и заботятся о земном, мы отбросили от себя; а тем, которые лучше их, то есть «летучим птицам», позволили летать не только над землей, но и по небесной тверди. Другими словами, мы должны проследить в себе смысл и основание как земного, так и небесного, чтобы суметь понять, какова наша вина в новых прегрешениях.
Гомилии на Книгу Бытия.
- 24.
Ст. 24-25 И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду ее, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их. И стало так. И создал Бог зверей земных по роду их, и скот по роду его, и всех гадов земных по роду их. И увидел Бог, что это хорошо
Думаю, что эти слова: Да произведет земля душу живую по роду ее, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их, относятся к движениям нашего внешнего, то есть плотского и земного, человека. В том, что говорится о плоти, не названо ничто летучее, но только скоты и гады, и звери земные. Ибо, согласно тому, что сказано апостолом: Знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе (Рим 7:18), и еще: Плотские помышления суть вражда против Бога (Рим 8:7), поистине таковы порождения земли, то есть нашей плоти…
Гомилии на Книгу Бытия.
- 25.
И сотвори Бог звери земли по роду, и скоты по роду их, и вся гады земли по роду их. И виде Бог, яко добра
См. Толкование на (Быт 1:24)
- 26.
Ст. 26-28 И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле
Описывая изначальное состояние человека, Моисей прежде всего говорит об этом: И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему. А затем добавляет: И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог. Говоря, что сотворил Бог человека по образу Своему, но умалчивая о подобии, Моисей хочет сказать не что иное, как то, что достоинство образа Божиего человек воспринял при сотворении, но совершенство подобия Божиего обретет только в конце. Иначе говоря, он сам, собственными усилиями в подражании Богу должен стяжать себе это совершенство. И хотя возможность совершенства была изначально дана ему в достоинстве образа, он сам, своими делами должен в конце добиться совершенного подобия.
О началах.
Этого человека, который называется сотворенным по образу Божию, мы разумеем не телесным. Ибо статуя тела не содержит в себе образ Божий и телесный человек называется не «сотворенным», но «созданным», согласно сказанному: И создал Господь Бог человека, то есть вылепил его из праха земного (Быт 2:7). Тот же, кто сотворен по образу Божию, есть наш внутренний человек, невидимый, бестелесный, нетленный и бессмертный. Вот в чем вернее будет полагать образ Божий. Если же кто-нибудь считает, что по образу и подобию Божиему сотворен этот телесный человек, тем самым он, видимо, приписывает телесную человековидную форму самому Богу; а думать так о Боге есть явное нечестие.
Гомилии на Книгу Бытия.
- 27.
Ст. 27-28 И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле
В этом месте надлежит рассмотреть, почему Писание говорит: мужчину и женщину сотворил их, хотя женщина еще не была сотворена. Полагаю, это могло быть сказано по причине благословения - Бог благословил их, сказав: Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и тем самым упредил будущее, о котором сказано: мужчину и женщину сотворил их. Ибо не может мужчина плодиться и размножаться без женщины. А чтобы не было никакого сомнения в том, что это благословение исполнится, сказано: мужчину и женщину сотворил их. И человек, видя, что плодиться и размножаться он может только потому, что ему дана в супруги женщина, смог бы сильнее уповать на благословение Божие. А если бы в Писании было сказано: Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею (Быт 1:28), но не было добавлено: мужчину и женщину сотворил их, человек мог бы и не поверить Божиему благословению…
Наш внутренний человек состоит из духа и души. Мужчиной называется дух; женщиной может именоваться душа. Если они имеют согласие и мир между собой, то в силу самого этого согласия плодятся и размножаются, и порождают детей - здравый смысл и разумение, или полезные помыслы, которыми они наполняют землю и обладают ею. Иначе говоря, подчиненное себе телесное чувство они обращают к лучшему установлению и господствуют над ним, чтобы ни в ком плоть не восставала против воли духа.
Гомилии на Книгу Бытия
См. также Толкование на (Быт 1:26)
- 28.
И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле
См. Толкование на (Быт 1:27)
- 29.
Ст. 29-30 И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; - вам сие будет в пищу; а всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, дал Я всю зелень травную в пищу. И стало так
Это повествование ясно показывает, что употребление в пищу трав, то есть овощей и древесных плодов, было изначально позволено Богом. Способность же питаться мясом была дана человеку позднее, после потопа, когда был заключен завет с Ноем.
Гомилии на Книгу Бытия.
- 30.
а всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, дал Я всю зелень травную в пищу. И стало так
См. Толкование на (Быт 1:29)
Головна > Бібліотека > Бібліїстика > Біблійні коментарі та тлумачення > БКТ > Ориген > Бытие > Глава 1