- 1.
И пришли те два Ангела в Содом вечером, когда Лот сидел у ворот Содома. Лот увидел, и встал, чтобы встретить их, и поклонился лицем до земли
Лот находился не внутри Содома, а у ворот. Я сказал бы, что, подобно тому, как Авраам сидел вне шатра, по своему гостеприимству поджидая не вовремя проходящих путников (ибо был полдень), точно так же и Лот, который был сродником и подражателем Авраама, сидел у ворот и упрашивал проходящих войти к нему (ибо уже настал вечер), поскольку он хорошо знал нечестие содомлян и что там нет покоя для гостей.
Избранные комментарии на Книгу Бытия.
- 13.
ибо мы истребим сие место, потому что велик вопль на жителей его к Господу, и Господь послал нас истребить его
Ангелы, посланные для разрушения Содома и стремящиеся исполнить возложенное на них дело, в первую очередь заботятся о том, чтобы избавить гостеприимного Лота от неминуемой гибели в огне. Услышьте слова эти вы, закрывающие двери перед странниками, услышьте это вы, избегающие гостей как врагов! Лот жил в Содоме. Не прочтем про другие его добрые дела: из всех них только гостеприимство здесь и упоминается. Спасается от огня, спасается от большого пожара только потому, что дом свой открыл для гостей. В гостеприимный дом пришли ангелы - в закрытые для гостей дома пришел огонь.
Гомилии на Бытие.
- 17.
Когда же вывели их вон, то один из них сказал: спасай душу свою; не оглядывайся назад и нигде не останавливайся в окрестности сей; спасайся на гору, чтобы тебе не погибнуть
Посмотрим же, что говорят ангелы в ответ на хлопоты по приему гостей: спасайся на гору, чтобы тебе не погибнуть. Лот был воистину гостеприимен, и, как Писание свидетельствует о нем, он был спрятан от гибели ангелами, которых гостеприимно принял. Но не настолько он был совершенен, чтобы, немедленно покинув Содом, мог подняться на гору, - лишь совершенный может сказать: Возвожу очи мои к горам, откуда придет помощь моя. Он же был ни таким, кому надлежало погибнуть среди жителей Содома, ни достаточно великим, чтобы жить на высотах с Авраамом. Ведь если бы был он таким, Авраам никогда не сказал ему бы: Если ты налево, то я направо; а если ты направо, то я налево, да и земля и жительство Содома не понравились бы ему. Оттого он был средним между совершенными и обреченными.
Гомилии на Бытие.
- 23.
Солнце взошло над землею, и Лот пришел в Сигор
Затем Лот приходит и живет в Сигоре, о котором он говорит: сей город, он же мал; и спасется душа моя в нем, он же не мал. Давайте посмотрим, применительно к Закону, что же такое город, который мал и не мал. Город так назван из-за образа проживания его жителей, которых большое количество заключено в одном месте. Поэтому те, кто живет по Закону, ведут жизнь мелочную и незначительную, поскольку понимают Закон только буквально. Ведь нет ничего особенно великого в соблюдении субботы, новолуния, обрезания по плоти и должной разборчивости в еде. Но если кто начнет понимать по духу те же самые ритуалы, которые по букве были малы и ничтожны, то они уже будут не малы, а велики.
Гомилии на Бытие.
- 24.
И пролил Господь на Содом и Гоморру дождем серу и огонь от Господа с неба
Поскольку пророк воистину говорит: сестра твоя Содома будет восстановлена в прежнем виде, то постараемся также узнать, будет ли восстановление в прежнем виде восстановлением состояния «как сад Господень» или же только «как земля Египетская». Что до меня, я сомневаюсь, чтобы грехи Содома были умалены и преступления очищены до такой степени, чтобы реставрация была настолько великой, что его вновь можно будет сравнить не только с землей Египетской, но и с садом Господним. Те, кто утверждает последнее, основываются на дополнительном слове, которое стоит в обещании. Ведь в Писании не сказано: «Содома будет восстановлена», и точка, но сказано: Содома будет восстановлена в прежнем виде; и здесь они будут настаивать, что прежним состоянием была не земля Египетская, а именно сад Господень.
Гомилии на Бытие.
- 26.
Жена же Лотова оглянулась позади его, и стала соляным столпом
Полагаем ли мы данное нарушение за столь тяжелое преступление, что жена лишь за то, что она оглянулась, навлекла на себя гибель, от которой, казалось, успешно бежала по Божию снисхождению? Что за великое преступление было в том, что потрясенное сознание жены обратилось назад, в ту сторону, откуда раздавался страшный треск пламени? Однако на том основании, что мы знаем, что Закон духовен, и происходившее с древними описано как образы в наставление нам, достигшим последних веков, давайте посмотрим, не является ли Лот, который не оглянулся, разумным пониманием и мужественной душой, в то время как жена его не выступает ли образом плоти. Ведь это именно плоть имеет постоянную склонность к порокам: в то время как душа движется ко спасению, плоть оглядывается и ищет себе удовольствий. Ведь об этом говорил также Господь: никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия, и добавляет: Вспоминайте жену Лотову. То, что она стала соляным столпом, представляется прямым указанием на ее неразумность - соль символизирует благоразумие, которого ей недоставало.
Гомилии на Бытие.
- 29.
И было, когда Бог истреблял города окрестности сей, вспомнил Бог об Аврааме и выслал Лота из среды истребления, когда ниспровергал города, в которых жил Лот
Поскольку ни один не был найден, за исключением Лота, кто имел бы раскаяние или был готов обратиться, то лишь он один узнан, единственный спасен от всесожжения. Ни дети его, заранее предупрежденные, ни соседи его, ни зятья не следовали за ним. Ни один не захотел познать милость Божию, к милосердию Его прибегнув. Следовательно, никто и не узнан. Это место приведено против тех, которые над всем насмехаются, говорят клевету, говорят свысока. Так давайте же постараемся действовать таким образом, достичь такого обращения, чтобы быть достойными знания Бога, чтобы быть такими, кого должно знать, - чтобы Он мог счесть нас достойными знания Сына Его Иисуса Христа и Святого Духа; и чтобы мы, знаемые Святой Троицей, могли также заслужить таинства Троицы полного, целого и совершенного - удостоимся по делам знания, открываемого через Иисуса Христа, Которому слава и держава во веки веков. Аминь.
Гомилии на Бытие.
- 32.
итак напоим отца нашего вином, и переспим с ним, и восставим от отца нашего племя
В данном эпизоде не знаю, может ли кто-либо извинить Лота настолько, чтобы полностью снять с него обвинение в грехе. В то же самое время, напротив, не нахожу его настолько виновным, чтобы обвинить в таком одиозном кровосмешении. Поскольку не нахожу, чтобы он злоумышлял против чистоты или силой лишил целомудрия своих дочерей, но, скорее, что он сам оказался жертвой заговора и попался в коварно расставленную ловушку. Однако не попался бы в сети дев, если бы нельзя было напоить его вином, отчего он выглядит частично виновным, а частично извиняемым. Ведь воистину его можно извинить, поскольку нет за ним действий по удовлетворению вожделения и сладострастия, и еще показывается, что он ни желал этого, ни шел навстречу таким пожеланиям. Однако он виноват, потому что его можно было обмануть и потому что слишком увлекся вином, и не однажды, а совершил это и во второй раз.
И все же даже Писание, как видно, извиняет его некоторым образом, когда говорит: а он не знал, когда он лег с ними и когда встал; о дочерях же, которые усердно и искусно обманывают отца, этого не говорится. Настолько он опьянен вином, что и не знает, спал ли с дочерью старшей или младшей. Услышьте, что творит пьянство! Вслушайтесь, каким преступлениям сопутствует опьянение! Услышьте и остерегитесь вы, которые не ставят это зло в вину, а практикуют его. Опьянение обманывает того, кого не обманул Содом: тот, кого не обожгло серное пламя, горит от огня жен.
Гомилии на Бытие.
- 36.
И сделались обе дочери Лотовы беременными от отца своего
После этого Лот поднялся в гору и, как гласит Писание, жил в пещере, и с ним две дочери его. Надо полагать, что и Закон поднялся: ибо пришел к возведенному и украшенному Соломоном храму, когда тот стал воистину домом Господа, домом молитвы - но злые обитатели сделали его вертепом разбойников… Пророк ясно описывает этих двух дочерей, говоря, что Огола и Оголива - это две сестры, и что на самом деле Огола была Иудеей, а Оголива Самарией: разделившись на две части, народ породил двух дочерей Закона. Те дочери, стремясь к плотскому продолжению рода и к укреплению сил земного владычества через обильное потомство, лишают своего отца разума и усыпляют его вином, то есть окутывают и затемняют его духовное зрение и домогаются от него исключительно плотского. Отчего сделались они беременными и родили сыновей, которых не знает и не признает отец. И не было ни согласия, ни воли Закона на плотское рождение - но усыплен Закон, и наступили последствия, в числе которых невозможность посещать Церковь Господа: Аммонитянин и Моавитянин не может войти в общество Господне, и десятое поколение их не может войти в общество Господне во веки, как о том сказано в Писании. Означает это, что плотское поколение Закона не войдет в Церковь Христа, ни в третьем колене ради Троицы, ни в четвертом ради Евангелия, ни после века сего, когда войдет полное число язычников, и так весь Израиль спасется.
Выше в моральном смысле Лота мы трактовали как мужественную душу, о жене же его, которая обернулась назад, отозвались как о плоти, которая предала себя вожделению и сладострастию. И этим, о слушатель, не пренебрегай! Тебе следует быть осмотрительным, даже если ты избежал пламени мира и освободился от огня плоти, даже если ты поднялся выше города Сигора, он же мал и не мал, который расположен где-то посередине… и кажется, что ты достиг такого знания, как вершина горы. Остерегись, как бы те две дочери не лежали в ожидании тебя, которые не покидают тебя, а идут за тобой, даже когда ты поднимаешься на гору. Они суть Тщеславие и ее старшая сестра Гордыня. Смотри, как бы в свои ранящие объятья те дочери не затянули тебя, лишенного разума и спящего, когда видно, что ты ни чувствовать, ни знать не можешь. Их называют дочерьми, потому что они нападают на нас не извне, но из нас самих и как бы из непорочного состояния - от наших же поступков и как бы в единстве с нами. Будь поэтому настороже, насколько только можешь, и гляди, как бы не получить сыновей от этих дочерей. Потому что рожденный от них не может войти в общество Господне. Но если ты желаешь рождать, рождай в духе, поскольку сеющий в плоть свою от плоти, пожнет тление, а сеющий в дух, от духа пожнет жизнь вечную. Если ты хочешь обнять, обними мудрость и скажи мудрости: ты сестра моя!, чтобы мудрость могла то же самое сказать и тебе: кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот мне брат, сестра и матерь. Иисус Христос, Господь наш в этой мудрости, Которому слава и держава во веки веков. Аминь.
Гомилии на Бытие.
- 37.
и родила старшая сына, и нарекла ему имя: Моав. Он отец Моавитян доныне
Я знаю, что в том, что касается аллегории, многие трактовали Лота как Бога, а его двух дочерей как два завета. Но это едва ли сможет принять человек, знающий, что говорится в Писании об аммонитянах и моавитянах, которые происходят из рода Лота. Ведь как можно приложить ко Христу то утверждение, что происходящий из его рода не может войти в общество Господне до третьего и четвертого колена? Мы же, насколько сами можем видеть, полагаем, что Лот есть образ Закона. Пусть то обстоятельство, что слово «закон» в латыни относится к женскому роду, не послужит к недоумению, ибо в греческом языке слово «закон» мужского рода. Полагаем, что жена его представляет народ, который после исхода из Египта и Красного моря и избавления от преследования фараона, словно от пожара Содома, вновь возжелал мяса и котлов египетских, и репчатый лук, и огурцов, - и оглянулся назад и погиб в пустыне, став с тех пор напоминанием о похоти в пустыни. Так и Закон, подобно Лоту, потерял первых тех людей, как и тот потерял жену и покинул ее, когда она оглянулась назад.
Гомилии на Бытие.
Головна > Бібліотека > Бібліїстика > Біблійні коментарі та тлумачення > БКТ > Ориген > Бытие > Глава 19