- 12.
И сеял Исаак в земле той и получил в тот год ячменя во сто крат: так благословил его Господь
Отчего Исаак сеял ячмень, а не пшеницу, и отчего Господь благословил его за то, что он сеял ячмень, и отчего он возвеличивался до того, что стал весьма великим? Очевидно, не был он еще велик прежде, чем сеял ячмень, и лишь когда посеял и получил во сто крат, теперь только стал весьма великим. Ячмень является по преимуществу пищей вьючных животных или деревенских рабов, поскольку он представляет собой колючий растительный вид, который, словно жалом, колет притрагивающихся к нему. Исаак - это Божие Слово, Которое в Законе [Моисея] сеет ячмень, а в Евангелии - пшеницу. Ту пищу для совершенных и духовных - эту для непросвещенных и скотов Он готовит, ибо написано: человеков и скотов хранишь ты, Господи. Исаак, или Слово Закона, сеет Закон и получает во сто крат, ибо и в Законе найдешь мучеников, чей плод во сто крат. Но также и Господь наш, Исаак Евангелий, говорил определенные слова, которые были более совершенными для апостолов, но для больших собраний Он изъяснялся просто и доступно. Желаешь ли узнать, почему Он дает ячмень начинающим? В Евангелиях написано, что Он накормил народ. Но тех, кого кормит в первый раз, то есть начинающих, кормит хлебами ячменными. Потом же, когда уже преуспеют в Слове и в учении, выставляет хлебы пшеничные.
Гомилии на Бытие.
- 13.
И стал великим человек сей и возвеличивался больше и больше до того, что стал весьма великим
Исаак был мал в Законе, но со временем становится великим: становится великим с течением времени в Пророках. Ибо когда он только в Законе, он еще не велик, поскольку покрыт пеленой. Он возрастает уже в Пророках; когда же достигает того, что и покров отбрасывает, тогда становится весьма великим. Когда буква Закона начнет отделяться, подобно шелухе ячменя, и откроется, что Закон духовен, тогда Исаак возвеличивается и становится весьма великим. Заметь, что и Господь в Евангелиях также преломляет хлебы, и заметь, как много тысяч народа он подкрепляет и сколько корзин или коробов полных из оставшихся кусков набирается. Пока хлеба целы, ни один не насыщается, ни один не подкрепляется, да и умножение хлеба не отмечается. Прими теперь к размышлению, как мы надламываем немногие хлебы: мы берем всего несколько слов из Божественного Писания и сколь много тысяч человек насыщается. Но если бы те хлебы не были надломлены, не были на кусочки измельчены, то есть если бы буква не была разбита на кусочки и осмыслена, смысл ее не мог бы прийти к каждому. Когда же мы так же начали толковать и каждую малость рассматривать, тогда и большие собрания народа, сколь могут, усваивают. Но что не смогли они усвоить, то надлежит собрать и сохранить, чтобы ничего не пропало. И мы сохраняем то, что народ не смог получить, и собираем в короба и корзины… до тех пор, пока Господь не повелит, чему также из них надлежит произойти.
Гомилии на Бытие.
Если существует повелевающее начало и возможно исполнить повеление, то возрастать находится в нашей власти. Вот пример, о котором написано: и Исаак преуспел и стал большим до того, что стал весьма великим. Он достиг этого через возрастание произволения в добре, возрастание души в наилучшем, возрастание ума в проницательности, возрастание памяти в активности, так что помнил многое. Именно так тот, кто возделывает силы своей души, исполняет заповедь, повелевающую: возрастайте.
Гомилии на Евангелие от Луки.
- 15.
И все колодези, которые выкопали рабы отца его при жизни отца его Авраама, Филистимляне завалили и засыпали землею
Хорошо сказал в соответствующем месте святой апостол, рассуждая о величии таинств: И кто способен к сему? Сходным образом, или, вернее, далеко не сходным, ибо мы стоим несравненно ниже его, так же и мы, усматривая столь великую глубину в таинствах колодезей, скажем: и кто способен к сему? Ибо кто способен достойным образом объяснить таинства столь великих колодезей или вещей, которые были совершены ради них? Кто сможет это, если только не призовем на помощь Отца Слова Живаго и Он не удостоит наши уста Слова, и мы вам, жаждущим, сможем зачерпнуть немного воды живой из тех самых многочисленных и полноводных колодезей? Существуют колодези, которые выкопали рабы Авраама, но их филистимляне завалили землей. Их прежде всего очистить приходит Исаак. Филистимляне воду возненавидели, землю почитают; Исаак почитает воду, всегда ищет колодези, старые очищает, новые открывает. Всмотрись в нашего Исаака, который предал Себя за нас в приношение жертвы Богу, приходящего в долину Герар, что значит «стена» или «ограда», приходящего, скажу я вам, чтобы разрушить стоявшую посреди преграду, упразднив вражду Плотию Своею. Приходит, чтобы разрушить стену между нами и небесными добродетелями, дабы соделать из обоих одно и пропавшую овцу взять на плечи свои с радостью и нести ее обратно в гору и восстановить среди девяноста девяти незаблудившихся.
Колодези, которые выкопал Авраам, то есть книги Ветхого Завета, засыпаны землей стараниями филистимлян, или дурных учителей, книжников и фарисеев, или даже враждебными силами; и протоки их перекрыты, чтобы они не могли предложить питье тем, которые от Авраама. Ибо народ тот не может пить от Писания, но испытывает жажду слышания слов Господних, пока не придет Исаак и не откроет им, чтобы пили рабы его. Благодарение сыну Аврама Христу, о Котором написано: Родословие Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамова, Который пришел и открыл колодези для нас. Их самые Он открыл тем, кто говорил: не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам на дороге и изъяснял нам Писание? Ибо, как сказано, он вновь открыл колодези воды и назвал их теми же именами, которыми назвал их Авраам, отец его; не изменил имен колодезей. И это дивно, что Моисей иначе как Моисеем не именуется даже у нас, и пророки каждый называется своим именем. Ибо Христос не изменил имен, данных в Писании, а изменил понимание. И он изменяет его там так, что мы не слишком много уделяем внимания иудейским басням и родословиям бесконечным, потому что они от истины отвратят слух и обратятся к басням. Христос открыл колодези и учил нас, чтобы мы не в месте каком искали Бога, но знали, что на всяком месте будут приносить имени Его чистую жертву. Ибо настало уже то время, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу не на горе Гаризим и не в Иерусалиме, но в духе и истине. Ибо не в месте каком или в земле Бог обитает, но в сердце. И если ищешь место Бога, то в сердце чистом место Его. Ведь Он сказал, что будет в этом месте, когда говорил через пророка: вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом, - говорит Господь.
Гомилии на Бытие.
- 18.
И вновь выкопал Исаак колодези воды, которые выкопаны были во дни Авраама, отца его, и которые завалили Филистимляне по смерти Авраама; и назвал их теми же именами, которыми назвал их отец его.
Исаак, следовательно, выкапывает новые колодези; вернее, их выкапывают рабы Исаака. Рабы Исаака суть Матфей, Марк, Лука, Иоанн; рабы его суть Петр, Иаков, Иуда, раб его апостол Павел - все они колодези Нового Завета выкопали. Но и за них ссорятся и борются те, кто мыслят о земном и не терпят ни основания новых колодезей, ни очищения старых. Евангельским колодезям противоречат, с апостолами-колодезями борются. И поскольку во всем противоречат, вздорят из-за всего, говорится им: вам первым надлежало быть проповедану слову Божию, но как вы отвергаете его и сами себя делаете недостойными вечной жизни, то вот мы обращаемся к язычникам.
Сей Исаак, то есть наш Спаситель, когда пришел в долину Герар, прежде всего желает выкопать вновь колодези воды, которые выкопали рабы отца его, что значит - хочет обновить колодези Закона и Пророков, которые филистимляне завалили и засыпали землей. Кто же колодези землей засоряет? Несомненно, это те, кто накладывает на Закон земное и плотское истолкование, а духовное и таинственное запирает, так что и сами не пьют и другим испить не дозволяют. Послушай Исаака, Господа нашего Иисуса, в Евангелиях говорящего: Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете Царство Небесное человекам, ибо сами не входите и хотящих войти не допускаете. Следовательно, это те, кто колодези, выкопанные рабами Авраама, завалили и засыпали землей, и кто Закон по плоти преподают и воды Духа Святого пятнают, кто колодези не для того держат, чтобы добывать воду, а для того, чтобы сыпать в них землю. Поэтому Исаак приходит вновь выкопать эти колодези. И посмотрим, как он их выкапывает. Когда рабы Исаака, которые суть апостолы Господа нашего, перешли через хлебную ниву в субботу, сказано в Писании: ученики Его срывали колосья и ели, растирая руками. В это время один из тех, кто засыпал землей колодези отца Его, сказал Ему: зачем вы делаете то, чего нельзя делать в субботы?. Он же, дабы выкопать в его земном понимании путь к воде, сказал им: разве вы не читали, что сделал Давид, когда он взалкал сам и бывшие с ним? как он вошел в дом Божий, взял хлебы предложения, которых не должно было есть никому, кроме одних священников, и ели дал бывшим с ним?. И добавил к этим словам: если бы вы знали, что значит: милости хочу, а не жертвы, то не осудили бы невиновных. Но что отвечают на эти слова? Побранили отроков Его и говорят: не от Бога этот Человек, потому что не хранит субботы. Так расчищал Исаак колодези, которые выкопали рабы отца его.
Задумайся над тем, что в душе каждого из нас есть колодезь воды живой, есть некое небесное чувство и незримый образ Божий, и филистимляне, то есть враждебные силы, засыпали этот колодезь землей. Какого рода землей? Плотскими чувствами и земными помыслами, и поэтому мы носили образ земного. Когда мы носили образ земного, следовательно, филистимляне завалили наши колодези. Но теперь, когда Исаак наш пришел, примем Его приход и выкопаем наши колодези. Раскидаем с них землю, очистим их от всей грязи и от всех нечистых земных мыслей и найдем в них воду живую, о которой упоминает Господь: Кто верует в Меня, у того из чрева потекут реки воды живой. Узри великую щедрость Господню: филистимляне завалили колодези, позавидовав бывшим у нас тонким и скудным протокам воды, - и вместо них нам восстанавливаются источники и реки. Следовательно, если и вы, которые слышат эти слова сегодня, верно воспримете услышанное, то и в вас пребудет Исаак, и Он ваши сердца очистит от земных чувств. И, увидев, насколько большие тайны сокрыты в Божественных Писаниях, вы продвинетесь в разумении, продвинетесь в постижении духовного смысла; и вы сами сделаетесь учителями, и из вас потекут реки воды живой. Ибо Божие Слово здесь пребывает, и Его действие в данный момент таково, чтобы из души каждого из вас удалилась земля и открылся колодезь. Ибо он внутри тебя и не извне приходит, так же, как и Царствие Божие внутри нас есть.
Гомилии на Бытие.
- 19.
И копали рабы Исааковы в долине и нашли там колодезь воды живой.
Каждый из нас, кто Слову Божию служит, копает колодези и ищет воду живую, которой можно обновить слушателей. Если, следовательно, я также начну размышлять над словами древних и искать в них духовный смысл, если попытаюсь покрывало Закона снять и показать аллегорическую суть того, что написано, то я тем самым рою колодезь. Но тотчас друзья буквы приступят ко мне с обвинениями и обложат меня засадой, воздвигнут вражду и устроят преследования, отрицая возможность для истины стоять иначе, как на земле. Но если мы - рабы Исаака, то будем почитать колодези воды живой и источники; уйдем от сварливых и клеветников и оставим их на земле, которую они почитают. Не будем никогда оставлять копания колодезей воды живой и, размышляя теперь о вещах старых, и опять о вещах новых, уподобимся евангельскому книжнику, о котором Господь сказал, что он выносит из сокровищницы своей новое и старое.
Давайте же теперь, насколько это только возможно, есть от хлебов и черпать воду из колодезей. Постараемся делать то, о чем напоминает нам мудрость: пей воду из твоего водоема и текущую из твоего колодезя. Постарайся, о слушатель, иметь свой собственный колодезь и твой собственный источник. Чтобы и ты тоже, когда берешь книгу Писания, мог начать даже с прямого смысла и развить некоторое понимание, следуя за тем, что узнал в Церкви. Попробуй и ты испить от источника твоей одаренности.
У тебя есть внутри, в природе твоей, вода живая. Там вечные протоки и потоки, несущие разумное познание, если только они не забиты землей и щебнем. Но займись расчисткой земли и очищением от грязи, то есть прогони праздность от твоих природных способностей и сбрось оцепенение с твоего сердца. Услышь, что говорит Писание: Наносящий удар глазу вызывает слезы, а наносящий удар сердцу возбуждает чувство болезненное.
Гомилии на Бытие.
- 22.
И он двинулся отсюда и выкопал иной колодезь, о котором уже не спорили, и нарек ему имя: Реховоф, ибо, сказал он, теперь Господь дал нам пространное место, и мы размножимся на земле.
После всех этих событий Исаак выкопал третий колодезь и нарек ему имя «обширное место», сказав: теперь Господь дал нам пространное место, и мы размножимся на земле. И воистину Исаак ныне расширился и имя его возросло по всей земле, поскольку он достиг в нас знания Троицы. Ибо тогда только был ведом в Иудее Бог, и лишь у Израиля было велико имя Его, а ныне: По всей земле проходит звук их, и до пределов вселенной слова их. Ибо исходящие рабы Исаака по всей земле выкопали колодези и воду живую всем показали, научили все народы, крестя их во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Ибо Господня земля и что наполняет ее.
Гомилии на Бытие.
- 24.
И в ту ночь явился ему Господь и сказал: Я Бог Авраама, отца твоего; не бойся, ибо Я с тобою; и благословлю тебя и умножу потомство твое, ради Авраама, раба Моего.
Подобно тому, как Сам Господь приспосабливает Свой вид применительно к месту, времени и имеющимся обстоятельствам, так и в отношении Его святых, которые предшествовали Ему и являли Его, следует верить, что они произвели на свет образы таинств применительно к своим времени, месту и обстоятельствам. Подобное и сейчас мы видим в Исааке, о котором нам сказано: оттуда перешел он к колодезю клятвы. И в ту ночь явился к нему Господь и сказал: Я Бог Авраама, отца твоего; не бойся, ибо Я с тобою; и благословлю тебя и умножу потомство твое ради отца твоего Авраама. Апостол Павел предложил нам два образа этого Исаака. Первый, сказав, что Измаил, сын Агари, имел как бы вид народа по плоти, в то время как Исаак - народа, который от веры. Второй, когда утверждает: Не сказано: и потомкам, как бы о многих, но как об одном: и семени твоему, которое есть Христос. Исаак, следовательно, заключает в себе как тип народа, так и прообраз Христа. Тем не менее, как о Слове Божием, о Христе говорится не только в Евангелиях, но, определенно, также в Законе и у Пророков. Но в Законе Он учит начинающих, а в Евангелиях - совершенных. Следовательно, и Исаак представляет теперь образ Слова, Которое в Законе или у Пророков.
Восхождением Закона мы уже назвали красоту Храма и тех божественных служб, что совершались в нем. Прибавление Пророков также можно назвать восхождением Закона. И по этой причине, наверное, об Исааке говорится, что он восшел к колодезю клятвы и там Господь явился ему. Ибо через пророков клялся Господь и не раскается: Ты священник вовек по чину Мелхиседека. У колодезя клятвы, следовательно, открылся ему Бог, Который подтверждает будущее исполнение в нем обетований.
Гомилии на Бытие.
- 25.
И он устроил там жертвенник и призвал имя Господа. И раскинул там шатер свой, и выкопали там рабы Исааковы колодезь.
Уже сейчас, в Законе, Исаак воздвигает алтарь и разбивает шатер, но в Евангелиях он не разбивает шатер, а строит дом и закладывает фундамент. Ибо услышь сказанное Премудростью о Церкви: Премудрость построила себе дом, вытесала семь столпов его, - сказано в Писании. Услышь слова Павла об этом: Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос. Так что, если есть шатер, пускай и развернутый, ему, без сомнения, быть свернутым. Если же имеется фундамент и дом, на камне построенный, такому дому не упасть, поскольку основан был на камне. Однако Исаак выкопал там еще и колодезь, ибо никогда не прекращает копание колодезей прежде, чем откроется источник воды живой и речные потоки будут веселить град Божий.
Гомилии на Бытие.
- 26.
Пришел к нему из Герара Авимелех и Ахузаф, друг его, и Фихол, военачальник его.
Сей Авимелех, как я вижу, не всегда пребывает в мире с Исааком, но иногда расходится с ним, а в другой раз ищет мира. Если ты вспомнишь, как мы выше сказали об Авимелехе, что он представляет ученость и мудрость века сего и что он понял многое даже от истины через изучение философии, - то сможешь понять, как он не может быть ни всегда в разногласии, ни всегда в мире с Исааком, который представляет собой Божие Слово в Законе. Ибо философия ни противоречит всему в Законе, ни созвучна всему. Ведь многие философы пишут, что есть только один Бог, Который создал все, и в этом они согласны с Законом Божиим. Некоторые также добавили к этому, что Бог создал и правит всем в мире через посредство Слова и что все, что есть в мире, направляется Словом Божиим. В этом они совпадают не только с Законом, но и с Евангелиями. И в самом деле, почти вся философия, которая носит имя моральной и естественной, разделяет те же взгляды, что и мы. Однако она расходится с нами, когда утверждает, что материя совечна Богу. Она расходится, когда отрицает Божию заботу о смертных людях, ограничивая Его провидение только пространствами внеземных лунных сфер. Эти люди расходятся с нами, когда судьбу рождаемых ставят в зависимость от движения звезд. Они расходятся с нами, объявляя данный мир вечным и бесконечным. Есть еще много вещей, в которых они расходятся или соглашаются с нами. И поэтому, согласно приведенному образу, Авимелех иногда описывается как тот, кто пребывает в мире с Исааком, а иногда как его противник.
Я, однако, не думаю, что Святой Дух, Который пишет эти слова, просто так стал бы включать сюда упоминание о двух других мужах, пришедших с Авимелехом: Ахузаф, друг его, и Фихол, военачальник его. Напротив, Ахузаф переводится как «предержащий», Фихол - это «уста всех», в то время как Авимелех означает «мой отец - царь». Эти трое, я полагаю, образно олицетворяют собой всю философию, которая поделена между ними на три части: логику, физику и этику, то есть на рациональную часть, естественную и моральную. Рациональная - это та, которая признает Бога Отцом всего, что и есть Авимелех. Природная - это та, которая укоренена и держит все вещи как бы зависящими от сил самой природы, от лица которой выступает Ахузаф, что значит «предержащий». Моральная - это та, которая на устах у всех, и относится ко всем, и вращается на устах у всех в силу общей схожести представлений, - которую и обозначает Фихол. Итак, будучи каждый обучен в своей области, все они к Закону Божию приходят и говорят: мы ясно увидели, что Господь с тобою, и потому мы сказали: поставим между нами и тобою клятву и заключим с тобою союз, чтобы ты не делал нам зла, как и мы не коснулись до тебя, а делали одно доброе и отпустили тебя с миром; теперь ты благословлен Господом. Эти трое, которые мира со Словом Божиим ищут и страстно желают при помощи клятвы предварить общение с Ним, могут обрести вид волхвов, которые приходят из стран Востока, будучи научены через отцовские книги и обычаи старших, и говорят: мы ясно увидели родившегося Царя, и увидели, что Господь с Ним, и пришли поклониться Ему. Но также, если кто обучен в такого рода науках и видит, что Бог во Христе примирил с Собою мир, и восхищается величием Его деяний, - тот пусть скажет: мы ясно увидели, что Господь с тобою, и потому мы сказали: поставим между нами и тобою клятву и заключим с тобою союз. Подступающий к Закону Божию с необходимостью говорит: Я клялся хранить праведные суды Твои, и исполню.
Гомилии на Бытие.
- 30.
Он сделал им пиршество, и они ели и пили.
Ясно, что, если кто служит Слову, тот должен мудрецам и невеждам. Поскольку он устраивает пир для мудрецов, поэтому и сказано, что он сделал им не «малый обед», а пиршество. Так и ты, если не желаешь оставаться до сих пор «младенцем» и испытывать потребность «в молоке», но через приучение чувств и обильное предписанное образование будешь становиться все более способным к пониманию Слова Божия, - то будет и тебе пиршество. Не «овощи» слабосильных будут тебе там блюдом, не «молоко» грудных малышей, но служитель Слова сделает для тебя пиршество. Он будет проповедовать тебе мудрость, которая делается известной между совершенными, он предложит тебе премудрость Божию, тайную, сокровенную, которой никто из властей века сего не познал. Он откроет тебе Христа, в Котором сокрыты все сокровища премудрости и ведения. Итак, он делает тебе пиршество и сам вкушает с тобой, если только не обнаружит ничего такого, что бы делало это сказанным о тебе: не мог говорить с вами как с духовными, но как с плотскими, как с младенцами во Христе. Апостол говорит эти слова коринфянам и добавляет: Ибо если между вами зависть, споры и разногласия, то не плотские ли вы? и не по человеческому ли обычаю поступаете? Павел не делал пиршества для таких - в такой степени, что когда был среди них и нуждался, не являлся ни для кого обузой и хлеба даром ни от кого не вкушал, но, трудясь денно и нощно, своими руками добывал для себя и для всех бывших с ним. Коринфяне, следовательно, были столь далеки от пиршества, что проповедник Слова Божия не мог сделать для них ни малого, ни малейшего пира. Однако существует пиршество для тех, которые знают, как стать совершенными слушателями, которые для слышания Слова Божия приносят свои образованные и приученные чувства.
Гомилии на Бытие.
Головна > Бібліотека > Бібліїстика > Біблійні коментарі та тлумачення > БКТ > Ориген > Бытие > Глава 26