- 3.
Бог сказал: Я Бог, Бог отца твоего; не бойся идти в Египет, ибо там произведу от тебя народ великий
Представляется подобающим присмотреться и постичь, что Бог говорит посредством видения самому Израилю и как, увещевая и укрепляя, словно на схватку, Он посылает его в Египет. Ибо Он сказал: не бойся идти в Египет. Это значит: пойти сразиться против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, что образно и называется «Египтом», чтобы мироправителей тьмы века сего не испугаться и не трепетать перед ними. Если желаешь знать о причине, по которой ты не должен бояться, услышь Мое обетование: ибо там произведу от тебя народ великий. Я пойду с тобою в Египет, Я и выведу тебя обратно. И он не боится спуститься в Египет, не боится борьбы мира сего и схватки с противоборствующими демонами, поскольку вместе с ним в эту борьбу вступил Бог. Ибо услышь слова апостола Павла: но я еще более потрудился, не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною. Но также, когда возмущение против него возросло в Иерусалиме, а он одержал блестящую победу в борьбе за Слово Божие и проповедование Господа - был ему в помощь Бог и сказал ему так же, как здесь говорится Израилю: дерзай, Павел; ибо, как ты свидетельствовал обо мне в Иерусалиме, так надлежит тебе свидетельствовать и в Риме.
Гомилии на Бытие.
- 4.
Я пойду с тобою в Египет, Я и выведу тебя обратно. Иосиф своею рукою закроет глаза твои
Воистину полагаю, что некая еще более обширная тайна скрывается в этом месте… Кто есть тот, кто сделался народом великим в Египте и кто в конце вновь выведен обратно? В той мере, в какой это относится к теперешнему Иакову, о котором предположительно эти слова говорятся, высказывание не кажется истинным. Ибо он в конце не выведен обратно из Египта, так как скончался в Египте. С другой стороны, абсурдно утверждать, что Бог вывел Иакова обратно из Египта, поскольку тело последнего было вывезено. Если бы такое можно было принять, то было бы неверно, что Бог не есть Бог мертвых, но живых. Следовательно, неверно относить эти слова на счет мертвого тела, а не живого и полного сил. Поэтому давайте рассмотрим, не дается ли здесь как образ Бога, Который сходит в этот мир и в народ великий, то есть в Церковь язычников, и по завершении всего возвращается ко Отцу, - так и образ первозданного земнородного человека, который в борьбе сходит к работам мира сего в Египет, как только наслаждения изгнали его из рая; сойдя с пути, он обрек себя на сражение со змеем в соответствии со сказанным: ты будешь подстерегать его голову, а он будет подстерегать твою пяту, и еще когда сказано о жене: вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и семенем ее. Тем не менее Бог не покидает тех, которые обрекли себя на сражение, но всегда пребывает с ними. Он призревает Авеля, Он осуждает Каина. Когда Енох зовет Его, Он находится с ним. Он велит Ною сделать ковчег из дерева гофер для спасения во время потопа. Он выводит Авраама из дома отца его и от родства его. Он благословляет Исаака и Иакова. Он выводит сынов Израиля из Египта. Он пишет Закон буквы через Моисея, через пророков восполняет недостающее. Вот что означает: Я сойду с тобою в Египет. Но применительно к высказыванию: Я и выведу тебя оттуда обратно в конце, полагаю, что, как мы сказали выше, оно означает, что в конце времен Его Единородный Сын снизошел даже в преисподние места земли для спасения мира и первозданного земнородного человека вывел обратно оттуда. Ибо что он сказал разбойнику? - Ныне же будешь со Мною в раю. Пойми, что это не к одному ему относилось, но и ко всем святым, ради которых Он спустился в преисподнюю. Следовательно, в Нем скорее и полнее, нежели в Иакове, исполнятся слова: Я и выведу тебя оттуда обратно в конце.
Каждый из нас таким же порядком и таким же путем вступает в Египет и борется, и если он достоин того, Бог всегда будет подле него и произведет от него народ великий. Ибо народ великий есть количество добродетелей и сумма справедливости, в которой святые умножаются и возрастают. Сказанное исполняется в святом: Я и выведу тебя оттуда обратно в конце. Ибо конец нужно рассматривать как совершенство вещей и полноту добродетелей. Поэтому и другой святой сказал: Боже мой! не восхити меня в половине дней моих. И снова Писание свидетельствует о великом патриархе Аврааме: И скончался Авраам, насыщенный днями. Эти слова: Я и выведу тебя оттуда обратно в конце, тождественны тому, как если бы было сказано: Подвигом добрым ты подвизался, течение совершил, веру сохранил, - и Я выведу тебя обратно из мира сего для будущего благословения, для совершенства жизни вечной, к венцу правды, который даст Господь в день оный всем возлюбившим явление Его.
Давайте посмотрим, как следует понимать следующее высказывание: и Иосиф положит руку свою на глаза твои. Полагаю, что многие таинства по-настоящему скрытого смысла содержатся под покровом этого речения, прикоснуться и разобраться с которыми надлежит в другое время. В данный же момент пусть оно не покажется нам беспричинным высказыванием, поскольку и предшественниками нашими очевидно усматривалось, что в нем заключено определенное пророчество. Ибо из рода Иосифа был тот самый Иеровоам, который сделал двух золотых тельцов, дабы соблазнить народ на идолопоклонство, - он и ослепил и закрыл глаза Израиля, как если бы наложил на них руки, чтобы они не могли видеть нечестия, о котором сказано: Все это - за нечестие Иакова, за грех дома Израилева. От кого нечестие Иакова? Не от Самарии ли?. Если же кто вдруг возразит, что сказанное Богом относительно грядущего благочестия не должно направляться ни на что предосудительное, то мы скажем, что истинный Иосиф, наш Господь и Спаситель, словно руку телесную наложил на глаза слепого и вернул ему зрение, которое тот потерял. И так же духовные руки Свои Он наложил на глаза Закона, которые через плотское понимание книжников и фарисеев были ослеплены, и вернул этим глазам зрение - чтобы тем, кому Господь раскрыл Писание, в Законе явилось духовное зрение и разумение.
Да возложит Господь Иисус Христос руку Свою и на глаза наши, чтобы и мы также могли начать смотреть не на видимое, а на невидимое. Да откроет он нам такие глаза, которые будут видеть не настоящее, а грядущее. Да откроет в нас грани сердца, через которые Бог будет видим для нас в духе, через Самого Господа Иисуса Христа, Которому слава и держава во веки веков. Аминь.
Гомилии на Бытие.
- 8.
Вот имена сынов Израилевых, пришедших в Египет: Иаков и сыновья его. Первенец Иакова Рувим
Мы полагаем, что Иаков - отец двенадцати патриархов, патриархи - отцы начальников народа, а начальники - отцы всех будущих израильтян. Таким образом, плотские израильтяне восходят к начальникам, начальники - к патриархам, патриархи - к Иакову и к тем, кто еще выше. А духовные израильтяне, прообразом которых были израильтяне плотские, - разве не принадлежат они к народам, которые перешли из племен, происшедших от некоего одного, рождение которого уже не это, телесное, но более значительное; кто произошел от Исаака, а тот последовал за Авраамом, тогда как все они восходят к Адаму, который, по слову апостола, есть Христос? Ведь начало любой отеческой линии к Богу всяческих как бы положено вниз от Христа, Который вслед за Богом всяческих и Отцом является, таким образом, отцом всякой души, подобно тому, как Адам есть отец всех людей.
О началах.
Головна > Бібліотека > Бібліїстика > Біблійні коментарі та тлумачення > БКТ > Ориген > Бытие > Глава 46