Глава 45

  • 25.

    И пошли они из Египта, и пришли в землю Ханаанскую к Иакову, отцу своему

    Нам следует обращать внимание на то, как в Писании в каждом случае используются выражения «подниматься» и «спускаться», поскольку при ближайшем рассмотрении оказывается, что в нем почти никогда не говорится о ком-либо, что он спустился к некоему святому месту, как не говорится о том, что кто-либо поднялся к некоему предосудительному месту. Эти наблюдения свидетельствуют о том, что Священное Писание не было составлено, как представляется многим, на необразованном и невозделанном языке, а было обработано сообразно божественному учению; и служит оно не столько историческому повествованию, сколько вещам и смыслам таинственным. Найдешь, следовательно, что рожденные от семени Авраама спустились в Египет и, напротив, сыны Израиля поднялись из Египта. И в самом деле, Писание и о самом Аврааме так говорит: И поднялся Авраам из Египта, сам и жена его, и все, что у него было, и Лот с ним, на юг.

    Гомилии на Бытие.

  • 26.

    и известили его, сказав: Иосиф жив, и теперь владычествует над всею землею Египетскою. Но сердце его смутилось, ибо он не верил им

    Понимаю это не как простые слова. Ибо если, к примеру, мы предположим, что Иосиф мог подчиниться соблазну и согрешить с женой господина, то не думаю, что патриархи объявили бы такое его отцу Иакову: Иосиф, сын твой, жив. Если бы он сделал такое, то, вне сомнения, не был бы жив. Ибо душа согрешающая, та умрет, и Сусанна тому же учит, когда говорит: тесно мне отовсюду; ибо, если я сделаю это, смерть мне, а если не сделаю, то не избегну от рук ваших. Видишь теперь, что и она сделала смерть составной частью греха? Но также и речение Бога, обращенное к первому смертному человеку, то же содержит, когда Он говорит: ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь. Ибо, как только человек вероломно преступает заповедь, он мертв. Ибо душа, совершившая грех, мертва, и изобличен во лжи змей, который сказал: нет, не умрете. И это из того, что сыновья Израиля сказали Иакову: Иосиф, сын твой, жив

    Однако Иаков тронут не только тем, что услышал: Иосиф, сын твой, жив, но и тем, что было объявлено ему - что именно Иосиф есть тот, кто владычествует над всею землею Египетскою. Ибо истинно велик для него тот факт, что Иосиф подчинил Египет своей власти. Поскольку попирать похоть, бежать роскоши, подавлять и укрощать все то, что от вожделения плоти, - вот что означает владычествовать над всею землею Египетскою. И это есть то, что называется великим и вызывает восхищение Израиля. Но если кто подчинит некоторые грехи плоти, а другим уступит и подчинится сам, нельзя сказать о таком, что он владычествует над всею землею Египетскою, но, слова ради, можно сказать о нем, что он, похоже, над одним, двумя или тремя городами владычествует. Но Иосиф, над которым не господствовало ни одно плотское желание, над всею землею Египетскою был князь и господин.

    Гомилии на Бытие.

  • 27.

    Когда же они пересказали ему все слова Иосифа, которые он говорил им, и когда увидел колесницы, которые прислал Иосиф, чтобы везти его, тогда ожил дух Иакова, отца их

    То, что по-латински мы произносим как resuscitatus est spiritus, по-гречески записано anezopyresen. Я бы сказал, что данное выражение означает не столько «воскрешать», сколько «вновь воспламенять» и «повторно зажигать». Его обычно используют, когда в некотором материальном теле огонь убывает до такой степени, что кажется уже погасшим; когда же его возобновляют через добавление горючего материала, тогда говорят, что тело вновь возгорелось. Или, когда огонь лампады дошел до того, что кажется уже погасшим: если случится, что от подлитого в нее масла он воскресает, то, хотя [по-гречески] выражение менее изысканно, говорят о лампаде, что она снова зажглась. Подобным же образом говорят о факеле или других огнях такого рода.

    Нечто подобное это выражение указывает, по всей видимости, и у Иакова. Ибо пока он был вдали от Иосифа и не имел вестей о жизни последнего, в нем как будто бы угасал дух и свет, бывший внутри него самого, и за недостатком хвороста уже померк; но когда в самом деле приехали те, кто известил его о жизни Иакова, то есть те, кто сказал: В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков, - он вновь воспламеняет свой дух в себе, и яркость истинного света в нем восстанавливается…

    Не в душе, а в духе, то есть в лучшей своей части воскресает или воспламеняется Иаков. Ведь яркость света, которая была в нем, хотя и не полностью, но все же погасла, когда сыновья показали ему одежду Иосифа, вымаранную кровью козленка… Даже если, как мы сказали, свет в нем не вполне угас, тем не менее он померк до крайней степени: потому что он мог быть обманут, потому что мог разодрать свои одежды, потому что мог оплакивать по ошибке, потому что мог призывать смерть, потому что мог желать с печалью сойти в преисподнюю. По причине этого он теперь воскресает и «вновь возжигает свой дух», поскольку это логически следует из того, что свет, который лживый обман в нем было затмил, вновь разжигает и возгревает услышанная им правда.

    Гомилии на Бытие.

  • 28.

    и сказал Израиль: довольно, еще жив сын мой Иосиф; пойду и увижу его, пока не умру

    Здесь следует заметить, что ожил дух его… сказано об Иакове. Тот же, кто говорит: довольно сего для меня, если еще жив сын мой Иосиф, как если бы он понимал и видел, что велика жизнь в Иосифе духовном, - тот уже не именуется Иаковом, а называется Израилем, ибо он видит в духе истинную жизнь, которая есть истинный Бог Христос.

    Гомилии на Бытие.