Глава 3

  • 7.

    И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания

    Итак, «открылись» у них чувственные глаза, которые хорошо было держать закрытыми, дабы они не отвлекались во все стороны и не мешали видеть оку души. Они же, до той поры видевшие глазами души, радовавшиеся Богу и Божиему раю, закрыли, полагаю, эти глаза грехом. Поэтому наш Спаситель, зная об этом двойном виде зрения в нас, говорит: На суд пришел Я в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы (Ин 9:39). Под невидящими Он разумеет глаза души, которые Логос делает зрячими; а под видящими - чувственные глаза: их он ослепил.

    Против Цельса.

  • 19.

    в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься

    Смерть - не то, что думает о ней чернь; она отвечает неизменному основанию веры и истины. Невежды и неверующие считают, будто плоть наша после смерти так истлевает, что от ее существа не остается почти ничего. Мы же, верующие в воскресение плоти, разумеем, что в смерти она лишь претерпевает изменение, но существо ее остается постоянным и волею Творца некогда вновь будет возращено к жизни и вторично изменено. И если сначала она была взята из праха земного , а затем расторгнута смертью, то теперь, вторично созданная из праха и пепла (ибо прах ты, - сказано, - и в прах возвратишься), она воскреснет из праха и после того, в соответствии с заслугами обитавшей в ней души, перейдет в славу «духовного тела».

    О началах.


    Священный льняной хитон, говорит Господь, должен надевать он (Лев 16:4). Лен происходит от земли; значит, священный льняной хитон должен надевать истинный Первосвященник - Христос, принимающий природу земного тела; о теле же сказано, что прах оно и в прах возвратится. Итак, Господь и Спаситель мой, желая воскресить обратившееся в прах, воспринял тело, чтобы восставить его из земли и вознести на небо. И образ этого таинства являют слова закона о том, что первосвященник должен надевать льняной хитон. Но и слово священный добавлено не напрасно: ведь хитон плоти Христовой - священный, ибо не от семени мужа был зачат, но порожден от Святого Духа.

    Гомилии на Книгу Левит.

  • 21.

    И сделал Господь Бог Адаму и жене его одежды кожаные и одел их

    Прежде чем говорить об этом виде одежд, я хотел бы сопоставить те несчастные одежды, в которые был облачен первый человек после грехопадения, с одеждами святыми и счастливыми. Ибо сказано: И сделал Господь Адаму и жене его одежды кожаные, и одел их. Эти одежды были сделаны из шкур животных, ибо только такие одежды и надлежало носить грешнику - одежды кожаные, в знак смертности, которую стяжал он из-за греха, и тленности, которой стал подвержен из-за разложения тела. Если же ты омоешься от грехов и очистишься законом Божиим, оденет тебя Моисей в одежды нетления, дабы никоим образом не открылась нагота твоя (Исх 20:26) и дабы смертное поглощено было жизнью (2 Кор 5:4).

    Гомилии на Книгу Левит.

  • 24.

    И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни

    Вам и вашим сотоварищам по мученичеству, восполняющим недостаток страданий Христа, они служат свидетельством от Бога и указывают на путь в рай, которым вы могли бы пройти херувимов и пламенный меч обращающийся, [поставленных,] чтобы охранять путь к дереву жизни. Ибо они хотя и охраняют путь к дереву жизни, однако охраняют для того, чтобы к дереву жизни не мог пройти недостойный. Так, пламенный меч преграждает путь тем, кто строит из дерева, сена, соломы на положенном основании, которое есть Иисус Христос , причем строит, я бы сказал, из легче воспламеняющегося и более горючего дерева отрицания. Херувимы же встретят тех, кто по природе не может быть остановлен пламенным мечом, ибо их постройка - из не родственного огню материала; и проводят их к дереву жизни и ко всему, что насадил Господь Бог на востоке и что произрастил… из земли.

    Увещание к мученичеству.