- 1.
Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море
Приступает к доказательству того, что в переходе Евреев чрез море и событиях в пустыне предуказывались таинства Господа нашего.
Отцы наши, говорит, все под облаком были (Исх 13:21).
- 2.
и все крестились в Моисея в облаке и в море
И все в Моисее крещены были, в облаке и в море (Исх 14:19).
- 3.
и все ели одну и ту же духовную пищу
И манну - пищу духовную ели (Исх 16:15).
- 4.
и все пили одно и то же духовное питие: ибо пили из духовного последующего камня; камень же был Христос.
И питие духовное, истекавшее из скалы от жезла, пили (Исх 17:6). А скала, по своему символу, была Христос Сам. Итак, море поставил он (Апостол) за символ крещения, - а облако, распростиравшееся над ними и осенявшее их, было образом руки священника. Как после крещения приступает человек к Телу и Крови (Христа), так и Иудеи в то время крещены были в прообразе, и манну духовную потом вкусили, и пили воду духовную. Духовными названы по причине манны, сходившей свыше (с неба). Тоже и воды, кои снова и чудесно истекали из той скалы. Так и Христа назвал тою Скалою, ибо, подобно скале, пронзен был ударом копья бок Господа нашего и из него искапали кровь и вода (Ин 19:34), - кровь - в очищение и в питие всех народов.
- 5.
Ст. 5-6 Но не о многих из них благоволил Бог, ибо они поражены были в пустыне. А это были образы для нас, чтобы мы не были похотливы на злое, как они были похотливы.
Но все это совершено было с ними не потому, что на множестве их почило благоволение Божие, ибо в то время, когда происходили эти прообразовательные события, они (Иудеи) поражены были, очевидно, смертью, в самой пустыне (Числ 14:29) 26:64-65). Но (сделано это Богом) для того, чтобы, чрез самое это поражение их, они послужили бы нам образом и примером: чтобы не быть нам похотниками зла, как и они (Исх 32:6).
- 6.
А это были образы для нас, чтобы мы не были похотливы на злое, как они были похотливы.
См. Толкование на (1 Кор 10:5)
- 8.
Не станем блудодействовать, как некоторые из них блудодействовали, и в один день погибло их двадцать три тысячи.
И да не блудим (Числ 25:1).
- 9.
Не станем искушать Христа, как некоторые из них искушали и погибли от змей.
И да не искушаем Христа, подобно Иудеям (Числ 21:5).
- 11.
Все это происходило с ними, как образы; а описано в наставление нам, достигшим последних веков
Это же все образно происходило с ними, а написано было для вразумления нас.
- 12.
Посему, кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть.
Итак, кто мечтательно думает, что он твердо стоит, тот да остерегается греха, да не падет и сам.
- 13.
Вас постигло искушение не иное, как человеческое; и верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести
Но верен Бог, Который не пошлет на вас искушения выше того, что можете, то есть не прострет искушения выше немощи нашей: но совершит тут же вместе с искушением вашим исход, так что можете перенести.
- 14.
Итак, возлюбленные мои, убегайте идолослужения.
После того, как дал эти повеления, переходит к благоразумному порицанию и обвинению тех, кои с отцами и братьями своими ходили на празднества в дома язычников. Бегайте, говорит, от идолослужения, обозначая место, где чтились бесы, - дабы вы, приходя туда, не сделались как-либо сообщниками бесов, там почитаемых.
- 15.
Я говорю вам как рассудительным; сами рассудите о том, что говорю.
Судите вы сами о том, что говорю.
- 16.
Ст. 16-17 Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова? Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба.
Ведь, как чрез одно Тело, которое получаем, одним телом делаемся мы все, так и вы чрез одну пищу, которую там едите, станете одно.
- 17.
Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба.
См. Толкование на (1 Кор 10:16)
- 18.
Посмотрите на Израиля по плоти: те, которые едят жертвы, не участники ли жертвенника?
Вместе с приведенным мною для вас примером духовным, даю вам другой пример - телесный. Посмотрите на Израиля плотского (по плоти): ведь те, что едят жертвы, они общники суть жертвенника.
- 19.
Ст. 19-21 Что же я говорю? То ли, что идол есть что-нибудь, или идоложертвенное значит что-нибудь? Нет, но что язычники, принося жертвы, приносят бесам, а не Богу. Но я не хочу, чтобы вы были в общении с бесами. Не можете пить чашу Господню и чашу бесовскую; не можете быть участниками в трапезе Господней и в трапезе бесовской.
Не то говорим, что идол есть что-либо, ибо я знаю, что то, что приносят в жертву язычники, они бесам приносят. Ради сего увещеваю вас избегать их, так как общение ваше с бесами устраняет вас от общения с Господом нашим: ибо не можете чашу Господню пить и чашу бесовскую, ни есть за столом Господним и за столом бесовским.
- 20.
Нет, но что язычники, принося жертвы, приносят бесам, а не Богу. Но я не хочу, чтобы вы были в общении с бесами.
См. Толкование на (1 Кор 10:19)
- 21.
Не можете пить чашу Господню и чашу бесовскую; не можете быть участниками в трапезе Господней и в трапезе бесовской.
См. Толкование на (1 Кор 10:19)
- 22.
Неужели мы решимся раздражать Господа? Разве мы сильнее Его?
Или ревность хотите вызвать у Него этим? Разве сильнее Его мы (есмы), так что не взыщет этого с нас?
- 23.
Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но не все назидает.
И хотя все можно ради свободы, но не все, что можно, бывает полезно ближним нашим.
- 24.
Никто не ищи своего, но каждый пользы другого.
Не своей только пользы должны искать мы, но и ближних.
- 25.
Все, что продается на торгу, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести
Все, что продается на торгу, ешьте, только к жертвеннику бесовскому не приступайте. Ради совести не распрашивайте о том, что находите на рынке, - совесть разумею не распрашиваемых, а распрашивающих.
- 27.
Если кто из неверных позовет вас, и вы захотите пойти, то все, предлагаемое вам, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести.
Если кто из неверующих зовет вас на обед, и вы желаете пойти, - то все, предлагаемое вам ешьте, по причине голода, никого не распрашивая ради совести, дабы не ослабеть ей.
- 28.
Но если кто скажет вам: это идоложертвенное,- то не ешьте ради того, кто объявил вам, и ради совести. Ибо Господня земля, и что наполняет ее.
Если же кто скажет: это священная жертва, - то не ешьте ради того, кто объявил.
Ибо Господня земля с полнотою ея (и что наполняет ее). И хотя здесь вам не даст есть, но в другом месте не воспрещает вам.
Ради совести, будет ли слаб, или окажется твердым.
- 29.
Совесть же разумею не свою, а другого: ибо для чего моей свободе быть судимой чужою совестью?
О совести же говорю не моей, но другаго. Для чего свободе моей подвергаться суду чужой совести? то есть: если они соблазняются, то стану ли и я подобен им?
- 30.
Если я с благодарением принимаю пищу, то для чего порицать меня за то, за что я благодарю?
Если же я с благодарением принимаю пищу, то для чего подвергаюсь хуле за то, что я благодарю? Быть может, лжеапостолы хулили его за то, что проповедывал и ни от кого (за это) ничего не брал, - и, таким образом, преградил вход для лжеапостолов, которые устремляли свои глаза только на получение (вознаграждения за проповедь).
Головна > Бібліотека > Бібліїстика > Біблійні коментарі та тлумачення > БКТ > Прп. Ефрем Сирин > Первое послание к Коринфянам > Глава 10