Глава 10

  • 1.

    Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море

    Приступает к доказательству того, что в переходе Евреев чрез море и событиях в пустыне предуказывались таинства Господа нашего.

    Отцы наши, говорит, все под облаком были (Исх 13:21).

  • 2.

    и все крестились в Моисея в облаке и в море

    И все в Моисее крещены были, в облаке и в море (Исх 14:19).

  • 3.

    и все ели одну и ту же духовную пищу

    И манну - пищу духовную ели (Исх 16:15).

  • 4.

    и все пили одно и то же духовное питие: ибо пили из духовного последующего камня; камень же был Христос.

    И питие духовное, истекавшее из скалы от жезла, пили (Исх 17:6). А скала, по своему символу, была Христос Сам. Итак, море поставил он (Апостол) за символ крещения, - а облако, распростиравшееся над ними и осенявшее их, было образом руки священника. Как после крещения приступает человек к Телу и Крови (Христа), так и Иудеи в то время крещены были в прообразе, и манну духовную потом вкусили, и пили воду духовную. Духовными названы по причине манны, сходившей свыше (с неба). Тоже и воды, кои снова и чудесно истекали из той скалы. Так и Христа назвал тою Скалою, ибо, подобно скале, пронзен был ударом копья бок Господа нашего и из него искапали кровь и вода (Ин 19:34), - кровь - в очищение и в питие всех народов.

  • 5.

    Ст. 5-6 Но не о многих из них благоволил Бог, ибо они поражены были в пустыне. А это были образы для нас, чтобы мы не были похотливы на злое, как они были похотливы.

    Но все это совершено было с ними не потому, что на множестве их почило благоволение Божие, ибо в то время, когда происходили эти прообразовательные события, они (Иудеи) поражены были, очевидно, смертью, в самой пустыне (Числ 14:29) 26:64-65). Но (сделано это Богом) для того, чтобы, чрез самое это поражение их, они послужили бы нам образом и примером: чтобы не быть нам похотниками зла, как и они (Исх 32:6).

  • 6.

    А это были образы для нас, чтобы мы не были похотливы на злое, как они были похотливы.

    См. Толкование на (1 Кор 10:5)

  • 8.

    Не станем блудодействовать, как некоторые из них блудодействовали, и в один день погибло их двадцать три тысячи.

    И да не блудим (Числ 25:1).

  • 9.

    Не станем искушать Христа, как некоторые из них искушали и погибли от змей.

    И да не искушаем Христа, подобно Иудеям (Числ 21:5).

  • 11.

    Все это происходило с ними, как образы; а описано в наставление нам, достигшим последних веков

    Это же все образно происходило с ними, а написано было для вразумления нас.

  • 12.

    Посему, кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть.

    Итак, кто мечтательно думает, что он твердо стоит, тот да остерегается греха, да не падет и сам.

  • 13.

    Вас постигло искушение не иное, как человеческое; и верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести

    Но верен Бог, Который не пошлет на вас искушения выше того, что можете, то есть не прострет искушения выше немощи нашей: но совершит тут же вместе с искушением вашим исход, так что можете перенести.

  • 14.

    Итак, возлюбленные мои, убегайте идолослужения.

    После того, как дал эти повеления, переходит к благоразумному порицанию и обвинению тех, кои с отцами и братьями своими ходили на празднества в дома язычников. Бегайте, говорит, от идолослужения, обозначая место, где чтились бесы, - дабы вы, приходя туда, не сделались как-либо сообщниками бесов, там почитаемых.

  • 15.

    Я говорю вам как рассудительным; сами рассудите о том, что говорю.

    Судите вы сами о том, что говорю.

  • 16.

    Ст. 16-17 Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова? Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба.

    Ведь, как чрез одно Тело, которое получаем, одним телом делаемся мы все, так и вы чрез одну пищу, которую там едите, станете одно.

  • 17.

    Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба.

    См. Толкование на (1 Кор 10:16)

  • 18.

    Посмотрите на Израиля по плоти: те, которые едят жертвы, не участники ли жертвенника?

    Вместе с приведенным мною для вас примером духовным, даю вам другой пример - телесный. Посмотрите на Израиля плотского (по плоти): ведь те, что едят жертвы, они общники суть жертвенника.

  • 19.

    Ст. 19-21 Что же я говорю? То ли, что идол есть что-нибудь, или идоложертвенное значит что-нибудь? Нет, но что язычники, принося жертвы, приносят бесам, а не Богу. Но я не хочу, чтобы вы были в общении с бесами. Не можете пить чашу Господню и чашу бесовскую; не можете быть участниками в трапезе Господней и в трапезе бесовской.

    Не то говорим, что идол есть что-либо, ибо я знаю, что то, что приносят в жертву язычники, они бесам приносят. Ради сего увещеваю вас избегать их, так как общение ваше с бесами устраняет вас от общения с Господом нашим: ибо не можете чашу Господню пить и чашу бесовскую, ни есть за столом Господним и за столом бесовским.

  • 20.

    Нет, но что язычники, принося жертвы, приносят бесам, а не Богу. Но я не хочу, чтобы вы были в общении с бесами.

    См. Толкование на (1 Кор 10:19)

  • 21.

    Не можете пить чашу Господню и чашу бесовскую; не можете быть участниками в трапезе Господней и в трапезе бесовской.

    См. Толкование на (1 Кор 10:19)

  • 22.

    Неужели мы решимся раздражать Господа? Разве мы сильнее Его?

    Или ревность хотите вызвать у Него этим? Разве сильнее Его мы (есмы), так что не взыщет этого с нас?

  • 23.

    Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но не все назидает.

    И хотя все можно ради свободы, но не все, что можно, бывает полезно ближним нашим.

  • 24.

    Никто не ищи своего, но каждый пользы другого.

    Не своей только пользы должны искать мы, но и ближних.

  • 25.

    Все, что продается на торгу, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести

    Все, что продается на торгу, ешьте, только к жертвеннику бесовскому не приступайте. Ради совести не распрашивайте о том, что находите на рынке, - совесть разумею не распрашиваемых, а распрашивающих.

  • 27.

    Если кто из неверных позовет вас, и вы захотите пойти, то все, предлагаемое вам, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести.

    Если кто из неверующих зовет вас на обед, и вы желаете пойти, - то все, предлагаемое вам ешьте, по причине голода, никого не распрашивая ради совести, дабы не ослабеть ей.

  • 28.

    Но если кто скажет вам: это идоложертвенное,- то не ешьте ради того, кто объявил вам, и ради совести. Ибо Господня земля, и что наполняет ее.

    Если же кто скажет: это священная жертва, - то не ешьте ради того, кто объявил.

    Ибо Господня земля с полнотою ея (и что наполняет ее). И хотя здесь вам не даст есть, но в другом месте не воспрещает вам.

    Ради совести, будет ли слаб, или окажется твердым.

  • 29.

    Совесть же разумею не свою, а другого: ибо для чего моей свободе быть судимой чужою совестью?

    О совести же говорю не моей, но другаго. Для чего свободе моей подвергаться суду чужой совести? то есть: если они соблазняются, то стану ли и я подобен им?

  • 30.

    Если я с благодарением принимаю пищу, то для чего порицать меня за то, за что я благодарю?

    Если же я с благодарением принимаю пищу, то для чего подвергаюсь хуле за то, что я благодарю? Быть может, лжеапостолы хулили его за то, что проповедывал и ни от кого (за это) ничего не брал, - и, таким образом, преградил вход для лжеапостолов, которые устремляли свои глаза только на получение (вознаграждения за проповедь).