- 1.
1-10 Напоминаю вам, братия, Евангелие, которое я благовествовал вам, которое вы и приняли, в котором и утвердились, которым и спасаетесь, если преподанное удерживаете так, как я благовествовал вам, если только не тщетно уверовали. Ибо я первоначально преподал вам, что и сам принял, то есть, что Христос умер за грехи наши, по Писанию, и что Он погребен был, и что воскрес в третий день, по Писанию, и что явился Кифе, потом двенадцати; потом явился более нежели пятистам братий в одно время, из которых бо'льшая часть доныне в живых, а некоторые и почили; потом явился Иакову, также всем Апостолам; а после всех явился и мне, как некоему извергу. Ибо я наименьший из Апостолов, и недостоин называться Апостолом, потому что гнал церковь Божию. Но благодатию Божиею есмь то, что есмь; и благодать Его во мне не была тщетна, но я более всех их потрудился: не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною.
Опять сказал о восстании воскресшего Господа нашего, Который явился Петру (Лк 24:34) и Двенадцати (Ин 20:19) сл. (Мф 28:17) (Мк 16:14); явился и свыше пятисот братиям зараз, из коих многие пребывают доселе, когда сказаны эти слова. И после того как явился Иакову и Апостолам всем, то есть семидесяти двум, - после всех явился и мне, как худшему между Апостолами (Деян 9:4) сл.).
- 2.
которым и спасаетесь, если преподанное удерживаете так, как я благовествовал вам, если только не тщетно уверовали.
См. Толкование на (1 Кор 15:1)
- 3.
Ибо я первоначально преподал вам, что и сам принял, то есть, что Христос умер за грехи наши, по Писанию
См. Толкование на (1 Кор 15:1)
- 4.
и что Он погребен был, и что воскрес в третий день, по Писанию
См. Толкование на (1 Кор 15:1)
- 5.
и что явился Кифе, потом двенадцати
См. Толкование на (1 Кор 15:1)
- 6.
потом явился более нежели пятистам братий в одно время, из которых бо'льшая часть доныне в живых, а некоторые и почили
См. Толкование на (1 Кор 15:1)
- 7.
потом явился Иакову, также всем Апостолам
См. Толкование на (1 Кор 15:1)
- 8.
а после всех явился и мне, как некоему извергу.
См. Толкование на (1 Кор 15:1)
- 9.
Ибо я наименьший из Апостолов, и недостоин называться Апостолом, потому что гнал церковь Божию.
См. Толкование на (1 Кор 15:1)
- 10.
Но благодатию Божиею есмь то, что есмь; и благодать Его во мне не была тщетна, но я более всех их потрудился: не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною.
См. Толкование на (1 Кор 15:1)
- 11.
Ст. 11-12 Итак я ли, они ли, мы так проповедуем, и вы так уверовали. Если же о Христе проповедуется, что Он воскрес из мертвых, то как некоторые из вас говорят, что нет воскресения мертвых?
Итак, я ли, Апостолы ли, все мы так проповедуем о Христе… что воскрес из мертвых. Как же, поэтому, некоторые из вас говорят, что воскресения мертвых нет?
- 12.
Если же о Христе проповедуется, что Он воскрес из мертвых, то как некоторые из вас говорят, что нет воскресения мертвых?
См. Толкование на (1 Кор 15:11)
- 13.
Если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес
Если же воскресения мертвых нет, между тем как и распятие ради этого было, то следовательно и Христос доселе еще не воскрес.
- 17.
А если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна: вы еще во грехах ваших.
И тщетна (есть) вера ваша в Господа, и вы еще в тех же грехах есте, ибо не получили очищения от неверности вашей, когда вы погребены в крещении с Тем, Кто умер и воскрес в третий день.
- 18.
Поэтому и умершие во Христе погибли.
И, стало быть, по вашему слову (учению), почившие во Христе мученическою кончиною погибли, так как нет для них воскресения.
- 19.
И если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков.
Если же в сей только жизни, подверженной преследованиями, на Христа надеемся, то ведь жизнь наша несчастнее всех людей, какие когда-либо были в мире. И если здесь мы мучаемся постами и преследованиями, а там не получим воздаяния, - если это так будет, - то станем есть и пить (ниже ст.33), воспользовавшись, по крайней мере, настоящим, - если именно, по вашим словам, кроме того, что есть здесь, мы не имеем получить ничего другого.
- 20.
Но Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших.
Но истинно Христос воскрес из мертвых и начатком стал воскресения всех мертвых.
- 21.
Ст. 21-22 Ибо, как смерть через человека, так через человека и воскресение мертвых. Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут
Ибо, как Адам был началом смерти всех живых, так Господь наш стал началом жизни всех мертвых.
- 22.
Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут
См. Толкование на (1 Кор 15:21)
- 23.
каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его.
И хотя живут они чрез оживотворение (воскресение), но каждый каким оказывается, так и живет. Первый Христос, то есть прежде воскрес Христос; потом в пришествие Его воскресают те, кои суть Христовы.
- 24.
А затем конец, когда Он предаст Царство Богу и Отцу, когда упразднит всякое начальство и всякую власть и силу.
Потом настанет конец, когда предаст царство Богу Отцу, - не потому, чтобы Сын не был Царем, ибо если Отец Царь, то и Сын, как сын Царя, есть Царь; поелику Отец будет Главою нового царства, и потом, по порядку - правильно поставил Сына после Отца: когда упразднит, продолжает, все начальства, и власти, и силы, - и начальников - гонителей Евангелия, и злые силы отца ненависти (диавола).
- 25.
Ибо Ему надлежит царствовать, доколе низложит всех врагов под ноги Свои.
Должно же Ему царствовать дотоле, когда положит всех врагов, разумей телесных и духовных, под ноги Его.
- 26.
Последний же враг истребится - смерть
Последний же, то есть после того и смерть истребится - враг жизни людей; ибо все подчинил под ноги Его в конце.
- 27.
потому что все покорил под ноги Его. Когда же сказано, что Ему все покорено, то ясно, что кроме Того, Который покорил Ему все.
Когда же говорится: все подчинено; также сказал в одном месте: все Мне предано Отцем Моим (Мф 11:27). Когда говорит: Мне предано, то не думай, что не дано; иначе ложно передашь изречете: все, что есть у Отца, то Мое есть (Ин 16:15) - и другое: все, что Мое есть, то Твое есть, - и что Твое есть, то Мое есть (Ин 17:10). Итак, сказал это к нам, ради плоти, а не потому, чтобы так было по божескому естеству Сына.
А когда говорит (далее в 28-м стихе): подчинится Ему все, то очевидно, что подчинено ему все, кроме Того, Кто подчинил Ему все.
А если очевидно, что подчинил Ему все, как сказал ты, господине мой, Апостол, - то как же говоришь: когда подчинится Ему все? Но если не подчинено Ему все, то как же говоришь: подчинено Ему все.
- 28.
Когда же все покорит Ему, тогда и Сам Сын покорится Покорившему все Ему, да будет Бог все во всем.
Итак, если подчинено Ему все, то как же говоришь: когда подчинено будет Ему все, тогда и Сам Сын подчинится Подчинившему Ему все? Кто же решится сказать: когда подчинится Сыну все, тогда возвратится и подчинится Сын Отцу? Ведь вот, подобным почти образом, и диаволом сказано Ему было на горе: эти все царства и славу их Тебе дам, если повергшись униженно поклонишься мне (Мф 4:8)-9). Ведь, если после того как подчинится Ему все, тогда Сам подчинится Ему, - если, говорю, это так: то теперь Он не подчинен, - и когда подчинится Ему все, то за это возвратится и подчинится Тому, Кто подчинил Ему все. Притом, когда подчинял Отец все Сыну, разве Сам Сын не мог все подчинить Себе Самому?
Диавол был в состоянии подчинить все твари суетною надеждою, - а Сын ужели не мог подчинить Себе всего? Правда, хотя причиною всего этого было уничижение, однако не такое, чтобы, когда подчинится Ему все, тогда подчинился и Сын Отцу, - Тот, Кто от начала веков без изменения пребывает с Отцом Своим чрез рождение. Не говорим, что ему не подчинено было все, но подчинено Ему все и не подчинено Ему. Подчинено, конечно, Божеству Его, почему сказал: все Твое Мое есть; подчинится же - плоти, которая по природе своей, конечно, была в подчинении, а по милосердию благодати Его сделал ее покорительницею высших и низших (Флп 2:10).
Итак, когда и Отцом подчиняется Сыну эта мятежная свобода, тогда чрез Него и с Ним подчиняется и Отцу, да будет Бог все во всем, то есть: чтобы Бог был между всем, как Сам Он есть, и место всего, поелику ведь и теперь пребывает Он скрытно и в тех, кои не желают, но в конце будет во всех уже и явно: в Нем воссияют праведники как солнце (Мф 13:43), или даже сильнее солнца, насколько в состоянии будет воспринять природа человеческая.
- 29.
Иначе, что делают крестящиеся для мертвых? Если мертвые совсем не воскресают, то для чего и крестятся для мертвых?
Затем, возвращается к прежней речи своей, говоря: что будут делать крестящиеся за мертвецов, если мертвецы не воскресают? Ведь, если не воскресают, то какую пользу получает тот, кто крестит его? Для чего бы стал креститься с ним в крещении?
- 30.
Для чего и мы ежечасно подвергаемся бедствиям?
Для чего и мы претерпеваем гонения, если не будет воскресения?
- 32.
По рассуждению человеческому, когда я боролся со зверями в Ефесе, какая мне польза, если мертвые не воскресают? Станем есть и пить, ибо завтра умрем!
Кроме того, в Ефесе меня бросили даже зверям: что мне за польза была бы сделаться пищею зверей, если бы я не имел получить воскресения, как это утверждаете вы? В таком случае, станем есть и пить, пока мы живы, если нет обещанной жизни после тления.
- 33.
Не обманывайтесь: худые сообщества развращают добрые нравы.
Не заблуждайтесь по следам тех, кои так говорят вам; ибо портят чистые ваши души худыя беседы Греков.
- 35.
Но скажет кто-нибудь: как воскреснут мертвые? и в каком теле придут?
Ибо они говорили: как это воскресают (могут воскресать) мертвецы? В каком же теле придут, ибо вот тело их лежит уже (в земле), истлело и уничтожено?
- 36.
Безрассудный! то, что ты сеешь, не оживет, если не умрет.
Приводит им сравнение с семенем, которое получает жизнь чрез смерть свою.
- 37.
И когда ты сеешь, то сеешь не тело будущее, а голое зерно, какое случится, пшеничное или другое какое
Но семя нисколько не подобно ростку из него, поелику сеешь одно только голое зерно.
- 38.
но Бог дает ему тело, как хочет, и каждому семени свое тело.
Бог же облекает семя твое телом, как хочет.
- 39.
Не всякая плоть такая же плоть; но иная плоть у человеков, иная плоть у скотов, иная у рыб, иная у птиц.
И хотя все семена заставляет давать ростки, ибо каждому семени дает собственное тело, однако - не всякая плоть птиц, зверей и людей одна и та же есть, так чтобы все безразлично достигали этого самого воскресения; но иная плоть людей, которая была создана рукою Бога, и ей обещано воскресение, - и иная плоть скотов, и птиц, и рыб, кои лишены такового же (воскресения).
- 40.
Ст. 40-41 Есть тела небесные и тела земные; но иная слава небесных, иная земных. Иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд; и звезда от звезды разнится в славе.
Иное тело есть у небесных, то есть совершающих дела небесные, - и иное тело есть у земных, кои совершают зло на земле: так и звезда звезду превосходит светом своим.
- 41.
Иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд; и звезда от звезды разнится в славе.
См. Толкование на (1 Кор 15:40)
- 42.
Так и при воскресении мертвых: сеется в тлении, восстает в нетлении
Так небесные превосходят земных в воскресении мертвых.
Итак, сеются тела в тлении, а воскресают в нетлении.
- 43.
сеется в уничижении, восстает в славе; сеется в немощи, восстает в силе
Сеются в безчестии наготы, а воскресают в славе; сеются в немощи смерти, а возстают в силе воскресения.
- 44.
сеется тело душевное, восстает тело духовное. Есть тело душевное, есть тело и духовное.
Сеется тело душевное, а воскресает тело духовное, то есть: сеется по подобию первого Адама, а воскреснет наподобие Адама Духовного.
- 48.
Каков перстный, таковы и перстные; и каков небесный, таковы и небесные
Каков человек земной, то есть тот, кто в дела земли погружен, - таковы и земные; и каков небесный был, таковы делами своими и небесные.
- 49.
И как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного
Как носили мы в рождении образ земнаго, так приуготованы мы носить в том воскресении образ небеснаго.
А как не согласны были между собою греческие секты: были такие, которые отрицали воскресение, и такие, которые говорили, что нет души, - то посему против них также говорит: если нет души, как утверждаете вы, а между тем есть правда в законе, - то ведь и в праве вашем свидетельствуется, что есть воскресение. Посему, когда вы объявляете тление вечное этому видимому телу, - и, как тленное, оно не может-де обладать неуничтожаемостью, - то где же получат воздаяние себе те, кои распинали себя здесь ради Бога? Ведь, душа, которая могла бы получить воздаяние (по вашему), не существует; напротив, существует только тело, которое вы сделали добычею вечного уничтожения.
- 51.
Ст. 51-52 Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся.
Итак, говорит, вот тайна, которая открыта своим, а не для внешних, то есть верующим, кои исповедуют воскресение, а не философам, кои отрицают воскресение мертвых. Все почием, - говорит же это тем, кои дождутся пришествия (Христа). Все обновимся: хотя только праведники воскресают в обновление славы, но и тела грешников обновляются, так как восстают не с тою же скорбью и радостью своею. Это и означают слова: воскреснут мертвецы нетленными, и мы изменимся.
- 52.
вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся.
См. Толкование на (1 Кор 15:51)
- 53.
Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие.
Ибо должно смертному сему телу облечься в жизнь безсмертия, и сему телу тленному облечься в славу нетления.
- 54.
Когда же тленное сие облечется в нетление и смертное сие облечется в бессмертие, тогда сбудется слово написанное: поглощена смерть победою.
Когда же смертное сие и тленное облечется в безсмертие и нетление, тогда сбудется в этом слово, написанное о сем: поглощена смерть в победе воскресения (Ис 25:8).
- 55.
Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?
Где (есть) смерть победа твоя, которая была от Адама до днесь? И где (есть) смерть жало твое, которое получило свое начало от плода древа (Ос 13:14)?
- 56.
Жало же смерти - грех; а сила греха - закон.
Жало же греха закон, который возложен был на Адама и его потомство в самом раю (Быт 2:16)17).
- 57.
Благодарение Богу, даровавшему нам победу Господом нашим Иисусом Христом!
Но Божии дары благодатные дали нам победу, не смотря на всю нашу виновность, не чрез нас и не чрез пророков, как наших спасителей, но чрез Господа нашего Иисуса Христа.
Головна > Бібліотека > Бібліїстика > Біблійні коментарі та тлумачення > БКТ > Прп. Ефрем Сирин > Первое послание к Коринфянам > Глава 15