Глава 7

  • 1.

    Не судите, да не судими будете

    Не должно ли ужаснуться, вострепетать и придти в исступление умом, что, когда Бог Отец, не судя никому, Сам, весь суд даде Сынови (Иоан 5:22); – Сын же вопиет: не судите, да не судими будете, не осуждайте, да не осуждени будете (Лук 6:37); подобно и Апостол: прежде времени ничтоже судите, дондеже приидет Господь (1 Кор 4:5); и еще: имже судом судиши друга, себе осуждаеши ((Рим 2:1); когда, говорю, это так есть; люди, оставя плакаться о своих грехах, взяли суд из рук Сына, и сами, как бы безгрешные, судят и осуждают друг друга? Небо ужасается сему, и земля трепещет; а они не стыдятся бесчувственные!

    Главы о любви.

  • 15.

    Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные

    Не будем допускать помыслов, умаляющих грехи наши и вещающих о свершившемся отпущении их. Ибо о них Господь, оберегающий нас, сказал: Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные. Ведь пока ум наш докучается грехом, мы еще не сподобились прощения его и не сотворили достойных плодов покаяния. Плод же покаяния есть бесстрастие души, а бесстрастие - изглаждение греха. Не имеем еще совершенного бесстрастия, поскольку иногда страсти докучают нам, а иногда - нет. Значит, и не сподобились еще мы совершенного отпущения грехов. От прародительского греха освободились мы через святое крещение; а от греха, на который дерзнули мы после крещения, освободимся через покаяние.

    Слово о подвижнической жизни.

  • 16.

    По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы

    Прекрасно блюсти ум не идущим на поводу у плоти и страстей. Ибо Господь говорит: Не собирают с репейника смоквы — то есть со страстей добродетель, или с терновника виноград — то есть с плоти радостное ведение.

    Главы о богословии.